ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа 2ТЭ10М Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

 

 

ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

(табл. 1)

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНСТРУКЦИИ ТЕПЛОВОЗА


 

Тепловоз ТЭ10М выпускается в двухсекционном (2ТЭ10М) и трехсекционном (ЗТЭ10М) исполнении. Конструкционные особенности тепловоза ЗТЭ10М позволяют использовать секции для работы в трехсекционном, двухсекционном (две крайние или средняя в паре с любой крайней) и односекционном (крайние секции) исполнении.

Сочленение секций тепловоза ТЭ10М с секциями тепловоза 2ТЭ10В (на базе которого он построен) конструкцией не предусмотрено.

Секции тепловоза ТЭ10М соединены автосцепкой СА-3, крайние секции одинаковы по конструкции, на средней вместо кабины установлен тамбур (рис. 3), в котором размещено оборудование, необходимое, для проведения реостатных испытаний секции и самостоятельного перемещения по деповским путям.

Каждая секция тепловоза представляет собой шестиосный двухтележечный экипаж, объединенный главной рамой с кузовом и кабиной машиниста (для средней секции — тамбуром). Посередине кузова расположена дизель-генераторная группа, состоящая из дизеля и установленного с ним на одной общей раме генератора. Тяговый генератор вырабатывает ток, поступающий к шести тяговым электродвигателям, установленным на тележках. Через зубчатую передачу (пара цилиндрических шестерен) тяговые электродвигатели вращают колесные пары тепловоза. При пуске дизеля генератор работает в режиме электродвигателя, получая питание от аккумуляторной батареи.

Регулирование скорости тепловоза и тягового усилия производится путем изменения возбуждения генератора и частоты вращения вала дизеля.

Для расширения диапазона скоростей тепловоза, при которых использует-

ся полная мощность дизеля, применены две ступени ослабления возбуждения тяговых электродвигателей на 60 и 36 %.


 

5

Таблица 1

Показатели

Значение показателей для одной секции тепловоза

Показатели

Значение показателей для одной секции тепловоза

1

2

1

2

2.1. Техническая характеристика

Система подачи топлива

Мощность по дизелю, кВт (л. с.)

2206 (3000)

 

Род службы

Грузовой

Удельный расход топлива,

217+12 (160+9)

Конструкционная скорость (для

27,72 (100)

г/(кВт-ч), [г/(э. л. с.-ч)]

 

средней секции при работе с край

 

Топливо

Дизельное

ней), м/с (км/ч)

 

Угол опережения подачи топлива,

0,185+0,017 (11+1)

Масса секции тепловоза, имеющей

138000±3% (138±3%)

рад (град) поворота нижнего колен

 

служебную экипировку, кг (т) Нагрузка от колесной пары на

226±3% (23±3%)

чатого вала до в. м. т. Топливоподкачивающий насос

Шестеренный с внутрен

рельсы, кН (те)

   

ним зацеплением зубьев

Сила тяги длительного режима, кН

245 (24,96)

Число

1

(те)

 

Подача при частоте вращения

1,62 (27)

Длительная скорость, м/с (км/ч)

6,83 (24,6)

22,5 с-1 (1350 об/мин), давлении на

 

Управление тепловозом

Дистанционное из каби

гнетания 0,35 МПа (3,5кгс/см2), раз

 
 

ны любой крайней секции

режении на всасывании 1,33-Ю2 Па

 

Число ведущих осей

6

(100 мм рт. ст.), м3/ч (л/мин)

 

Число тележек

2

Привод

От электродвигателя

Тип тележки

Трехосная бесчелюстная

Топливный фильтр грубой очистки

Сетчатый

Диаметр колес, мм

1050

Топливный фильтр тонкой очистки

Бумажный

Тип букс

Поводковые на ролико

Топливный насос дизеля

Плунжерный

 

подшипниках

Число насосов

20 (по два на каждый

Передача

Электрическая

 

цилиндр)

Габарит

1Т ГОСТ 9238—83

Форсунка дизеля

Закрытого типа

Колея, мм

1 520

Давление начала впрыска, МПа

21,0 (210)

Минимальный радиус проходимых

125

(кгс/см2)

 

кривых, м

 

Число форсунок

20 (по две на каждый

Запасы:

   

цилиндр)

топлива, кг (л)

6 300 (7 300)

Регулятор частоты вращения

Всережимный центробеж

масла, кг

1 500

 

ный непрямого действия с

воды, кг

1450

 

гидравлическим серводви

песка, кг

1 006

 

