ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТЕПЛОВОЗА - ЧАСТЬ 2

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа 2ТЭ10М Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

 

ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТЕПЛОВОЗА - ЧАСТЬ 2

 

 

Блок боксования ББ-320А (рис. 131) применяется для защиты тяговых электродвигателей от боксования. Блок состоит из двух реле РК-221 и одного реле РК-231, соединенных шпильками 14, пропущенными через панель 1. Блок боксования через сопротивление и блок выпрямителей

подключен к выводам тяговых электродвигателей (катушка каждого реле включена между одноименными выводами электродвигателей двух колесных пар).

Если боксования нет, то напряжение на обмотках добавочных полюсов тяговых электродвигателей будет одинаковым и ток в цепи катушки реле боксования вследствие отсутствия разности потенциалов на ее зажимах проходить не будет. При боксовании вследствие уменьшения тока в цепи электродвигателя на обмотках электродвигателя боксующей колесной пары уменьшается падение напряжения, на небоксующих–остается прежним. Блок БДС сравнивает


 

image


 

Рис. 131. Блок боксования ББ-320А:


 

1–панель; 2–реле; 3. 6–контакты неподвижные: 4, 5 – контакты размыкающий и замыкающий; 7–кожух; 8–винт; 9–пружина; 10–катушка: 11 - якорь; 12–сердечник; 13–гайка; 14– шпилька


 

140

Таблица 8

Положение контактов

Ток токовон катушки, А

Ток катушки напряжения, А

Положение контактов

Ток токовой катушки. А

Ток катушки напряжения. А

Замыкаются

0

0,075–0,085

Замыкаются

1

0,155–0,165

Размыкаются

0

0,022–0,032

Размыкаются

1,3

0,052–0,065


 

сигналы и пропускает сигнал наибольший в данный момент времени. При определенной разности потенциалов на зажимах катушки реле ток в катушке становится достаточным для его включения.

Включаясь, реле РБ-1, РБ-2 или РБ-3 своими контактами собирает цепи включения соответствующих реле, которые включают сигнальную лампу «Сброс нагрузки», зуммер боксования и, изменяя сопротивление в задающей и управляющей обмотках амплистата, снижают мощность генератора до прекращения боксования. Коэффициент возврата реле весьма высок (не менее 80%), т. е. якорь отпадает при токе в катушке только на 20% ниже тока, при котором он притягивается. Высокий коэффициент возврата РК необходим для быстрого восстановления возбуждения тягового генератора (после прекращения боксования) и недопущения резкого снижения силы тяги тепловоза.

Реле РК-221, РК-231 электромагнитные, плунжерного типа, выполнены с разомкнутой магнитной системой. Втягивающий якорь Л (плунжер) закреплен на поворотном рычаге из немагнитного материала. Контактная система имеет один размыкающий и один замыкающий 5 контакты, закрытые прозрачным кожухом 7. Регулируют реле изменением натяжения пружины 9, положения якоря 11 и контактов 3, а также толщины немагнитной напайки на якоре.

Техническая характеристика реле приведена в табл. 7.

Реле управления ТРПУ-1 предназначено для работы в электрических цепях управления тепловоза, работает по электромагнитному принципу.

Электромагнит клапанного типа состоит из скобы 11 (рис. 132), сердечника 10 с катушкой и плоского якоря 8. Ход якоря ограничивается угольником 7»


 

image


 

141


 

image

возвращается якорь пружиной 13. На якоре установлена пластмассовая траверса 6, воздействующая на подвижные пластины замыкающих и размыкающих контактов. На траверсе имеются три перегородки, разделяющие вертикальные ряды контактов, что препятствует перебросу дуги при коммутации больших нагрузок двумя рядом расположенными контактами. Контактные пластины, выводы катушек и электромагнит зафиксированы на пластмассовом корпусе и закрыты кожухом 2.

При подаче напряжения на катушку якорь притягивается к скобе и через траверсу замыкает замыкающие и размыкает размыкающие контакты. При снятии напряжения с катушки возвратная пружина возвращает якорь в исходное положение, при этом замыкающие контакты размыкаются, а размыкающие замыкаются. Техническая характеристика реле приведена в табл. 7.

Реле времени ВЛ-50 предназначено для осуществления выдержек времени при работе электрических цепей пуска дизеля. Функциональная схема реле приведена на рис. 133.

Реле состоит из блока питания БП. времязадающей RС - цепи, порогового усилителя ПУ, выходного устройства В У и электромагнитного реле Р. Выдержка времени начинается с момента подачи напряжения питания. Конденсатор С заряжается через зарядный резистор Р до напряжения отпирания порогового усилителя, который открывает выходное устройство. При этом срабатывает реле Р и переключаются выходные контакты. Выдержка времени на этом заканчивается.

Реле имеет один замыкающий и один размыкающий контакт с выдержкой времени.

Техническая характеристика реле ВЛ-50

Номинальное напряжение питания, В . . . 50

Пределы уставок, с . . . . . . . . 2–200

Число ступеней . . . . . . . . , 100

Напряжение, коммутируемое контактами, В . 24–110

Номинальный ток контактов, А . . . . 4

Минимальный ток, коммутируемый контактами, А ..... ........... 0,05 Напряжение срабатывания реле, В, по отношению к номинальному . . . 0,7–1,2 Масса, кг . . . . . . . . . . 0,35

Габаритные размеры, мм . . . . . . 60Х80Х108


 

Реле давления масла РДК-3 (рис. 134) защищают дизель при понижении давления в системе смазки верхнего коленчатого вала (установлено два реле). При повышении давления масла выше установленной по шкале величины рычаг под действием силы давления поворачивается против часовой стрелки.

При повороте правый конец рычага отойдет от кнопки микропереключателя 8, контакты которого автоматически замкнутся.


 

142

При понижении давления рычаг под действием силы пружины начнет поворачиваться по часовой стрелке и при достижении значения, равного установленному по шкале, своим правым концом нажмет на кнопку микропереключателя, контакты разомкнутся.

Реле настраивают путем изменения затяжки пружины вращением ходового винта 6,

предварительно отвернув пробку 7. После настройки ходовой винт стопорится пробкой 7.

Диапазон настройки давлений реле РДК-3 кПа (кгс/см2) от 0 до 300 (от О до 3,0).

На тепловозах вместо реле РДК-3 может быть установлено реле КРМ с датчиком давления.

Техническая характеристика реле давления КРМ

Пределы уставок подавлению, кПа (кгс/см2) от 10 до 1000 (от 0,1 до 10)

Зона нечувствительности (нерегулируемая), кПа (кгс/см2) . . . . . . . . . от 5 до 40

(от 0,05 до 0,40)

Основная погрешность срабатывания, кПа (кгс/см2) .......... ±25 (0,25)

Предельное давление, кПа (кгс/см2) . . 1500 (15)

Масса, кг . . . . ...... 0,8

Датчик реле температуры Т-35 (рис. 135) входит в систему автоматического регулирования температуры воды и масла дизеля и предназначен для подачи сигнала на открытие жалюзи при определенной температуре воды и масла на выходе из дизеля. Состоит датчик из манометрической жидкостной термосистемы 1, к дну сильфона которой прижат пружиной шток 2. Вторым концом


 

image

Рис. 135. Датчик-реле температуры Т-35:

1 -термосистема; 2 – шток; 3, 11, 13. 14–пружины; 4–штуцер; 5–винт крепления термосистемы: 6, 8– рычаги; 7–упор; 9–переключатель; 10–штепсельный разъем; 12 -ось; 13 – регулировочный винт; 16 – капилляр для заполнения

143

шток воздействует на систему рычагов 8 и 6, шарнирно укрепленную на оси 12 и поджатую к штоку 2 двумя пружинами 13 и 11. Кинематическая связь рычагов и 6 осуществляется пружиной 14 и винтом 15. Переключатель жестко закреплен на панели датчика. Корпус датчика соединяется с термосистемой винтами.

