|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ..
ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТЕПЛОВОЗА - ЧАСТЬ 2
Блок боксования ББ-320А (рис. 131) применяется для защиты тяговых электродвигателей от боксования. Блок состоит из двух реле РК-221 и одного реле РК-231, соединенных шпильками 14, пропущенными через панель 1. Блок боксования через сопротивление и блок выпрямителей подключен к выводам тяговых электродвигателей (катушка каждого реле включена между одноименными выводами электродвигателей двух колесных пар). Если боксования нет, то напряжение на обмотках добавочных полюсов тяговых электродвигателей будет одинаковым и ток в цепи катушки реле боксования вследствие отсутствия разности потенциалов на ее зажимах проходить не будет. При боксовании вследствие уменьшения тока в цепи электродвигателя на обмотках электродвигателя боксующей колесной пары уменьшается падение напряжения, на небоксующих–остается прежним. Блок БДС сравнивает
Рис. 131. Блок боксования ББ-320А:
1–панель; 2–реле; 3. 6–контакты неподвижные: 4, 5 – контакты размыкающий и замыкающий; 7–кожух; 8–винт; 9–пружина; 10–катушка: 11 - якорь; 12–сердечник; 13–гайка; 14– шпилька
140 Таблица 8
сигналы и пропускает сигнал наибольший в данный момент времени. При определенной разности потенциалов на зажимах катушки реле ток в катушке становится достаточным для его включения. Включаясь, реле РБ-1, РБ-2 или РБ-3 своими контактами собирает цепи включения соответствующих реле, которые включают сигнальную лампу «Сброс нагрузки», зуммер боксования и, изменяя сопротивление в задающей и управляющей обмотках амплистата, снижают мощность генератора до прекращения боксования. Коэффициент возврата реле весьма высок (не менее 80%), т. е. якорь отпадает при токе в катушке только на 20% ниже тока, при котором он притягивается. Высокий коэффициент возврата РК необходим для быстрого восстановления возбуждения тягового генератора (после прекращения боксования) и недопущения резкого снижения силы тяги тепловоза. Реле РК-221, РК-231 электромагнитные, плунжерного типа, выполнены с разомкнутой магнитной системой. Втягивающий якорь Л (плунжер) закреплен на поворотном рычаге из немагнитного материала. Контактная система имеет один размыкающий 4 и один замыкающий 5 контакты, закрытые прозрачным кожухом 7. Регулируют реле изменением натяжения пружины 9, положения якоря 11 и контактов 3, а также толщины немагнитной напайки на якоре. Техническая характеристика реле приведена в табл. 7. Реле управления ТРПУ-1 предназначено для работы в электрических цепях управления тепловоза, работает по электромагнитному принципу. Электромагнит клапанного типа состоит из скобы 11 (рис. 132), сердечника 10 с катушкой 9 и плоского якоря 8. Ход якоря ограничивается угольником 7»
141
возвращается якорь пружиной 13. На якоре установлена пластмассовая траверса 6, воздействующая на подвижные пластины замыкающих 3 и размыкающих 4 контактов. На траверсе имеются три перегородки, разделяющие вертикальные ряды контактов, что препятствует перебросу дуги при коммутации больших нагрузок двумя рядом расположенными контактами. Контактные пластины, выводы катушек и электромагнит зафиксированы на пластмассовом корпусе 1 и закрыты кожухом 2. При подаче напряжения на катушку якорь притягивается к скобе и через траверсу замыкает замыкающие и размыкает размыкающие контакты. При снятии напряжения с катушки возвратная пружина возвращает якорь в исходное положение, при этом замыкающие контакты размыкаются, а размыкающие замыкаются. Техническая характеристика реле приведена в табл. 7. Реле времени ВЛ-50 предназначено для осуществления выдержек времени при работе электрических цепей пуска дизеля. Функциональная схема реле приведена на рис. 133.Реле состоит из блока питания БП. времязадающей RС - цепи, порогового усилителя ПУ, выходного устройства В У и электромагнитного реле Р. Выдержка времени начинается с момента подачи напряжения питания. Конденсатор С заряжается через зарядный резистор Р до напряжения отпирания порогового усилителя, который открывает выходное устройство. При этом срабатывает реле Р и переключаются выходные контакты. Выдержка времени на этом заканчивается. Реле имеет один замыкающий и один размыкающий контакт с выдержкой времени. Техническая характеристика реле ВЛ-50Номинальное напряжение питания, В . . . 50 Пределы уставок, с . . . . . . . . 2–200 Число ступеней . . . . . . . . , 100 Напряжение, коммутируемое контактами, В . 24–110 Номинальный ток контактов, А . . . . 4 Минимальный ток, коммутируемый контактами, А ..... ........... 0,05 Напряжение срабатывания реле, В, по отношению к номинальному . . . 0,7–1,2 Масса, кг . . . . . . . . . . 0,35 Габаритные размеры, мм . . . . . . 60Х80Х108
Реле давления масла РДК-3 (рис. 134) защищают дизель при понижении давления в системе смазки верхнего коленчатого вала (установлено два реле). При повышении давления масла выше установленной по шкале величины рычаг 3 под действием силы давления поворачивается против часовой стрелки. При повороте правый конец рычага отойдет от кнопки микропереключателя 8, контакты которого автоматически замкнутся.
