Тепловоз ТЭ10М выпускается в двухсекционном (2ТЭ10М) и трехсекционном (ЗТЭ10М)
исполнении. Конструкционные особенности тепловоза ЗТЭ10М позволяют использовать
секции для работы в трехсекционном, двухсекционном (две крайние или средняя в
паре с любой крайней) и односекционном (крайние секции) исполнении.
Сочленение секций тепловоза ТЭ10М с секциями тепловоза 2ТЭ10В (на базе которого
он построен) конструкцией не предусмотрено.
Секции тепловоза ТЭ10М соединены автосцепкой СА-3, крайние секции одинаковы по
конструкции, на средней вместо кабины установлен тамбур (рис. 3), в котором
размещено оборудование, необходимое, для проведения реостатных испытаний секции
и самостоятельного перемещения по деповским путям.
Каждая секция тепловоза представляет собой шестиосный двухтележечный экипаж,
объединенный главной рамой с кузовом и кабиной машиниста (для средней секции —
тамбуром). Посередине кузова расположена дизель-генераторная группа, состоящая
из дизеля и установленного с ним на одной общей раме генератора. Тяговый
генератор вырабатывает ток, поступающий к шести тяговым электродвигателям,
установленным на тележках. Через зубчатую передачу (пара цилиндрических
шестерен) тяговые электродвигатели вращают колесные пары тепловоза. При пуске
дизеля генератор работает в режиме электродвигателя, получая питание от
аккумуляторной батареи.
Регулирование скорости тепловоза и тягового усилия производится путем изменения
возбуждения генератора и частоты вращения вала дизеля.
Для расширения диапазона скоростей тепловоза, при которых использует-
ся полная мощность дизеля, применены две ступени ослабления возбуждения тяговых
электродвигателей на 60 и 36 %.
5
Таблица 1
Показатели
Значение показателей для одной секции тепловоза
Показатели
Значение показателей для одной секции тепловоза
1
2
1
2
2.1. Техническая характеристика
Система подачи топлива
Мощность по дизелю, кВт (л. с.)
2206 (3000)
Род службы
Грузовой
Удельный расход топлива,
217+12 (160+9)
Конструкционная скорость (для
27,72 (100)
г/(кВт-ч), [г/(э. л. с.-ч)]
средней секции при работе с край
Топливо
Дизельное
ней), м/с (км/ч)
Угол опережения подачи топлива,
0,185+0,017 (11+1)
Масса секции тепловоза, имеющей
138000±3% (138±3%)
рад (град) поворота нижнего колен
служебную экипировку, кг (т) Нагрузка от колесной пары на
226±3% (23±3%)
чатого вала до в. м. т. Топливоподкачивающий насос
Шестеренный с внутрен
рельсы, кН (те)
ним зацеплением зубьев
Сила тяги длительного режима, кН
245 (24,96)
Число
1
(те)
Подача при частоте вращения
1,62 (27)
Длительная скорость, м/с (км/ч)
6,83 (24,6)
22,5 с-1(1350
об/мин), давлении на
Управление тепловозом
Дистанционное из каби
гнетания 0,35 МПа (3,5кгс/см2),
раз
ны любой крайней секции
режении на всасывании 1,33-Ю2Па
Число ведущих осей
6
(100 мм рт. ст.), м3/ч
(л/мин)
Число тележек
2
Привод
От электродвигателя
Тип тележки
Трехосная бесчелюстная
Топливный фильтр грубой очистки
Сетчатый
Диаметр колес, мм
1050
Топливный фильтр тонкой очистки
Бумажный
Тип букс
Поводковые на ролико
Топливный насос дизеля
Плунжерный
подшипниках
Число насосов
20 (по два на каждый
Передача
Электрическая
цилиндр)
Габарит
1Т ГОСТ 9238—83
Форсунка дизеля
Закрытого типа
Колея, мм
1 520
Давление начала впрыска, МПа
21,0 (210)