Работает датчик следующим образом. При изменении температуры контролируемой среды, окружающей термосистему 1, объем жидкости в ней изменяется, что приводит к перемещению дна сильфона и штока 2, который передает это перемещение рычагу 8. Рычаг 8, перемещаясь, через пружину 13 перемещает рычаг 6, который свободным концом воздействует на кнопку переключателя 9. После переключения электрических контактов переключателя в случае продолжения повышения температуры рычаг садится на упор 7, а рычаг продолжает перемещаться.

При понижении температуры контролируемой среды объем жидкости в термосистеме уменьшается, дно сильфона и шток 2 переместятся вниз, а вместе с ним переместятся вниз под действием пружин 11 и 13 рычаги и 6. Рычаг 6 отойдет от кнопки переключателя 9, и переключатель сработает в обратном направлении.

Конструкция прибора допускает перестройку на другую температуру. Для уменьшения уставки винт 15 нужно вращать против часовой стрелки {вид сверху), для увеличения уставки– по часовой стрелке.


 

Техническая характеристика датчика-реле Т-35


 

 

Т-35-01-03

Т-35-02-03

Пределы уставок контролируемых температур, °С . ....

от 0 до 100

от 90 до 150

Разброс срабатывания прибора при неизменных окружающих условиях, °С .........

1

 

Напряжение питания, В, для обеспечения коммутации электрических цепей постоянного тока мощностью до 30 Вт и индуктивной нагрузке 2 Гн ......

от 24 до 110

Постоянная времени срабатывания прибора в циркулирующей воде, с ..........

не более 25


 

Термореле КРМ (рис. 136) предназначено для защиты дизеля от повышения температуры выше допустимой в водяной и масляной системах дизеля. Принцип действия реле основан на уравновешивании сил, создаваемых давлением внутри сильфонного устройства и винтовой цилиндрической пружиной. Термобаллон, капиллярная трубка и сильфон термореле представляют собой герметичную термосистему, заряженную специальным наполнителем.

Реле работает следующим образом. При повышении температуры контролируемой среды до уставки реле сильфон 5 растягивается, преодолевая сопротивление пружины 7. Подвижной конец сильфона вместе с толкателем перемещается вверх. Толкатель нажимает на рычаг переключателя и производит переключение контактов. При понижении температуры контролируемой среды сильфон под действием пружины сжимается. Подвижной конец сильфона с толкателем перемещается вниз и освобождает рычаг переключателя, производя обратное переключение контактов. Настраивают реле ходовым винтом 8. При повороте ходового винта по часовой стрелке уставка реле уменьшается.


 

144

Техническая характеристика термореле КРМ


 

Пределы уставок контролируемых температур, °С . . ...........

от 0 до 125

Наибольшая допустимая температура, °С . .

135

Погрешность, %, не более

±3

Зона нечувствительности (нерегулируемая), °С: нижнее значение .

0,5

верхнее значение .

4,0

Коммутируемая мощность контактов, Вт, для цепей постоянного тока напряжением до 110 В при индуктивности до 0,3 Гн .

60

Масса, кг

1,4


 

Датчик-реле давления Д250Б предназначен для преобразования давления воздуха тормозной магистрали в электрический сигнал (срабатывание контактов в электрической цепи управления).

Прибор (рис. 137) состоит из следующих основных частей: чувствительной системы, узла настройки, передаточного механизма, переключателя и штепсельного разъема. В чувствительную систему входят узел сильфона и корпус. Контролируемое давление создается в полости между корпусом и сильфоном. Узел настройки состоит из пружины 6, винта и резьбовой пробки 7. Уставку настраивают винтом 8. Передаточный механизм состоит из штока и рычага 5, вращающегося на оси 16. Переключатель 12 имеет два неподвижных контакта 13, 15 и один подвижной 14.


 

image


 

145

Принцип действия прибора основан на изменении равновесия силы пружины и давления контролируемой среды, что приводит к перемещению передаточного механизма и к замыканию или размыканию контактов.

Техническая характеристика датчика-реле Д250Б

Пределы уставов, кПа (кгс/см2)

от 20 до 200 (от 0,2 до 2)

Зона нечувствительности, МПа (кгс/см2)

0,01 (0,1)

Сопротивление изоляции, МОм, не менее .

50

Наибольшая коммутируемая мощность, Вт, при напряжении 110

В и индуктивной нагрузке 0,5 Гн

60

Масса, кг

0.9


 

Датчик-реле давления РД-1-ОМ5-02 предназначен для преобразования давления воздуха тормозной магистрали в электрический сигнал (срабатывание контактов в электрической цепи управления). Прибор (рис. 138) состоит из следующих основных частей: чувствительной системы, узла настройки уставки, узла настройки зоны нечувствительности, передаточного механизма, переключателя, демпфера, колодки выводов и штуцера.

Чувствительная система присоединяется к корпусу 15 винтами и включает в себя узел сильфона 2 и корпус 1. Узел настройки уставок состоит из пружины сжатия 4, снабженной гайкой (пробкой) с указателем 14, и винта настройки 11. Указатель 14 показывает по шкале уставок контролируемый параметр.

Узел настройки зоны нечувствительности состоит из пружины растяжения 7, снабженной гайкой (пробкой) с указателем 6, и винта настройки 10, с помощью которого настраивают зону нечувствительности, значение которой можно оценить по положению указателя на шкале 8. Передаточный механизм включает в себя шток и закрепленный на оси 19 угловой рычаг 17, состоящий из двух рычагов – горизонтального и вертикального, взаимное расположение которых регулируется на заводе-изготовителе с помощью винта 18. Переключатель 16 состоит из рычага, пружины, вилки, контактной пружины с подвижным контактом, двух неподвижных контактов. Рычаг 13 с грузом 12 на конце обеспечивает устойчивую работу прибора при вибрации. Принцип действия прибора основан на изменении равновесия сил пружины и давления контролируемой среды, что приводит к перемещению рычагов, переключающих контакты прибора.

Техническая характеристика датчика-реле давления РД-1- ОМ5-02

Наибольшее допускаемое давление, кПа (кгс/см2) .."........

2500 (25)

Пределы уставок, кПа (кгс/см2)

от 100,0 (1,0) до 1000,0 (10,0)

Зона нечувствительности:

 

наименьшее значение, кПа (кгс/см2), не более

100,0 (1,0)

наибольшее значение, кПа (кгс/см2), не менее

600,0 (6,0)

Сопротивление изоляции цепей относительно корпуса, МОм, не менее

40

Коммутируемая контактами мощность, Вт, при напряжении, 110 В

30

Масса, кг. не более

1.35


 

Датчик температуры ДТКБ-53 предназначен для преобразования температуры воздуха кабины машиниста в электрический сигнал (срабатывание контактов в электрической цепи). Все элементы датчика смонтированы на изоляционном основании со съемной крышкой.

Чувствительным элементом датчика является биметаллическая


 

146


 

image

спираль. При изменении температуры свободный конец чувствительного элемента поворачивается, и контакты переключаются. Температура нанесена на шкале. Датчик на желаемую температуру устанавливают поворотом шкалы до совпадения соответствующей отметки с указателем. Для четкого срабатывания контактов в контактную систему введены магниты и пружинный контакт.

Техническая характеристика датчика температуры ДТКБ-53

Крайние значения предела уставок, °С .

Цена деления шкалы, °С

0; +30

2

Характер работы

замыкание контактов при понижении температуры

Коммутируемая мощность, Вт, при напряжении 127 В.

50

Зона нечувствительности (дифференциал), °С .............