142 При понижении давления рычаг под действием силы пружины 4 начнет поворачиваться по часовой стрелке и при достижении значения, равного установленному по шкале, своим правым концом нажмет на кнопку микропереключателя, контакты разомкнутся. Реле настраивают путем изменения затяжки пружины вращением ходового винта 6, предварительно отвернув пробку 7. После настройки ходовой винт стопорится пробкой 7. Диапазон настройки давлений реле РДК-3 кПа (кгс/см2) от 0 до 300 (от О до 3,0). На тепловозах вместо реле РДК-3 может быть установлено реле КРМ с датчиком давления. Техническая характеристика реле давления КРМПределы уставок подавлению, кПа (кгс/см2) от 10 до 1000 (от 0,1 до 10) Зона нечувствительности (нерегулируемая), кПа (кгс/см2) . . . . . . . . . от 5 до 40 (от 0,05 до 0,40) Основная погрешность срабатывания, кПа (кгс/см2) .......... ±25 (0,25) Предельное давление, кПа (кгс/см2) . . 1500 (15) Масса, кг . . . . ...... 0,8 Датчик реле температуры Т-35 (рис. 135) входит в систему автоматического регулирования температуры воды и масла дизеля и предназначен для подачи сигнала на открытие жалюзи при определенной температуре воды и масла на выходе из дизеля. Состоит датчик из манометрической жидкостной термосистемы 1, к дну сильфона которой прижат пружиной шток 2. Вторым концом
Рис. 135. Датчик-реле температуры Т-35:1 -термосистема; 2 – шток; 3, 11, 13. 14–пружины; 4–штуцер; 5–винт крепления термосистемы: 6, 8– рычаги; 7–упор; 9–переключатель; 10–штепсельный разъем; 12 -ось; 13 – регулировочный винт; 16 – капилляр для заполнения 143 шток 2 воздействует на систему рычагов 8 и 6, шарнирно укрепленную на оси 12 и поджатую к штоку 2 двумя пружинами 13 и 11. Кинематическая связь рычагов 8 и 6 осуществляется пружиной 14 и винтом 15. Переключатель 9 жестко закреплен на панели датчика. Корпус датчика соединяется с термосистемой винтами. Работает датчик следующим образом. При изменении температуры контролируемой среды, окружающей термосистему 1, объем жидкости в ней изменяется, что приводит к перемещению дна сильфона и штока 2, который передает это перемещение рычагу 8. Рычаг 8, перемещаясь, через пружину 13 перемещает рычаг 6, который свободным концом воздействует на кнопку переключателя 9. После переключения электрических контактов переключателя 9 в случае продолжения повышения температуры рычаг 6 садится на упор 7, а рычаг 8 продолжает перемещаться. При понижении температуры контролируемой среды объем жидкости в термосистеме уменьшается, дно сильфона и шток 2 переместятся вниз, а вместе с ним переместятся вниз под действием пружин 11 и 13 рычаги 8 и 6. Рычаг 6 отойдет от кнопки переключателя 9, и переключатель сработает в обратном направлении. Конструкция прибора допускает перестройку на другую температуру. Для уменьшения уставки винт 15 нужно вращать против часовой стрелки {вид сверху), для увеличения уставки– по часовой стрелке.