гателем, изодромной обрат

Габаритные размеры

Управление частотой вращения

ной связью Дистанционное, электро

Наибольшая высота от голозки

5252

 

гидравлическое

рельса (по выпускным патрубкам),

 

Число ступеней

15

мм

     


 

Наибольшая ширина по выступаю

3250

Регулирование мощности

Автоматическое на всех

щим частям, мм

   

скоростных режимах через

Расстояние между осями авто

16969

 

индуктивный датчик, вклю

сцепки, мм

   

ченный в схему управления

База тележки, мм

3700

 

возбуждения генератора

База секции тепловоза, мм

12670

Предельный регулятор

Центробежный, выклю

Расстояние между шкворнями, мм

8600

 

чает подачу топлива при

Дизель-генератор:

   

частоте вращения 15,66—

ширина, мм

6705

 

16,33 с-1 (940—980 об/мин)

высота, мм

2610

 

длина, мм

3185

Система смазки

2.2. Дизель

Тип

Циркуляционная под

   

давлением

Условное обозначение (марка)

10Д100

Удельный расход масла, г/(кВт-ч)

4,08 (3)

Тип

Вертикальный двухтакт

[г/(э. л. с.-ч)], не более

 
 

ный с турбонаддувом

Масляный фильтр грубой очистки

Щелевой

Расположение цилиндров

Однорядное вертикальное

Масло

М14Б по ТУ 38.101.264-72

Число цилиндров

10

 

или М14В2 по ТУ 38.101.

Диаметр цилиндров, мм

207

 

421-73

Ход поршня, мм

2Х254

Масляный фильтр тонкой очистки

Бумажный

Объем цилиндров, дм3 (л)

170,9

Масляный фильтр центробежный

Самовращающийся с гид

Степень сжатия действительная

13,7

 

равлическим приводом

Порядок работы цилиндров

1-6-10-2-4-9-5-3-7-8

Температура масла на выходе из

60—80

Порядок нумерации цилиндров

Со стороны отсека управ

дизеля {рекомендуемая), °С

 

Направление вращения нижнего

ления По часовой стрелке со

Максимально допустимая температура масла на выходе из дизеля, °С,

86

коленчатого вала

стороны генератора

нс более

 

Мощность1 при частоте вращения

2206 (3000)

Давление масла (по манометру) в

0,2 (2,0)

14,17 с"' (850 об/мин), кВт (л. с.)

 

верхнем коллекторе при частоте вра

 

Максимальное давление сгорания,

10,5 (105)

щения 14,17 с-1 (850 об/мин) при

 

МПа (кгс/см2), не более

 

температуре масла на выходе из ди

 

Температура газов в выпускных

420

зеля 75 °С, МПа (кгс/см2), не менее

 

патрубках, °С, не более

 

Масляный насос

Шестеренный

Минимально устойчивая частота

6,67+0,33 (400+20)

Подача при частоте вращения

120

вращения вала на холостом ходу,

 

14,17 с-1 (850 об/мин) коленчатого

 

с~1 (об/мин)

 

вала дизеля, м3

 

Соединение коленчатого вала с генератором

Через пластинчатую муфту

Система водяного охлаждения дизеля

Пусковое устройство

Электрическое

Тип системы

Водяная принудительная

Масса дизеля без рамы, кг

16900

Водяной насос системы охлажде

Центробежный

Масса дизеля с рамой, кг

19300

ния дизеля

 

1 При нормальных атмосферных условиях {+20оС и 101,326 кПа (760 мм. рт. ст.) относительной влажности 70%}

7

Продолжение табл. 1

Показатели

Значение показателей для одной секции тепловоза

Показатели

Значение показателей для одной секция тепловоза

1

2

1

2

Подача при частоте вращения 4,17 с-1 (850

об/мин) коленчатого пала дизеля, м3

150

Дифманометр

Останавливает дизель при давлении в картере 300—350 Па (30—35 мм вод. ст.)