от 2 до 8

Сопротивление изоляции, МОм, не менее

20

Масса, кг, не более

0,3


 

Автоматический воздушный выключатель АЕ25 предназначен для нечастого включения и защиты электрических цепей, аппаратов и электрических машин при перегрузках и коротких замыканиях. Выключатели (рис. 139) имеют ручное управление со свободным расцеплением и моментным замыканием и размыканием контактов. Коммутационное положение контактов определяется по положению рукоятки 7 выключателя: при включенном положении рукоятка занимает верхнее положение (1), при отключенном вручную нижнее

147

Таблица 9

Показатели

Значение показателен для выключателей

АЕ2531-10

АЕ2532-10

АЕ2534-10

1

2

3

4

Номинальный ток, А

25

25

25

Номинальное напряжение, В

110

110

110

Число контактов главной цепи

1

2

1

Число электромагнитных расцепите-лей максимального тока

1

2

1

Число тепловых расцепителей максимального тока

-

-

1

Номинальный ток. А, расцепителей максимального тока и уставка по току срабатывания в кратности к номинальному току

12,5; 3IH

5.0; 1,3IH

8,0; 5IH

5,0; 5IH

20,0: 5IH

12,5: 5IH

1.25; 1,3IH

   

20,0; 1,3IH

   

Масса, кг

0,4

0,8

0,4

Габаритные размеры, мм

25Х173Х105

50Х176Х105

25Х173Х105

(0), а при автоматическом–промежуточное. Для включения выключателя, отключившегося автоматически, необходимо перевести рукоятку вниз («взвести» механизм расцепителя), а затем – вверх.

Техническая характеристика выключателей приведена в табл. 9. Выключатель автоматический А3716Б применяется в цепи регулирования возбуждения тягового генератора и предназначен для длительной работы в нормальном режиме и отключения при перегрузках и коротких замыканиях, а также для оперативных переключении.

Техническая характеристика выключателя А3716Б

Число полюсов

3

Номинальное напряжение, В

660

Номинальный ток, А

160

Номинальный ток. А:

 

теплового расцепителя

80

электромагнитного расцепителя

160

Уставка по току срабатывания. А, расцепителя:

 

теплового

92

электромагнитного

630

Число вспомогательных контактов

2з; 2р

Номинальный ток, А, вспомогательных кон тактов .

4

Масса, кг, не более

10

Габаритные размеры, им

112Х355Х165

Автоматические выключатели постоянного тока А-63 (однополюсные) предназначены: для автоматического отключения при перегрузках и токах короткого замыкания, для нечастых (до 6 в 1 ч) включений и отключений цепей вручную. Состоит выключатель (рис.

140) из кожуха, коммутирующего устройства, дугогасительных камер, механизма управления, электромагнитных расцепителей. Отключение автомата при токах перегрузки и короткого замыкания автоматическое. При автоматическом отключении рукоятка управления занимает среднее положение. Включение автомата после автоматического отключения происходит за два движения рукоятки: первое – в сторону отключения для взвода, второе – в сторону включения на замыкание контактов.

Конструкция коммутирующего устройства и дугогасительных камер обеспечивает двойной разрыв электрической цепи в каждом полюсе. Вспомогатель-

148


 

image


 

Рис: 140. Выключатель автоматический А-63:

1-дно: 2–плунжер; 3–трубка; 4 – катушка; 5 – жидкость специальная; 6,8,11. 21, 25 – пружины; 7 – наконечник полюсный: 9– якорь; 10–коромысло; 12– рейка; 13–рычаг; 14 - корпус; 15–вывод; 16–камера дугогасительная; 17 – выводы; 18– крышка; 19 - вспомогательные контакты; 20 – рукоятка; 22 – ось; 23 – барабан; 24 – стойка; 26-- стержень: 27, 28 – контакты: а–включен; б–выключен автоматически: в – выключен вручную


 

ные контакты представляют собой самостоятельный узел, кинематически связанный с траверсой механизма расцепления.

Техническая характеристика выключателя А-63

 

110

Номинальный ток, А

5

Ток отсечки в отношении к номинальному току, А

1,3

Мощность, Вт, не более . .

4

Масса, кг

0,270

Габаритные размеры, мм

28Х134Х88


 

Переключатель УП5312-С86 предназначен для аварийного переключения цепей регулирования возбуждения тягового генератора. Переключатель состоит из набора секций, стянутых шпильками. Через секции проходит центральный валик, на одном конце которого укреплена пластмассовая рукоятка. Коммутация осуществляется металлокерамическими контактами, расположенными в секциях.

149

Техническая характеристика переключателя УП5312-С86

Число секций

4

Фиксация на положениях, град . .

-45; 0: +45

Номинальный ток, А

16

Кратковременный (в течение 3 с) ток, А .

250

Предельная коммутационная способность, А, при напряжении 1,1 номинального и постоянной времени 0,01 с . .

0,3

Масса, кг

1.2

Габаритные размеры, мм

72Х110Х231

Переключатель «Тумблер» предназначен для ручного управления электрическими цепями, техническая характеристика его приведена в табл. 10.

Таблица 10

Показатели

Значение показателей для выключателей

ТВ1-1

ТВ1-2

ТВ1-4

Число полюсов

1

2

4

Напряжение, В

220

220

220

Ток, А

5

5

5

Мощность, Вт

250

250

250

Сопротивление июляции, МОм

10000

10000

10000

Масса, г

35

40

40

Габаритные размеры, мм

18Х43Х62


 

Переходное сопротивление каждой замкнутой контактной пары должно быть не более

0,01 Ом.

Тумблер П2Т предназначен для ручного управления электрическими цепями, имеет два полюса, фиксация в положениях для переключателя П2Т-1 – 1, 2, 3, для переключателей П2Т-23 и П2Т-5– в положении 1.

Техническая характеристика тумблера П2Т

Напряжение,

В ........

от 0,1 до 250

Ток, А

 

от 0,1 до 6

Наибольшая

коммутируемая мощность, Вт

162

Масса, г, не

более

38

Габаритные

размеры, мм

33Х19Х60

Выключатель кнопочный ВК14-21 предназначен для коммутации электрических цепей управления. Выключатель содержит управляющее и коммутирующее устройства. При нажатии на толкатель происходит изменение коммутационного положения контактов коммутирующего устройства.

Техническая характеристика выключателя ВК14-21

Номинальный ток, А

10

Номинальное напряжение, В

110

Номинальный коммутируемый ток, А, при постоянной времени:

 

0,05 с ...........

0,4

0,01 с ...........

1,0

Масса, кг, не более .

0,12

Габаритные размеры, мм

55Х37Х58

Выключатели различаются числом замыкающих и размыкающих контактов. Толкатель цилиндрический, без фиксации.

Выключатель путевой (конечный) ВК200ГБ предназначен для коммутации электрических цепей управления под воздействием управляющих упоров (кулачков) в определенных точках пути контролируемого объекта.


 

150

Техническая характеристика выключателя ВК200ГБ

Номинальное напряжение, В

110

Номинальный ток, А

 

Коммутируемый ток. А, при постоянной времени 0,05 с ........ . ...

0,96

Рабочий ход приводного элемента, град

12±2

Усилие срабатывания, Н, не более ....

60

Масса, кг, не более .

1,045

Габаритные размеры. мм

90Х119Х73


 

Выключатель кнопочный ножной КН-2Д служит для управления подачей песка под колесные пары.

Техническая характеристика выключателя КН-2А

Номинальное напряжение, В

75; 110

Номинальный ток, А

10

Число контактов

1з; 1р

Номинальный коммутируемый ток, А, при напряжении 75 В и постоянной времени 0,05 с

2,0

Предельный коммутируемый ток, А, при напряжении 120 В и постоянной времени 0,05 с

.

3,2

Усилие переключения, Н, не более .

63

Масса, кг

2,2

Габаритные размеры, мм

100Х198Х77


 

Кнопки КЕ-011 и КЕ-021, техническаяхарактеристика их приведена в табл .11.


 

Та блица 11

Показатели

Значение показателей для кнопок

КЕ-011

КЕ-021

Номинальное напряжение, В

220

220

Номинальный ток, А

   

Число контактов

1з; 1р

Коммутируемый ток, А, при постоянной времени 0,01 с:

   

включаемый

0,18

0,18

отключаемый

0,50

0,50

Толкатель

Цилиндрический

Грибовидный

Масса, кг

0,197

0,230

Габаритные размеры, мм

40х42х54

40х42х76


 

Разъединитель ГВ предназначен для нечастых включений и отключений электрических цепей (для ГВ-25Б – в обесточенном состоянии), техническая характеристика его приведена в табл. 12.