Техническая характеристика датчика-реле Т-35
Термореле КРМ (рис. 136) предназначено для защиты дизеля от повышения температуры выше допустимой в водяной и масляной системах дизеля. Принцип действия реле основан на уравновешивании сил, создаваемых давлением внутри сильфонного устройства и винтовой цилиндрической пружиной. Термобаллон, капиллярная трубка и сильфон термореле представляют собой герметичную термосистему, заряженную специальным наполнителем. Реле работает следующим образом. При повышении температуры контролируемой среды до уставки реле сильфон 5 растягивается, преодолевая сопротивление пружины 7. Подвижной конец сильфона вместе с толкателем 6 перемещается вверх. Толкатель 6 нажимает на рычаг переключателя 9 и производит переключение контактов. При понижении температуры контролируемой среды сильфон под действием пружины сжимается. Подвижной конец сильфона с толкателем перемещается вниз и освобождает рычаг переключателя, производя обратное переключение контактов. Настраивают реле ходовым винтом 8. При повороте ходового винта по часовой стрелке уставка реле уменьшается.
144 Техническая характеристика термореле КРМ
Датчик-реле давления Д250Б предназначен для преобразования давления воздуха тормозной магистрали в электрический сигнал (срабатывание контактов в электрической цепи управления). Прибор (рис. 137) состоит из следующих основных частей: чувствительной системы, узла настройки, передаточного механизма, переключателя и штепсельного разъема. В чувствительную систему входят узел сильфона 3 и корпус. Контролируемое давление создается в полости между корпусом и сильфоном. Узел настройки состоит из пружины 6, винта 8 и резьбовой пробки 7. Уставку настраивают винтом 8. Передаточный механизм состоит из штока 4 и рычага 5, вращающегося на оси 16. Переключатель 12 имеет два неподвижных контакта 13, 15 и один подвижной 14.
145 Принцип действия прибора основан на изменении равновесия силы пружины и давления контролируемой среды, что приводит к перемещению передаточного механизма и к замыканию или размыканию контактов. Техническая характеристика датчика-реле Д250Б
Датчик-реле давления РД-1-ОМ5-02 предназначен для преобразования давления воздуха тормозной магистрали в электрический сигнал (срабатывание контактов в электрической цепи управления). Прибор (рис. 138) состоит из следующих основных частей: чувствительной системы, узла настройки уставки, узла настройки зоны нечувствительности, передаточного механизма, переключателя, демпфера, колодки выводов и штуцера.Чувствительная система присоединяется к корпусу 15 винтами и включает в себя узел сильфона 2 и корпус 1. Узел настройки уставок состоит из пружины сжатия 4, снабженной гайкой (пробкой) с указателем 14, и винта настройки 11. Указатель 14 показывает по шкале 9 уставок контролируемый параметр. Узел настройки зоны нечувствительности состоит из пружины растяжения 7, снабженной гайкой (пробкой) с указателем 6, и винта настройки 10, с помощью которого настраивают зону нечувствительности, значение которой можно оценить по положению указателя 6 на шкале 8. Передаточный механизм включает в себя шток 3 и закрепленный на оси 19 угловой рычаг 17, состоящий из двух рычагов – горизонтального и вертикального, взаимное расположение которых регулируется на заводе-изготовителе с помощью винта 18. Переключатель 16 состоит из рычага, пружины, вилки, контактной пружины с подвижным контактом, двух неподвижных контактов. Рычаг 13 с грузом 12 на конце обеспечивает устойчивую работу прибора при вибрации. Принцип действия прибора основан на изменении равновесия сил пружины и давления контролируемой среды, что приводит к перемещению рычагов, переключающих контакты прибора. Техническая характеристика датчика-реле давления РД-1- ОМ5-02
Датчик температуры ДТКБ-53 предназначен для преобразования температуры воздуха кабины машиниста в электрический сигнал (срабатывание контактов в электрической цепи). Все элементы датчика смонтированы на изоляционном основании со съемной крышкой. Чувствительным элементом датчика является биметаллическая
146
спираль. При изменении температуры свободный конец чувствительного элемента поворачивается, и контакты переключаются. Температура нанесена на шкале. Датчик на желаемую температуру устанавливают поворотом шкалы до совпадения соответствующей отметки с указателем. Для четкого срабатывания контактов в контактную систему введены магниты и пружинный контакт. Техническая характеристика датчика температуры ДТКБ-53
