ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы типа 2ТЭ10М Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию 2139.00.00.000 РЭ - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

 


 

7.

ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


 

7.1. Привод вспомогательных силовых механизмов

Вспомогательные силовые механизмы служат для передачи вращающего момента от коленчатого вала дизеля к различным агрегатам тепловоза, обеспечивающим работу дизеля и электрических машин.

Со стороны генератора расположены передний распределительный редуктор (рис. 94), вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки, тормозной компрессор 3, двухмашинный агрегат 1. Ведущий вал переднего распределительного редуктора соединен с валами генератора и тормозного компрессора пластинчатыми муфтами 4.

 


 

image

Рис. 94. Установка силовых механизмов со стороны генератора:

1 — двухмашинный агрегат; 2 — валопровод; 3 — компрессор КТ-7; 4 — муфта пластинчатая; 5 — вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки; 6 — передний распределительный редуктор; 7 — тяговый генератор; 8 — фундамент редуктора; 9 — фундамент компрессора


 

image

Рис. 95. Установка силовых механизмов со стороны холодильника:

1—дизель; 2—вал промежуточный; 3—редуктор распределительный задний; 4—вентилятор охлаждения тяговых двигателей задней тележки; 5—синхронный подвозбудитель; 6—основание; 7, 9 — ограждение; 8— корпус подшипников; 10—опора промежуточная; 11, 19—валопроводы; 12 — колесо вентилятора; 13 — гидропривод вентилятора; 14 — карданный вал; 15 — подпятник; 16, 30 — винты регулировочные; 17, 18— фундаменты

Со стороны холодильной камеры расположены (рис. 95) задний распределительный редуктор 3, вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки, синхронный подвозбудитель 5, корпус подшипников 8, опора промежуточная 10,

гидропривод вентилятора 13, колесо вентилятора 12.


 

7.1. Распределительные редукторы


 

Передний и задний распределительные редукторы аналогичны по конструкции. Отличия в

отдельных узлах переднего редуктора указываются при описании конструкции заднего редуктора.

105


 

image


 

image


 

106


 

image

Рис 96 Редуктор распределительный задний:

12, 21, 28. 36, 44 48. 56,

60, 74 — крышки; 2, 35

  • шестерни конические 3 — кольцо пружинное 4, 7 — картеры верхний и нижний 5 — рым болт, 6

  • болт призонный; 8, 33,

46, 72 —

шарикоподшипники, 9,

32 — кольца

регулировочные; 10, 16,

23, 26, 47, 52, 65, /Я—

гнезда подшипника, 11,54, 75 — кольца

лабиринта; 13. 55, 76 — втулки лабиринта, 14 — насос лопастной; 15 — штифт 17, 22 27 40 51, 66

— роликовые подшипники, 18 — вал вентилятора 19, 37 —

вТУЛКИ шлицевые, 20, 57—кольца пружинные 24 шпилька 25— трубопровод смазки, 29—вал, 30, 43 — кольца

разрезные, 31, 42-

кольца, 34, 50, 69—

шестерни; 38 — масляный насос центробежного фильтра, 39, 41, 53, 58 — фланцы,

45—вал ведущий, 49—

сапун; 59—лопасть; 61— проб ка 62 валик насоса, 63 — корпус насоса, 64 — трубопровод смазки, 67—пробка сливная, 68— втулка; 70—вал нижний; 71 — фильтр


 

Устройство и работа редуктора. В литом чугунном корпусе редуктора (рис. 96) установлены узлы валов: ведущего 45, нижнего 70, вала 29 и вала 18 привода вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей. Вращающий момент от дизеля передается через ведущий вал и шестерню 50 к двум валам:

нижнему через шестерню 69 и валу 29 через шестерню 34. От вала 29 приводится во вращение вал масляного насоса высокого давления З8, а через шестерни 35 и 2 — вал 18 привода вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей.

Верхний и нижний 7 картеры корпуса редуктора соединены по разъему болтами и шпильками Положение картеров фиксируется тремя призонными болтами с гайками. По плоскости разъема картеры уплотнены шелковой ниткой толщиной 0,1—0,2 мм. Корпус переднего распределительного редуктора отличается от корпуса заднего редуктора увеличенным межцентровым расстоянием ведущего и нижнего валов. Ведущий вал редуктора установлен в верхнюю расточку корпуса и опирается на два подшипника. Со стороны конусного

107

хвостовика вала напрессованы шестерни 50 и роликоподшипник 51. Подшипник 46 воспринимает радиальную и осевую нагрузки. На конусный хвостовик вала напрессован ведущий фланец 53. Ведущий вал переднего распределительного редуктора имеет два конусных хвостовика, на которые напрессованы фланцы.

Нижний вал 70 с напрессованной шестерней 69 установлен в нижнюю расточку корпуса и опирается со стороны конусного хвостовика на шарикоподшипник 72 и роликоподшипник 40, а со стороны шестерни — на роликоподшипник 66. Шестерня 69 заднего распределительного редуктора имеет 31 зуб, переднего — 42 зуба. Со стороны шестерни в торце вала выполнена расточка, в которую установлена втулка с квадратным отверстием для захода хвостовика валика лопастного насоса.