Таблица 12

Показатели

Значение показателей для разъединителей

ГВ-22А

ГВ-25Б

Номинальное напряжение, В

110

900

Номинальный ток, А

200

50

Число ножевых контактов

2

1

Род привода

Рычажный

Ручной

Масса, кг

7,5

0,5

Габаритные размеры, мм

230Х280Х290

57Х173Х119


 

151

Штепсельное соединение 2СШ.001 предназначено для соединения электрических цепей и состоит из розетки, вилки и держателя.

Техническая характеристика штепсельного соединения

Число контактов

. 84

Ток, А

. . . 20

Напряжение, В

. . . 220

Усилие включения, Н

. 200

Переходное сопротивление контактной пары, Ом,

не более 0,01

Масса, кг (розетки и штепселя)

. . . 5,25


 

Сирена сигнальная СС-2 предназначена для подачи звуковых сигналов, состоит из чугунной оболочки и закрепленного внутри нее электромагнитного механизма ударного действия.

Техническая характеристика сигнальной сирены СС-2

Напряжение, В

110

Потребляемая мощность, Вт, не более .

60

Громкость звукового сигнала, дБ

105

Масса, кг . .

3 4

Габаритные размеры, мм ....

190х159х138

Устройство громкоговорящее АГУ-10-4 предназначено для оповещения через микрофон. Питание АГУ должно быть от источника постоянного тока напряжением 13,2 В.

Техническая характеристика устройства АГУ-10-4

Номинальная мощность, Вт .

 

6,0

Полоса воспроизводимых частот, Гц

 

от 150 до

7000

Коэффициент гармонических искажений, при номинальной мощности, не более

%

7

Масса, кг . .

 

3.5


 

Лампы Ц110-4 в цилиндрических колбах используют в светосигнальной арматуре, РН60- 4,8 – для установки в светосигнальной арматуре, а также в светильниках местного освещения для подсветки приборов, Ж80-60 – железнодорожные для общего и местного освещения, прожекторные ПЖ-500-1 – в прожекторах тепловоза.

Типы ламп и их характеристики приведены в табл. 13.

Светосигнальная арматура АС-43021 (с красной линзой) и АС-43025 (с линзой молочного цвета) предназначена для ламп с цоколем В15d/18 на. напряжение 110 В мощностью 4 Вт. Световое отверстие диаметром 25 мм. Масса арматуры 0,095 кг. Габаритные размеры: диаметр 37 мм; высота 102 мм.

Таблица 13

Лампа

Тип

Напр яжен ие, В

Мо щно сть Вт

Светов ой поток, ли

Продол житель ность горени я, час.

Габаритные размеры, мм

Тип цоколя

диаме тр

высот а

В цилиндрической колбе

Ц110-4

110

4

10

1000

20

55

В15d/18

Ц127-25-1

127

25

190

700

31

86

В22d/25

Различного назначения

РН60-4.8

60

4,8

32

3,30

33

55

В15d/17

Железнодорожная

Ж80-60

80

60

740

1000

61

104

В22d/25

Прожекторная

ПЖ50-500-1

50

500

11 100

400

61

205

1Ф-С51-1


 

152

Потенциометр П-90 предназначен для регулирования яркости ламп на пульте управления.

Техническая характеристика потенциометра

Сопротивление, Ом, не менее

90

Наибольшая рассеиваемая мощность, Вт, не более

12

Наибольший допустимый ток. А, не более

0.8

Номинальное напряжение, В

24

Частота, Гц .

50

Масса, кг

0,148

Габаритные размеры, мм . . . .

144Х59Х58


 

8.4. Аппараты автоматического регулирования параметров тепловоза

Бесконтактный регулятор напряжения БРН-ЗВ поддерживает напряжение вспомогательного генератора тепловоза (75±1) В в рабочем диапазоне изменения частоты вращения и тока нагрузки якоря, состоит (рис. 141) из измерительного и регулирующего органов. В состав измерительного органа входят стабилитроны ДЗ(Д6), Д4, Д5, транзисторы Т1, Т2, ТЗ, резисторы R1, RЗ, R4, R5, потенццометр Rи конденсатор С1. Измерительный орган собран по мостовой схеме с транзистором Т1 в диагонали моста.

Напряжение на стабилитроне ДЗ(Д6) сравнивается с напряжением на резисторе R3 и части резистора R.2 (между движком резистора Rи «минусом» схемы), пропорциональным напряжению вспомогательного генератора. Стабилитрон Д6 является резервным. Потенциометр Rслужит для настройки регулятора на заданное напряжение.


 

image

Рис. 141. Принципиальная схема регулятора напряжения БРН-ЗВ:

Д1, ДЗ. Д7–Д13, Д16 – выпрямительные диоды; ДЗ–Д6, Д14. Д15. Д17 – стабилитроны: T1–ТЗ – транзисторы; T4, T5 – тиристоры; С1–С4 – конденсаторы: R1–R9, R1`– резисторы; Др1, Др2 – дроссели


 

153


 

image

Рис. 142. Схема мультивибратора:

Т4, TS – тиристоры; С2 – разделительный конденсатор; R6, R7 – резисторы; Д16 – стабилитрон-. Д6 – ограничительный диод; Др1, Др2 – дроссели;

OB – обмотка возбуждения:

БА – аккумуляторная батарея; Р – контакт реле управления


 

Регулирующий орган состоит из тиристоров Т4, Т5, диодов Д8–Д13, Д16, Д18, резисторов R6–R9, стабилитронов Д14, Д15, Д17, дросселей Др1, Др2 и конденсаторов С2–С4. Нагрузкой регулирующего органа является обмотка возбуждения вспомогательного генератора.

Регулирующий орган представляет собой мультивибратор (рис. 142) на тиристорах Т4, Т5. При

появлении напряжения на обмотке возбуждения появляется напряжение на аноде тиристора Т4, тиристор Т4 открывается. Конденсатор С2 заряжается. При определенном напряжении заряда конденсатора С2 открывается тиристор Т5. Конденсатор разряжается через открывшийся тиристор Т5, при этом напряжение обратной полярности прикладывается к тиристору T4, и он закрывается. Начинается перезаряд конденсатора С2 через обмотку возбуждения и открытий тиристор Т5. В результате тиристор Т4 открывается, а тиристор Т5 закрывается разрядным током конденсатора. С2. Процесс повторяется многократно. Устанавливается режим автоколебаний с частотой, определяемой резистором R7 и конденсатором С2.

В схеме управления регулятор работает следующим образом. После пуска дизеля напряжение вспомогательного генератора увеличивается пропорционально частоте вращения якоря. Между движком потенциометра R2 и «минусом» схемы появляется напряжение, пропорциональное напряжению вспомогательного генератора. При этом к переходу база-эмиттер транзистора Т1 прикладывается разность потенциалов между движком потенциометра R2 и анодом стабилитрона ДЗ. Когда напряжение вспомогательного генератора достигнет 75 В, открывается транзистор Т1, что приводит к открытию транзисторов Т2 и ТЗ. Открытый транзистор ТЗ шунтирует переход управляющий электрод– катод тиристора Т4. Ток управления тиристора Т4 резко уменьшается благодаря наличию стабилитрона Д17. При этом тиристор Т4 включиться не может. Это приводит к уменьшению тока возбуждения и снижению напряжения вспомогательного генератора. Напряжение снижается до тех пор, пока напряжение в измерительной диагонали моста, т.е. на входе транзистора Т1, не уменьшится настолько, что транзистор Т1, а следовательно, и транзисторы Т2 и ТЗ закроются. После этого тиристор Т4 откроется, и процесс повторится.