Автоматический воздушный выключатель АЕ25 предназначен для нечастого включения и защиты электрических цепей, аппаратов и электрических машин при перегрузках и коротких замыканиях. Выключатели (рис. 139) имеют ручное управление со свободным расцеплением и моментным замыканием и размыканием контактов. Коммутационное положение контактов определяется по положению рукоятки 7 выключателя: при включенном положении рукоятка занимает верхнее положение (1), при отключенном вручную нижнее 147 Таблица 9
(0), а при автоматическом–промежуточное. Для включения выключателя, отключившегося автоматически, необходимо перевести рукоятку вниз («взвести» механизм расцепителя), а затем – вверх. Техническая характеристика выключателей приведена в табл. 9. Выключатель автоматический А3716Б применяется в цепи регулирования возбуждения тягового генератора и предназначен для длительной работы в нормальном режиме и отключения при перегрузках и коротких замыканиях, а также для оперативных переключении. Техническая характеристика выключателя А3716Б
Автоматические выключатели постоянного тока А-63 (однополюсные) предназначены: для автоматического отключения при перегрузках и токах короткого замыкания, для нечастых (до 6 в 1 ч) включений и отключений цепей вручную. Состоит выключатель (рис. 140) из кожуха, коммутирующего устройства, дугогасительных камер, механизма управления, электромагнитных расцепителей. Отключение автомата при токах перегрузки и короткого замыкания автоматическое. При автоматическом отключении рукоятка управления занимает среднее положение. Включение автомата после автоматического отключения происходит за два движения рукоятки: первое – в сторону отключения для взвода, второе – в сторону включения на замыкание контактов. Конструкция коммутирующего устройства и дугогасительных камер обеспечивает двойной разрыв электрической цепи в каждом полюсе. Вспомогатель- 148
Рис: 140. Выключатель автоматический А-63:1-дно: 2–плунжер; 3–трубка; 4 – катушка; 5 – жидкость специальная; 6,8,11. 21, 25 – пружины; 7 – наконечник полюсный: 9– якорь; 10–коромысло; 12– рейка; 13–рычаг; 14 - корпус; 15–вывод; 16–камера дугогасительная; 17 – выводы; 18– крышка; 19 - вспомогательные контакты; 20 – рукоятка; 22 – ось; 23 – барабан; 24 – стойка; 26-- стержень: 27, 28 – контакты: а–включен; б–выключен автоматически: в – выключен вручную
ные контакты представляют собой самостоятельный узел, кинематически связанный с траверсой механизма расцепления. Техническая характеристика выключателя А-63
Переключатель УП5312-С86 предназначен для аварийного переключения цепей регулирования возбуждения тягового генератора. Переключатель состоит из набора секций, стянутых шпильками. Через секции проходит центральный валик, на одном конце которого укреплена пластмассовая рукоятка. Коммутация осуществляется металлокерамическими контактами, расположенными в секциях.149 Техническая характеристика переключателя УП5312-С86
Переключатель «Тумблер» предназначен для ручного управления электрическими цепями, техническая характеристика его приведена в табл. 10. Таблица 10
Переходное сопротивление каждой замкнутой контактной пары должно быть не более 0,01 Ом. Тумблер П2Т предназначен для ручного управления электрическими цепями, имеет два полюса, фиксация в положениях для переключателя П2Т-1 – 1, 2, 3, для переключателей П2Т-23 и П2Т-5– в положении 1.Техническая характеристика тумблера П2Т
Выключатель кнопочный ВК14-21 предназначен для коммутации электрических цепей управления. Выключатель содержит управляющее и коммутирующее устройства. При нажатии на толкатель происходит изменение коммутационного положения контактов коммутирующего устройства. Техническая характеристика выключателя ВК14-21
Выключатели различаются числом замыкающих и размыкающих контактов. Толкатель цилиндрический, без фиксации. Выключатель путевой (конечный) ВК200ГБ предназначен для коммутации электрических цепей управления под воздействием управляющих упоров (кулачков) в определенных точках пути контролируемого объекта.
150 Техническая характеристика выключателя ВК200ГБ
Выключатель кнопочный ножной КН-2Д служит для управления подачей песка под колесные пары. Техническая характеристика выключателя КН-2А
Кнопки КЕ-011 и КЕ-021, техническаяхарактеристика их приведена в табл .11.