Температура воды на выходе из дизеля

(рекомендуемая), оС

65—80

Температурное реле перегрева

Снимает нагрузку с гене

Максимально допустимая темпера тура воды на выходе из дизеля, °С, не более

94

масла (воды)

ратора ори повышении температуры масла (воды) выше 87

°С (95 оС)

Система водяного охлаждения наддувочного воздуха

Предохранительные клапаны наибольшего давления газов в картере

Срабатывают при повышении давления в картере выше 0,025 МПа

Тип системы

Водяная принудительная

и воздухе в воздушном ресивере

 

Водяной насос системы охлаждения наддувочного воздуха

Центробежный

 

(0,25 кгс/см2) и 0,15 МПа (1,5

кгс/см2) в воздушном ресивере

Подача при частоте вращения 14,17 с-1коленчатого вала дизеля, м3

100

Блокировочное устройство валопо-воротного механизма

Не позволяет пустить дизель при зацеплении червяка валоповоротного механизма

Охладитель наддувочного воздуха

Водовоздушный

   

Число на дизель

2 (по одному с каждой стороны дизеля)

 

с венцом ведущего диска муфты привода генератора

Количество охлаждающей воды,

50

   

проходящей через один воздухоохладитель, м3

 

2.3. Холодильник

Температура охлаждающей воды 1 а входе при температуре окружающего воздуха до +40

°С, °С, не более

65

Тип холодильника, тип секций

Водовоздушный с водо-масляным теплообменником ВС-1,2 и ВС-0,5, водовоз-душные с пластинчатым оребрением плоских трубок

Турбокомпрессор типа ТК.-34Н-04С

Расположение секций

Вертикальное однорядное двухъярусное

Подача нагнетателя при частоте вращения 14,17

с-1 (850 об/мин) ко

3,0

Число секций для охлаждения воды дизеля

13 длиной 1356 мм,

13 длиной 686 мм

ленчатого вала дизеля (на полной мощности), кг/с

 

Число секций охлаждения воды наддувочного воздуха и масла

25 длиной 1356 мм;

25 длиной 686 мм

Число на дизель

2

Общая поверхность, омываемая воздухом

секций охлаждения воды

дизеля, м2

547

Частота вращения ротора Турбо компрессора длительно допустимая, с-1 (об/мин)

300 (18000)

 


 

Степень повышения давления воч-духа в компрессоре при нормальных атмосферных условиях на полной

1,8*

Общая поверхность, омываемая воздухом секций охлаждения воды, масла и наддувочного воздуха, м2

1055

мощности дизеля Давление масла перед подшипниками на полной мощности двигателя, МПа (кгс/см2), не менее

0,25 (2,5)

Тип теплообменника

Круглотрубчатый

Число теплообменников

 

Частота вращения вентиляторного колеса при частоте вращения 14,17 с-1 (850 об/мин) вала дизеля и полностью заполненном круге циркуляции гидромуфты, с-1 (об/мин)

19,22 (1160)

   

Воздуходувка II ступени (центробежный нагнетатель)

 

Тип

Центробежная с механическим приводом через редуктор от верхнего коленчатого вала

 

Диаметр колеса вентилятора, мм

2000

Привод вентилятора

Гидромеханический

Подача при частоте вращения 14,17 с-1 (850

об/мин) коленчатого вала дизеля, кг/с

6,0

Мощность, потребляемая вентилятором при частоте вращения 19,22 с-1 (1160 об/мин), кВт (л. с.)

125 (170)

   

Частота вращения ротора воздуходувки при частоте вращения 14,17 с-1 (850 об/мин) дизеля, с-' (об/мин)

141,66 (8500)

Регулирование температуры воды и масла дизеля

Автоматическое путем изменения частоты вращения вентилятора, открытия и закрытия жалюзи

 
 

Давление наддувочного воздуха при мощности 2206 кВт (3000 л. с.) н нормальных атмосферных условиях, МПа (кгс/см2)

0,113 (1,13)

2.4. Теплообменник водомасляный

 

Поверхность охлаждения, м2: со стороны масла со стороны воды

60

   

48

Аварийная защита

дизеля

Наибольшее давление охлаждаю

0.4 (4)

Реле давления масла (остановка дизеля)

Останавливает дизель при понижении давления масла в верхнем масляном коллекторе ниже 0,05— 0,06 МПа (0,5—0,6

кгс/см2)

щей воды, МПа (кгс/см2) Давление масла, МПа

(кгс/см2), не более

0,8 (8)

 

Диаметр трубок Число трубок

10х1

955

Предельный регулятор частоты вращения

Останавливает дизель при увеличении частоты вращения вала дизеля выше 15,66—16,33 с-' (940— 980 об/мин)

Габаритные размеры: диаметр корпуса, мм высота, мм

472

2484

2.5. Тяговый генератор

Реле давления масла (сброс нагрузки)

Снимает нагрузку с генератора при давлении масла в верхнем коллекторе 01— 0,11 МПа (1,0— 1,1 кгс/см2) при положении контроллера от 12-го и выше