Процесс регулирования напряжения вспомогательного генератора имеет колебательный характер, частота которого определяется его электрическими и механическими параметрами. Стабилитроны Д4, Д5 служат в качестве термокомпенсатора. Диод Д7 служит для уменьшения тока утечки транзистора Т1, диоды Д1, Д2–для защиты переходов транзистора Т1; диоды Д8, Д16 – для защиты переходов тиристоров Т4, Т5 от перенапряжений при перезарядке конденсатора С2. Диод Д8 служит для защиты перехода эмиттер–коллектор транзистора ТЗ и перехода база–коллектор транзистора Т2. Стабилитрон Д17 создает отрицательное смещение на управляющем электроде тиристора Т4, чем обеспечивается отсечка тока управления тиристора Т4 при открытом транзисторе ТЗ. Для предотвращения потери управляемости служат отсекающие диоды Д11, Д12, Д 18. Дроссели Др1, Др2

предназначены для защиты тиристоров Т4, Т5 от коммутацион-


 

154

ных импульсов тока. Резисторы R8, R9 и конденсаторы СЗ, С4 используются для повышения помехоустойчивости регулятора.

Техническая характеристика регулятора БРН-ЗВ

Напряжение, поддерживаемое регулятором, В

75±1

Нестабильность напряжения, В, в диапазоне температур окружающего воздуха:

 

от минус 30 до плюс 60 °С ....

0,5

от минус 50 до минус 30 °С

1

Наибольший кратковременный ток возбуждения генератора, А

10

Наименьший ток возбуждения генератора, А

0,8

Номинальный ток, А

6'

Масса, кг . . . . . . . .

9

Габаритные размеры, мм . . .

203х340х191


 

Амплистат возбуждения АВ-ЗА (рис. 143) регулирует ток возбуждения тягового генератора. Это магнитный усилитель с внутренней обратной связью с двумя магнитопроводами, на каждом из которых намотано по одной рабочей обмотке. Обмотки подмагничивания амплистата – управляющая ОУ, задающая 03, регулировочная ОР и стабилизирующая ОС– обхватывают оба магнитопровода, которые стягиваются шпильками с помощью уголков. Выводы катушек выполнены проводами на специальных изолированных панелях.

Принцип действия амплистата основан на использовании явления магнитного насыщения стали. Рабочие обмотки (обмотки переменного тока) представляют для переменного тока индуктивное сопротивление. По мере увеличения напряженности магнитного поля (при увеличении частоты питания рабочих обмоток переменным током от синхронного подвозбудителя) сталь сердечников насыщается, а магнитная проницаемость уменьшается, т.е. уменьшается индуктивность рабочих обмоток. Если одну из управляющих обмоток питать постоянным током и тем самым увеличить насыщение сердечника, то вследствие уменьшения индуктивности рабочих обмоток их индуктивное сопротивление уменьшается, следовательно, ток в рабочих обмотках, в цепь которых


 

image


 

Рис. 143. Амплистат возбуждения АВ-ЗА:

а – общий вид; б–схема; HI, К.1, Н2, КЗ–начало и конец рабочих обмоток; НС, КС–начало и конец стабилизирующей обмотки; НЗ–КЗ – начало и конец задающей обмотки; HP и КР – начало и конец регулировочной обмотки; НУ и КУ – качало и конец обмотки управления. Зажимы в скобках на рисунке не видны

 

 

 

Таблица 14

Назначение обмотки

Маркировк а выводов

Номина льный ток, А

Число витков

Сопротивл ение при 20 °С, Ом

Диаметр провода, mm

Марка провода

Рабочая

Н1—К1

6

236

0,415

1,35

ПСД

 

Н2—К2

         

Управляющая

НУ—КУ

1,4

500

4

0,8

ПЭВ-2

Задающая

НЗ—КЗ

1,4

500

4

0,8

ПЭВ-2

Регулировочная

НР—КР

1,5

200

1,5

0,8

ПЭВ-2

Стабилизирующая

НС—КС

1,7

1000

10

0,8

ПЭВ-2


 

включена нагрузка, возрастает. Чем больше ток управления, тем меньше индуктивное сопротивление рабочих обмоток и тем больше ток нагрузки.

Управляющая обмотка включена встречно задающей и регулировочной так, что намагничивающие силы вычитаются.

Техническая характеристика амплистата возбуждения АВ-ЗА

Частота питания, Гц

133

Напряжение питания (эффективное), В .

60

Напряжение наибольшего обмотки 0,1 А), не менее выхода

(при токе задающей

30

Ток длительного режима, А ........

8,5

Ток наименьшего выхода 0,1 А), не более . . (при токе задающей обмотки

0,6

Сопротивление, нагрузки, Ом . ......

6

Масса, кг

12


 

Данные обмоток амплистата приведены в табл. 14.

image

Трансформаторы постоянного тока ТПТ-21, ТПТ-22 (рис. 144) служат для измерения тока в цепи тяговых электродвигателей тепловоза. Выполнены трансформаторы без собственной первичной обмотки. Первичной, или управляющей, обмоткой служат один или два кабеля, пропущенные через центральное отверстие трансформатора. Каждый трансформатор состоит из двух кольцевых катушек индуктивности с сердечниками, на которых намотаны рабочие обмотки. Рабочие обмотки соединены между собой встречно.


 

Для снижения влияния помех, создаваемых посторонними сильноточными кабелями и стальными массами и влияющих на результаты измерения трансформатора постоянного тока, каждая рабочая обмотка состоит из четырех секций, электрически соединенных параллельно. Сердечники с рабочими обмотками и арматура для крепления угольников залиты эпоксидным компаундом.

Принцип работы трансформатора постоянного тока такой же, как и магнитного усилителя, т. е. индуктивное сопротивление рабочих обмоток изменяется под влиянием подмагничивания обмотки управления — в данном случае силовых кабелей, по которым протекает ток тяговых электродвигателей.

При увеличении тока тяговых электродвигателей степень насыщения сердечников увеличивается, индуктивное сопротивление рабочей обмотки уменьшается и ток в рабочей цепи трансформатора увеличивается. Таким образом, ток в рабочей цепи трансформатора постоянного тока пропорционален току тяговых электродвигателей.

156

Таблица 15

Показатели

Значение показателей для трансформаторов

ТПТ-21

ТПТ-22

1

2

3

Номинальный первичный ток, А

800

600

Диапазон измерения тока, А

от 300 до 1100

от 200 до 800

Номинальный коэффициент трансформации

350

700

Номинальное напряжение питания (эффективное), В

90

90

Номинальная частота, Гц

200

200

Сопротивление нагрузки (активное), Ом

10

25*

Точность измерения; %

±2,5

±2.5

Масса, кг

3,0

3,0

Обмотки

   

Тип провода

ПЭТВ-ТС

ПЭТВ-ТС

Диаметр провода, мм

0,14

0,24

Число витков

1380

2720

Габаритные размеры трансформатора, мм

145Х185Х115

182Х220Х115


 

* При частоте 13S Гц сопротивление нагрузки должно быть не более 15 Ом.


 

Характеристики трансформаторов приведены в табл. 15.


 

Трансформатор постоянного напряжения ТПН-ЗА предназначен для измерения напряжения тягового генератора. Он состоит из двух кольцевых катушек индуктивности с сердечниками, на каждом из которых намотана рабочая обмотка. Между собой рабочие обмотки соединены встречно. Управляющая обмотка намотана на оба сердечника. Сердечники трансформатора с обмотками и шпильками залиты эпоксидным компаундом. К шпилькам прикреплены угольники, с помощью которых трансформатор устанавливается на тепловозе.

Принцип работы трансформатора постоянного напряжения основан на изменении индуктивных сопротивлений рабочих обмоток под влиянием подмагничивания обмотки управления. Выходным параметром трансформатора является вторичный ток, величина которого пропорциональна первичному напряжению трансформатора.

При увеличении напряжения тягового генератора степень насыщения сердечников увеличивается, индуктивное сопротивление рабочих обмоток при этом уменьшается и ток в его рабочих обмотках увеличивается. Следовательно ток в рабочей цепи трансформатора постоянного напряжения пропорционален напряжению тягового генератора. Вместо трансформатора ТПН-ЗА может быть установлен трансформатор ТПН-61.