Минимальный радиус проходимых
125
(кгс/см2)
кривых, м
Число форсунок
20 (по две на каждый
Запасы:
цилиндр)
топлива, кг (л)
6 300 (7 300)
Регулятор частоты вращения
Всережимный центробеж
масла, кг
1 500
ный непрямого действия с
воды, кг
1450
гидравлическим серводви
песка, кг
1 006
гателем, изодромной обрат
Габаритные размеры
Управление частотой вращения
ной связью Дистанционное, электро
Наибольшая высота от голозки
5252
гидравлическое
рельса (по выпускным патрубкам),
Число ступеней
15
мм
Наибольшая ширина по выступаю
3250
Регулирование мощности
Автоматическое на всех
щим частям, мм
скоростных режимах через
Расстояние между осями авто
16969
индуктивный датчик, вклю
сцепки, мм
ченный в схему управления
База тележки, мм
3700
возбуждения генератора
База секции тепловоза, мм
12670
Предельный регулятор
Центробежный, выклю
Расстояние между шкворнями, мм
8600
чает подачу топлива при
Дизель-генератор:
частоте вращения 15,66—
ширина, мм
6705
16,33 с-1(940—980
об/мин)
высота, мм
2610
длина, мм
3185
Система смазки
2.2. Дизель
Тип
Циркуляционная под
давлением
Условное обозначение (марка)
10Д100
Удельный расход масла, г/(кВт-ч)
4,08 (3)
Тип
Вертикальный двухтакт
[г/(э. л. с.-ч)], не более
ный с турбонаддувом
Масляный фильтр грубой очистки
Щелевой
Расположение цилиндров
Однорядное вертикальное
Масло
М14Б по ТУ 38.101.264-72
Число цилиндров
10
или М14В2 по ТУ 38.101.
Диаметр цилиндров, мм
207
421-73
Ход поршня, мм
2Х254
Масляный фильтр тонкой очистки
Бумажный
Объем цилиндров, дм3(л)
170,9
Масляный фильтр центробежный
Самовращающийся с гид
Степень сжатия действительная
13,7
равлическим приводом
Порядок работы цилиндров
1-6-10-2-4-9-5-3-7-8
Температура масла на выходе из
60—80
Порядок нумерации цилиндров
Со стороны отсека управ
дизеля {рекомендуемая), °С
Направление вращения нижнего
ления По часовой стрелке со
Максимально допустимая температура масла на выходе из дизеля, °С,
86
коленчатого вала
стороны генератора
нс более
Мощность1при
частоте вращения
2206 (3000)
Давление масла (по манометру) в
0,2 (2,0)
14,17 с"' (850 об/мин), кВт (л. с.)
верхнем коллекторе при частоте вра
Максимальное давление сгорания,
10,5 (105)
щения 14,17 с-1(850
об/мин) при
МПа (кгс/см2),
не более
температуре масла на выходе из ди
Температура газов в выпускных
420
зеля 75 °С, МПа (кгс/см2),
не менее
патрубках, °С, не более
Масляный насос
Шестеренный
Минимально устойчивая частота
6,67+0,33 (400+20)
Подача при частоте вращения
120
вращения вала на холостом ходу,
14,17 с-1(850
об/мин) коленчатого
с~1(об/мин)
вала дизеля, м3/ч
Соединение коленчатого вала с генератором
Через пластинчатую муфту
Система водяного охлаждения дизеля
Пусковое устройство
Электрическое
Тип системы
Водяная принудительная
Масса дизеля без рамы, кг
16900
Водяной насос системы охлажде
Центробежный
Масса дизеля с рамой, кг
19300
ния дизеля
1При
нормальных атмосферных условиях {+20оС и 101,326 кПа (760 мм. рт. ст.)
относительной влажности 70%}
7
Продолжение табл. 1
Показатели
Значение показателей для одной секции тепловоза
Показатели
Значение показателей для одной секция тепловоза
1
2
1
2
Подача при частоте вращения 4,17 с-1(850
об/мин) коленчатого пала дизеля, м3/ч
150
Дифманометр
Останавливает дизель при давлении в картере 300—350 Па (30—35 мм
вод. ст.)