Та блица 11
Разъединитель ГВ предназначен для нечастых включений и отключений электрических цепей (для ГВ-25Б – в обесточенном состоянии), техническая характеристика его приведена в табл. 12. Таблица 12
151 Штепсельное соединение 2СШ.001 предназначено для соединения электрических цепей и состоит из розетки, вилки и держателя.Техническая характеристика штепсельного соединения
Сирена сигнальная СС-2 предназначена для подачи звуковых сигналов, состоит из чугунной оболочки и закрепленного внутри нее электромагнитного механизма ударного действия.Техническая характеристика сигнальной сирены СС-2
Устройство громкоговорящее АГУ-10-4 предназначено для оповещения через микрофон. Питание АГУ должно быть от источника постоянного тока напряжением 13,2 В.Техническая характеристика устройства АГУ-10-4
Лампы Ц110-4 в цилиндрических колбах используют в светосигнальной арматуре, РН60- 4,8 – для установки в светосигнальной арматуре, а также в светильниках местного освещения для подсветки приборов, Ж80-60 – железнодорожные для общего и местного освещения, прожекторные ПЖ-500-1 – в прожекторах тепловоза. Типы ламп и их характеристики приведены в табл. 13. Светосигнальная арматура АС-43021 (с красной линзой) и АС-43025 (с линзой молочного цвета) предназначена для ламп с цоколем В15d/18 на. напряжение 110 В мощностью 4 Вт. Световое отверстие диаметром 25 мм. Масса арматуры 0,095 кг. Габаритные размеры: диаметр 37 мм; высота 102 мм. Таблица 13
152 Потенциометр П-90 предназначен для регулирования яркости ламп на пульте управления. Техническая характеристика потенциометра
8.4. Аппараты автоматического регулирования параметров тепловозаБесконтактный регулятор напряжения БРН-ЗВ поддерживает напряжение вспомогательного генератора тепловоза (75±1) В в рабочем диапазоне изменения частоты вращения и тока нагрузки якоря, состоит (рис. 141) из измерительного и регулирующего органов. В состав измерительного органа входят стабилитроны ДЗ(Д6), Д4, Д5, транзисторы Т1, Т2, ТЗ, резисторы R1, RЗ, R4, R5, потенццометр R2 и конденсатор С1. Измерительный орган собран по мостовой схеме с транзистором Т1 в диагонали моста. Напряжение на стабилитроне ДЗ(Д6) сравнивается с напряжением на резисторе R3 и части резистора R.2 (между движком резистора R2 и «минусом» схемы), пропорциональным напряжению вспомогательного генератора. Стабилитрон Д6 является резервным. Потенциометр R2 служит для настройки регулятора на заданное напряжение.
Рис. 141. Принципиальная схема регулятора напряжения БРН-ЗВ:Д1, ДЗ. Д7–Д13, Д16 – выпрямительные диоды; ДЗ–Д6, Д14. Д15. Д17 – стабилитроны: T1–ТЗ – транзисторы; T4, T5 – тиристоры; С1–С4 – конденсаторы: R1–R9, R1`– резисторы; Др1, Др2 – дроссели
153
Рис. 142. Схема мультивибратора:Т4, TS – тиристоры; С2 – разделительный конденсатор; R6, R7 – резисторы; Д16 – стабилитрон-. Д6 – ограничительный диод; Др1, Др2 – дроссели; OB – обмотка возбуждения: БА – аккумуляторная батарея; Р – контакт реле управления
Регулирующий орган состоит из тиристоров Т4, Т5, диодов Д8–Д13, Д16, Д18, резисторов R6–R9, стабилитронов Д14, Д15, Д17, дросселей Др1, Др2 и конденсаторов С2–С4. Нагрузкой регулирующего органа является обмотка возбуждения вспомогательного генератора. Регулирующий орган представляет собой мультивибратор (рис. 142) на тиристорах Т4, Т5. При появлении напряжения на обмотке возбуждения появляется напряжение на аноде тиристора Т4, тиристор Т4 открывается. Конденсатор С2 заряжается. При определенном напряжении заряда конденсатора С2 открывается тиристор Т5. Конденсатор разряжается через открывшийся тиристор Т5, при этом напряжение обратной полярности прикладывается к тиристору T4, и он закрывается. Начинается перезаряд конденсатора С2 через обмотку возбуждения и открытий тиристор Т5. В результате тиристор Т4 открывается, а тиристор Т5 закрывается разрядным током конденсатора. С2. Процесс повторяется многократно. Устанавливается режим автоколебаний с частотой, определяемой резистором R7 и конденсатором С2. В схеме управления регулятор работает следующим образом. После пуска дизеля напряжение вспомогательного генератора увеличивается пропорционально частоте вращения якоря. Между движком потенциометра R2 и «минусом» схемы появляется напряжение, пропорциональное напряжению вспомогательного