Характеристики трансформаторов приведены в табл. 16, данные обмоток — в табл. 17.

Блок тахометрический БА-420 получает и подает в задающую обмотку амплистата возбуждения сигнал, пропорциональный частоте вращения вала дизеля (частоте синхронного подвозбудителя). Блок состоит (рис. 145) из насыщающего трансформатора 9, компенсирующего трансформатора 10, выпрямительного моста (состоящего из диодов 6) и сглаживающего фильтра (состоящего из дросселя 7, конденсаторов и резистора 3}. Трансформаторы установлены друг на друге и стянуты шпилькой 8.

Детали блока размещены в корпусе 4, закрывающемся крышкой 12, которая крепится к корпусу винтами. На передней стенке крышки помещена схема 11


 

157

Таблица 16

Показатели

Значение показателей для трансформаторов

ТПН-ЗА

ТПН-61

Наибольшее напряжение (измеряемое), В

750

850

Напряжение питания рабочей цепи (эффективное), В

31,5

31,5

Частота питания рабочей цепи, Гц

133

133

Ток рабочей цепи длительного режима, А

2.5

2,5

Ток цепи управления длительного режима, А

1,6

1,6

Сопротивление в цепи нагрузки, Ом

5

5

Сопротивление в цепи управления. Ом

500

500

Погрешность измерения, %

3

3


 

блока. Все электрические соединения внутри блока и выводы к лепесткам, колодки штепсельного разъема 1 выполнены проводом 5. Блок к схеме регулирования тепловоза присоединяется с помощью вставки штепсельного разъема 13.

Принцип работы блока (рис. 146). Входное напряжение от синхронного подвозбудителя подается на последовательно включенные первичные обмотки насыщающего и компенсирующего трансформаторов ТР1 и ТР2. Частота питающего напряжения пропорциональна частоте вращения вала дизеля. В определенный момент времени входное напряжение насыщает сердечник транс-


 

image

Рис. 145. Блок тахометрический БА-420


 

158

Таблица 17

Параметры

Значение параметров для обмоток управления трансформаторов

Параметры

Значение параметров для обмоток управления трансформаторов

ТПН-ЗА

ТПН-61

ТПН-ЗА

ТПН-61

Маркировка выводов

У—У

У—У

Число витков

555

510

Марка провода

ПЭТ-155

или ПЭТВ- 2-ТС

ПЭТ-155

или ПЭТВ- 2-ТС

Диаметр провода, мм

0,71

0,4

 


 


 

форматора Т PI, после чего изменение индукции в нем определяется изменением намагничивающего потока в первичной обмотке. В следующий полупериод, когда входное напряжение меняет знак, сердечник трансформатора ТР1 выходит из зоны насыщения и начинает перемагничиваться в противоположном направлении. При этом скорость изменения индукции в сердечнике определяется мгновенным значением приложенного напряжения и практически не зависит от намагничивающего тока до момента насыщения сердечника. Среднее значение напряжения на вторичной обмотке ТР1 зависит только от частоты и не зависит от напряжения питания. Однако изменение индукции сердечника после его насыщения, обусловленное неидеальностью петли гистерезиса, вносит погрешность в измерение частоты.

Для повышения точности измерения частоты применен компенсирующий трансформатор ТР2, у которого по первичной обмотке протекает намагничивающий ток трансформатора ТР1, а вторичная обмотка включена встречно с вторичной обмоткой трансформатора ТР1 и ее э. д. с. компенсирует ту часть э. д.с. вторичной обмотки, которая обусловлена изменением намагничивающего тока при насыщении сердечника. Выходное напряжение трансформаторов ТР1 и ТР2 выпрямляется диодами, а его пульсация сглаживается фильтром (дроссель Др, конденсаторы С и резистор R).

Техническая характеристика блока тахометрического БА-420

Тип выпрямительных диодов

Д231Б

Напряжение питания переменным током

(эффективное), В ..............


 

31—110

Частота, Гц

50—133

Сопротивление нагрузки, Ом: наибольшее


 

30

наименьшее

14,5

Наибольший ток нагрузки, А .

1,5

Масса, кг

4,8

Технические данные обмоток трансформаторов и дросселя приведены в табл. 18.


 

image

Рис. 146. Принципиальная электрическая схема блока БА-420


 

Трансформатор стабилизирующий ТС-2 улучшает динамические характеристики схемы возбуждения тепловоза. Трансформатор представляет собой набранный из П- образных пластин и полос

электротехнической стали магнитный сердечник. На магнитном сердечнике расположена катушка с первичной и вторичной обмотками, выводы которых размещены на пластмассовых панелях. Конструкция трансформатора предусматривает возмож-


 

 

Таблица 18

Показатели

Маркировка выводов

Н11—К11

Н12—К12

Трансформатор насыщающий (ТР1)

 

Полное число витков

230

230

Диаметр провода, мм

1,0

0,8

Марка провода

ПЭТ-155 или ПЭТВ-2-ТС

Сопротивление при 20 °С, Ом

0,57

1,0

Трансформатор компенсирующий (ТР2)

 
 

Н21—К21

Н22—К.22

Полное число витков

205

205

Диаметр провода, мм

1,0

0.8

Марка провода

ПЭТ-155 или ТЭТВ-2-ТС

Сопротивление при 20 °С, Ом

0,307

0,56

Дроссель фильтра (Др)

 
 

Н-К

Полное число витков

450

Диаметр провода, мм

0,8

Марка провода

ПЭТ-155 или ПЭТВ-2-ТС

Сопротивление при 20 °С, Ом

2,88


 

ность регулировки воздушного зазора между ярмом и сердечником с помощью немагнитных прокладок из прессшпана. Масса трансформатора 38 кг.

Первичная обмотка через резистор СТС включена на напряжение возбудителя, а от вторичной обмотки получает питание стабилизирующая обмотка амплистата. Стабилизирующий трансформатор работает только при переходных процессах в схеме. При быстром нарастании напряжения возбудителя он создает отрицательный сигнал в амплистате, в результате чего скорость нарастания напряжения значительно уменьшается.

Подобным же образом стабилизирующий трансформатор замедляет снижение напряжения возбудителя. Благодаря замедленному протеканию переходных процессов работа схемы становится устойчивой. Техническая характеристика обмоток трансформатора ТС-2 приведена в табл. 19.

Трансформатор распределительный ТР-23 предназначен для питания цепей переменного тока и напряжения, а также амплистата возбуждения и индуктивного датчика в схеме электропередачи тепловоза. Он представляет собой трансформатор кольцевого типа, состоящий из сердечника, намотанного в кольцо из ленты электротехнической стали, и намотанных на сердечник обмоток. Концы обмоток припаяны к выводам, собранным на изоляционной панели. Сердеч-


 

Таблица 19

Назначение обмоток

Маркировка выводов

Число витков

Диаметр провода, мм

Марка провода

Напряжение для проверки коэффициента трансформации (при частоте 50 Гц), В

Первичная

Н1—К1

1900

1,0

ПЭВ-2

60

Вторичная

Н2—К2

1000

1,0

ПЭВ-2

28±3


 

 


 

image

ник обмотки и панель залиты компаундом на основе эпоксидной смолы. Слой эпоксидной изоляции на торце, противоположном панели выводов, служит привалочной поверхностью для крепления трансформатора на тепловозе. Крепится трансформатор болтом, проходящим через центральное отверстие сердечника.

От источника переменного тока (синхронного подвозбудителя) к первичной обмотке

.подводится переменное напряжение. Ток, протекающий в этой обмотке, создает магнитный поток, направленный по стали замкнутого сердечника. Во вторичных обмотках от потока индуцируется переменное напряжение, величина которого зависит от числа витков первичной и вторичной обмоток.

От выводов вторичных обмоток питание распределяется к различным потребителем (рис.

147).

Техническая характеристика трансформатора ТР-23 (номинальная частота 133 Гц) приведена в табл. 20.