Тип

ГП-311БУ2

Ток номинальный, А

2870

Ток наибольший, А

4320

Напряжение номинальное, В

465

Напряжение наибольшее, В

700

К. п. д„ %

94,2

* Соответствует давлению наддува, замеренному на выходе из турбокомпрессора, равному 0,077 МПа (0,77 кгс/см2) (избыточное)

Продолжение табл. 1

Показатели

Значение показателей для одной секции тепловоза

Показатели

Значение показателей для одной секции тепловоза

1

2

1

2

2.6. Тяговый электродвигатель

2.13. Тормозное оборудование

Тип

ЭД 118Б (ЭД-118А)

Тип тормоза

Колодочный двухсторон

Ток номинальный, А

476

 

ний

Ток наибольший, А

720

Способ приведения в действие тор

Воздушный и ручной

Напряжение наибольшее, В

700

моза

 

Напряжение номинальное, В

463

Род действия воздушного тормоза

Автоматический прямо-

К п.д, %

91,5

 

действующий

 

Род действия ручного тормоза

Механический

2.7. Двухмашинный агрегат

Система воздушного тормоза

Пневматическая с краном машиниста №395.000-3 с воздухораспределителем усл. № 483.000

   

Тип

А-706БУ2

 
 

В-600ВГТ 275/120

Число тормозных осей воздушного тормоза

6

Напряжение номинальное, В

165 75

 

Ток номинальный, А

125 160

Число заторможенных колесных пар ручного тормоза

2 (вторая и третья колесные пары передней тележки)

К. п. д„ %

84,5 75,0

   

2.8. Синхронный подвозбудитель

 
 

2.14. Компрессор

Тип

ВС-652У2

 

Напряжение номинальное, В

110

   

Ток номинальный, А

10

Условное обозначение (марка)

КТ-7

К. п. д„ % 52,5

Тип

Компаундный трехцилиндровый с промежуточным охлаждением воздуха

2.9. Аккумуляторная батарея

Число ступеней сжатия

2

 

Число цилиндров первой ступени

2

Тип

46ТПНЖ 550У2

Число цилиндров второй ступени

1

Номинальная емкость, А-ч

550

Рабочее давление второй ступени, МПа

(кгс/см2)

0,75—0,9 (7.5—9,0)

Номинальное напряжение, В

57,5

14,17 (850)

Ток при шестичасовом режиме заряда, А

150

Наибольшая частота вращения вала компрессора, с-1 (об/мин)


 

2.10. Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей

Подача компрессора при частоте вращения 14,17 с-(850 об/мин),

5,3

Тип

Центробежный

м3/мин Мощность, потребляемая компрессором при частоте вращения 14,17 с-1 (850 об/мин), кВт (л. с.)

44 (60)

Число вентиляторов

2

Частота вращения вала вентилятора при частоте вращения 14,17 с-1 (850 об/мин) вала дизеля, с-1(об/мин)

34,16 (2050)

 
 

2.15. Передний распределительный редуктор

Мощность, потребляемая вентиля

22 (30)

   

тором при частоте вращения 34,16 с-1 (2050

об/мин), кВт (л. с.)

 

Мощность, передаваемая ведущим валом, кВт (л.

с.)

101,47 (138)

Подача при частоте вращения 34,16 с-1 (2050

об/мин), м3/мин

250

Мощность, передаваемая нижним валом, кВт (л.

с.)

27,2 (37)

Привод

Механический от распределительного редуктора через упругие элементы

Мощность, передаваемая валом вентилятора, кВт

(л. с.)

26,5 (30)

 

Мощность, передаваемая ведущим валом на компрессор, кВт (л. с.)

44.1 (60)

2.11. Вентилятор охлаждения тягового генератора

Частота вращения ведущего вала, с-1 (об/мин)

14,17 (850)

Тип

Центробежный

Частота вращения нижнего вала, с-1 (об/мин)

30,33 (1820)

Привод

Механическии от дизеля через конический редуктор

 

Частота вращения вала вентилятора, с-1 (об/мин)

36,5 (2190)

Частота вращения сала вентилятора при частоте вращения 14,17 с-1 (850 об/мин) вала дизеля, с-1(об/мин)

30 (1800)

 

2.16. Задний распределительный редуктор

Подача при 30 с-1 (1800 об/мин), м3/мин

250

Мощность, передаваемая ведущим

150,7 (205)

валом редуктора, кВт (л. с.) Мощность, передаваемая нижним валом редуктора, кВт (л. с.)