генератора. При этом к переходу база-эмиттер транзистора Т1 прикладывается разность потенциалов между движком потенциометра R2 и анодом стабилитрона ДЗ. Когда напряжение вспомогательного генератора достигнет 75 В, открывается транзистор Т1, что приводит к открытию транзисторов Т2 и ТЗ. Открытый транзистор ТЗ шунтирует переход управляющий электрод– катод тиристора Т4. Ток управления тиристора Т4 резко уменьшается благодаря наличию стабилитрона Д17. При этом тиристор Т4 включиться не может. Это приводит к уменьшению тока возбуждения и снижению напряжения вспомогательного генератора. Напряжение снижается до тех пор, пока напряжение в измерительной диагонали моста, т.е. на входе транзистора Т1, не уменьшится настолько, что транзистор Т1, а следовательно, и транзисторы Т2 и ТЗ закроются. После этого тиристор Т4 откроется, и процесс повторится. Процесс регулирования напряжения вспомогательного генератора имеет колебательный характер, частота которого определяется его электрическими и механическими параметрами. Стабилитроны Д4, Д5 служат в качестве термокомпенсатора. Диод Д7 служит для уменьшения тока утечки транзистора Т1, диоды Д1, Д2–для защиты переходов транзистора Т1; диоды Д8, Д16 – для защиты переходов тиристоров Т4, Т5 от перенапряжений при перезарядке конденсатора С2. Диод Д8 служит для защиты перехода эмиттер–коллектор транзистора ТЗ и перехода база–коллектор транзистора Т2. Стабилитрон Д17 создает отрицательное смещение на управляющем электроде тиристора Т4, чем обеспечивается отсечка тока управления тиристора Т4 при открытом транзисторе ТЗ. Для предотвращения потери управляемости служат отсекающие диоды Д11, Д12, Д 18. Дроссели Др1, Др2 предназначены для защиты тиристоров Т4, Т5 от коммутацион-
154 ных импульсов тока. Резисторы R8, R9 и конденсаторы СЗ, С4 используются для повышения помехоустойчивости регулятора. Техническая характеристика регулятора БРН-ЗВ
Амплистат возбуждения АВ-ЗА (рис. 143) регулирует ток возбуждения тягового генератора. Это магнитный усилитель с внутренней обратной связью с двумя магнитопроводами, на каждом из которых намотано по одной рабочей обмотке. Обмотки подмагничивания амплистата – управляющая ОУ, задающая 03, регулировочная ОР и стабилизирующая ОС– обхватывают оба магнитопровода, которые стягиваются шпильками с помощью уголков. Выводы катушек выполнены проводами на специальных изолированных панелях.Принцип действия амплистата основан на использовании явления магнитного насыщения стали. Рабочие обмотки (обмотки переменного тока) представляют для переменного тока индуктивное сопротивление. По мере увеличения напряженности магнитного поля (при увеличении частоты питания рабочих обмоток переменным током от синхронного подвозбудителя) сталь сердечников насыщается, а магнитная проницаемость уменьшается, т.е. уменьшается индуктивность рабочих обмоток. Если одну из управляющих обмоток питать постоянным током и тем самым увеличить насыщение сердечника, то вследствие уменьшения индуктивности рабочих обмоток их индуктивное сопротивление уменьшается, следовательно, ток в рабочих обмотках, в цепь которых
Рис. 143. Амплистат возбуждения АВ-ЗА:а – общий вид; б–схема; HI, К.1, Н2, КЗ–начало и конец рабочих обмоток; НС, КС–начало и конец стабилизирующей обмотки; НЗ–КЗ – начало и конец задающей обмотки; HP и КР – начало и конец регулировочной обмотки; НУ и КУ – качало и конец обмотки управления. Зажимы в скобках на рисунке не видны
Таблица 14
включена нагрузка, возрастает. Чем больше ток управления, тем меньше индуктивное сопротивление рабочих обмоток и тем больше ток нагрузки. Управляющая обмотка включена встречно задающей и регулировочной так, что намагничивающие силы вычитаются. Техническая характеристика амплистата возбуждения АВ-ЗА
Данные обмоток амплистата приведены в табл. 14.
Трансформаторы постоянного тока ТПТ-21, ТПТ-22 (рис. 144) служат для измерения тока в цепи тяговых электродвигателей тепловоза. Выполнены трансформаторы без собственной первичной обмотки. Первичной, или управляющей, обмоткой служат один или два кабеля, пропущенные через центральное отверстие трансформатора. Каждый трансформатор состоит из двух кольцевых катушек индуктивности с сердечниками, на которых намотаны рабочие обмотки. Рабочие обмотки соединены между собой встречно.