Индуктивный датчик ИД-31 предназначен для дополнительного регулирования тяговой мощности посредством изменения тока в регулировочной обмотке амплистата. Индуктивный датчик (рис. 148) состоит из неподвижной системы - катушки 2, заключенной в стальной магнитный сердечник 1, и переменяющегося внутри катушки якоря 4. Напряжение подводится к штепсельному разъему 5. Катушка, магнитный сердечник — стальной корпус и штепсельный разъем объединены в неразъемный блок путем заливки изоляционным компаундом. Неподвижная часть (корпус) датчика сочленена с объединенным регулятором дизеля с помощью фланца 3. Подвижная часть (якорь) соединяется со штоком сервомотора регулятора.

Датчик представляет собой электрический преобразователь, в котором линейное перемещение подвижной части (якоря) вызывает изменение индуктивности к, следовательно, полного электрического сопротивления катушки переменному току.

Таблица 20

Маркиров ка выводов

Номинальное напряжение при номинальной мощности, В

Номинальн ый ток, А

Маркировк а выводов

Номинальное напряжение при номинальной мощности, В

Номина льный ток, A

1-3

60

11

7—8

60

2,6

1--4

100

-

9—10

60

2,6

2—3

10

1,4

11—12

60

2,6

5—6

31,5

2,5

     


 

Примечание. Допуск на напряжение вторичной обмотки ±2,5%.


 

 

Регулятор мощности, перемещая якорь индуктивного датчика, стремится поддержать мощность генератора равной свободной мощности дизеля. При этом наибольший сигнал индуктивного датчика соответствует положению якоря, выдвинутому на 65 мм в сторону крепежного фланца. Наименьший сигнал датчика соответствует наибольшему втянутому положению якоря датчика, при котором торец конической части якоря совпадает с торцом корпуса датчика.

Техническая характеристика индуктивного датчика ИД-31


 

Номинальное напряжение, В

. . . 10

Частота, Гц .

. . . 133

Ток длительного режима, А .

. . . . 1,4

Сопротивление катушки, Ом: активное .

. . . . 2,6

полное наименьшее, не более

. . . . 6,2

полное наибольшее, не менее

. . . 70

Ход якоря, мм

. . . . 65*

Масса, кг .

. . . . 1,2


 

* При изменение сопротивления катушки от наименьшего до наибольшего.


 

    1. Блоки и панели выпрямителей


       

      Блок кремниевых выпрямителей БВК-450 состоит из выпрямительных мостов, предназначенных для работы в цепях схемы регулирования электропередачи тепловоза, а именно: В1, В2, ВЗ, В6 — в цепи трансформаторов постоянного тока; В4 — в цепи

      image

      трансформатора постоянного напряжения; В5, В7 — как разделительные диоды.


       

      Рис. 49 Блок кремниевых выпрямителей БВК-450

      Блок (рис. 149) представляет собой изоляционную панель У, на которой установлены радиаторы с закрепленными на них полупроводниковыми диодами 2. Панель с находящимися на ней элементами прикреплена к уголкам съемной кассеты 4, вставленной в корпус Выводы от полупроводниковых диодов выполнены проводами 9, припаянными к выводам колодки штепсельного разъема 8. В схему регулирования тепловоза блок включается вставкой штепсельного разъема 7. Техническая характеристика блоков и панелей приведена в табл. 21.

      Блок кремниевых выпрямителей БВК-471 (рис. 150) состоит из двух выпрямительных мостов. Один из них предназначен для создания положительной обратной связи и выпрямления

      выходного тока амплистата возбуждения, питающего обмотку возбуждения возбудителя тягового генератора, другой — для выпрямления входного тока, питающего регулировочную обмотку амплистата возбуждения . Конструкция блока аналогична конструкции блока БА-

      450. Техническую характеристику см. в табл. 21.


       

      162


       

      image

      Блок выпрямителей БВ-1203 (рис. 151) представляет собой набор выпрямителей, соединенных по мостовой схеме, работающих на общую нагрузку. Блок предназначен для выделения наибольшего сигнала пары — боксующего и не-боксующего тяговых электродвигателей. Конструктивно блок представляет


       

      Таблица 21

      Тип блоков и панелей

      (обозначение на cxeме)

      Обозначение моста

      Тип диода

      Ток выхода, А

      Обратное напряжение, В

      Масса, кг

      БВК-450 (БВ)

      В1, В2, ВЗ

      Д231А

      4

      70

      2,73

      В4

      Д231А

      3

      20

      В5, В7

      Д231А

      2

      70

      В6

      Д231А

      1

      15

      БВК-471 (БВ2)

      VI—V4

      Д231А

      10

      300

      7,67

      VI—V6

             

      БВ-1203 (БДС)

      ВЛ-10

      3

      1000

      4,52

      ПВК-6011 (ДЗБ)

      ВЛ-200

      150

      75

      2,0

      Блок резисторов (БР)

      КД-202Р

      1

      600


       

      image

      собой разборную металлическую конструкцию, которая состоит из дна и крышки, скрепленных двумя винтами. Внутри дна установлена панель с элементами схемы. Для крепления блока корпус имеет ушки с отверстиями. Присоединяется блок к электрической цепи штепсельным разъемом.

      Техническая характеристика блока приведена в табл. 21.

      Панель ПВК6011 с кремниевым выпрямителем предназначена для заряда аккумуляторной батареи и питания цепей управления тепловоза при работающем дизеле. и предотвращения заряда батареи при остановленном дизеле.

      На панели (рис. 152) закреплен скобкой радиатор охлаждения с установленным на нем полупроводниковым кремниевым вентилем 2. Вывод вентиля к зажиму / изолирован трубкой 7. Закрытый

      кожухом вентиль крепится к воздуховоду, при этом радиатор вентиля опускается в воздуховод и обдувается воздухом.


       

      163

      Таблица 22

      Показатели

      Значение показателей для резисторов

      R1—R8

      R9—R16

      R17—R22

      Тип

      МЛТ-2-100±5%

      МЛТ-2-120±5%

      МЛТ 1-100±10%

      Мощность, Вт

      2

      2

      1

      Сопротивление, кОм

      100

      120

      100 Ом

      Допускаемое отклонение от номинального значения сопротивления, %

      5

      5

      10


       

      Техническая характеристика панели приведена в табл. 21.


       

      Блок резисторов (БР) устанавливается в аппаратной камере и представляет собой аппарат, в кожухе которого расположены две панели: панель резисторов указателя повреждения (УП) и искрогасящих цепей и панель диодов автоматики холодильной камеры и искрогасящих цепей.

      Типы резисторов, устанавливаемых в блоке, и их характеристики приведены в табл. 22.

      Тип и технические данные диодов приведены в табл. 21. Выпрямитель возбуждения уравнительный ВВУ предназначен для работы в цепи защиты от боксования в качестве уравнителя тока возбуждения тяговых электродвигателей.

      Техническая характеристика ВВУ

      Тип вентиля

      ВЛ-200

      Номинальная мощность (выходная), кВт .

      45

      Номинальное выпрямленное напряжение, В

      750

      Номинальный выпрямленный ток, А

      60

      Тек перегрузки в течение 3 с, А нс более

      150

      Масса, кг, не более

      15

      Габаритные размеры, мм

      400х235х250

      Панель с предохранителями ПП-4035 предназначена для защиты электрических цепей от перегрузок и коротких замыканий.

      Техническая характеристика предохранителей, установленных на панели


       

      Предохранители


       

      Тип

      ПР-2

      Число на панели

      3

      Номинальное напряжение, В

      220

      Номинальный тик патрона, А . . . .