Температура воды на выходе из дизеля
(рекомендуемая), оС
65—80
Температурное реле перегрева
Снимает нагрузку с гене
Максимально допустимая темпера тура воды на выходе из дизеля, °С, не
более
94
масла (воды)
ратора ори повышении температуры масла (воды) выше 87
°С (95 оС)
Система водяного охлаждения наддувочного воздуха
Предохранительные клапаны наибольшего давления газов в картере
Срабатывают при повышении давления в картере выше 0,025 МПа
Тип системы
Водяная принудительная
и воздухе в воздушном ресивере
Водяной насос системы охлаждения наддувочного воздуха
Центробежный
(0,25 кгс/см2)
и 0,15 МПа (1,5
кгс/см2)
в воздушном ресивере
Подача при частоте вращения 14,17 с-1коленчатого
вала дизеля, м3/ч
100
Блокировочное устройство валопо-воротного механизма
Не позволяет пустить дизель при зацеплении червяка валоповоротного
механизма
Охладитель наддувочного воздуха
Водовоздушный
Число на дизель
2 (по одному с каждой стороны дизеля)
с венцом ведущего диска муфты привода генератора
Количество охлаждающей воды,
50
проходящей через один воздухоохладитель, м3/ч
2.3. Холодильник
Температура охлаждающей воды 1 а входе при температуре окружающего
воздуха до +40
°С, °С, не более
65
Тип холодильника, тип секций
Водовоздушный с водо-масляным теплообменником ВС-1,2 и ВС-0,5,
водовоз-душные с пластинчатым оребрением плоских трубок
Турбокомпрессор типа ТК.-34Н-04С
Расположение секций
Вертикальное однорядное двухъярусное
Подача нагнетателя при частоте вращения 14,17
с-1(850
об/мин) ко
3,0
Число секций для охлаждения воды дизеля
13 длиной 1356 мм,
13 длиной 686 мм
ленчатого вала дизеля (на полной мощности), кг/с
Число секций охлаждения воды наддувочного воздуха и масла
Схема возбуждения тягового генератора обеспечивает автоматическое поддержание
постоянства мощности в рабочем диапазоне внешней характеристики, а также
ограничение его тока и напряжения при превышении их максимально допустимых
величин. Осуществляется это совместной
работой регулятора скорости дизеля, тахометрического блока задания и узла
обратной связи по току и напряжению тягового генератора. Регулятор скорости
дизеля поддерживает установленную частоту вращения вала дизеля и совместно с
тахометрическим блоком заданный по позициям контроллера уровень мощности. Узел
обратной связи по току и напряжению тягового генератора состоит из
трансформаторов постоянного тока и напряжения, панелей выпрямительных мостов,
селективного узла и регулировочного сопротивления с выходом на управляющую
обмотку амплистата возбуждения.
Все электрические сигналы (токи) от узла обратной связи (через селективный
узел), тахометрического блока и индуктивного датчика объединенного регулятора
дизеля подаются на обмотку управления амплистата, ток выхода которого через
возбудитель поддерживает оптимальные параметры генератора.
Тепловоз оборудован комплексным противобоксовочным устройством, обеспечивающим
получение динамических жестких характеристик генератора, т е неизменность его
напряжения при боксовании одной или нескольких колесных пар, а также
своевременное обнаружение боксования и его прекращение с наименьшими потерями
силы тяги тепловоза.
Все вспомогательные механизмы, а также отдельные электрические машины
(двухмашинный агрегат и синхронный подвозбудитель) приводятся во вращение от
вала дизеля через редукторы и валопроводы. Работа дизеля обеспечивается
топливной системой, системами воздухоснабжения, смазки и охлаждения
Электрические машины (тяговый генератор и тяговые электродвигатели) оборудованы
системой принудительной вентиляции. Кабина машиниста тепловоза защищена
шумоизоляцией и оборудована отопительно-вентиляцион-ной установкой. Тепловоз
оборудован радиостанцией, установкой пожаротушения и автоматической
сигнализацией, предупреждающей о возникновении пожара.