Для снижения влияния помех, создаваемых посторонними сильноточными кабелями и стальными массами и влияющих на результаты измерения трансформатора постоянного тока, каждая рабочая обмотка состоит из четырех секций, электрически соединенных параллельно. Сердечники с рабочими обмотками и арматура для крепления угольников залиты эпоксидным компаундом. Принцип работы трансформатора постоянного тока такой же, как и магнитного усилителя, т. е. индуктивное сопротивление рабочих обмоток изменяется под влиянием подмагничивания обмотки управления — в данном случае силовых кабелей, по которым протекает ток тяговых электродвигателей. При увеличении тока тяговых электродвигателей степень насыщения сердечников увеличивается, индуктивное сопротивление рабочей обмотки уменьшается и ток в рабочей цепи трансформатора увеличивается. Таким образом, ток в рабочей цепи трансформатора постоянного тока пропорционален току тяговых электродвигателей. 156 Таблица 15
* При частоте 13S Гц сопротивление нагрузки должно быть не более 15 Ом.
Характеристики трансформаторов приведены в табл. 15.
Трансформатор постоянного напряжения ТПН-ЗА предназначен для измерения напряжения тягового генератора. Он состоит из двух кольцевых катушек индуктивности с сердечниками, на каждом из которых намотана рабочая обмотка. Между собой рабочие обмотки соединены встречно. Управляющая обмотка намотана на оба сердечника. Сердечники трансформатора с обмотками и шпильками залиты эпоксидным компаундом. К шпилькам прикреплены угольники, с помощью которых трансформатор устанавливается на тепловозе. Принцип работы трансформатора постоянного напряжения основан на изменении индуктивных сопротивлений рабочих обмоток под влиянием подмагничивания обмотки управления. Выходным параметром трансформатора является вторичный ток, величина которого пропорциональна первичному напряжению трансформатора. При увеличении напряжения тягового генератора степень насыщения сердечников увеличивается, индуктивное сопротивление рабочих обмоток при этом уменьшается и ток в его рабочих обмотках увеличивается. Следовательно ток в рабочей цепи трансформатора постоянного напряжения пропорционален напряжению тягового генератора. Вместо трансформатора ТПН-ЗА может быть установлен трансформатор ТПН-61. Характеристики трансформаторов приведены в табл. 16, данные обмоток — в табл. 17. Блок тахометрический БА-420 получает и подает в задающую обмотку амплистата возбуждения сигнал, пропорциональный частоте вращения вала дизеля (частоте синхронного подвозбудителя). Блок состоит (рис. 145) из насыщающего трансформатора 9, компенсирующего трансформатора 10, выпрямительного моста (состоящего из диодов 6) и сглаживающего фильтра (состоящего из дросселя 7, конденсаторов 2 и резистора 3}. Трансформаторы установлены друг на друге и стянуты шпилькой 8. Детали блока размещены в корпусе 4, закрывающемся крышкой 12, которая крепится к корпусу винтами. На передней стенке крышки помещена схема 11
157 Таблица 16
блока. Все электрические соединения внутри блока и выводы к лепесткам, колодки штепсельного разъема 1 выполнены проводом 5. Блок к схеме регулирования тепловоза присоединяется с помощью вставки штепсельного разъема 13. Принцип работы блока (рис. 146). Входное напряжение от синхронного подвозбудителя подается на последовательно включенные первичные обмотки насыщающего и компенсирующего трансформаторов ТР1 и ТР2. Частота питающего напряжения пропорциональна частоте вращения вала дизеля. В определенный момент времени входное напряжение насыщает сердечник транс-
Рис. 145. Блок тахометрический БА-420
158 Таблица 17
форматора Т PI, после чего изменение индукции в нем определяется изменением намагничивающего потока в первичной обмотке. В следующий полупериод, когда входное напряжение меняет знак, сердечник трансформатора ТР1 выходит из зоны насыщения и начинает перемагничиваться в противоположном направлении. При этом скорость изменения индукции в сердечнике определяется мгновенным значением приложенного напряжения и практически не зависит от намагничивающего тока до момента насыщения сердечника. Среднее значение напряжения на вторичной обмотке ТР1 зависит только от частоты и не зависит от напряжения питания. Однако изменение индукции сердечника после его насыщения, обусловленное неидеальностью петли гистерезиса, вносит погрешность в измерение частоты. Для повышения точности измерения частоты применен компенсирующий трансформатор ТР2, у которого по первичной обмотке протекает намагничивающий ток трансформатора ТР1, а вторичная обмотка включена встречно с вторичной обмоткой трансформатора ТР1 и ее э. д. с. компенсирует ту часть э. д.с. вторичной обмотки, которая обусловлена изменением намагничивающего тока при насыщении сердечника. Выходное напряжение трансформаторов ТР1 и ТР2 выпрямляется диодами, а его пульсация сглаживается фильтром (дроссель Др, конденсаторы С и резистор R). Техническая характеристика блока тахометрического БА-420
Технические данные обмоток трансформаторов и дросселя приведены в табл. 18.