 

Мощность, потребляемая вентилятором при частоте вращения 30 с-1 (1800 об/мин), кВт (л. с.)

19 (26)

117,5(160)

 

Мощность, передаваемая валом вентилятора, кВт

(л. с.)

26,5 (36)

2.12. Воздухоочиститель

Мощность, передаваемая на масляный насос центробежного фильтра, кВт (л с.)

4 (5,5)

Тип

Масляный непрерывного действия

Привод колеса Частота вращения колеса, с-1

Пневматический

Частота вращения ведущего вала, с-1 (об/мин)


 

14,17 (850)


 

41,08 (2465)

(об/мин) Сопротивление на номинальной мощности дизеля (справочный), кПа (мм вод. ст), не более


 

0,00008—0,00028

(0,005—0,16)

Частота вращения нижнего вала, с-1 (об/мин)

Частота вращения вала вентилятора, с-1 (об/мин)

3 (300)

 

36,5 (2190)

Окончание табл. 1

Показатели

Значение показателей дчя одной секции тепловоза

Показатели

Значение показателей для одной секции тепловоза

1

2

1

2

2.17. Редуктор привода вентилятора охлаждения тяговою генератора

2.19. Противопожарная установка

   

Объем резервуара, дм3 (л)

290

Мощность, передаваемая редуктором, кВт (л. с.)

18 (25)

Состав раствора для образования пены

6%-ный раствор ПО-1 ГОСТ

6948—81

Частота вращения ведущего вала, с-1

(об/мин)

14,17 (850)

в том числе:

 

Частота вращения ведомого вала, с-1

(об/мин)

30(1800)

пенообразователя, дм3

16

   

воды, дм3

260

2.18. Гидропривод вентилятора холодильной камеры

Давление воздуха

Переменное, равное давлению в главных воздушных резервуарах

Мощность, передаваемая гидроприводом, кВт (л. с.)

125 (170)

 

Частота вращения ведущего вала, с-1

(об/мин)

40,58 (2470)

Кратность выхода пены (соотношение полученной пены к объему исходного раствора)

70—100

Частота вращения вертикального вала, с-1 (об/мин)

19,34 (1160)

Время работы установки, мин: одним генератором

4

   

двумя генераторами одновременно

2


 

12


 

image

Рис. 3. Тамбур с проставкой

1 — песочный бункер: 3 — пульт управления, 3 — кран вспомогательного тормоза; 4 — клапан тифона и свистка, 5 — ручной тормоз

 

 

Схема возбуждения тягового генератора обеспечивает автоматическое поддержание постоянства мощности в рабочем диапазоне внешней характеристики, а также ограничение его тока и напряжения при превышении их максимально допустимых величин. Осуществляется это совместной

работой регулятора скорости дизеля, тахометрического блока задания и узла обратной связи по току и напряжению тягового генератора. Регулятор скорости дизеля поддерживает установленную частоту вращения вала дизеля и совместно с тахометрическим блоком заданный по позициям контроллера уровень мощности. Узел обратной связи по току и напряжению тягового генератора состоит из трансформаторов постоянного тока и напряжения, панелей выпрямительных мостов, селективного узла и регулировочного сопротивления с выходом на управляющую обмотку амплистата возбуждения.

Все электрические сигналы (токи) от узла обратной связи (через селективный узел), тахометрического блока и индуктивного датчика объединенного регулятора дизеля подаются на обмотку управления амплистата, ток выхода которого через возбудитель поддерживает оптимальные параметры генератора.

Тепловоз оборудован комплексным противобоксовочным устройством, обеспечивающим получение динамических жестких характеристик генератора, т е неизменность его напряжения при боксовании одной или нескольких колесных пар, а также своевременное обнаружение боксования и его прекращение с наименьшими потерями силы тяги тепловоза.

Все вспомогательные механизмы, а также отдельные электрические машины (двухмашинный агрегат и синхронный подвозбудитель) приводятся во вращение от вала дизеля через редукторы и валопроводы. Работа дизеля обеспечивается топливной системой, системами воздухоснабжения, смазки и охлаждения Электрические машины (тяговый генератор и тяговые электродвигатели) оборудованы системой принудительной вентиляции. Кабина машиниста тепловоза защищена шумоизоляцией и оборудована отопительно-вентиляцион-ной установкой. Тепловоз оборудован радиостанцией, установкой пожаротушения и автоматической сигнализацией, предупреждающей о возникновении пожара.


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..