      200

      Плавкие вставки

       

      Номинальный тех А

      2х125; 1х160

      Номинальное напряжение изоляции панелей, В

      220

      Масса, кг

      4,1

      Габаритные размеры, мм

      306х231х103


       

    2. Резисторы ленточные ЛС и панели ПС с резисторами

      Резисторы ленточные ЛС-9233 (рис. 153) установлены в цепи заряда аккумуляторной батареи (СЗБ), ЛС-9110 и ЛС-9120 — в цепях ослабления возбуждения (СШ[1-CШ6) тяговых электродвигателей первой и второй ступеней. Резисторы выполнены из фехралевой ленты в виде бескаркасного зигзагообразного элемента (одного — для резисторов ЛС-9100 и двух — для резисторов

      164

      Таблица 23


       

      Тип резистора и обозначение в схеме

      Электрическая цепь

      Обозначен ие ступе ней резистора

      Сопротивление при 20 °С Ом

      Длитель ный ток А

      Номинал ьное напряжен ие В

      Длительный ток

      при одно временной работе двух ступеней А

      номинал ьное

      наимень шее

      наиболь ше!

      ЛС 9233 (СЗБ)

      Заряда батарей

      Р1—Р2

      0,17

      0,153

      0,187

      100

      110

      Р1—РЗ

      0,128

      0,1152

      0,1408

      РЗ—Р4

      0,0425

      0,03825

      0,04675

      ЛС9110 (СШ1— СШЗ)

      Ослабление возбуждения

      Р1—Р2

      0,019

      0,018

      0,02

      220

      750

      145

         

      Р1—РЗ

      0,0092

      0,00874

      0,00966

      300

         

      ЛС.9120 (СШ4—СШ6)

      То же

      Р4—Р5

      0,0225

      0,02138

      0,02362

      220

      750

      145

         

      Р4—Р6

      0,011

      0,01045

      0,0116

      300

         


       

      165

      Таблица 24

      Тип панели и обозначение в схеме

      Электрическая цепь

      Тип элемента

      Номина льное напряж ение, В

      Мощнос ть одного резисто ра, Вт

      Число резисто ров, шт.

      Маркировк а выводов

      Сопроти вление ступеней при

      20оС. Ом

      Номинал ьный

      ток ступене й,

      А

      Масса, кг

      ПС-50122 (СУ, СУ1)

      Автостопа и пуска дизеля

      СР-315Э

      75

      350

      1

      Р1—Р2

      10

      3,2

      1.8

               

      Р1-РЗ

      10

      3,2

       

      ПС-50124 (СРЗ, СМК)

      Реле заземления и электродвигателя калорифера

      СР.323Э

      900

      350

      1

      Р1-РЗ

      4

      4,9

      1,8

             

      Р2—РЗ

      2

      4,9

       

      ПС-50125 (СРБ1...СРБЗ,

      СРПТ1-2, СРПТ3)

      Реле боксования токовых ка-тушек реле перехода

      СР-322Э

      900

      350

      1

      РО-Р1

      2,5

      3,25

      1,8

             

      РО—Р2

      2,5

      3.25

       

      ПС.50230 (СПР)

      Прожектора

      СР-323Э

      75

      350

      2

      Р2-РЗ

      6

      6,4

      4

         

      СР-326Э

      75

      350

      2

      РЗ-Р4

      2,5

      10

       

      ПС-50231 (СТС, СВПВ)

      Стабилизирующего трансформатора и возбуждения синхронного подвозбудителя

      СР-315Э

      150

      350

      2

      Р1-Р2

      45

      2,6

      4

      СР-314Э

      150

      350

      2

      РЗ-Р4

      29

      3,22

       

      ПС-50232 (СБТ, СВГ)

      Тахометрического блока н возбуждения генератора

      СР-314Э

      150

      350

      2

      Р1-Р2

      31

      3,22

      4

      СР-315Э

           

      РЗ-Р4

      49

      2,6

       

      ПС-50318 (СВВ)

      Размагничивающей обмотки возбуждения

      СР-304Э

      75

      350

      3

      Р1-Р2

      298

      1

       

      СР-315Э

           

      РЗ-Р5

      50

      3,22

             

      Р4-Р5

      40

      3,22

       

      ПС-50417 (СОЗ, ССН)

      Задающей обмотки ампли-стата и сброса нагрузки

      СР-311Э

      75

      350

      4

      Р1—РЗ

      80

      0,6

      7,6

      СР-321Э

           

      Р4—Р6

      45

      1,0

       

      СР-315Э

           

      Р7—Р8

      14

      1,5

       

      СР-304Э

           

      Р9—Р10

      250

      0,5

       
             

      Р1—Р2

      8

      1.5

      7,6

      ПС-50418 (СБТТ, СБТН, СОУ, СОР)

      Подмагничивания ампли-стата

      СР-322Э

      75

      350

      4

      РЗ—Р4

      10

      1,5

       

      СР-321Э

           

      Р5—Р6

      18

      1,8

       

      СР-316Э

           

      Р7—Р8

      12

      2,2

       

      СР-312Э

           

      Р1—Р2

      2000

      0,17

      3,65

      ПС-40601 (СРПН1...

      СРПНЗ)

      Шунтовых катушек реле перехода

      пэвр-юо

      900

      100

      6

      Р2—РЗ

      2000

      0,17

       

      ПЭВ-100

           

      РЗ—Р4

      8000

      0,17

       


       

      166


       

      image


       

      ЛС-9200), который закрепляется с помощью стальных держателей между изоляторами. Изоляторы стягивают шпильками.

      Технические характеристики ленточных резисторов приведены в табл. 23. Панели с резисторами ПС-40 и ПС-50 (рис. 154) установлены в цепях регулирования и управления тепловозом. Это керамические трубки или фарфоровые цилиндры, на которых намотана проволока с высоким сопротивлением. Типы панелей отличаются между собой исполнением элементов резисторов и их мощностью. Техническая характеристика панелей с резисторами приведена в табл. 24.


       

    3. Аккумуляторная батарея

      Батарея аккумуляторная щелочная никель-железная ТПНЖ-550 предназначена для работы в стартерном режиме для запуска дизеля, а также для питания цепей управления, освещения и вспомогательных нагрузок при неработающем дизеле. Аккумулятор ТПНЖ-

      550 состоит из блока положительных и отрицательных электродов, помещенного в стальной бак. Для защиты от коррозии бак покрыт щелочестойким лакокрасочным материалом.

      С целью обеспечения электрической изоляции аккумуляторов друг от друга и от батарейного ящика на каждый аккумулятор надет резиновый чехол. Положительные и отрицательные электроды состоят из ламелей, соединенных между собой в замок и укрепленных с обеих сторон стальными ребрами. К ребрам приварены контактные планки. Электроды в блоке соединяются между собой двумя способами — сваркой или болтовым соединением. При сварной конструкции применяется мост, к которому приваривают контактные планки электродов и борны.

      При сблоченной конструкции электроды через контактные планки соединяют между собой с помощью шпильки, промежуточных колец и стягивающих гаек.


       

      167

      Блок аккумулятора имеет четыре борна. Борны выведены через отверстия крышки бака и изолированы от нее пластмассовыми кольцами, втулками и резиновыми кольцами, которые собраны в герметический узел, препявтствую-щий вытеканию электролита из аккумулятора. Сепаратор в аккумуляторе служит для изоляции положительных электродов от отрицательных и создания межэлектродных зазоров между ними. В качестве сепаратора применяется пленка из гофрированного и перфорированного винипласта, резиновый или пласти-катный шнур. Для изоляции блока электродов от стального бака аккумулятора применяется изоляционная винипластовая пленка, которая вставляется в бак аккумулятора по его периметру. Пространство, заключенное между нижней частью блока электродов и дном бака, называется шламовым. Оно предназначено для отстаивания вымывающихся активных масс.

      Техническая характеристика аккумуляторной батареи

      image

      Число аккумуляторов в батарее 46

      Номинальная емкость при 5-часовом режиме разряда, А-ч

      Масса аккумулятора, кг:

      550

      без электролита, не более 35

      с электролитом, не более . 45

      Масса батареи, кг:

      без электролита 1625

      с электролитом 2100

      Габаритные размеры аккумулятора, мм 247х190х480


       

      Полностью заряженные аккумуляторы должны выдерживать 15 разрядов режимов запуска дизеля с интервалом между разрядами 1-—2 мин.

       

       

       

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..