Рис. 146. Принципиальная электрическая схема блока БА-420
Трансформатор стабилизирующий ТС-2 улучшает динамические характеристики схемы возбуждения тепловоза. Трансформатор представляет собой набранный из П- образных пластин и полосэлектротехнической стали магнитный сердечник. На магнитном сердечнике расположена катушка с первичной и вторичной обмотками, выводы которых размещены на пластмассовых панелях. Конструкция трансформатора предусматривает возмож-
Таблица 18
ность регулировки воздушного зазора между ярмом и сердечником с помощью немагнитных прокладок из прессшпана. Масса трансформатора 38 кг. Первичная обмотка через резистор СТС включена на напряжение возбудителя, а от вторичной обмотки получает питание стабилизирующая обмотка амплистата. Стабилизирующий трансформатор работает только при переходных процессах в схеме. При быстром нарастании напряжения возбудителя он создает отрицательный сигнал в амплистате, в результате чего скорость нарастания напряжения значительно уменьшается. Подобным же образом стабилизирующий трансформатор замедляет снижение напряжения возбудителя. Благодаря замедленному протеканию переходных процессов работа схемы становится устойчивой. Техническая характеристика обмоток трансформатора ТС-2 приведена в табл. 19. Трансформатор распределительный ТР-23 предназначен для питания цепей переменного тока и напряжения, а также амплистата возбуждения и индуктивного датчика в схеме электропередачи тепловоза. Он представляет собой трансформатор кольцевого типа, состоящий из сердечника, намотанного в кольцо из ленты электротехнической стали, и намотанных на сердечник обмоток. Концы обмоток припаяны к выводам, собранным на изоляционной панели. Сердеч-
Таблица 19
ник обмотки и панель залиты компаундом на основе эпоксидной смолы. Слой эпоксидной изоляции на торце, противоположном панели выводов, служит привалочной поверхностью для крепления трансформатора на тепловозе. Крепится трансформатор болтом, проходящим через центральное отверстие сердечника. От источника переменного тока (синхронного подвозбудителя) к первичной обмотке .подводится переменное напряжение. Ток, протекающий в этой обмотке, создает магнитный поток, направленный по стали замкнутого сердечника. Во вторичных обмотках от потока индуцируется переменное напряжение, величина которого зависит от числа витков первичной и вторичной обмоток. От выводов вторичных обмоток питание распределяется к различным потребителем (рис. 147). Техническая характеристика трансформатора ТР-23 (номинальная частота 133 Гц) приведена в табл. 20. Индуктивный датчик ИД-31 предназначен для дополнительного регулирования тяговой мощности посредством изменения тока в регулировочной обмотке амплистата. Индуктивный датчик (рис. 148) состоит из неподвижной системы - катушки 2, заключенной в стальной магнитный сердечник 1, и переменяющегося внутри катушки якоря 4. Напряжение подводится к штепсельному разъему 5. Катушка, магнитный сердечник — стальной корпус и штепсельный разъем объединены в неразъемный блок путем заливки изоляционным компаундом. Неподвижная часть (корпус) датчика сочленена с объединенным регулятором дизеля с помощью фланца 3. Подвижная часть (якорь) соединяется со штоком сервомотора регулятора. Датчик представляет собой электрический преобразователь, в котором линейное перемещение подвижной части (якоря) вызывает изменение индуктивности к, следовательно, полного электрического сопротивления катушки переменному току. Таблица 20
Примечание. Допуск на напряжение вторичной обмотки ±2,5%.
Регулятор мощности, перемещая якорь индуктивного датчика, стремится поддержать мощность генератора равной свободной мощности дизеля. При этом наибольший сигнал индуктивного датчика соответствует положению якоря, выдвинутому на 65 мм в сторону крепежного фланца. Наименьший сигнал датчика соответствует наибольшему втянутому положению якоря датчика, при котором торец конической части якоря совпадает с торцом корпуса датчика. Техническая характеристика индуктивного датчика ИД-31
* При изменение сопротивления катушки от наименьшего до наибольшего.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ..
|
|
|