Вал 29 установлен в боковую расточку корпуса и опирается со стороны насоса центробежного фильтра на роликоподшипник 22 и с другой стороны — на роликоподшипник 27 и шарикоподшипник 33. Шарикоподшипник фиксирует вал от осевых перемещений. Между подшипниковыми узлами на вал напрессована шестерня 34, через которую передается вращение от ведущего вала, и коническая шестерня 35, через которую передается вращение на вал 18 привода вентилятора. Для привода насоса центробежного

фильтра на вал напрессована шлицевая втулка 37, которая зафиксирована от проворачивания штифтом. Для откачки масла из картера в редукторе установлен масляный лопастной насос

14. В редукторе применены бесконтактные лабиринтные уплотнения подшипниковых узлов, в торцах валов выполнены резьбовые отверстия и каналы для подвода масла при распрессовке фланцев и шестерен.

Вал 18 привода вентилятора установлен во внутреннюю и боковую расточки корпуса.

Вал опирается на роликовый сферический подшипник 17 и шарикоподшипник 8. Вал оканчивается конусным хвостовиком и цилиндрической резьбой для установки и закрепления колеса вентилятора.


 

image

Рис. 97. Вентилятор центробежный:


 

1—корпус вентилятора; 2 — пылевлагоотделитель; 3 — кольцо вентилятора; 4 — лючок; 5 — болт; 6— патрубок; 7 — прокладка; 8 — диск покрывающий; а- лопатка; 10—ступица; 11—втулка; 12 — подшипник; 13—амортизатор; 14—диск; /5—комплект дисков; 16 —корпус сальника; 17—кольцо; 18 — кольцо войлочное; 19 — полумуфта; 20 — полумуфта наружная; 21 — болт; 22, 27 — гайки; 23, 24, 25— кольца; 26 - крышка


 

108

7.3. Вентилятор центробежный

Воздух для охлаждения тяговых электродвигателей и тягового генератора подается вентилятором центробежным (рис. 97).

В вентиляторе предусмотрена очистка охлаждающего воздуха от пыли и влаги. Частицы пыли и влаги, попадающие с воздухом на лопатки вентилятора, отбрасываются центробежными силами на стенки улитки, затем попадают в пылевлагоотделитель 2, откуда через трубу удаляются наружу вместе с частью воздуха. Для уменьшения динамических нагрузок на лопатки вентиляторного колеса ступица 10 соединена с валом привода вентилятора через упругую муфту, а с диском 14 — через комплект пластинчатых дисков 15. Внутренняя полумуфта 19 посажена на конусный хвостовик вала и затянута гайкой.

Наружная полумуфта 20 крепится к ступице 10 болтами 21. Между выступами внутренней и наружной полумуфт вставляются резиновые амортизаторы 13, через которые передается вращающий момент на колесо вентилятора.

Для уменьшения аэродинамических потерь на входе в рабочее колесо установлен патрубок 6. К. распределительным редукторам и редуктору вентилятора охлаждения тягового генератора центробежный вентилятор крепится шестью шпильками.

7.4. Привод синхронного подвозбудителя

Вал якоря синхронного подвозбудителя приводится во вращение от заднего распределительного редуктора через валопровод 19 (см. рис. 95), промежуточную опору 10, клиноременную передачу и корпус подшипников.

Промежуточная опора (рис. 98) служит как опора валопроводов и для передачи вращения валу синхронного подвозбудителя. Опора состоит из корпуса цилиндрической формы с приливами (лапами) для крепления на фундаментах. Внутренняя поверхность его расточена под роликоподшипники 7, на которые опирается вал 2. Подшипники закрыты крышками с уплотнительными кольцами 9. С двух сторон вала установлены на конусно-прессовой посадке фланцы, при этом предусмотрена возможность их демонтажа маслосъемником


 

image


 

Рис. 98. Опора промежуточная:


 

1—шкив ведущий; 2—вал; 3—болт; 4— прокладка; 5—корпус подшипников; 6— пробка; 7—

роликоподшипник; 8—крышка; 9—кольцо уплотнительное; 10—втулка; 11 — фланец


 

109


 

image


 

Рис 99 Корпус подшипников

1—вал синхронного подвозбудителя 2,4 полумуфты 3- кольцо 5—вал, 6—крышка, 7—ста кан, в—корпус, 9 — пробка 10—шарикоподшипник 11,19 кольца 12 — шкив 13—шайба, 14— гайка 15 — палец 16,17 втулки упругая и распорная, 8 кольцо разрезное

На один из фланцев напрессован шкив Полость, образованная корпусом и крышками, при сборке заполняется смазкой Для добавления смазки во время эксплуатации в корпусе предусмотрено отверстие с пробкой 6.

Корпус подшипников (рис 99) служит для передачи вращения от промежуточной опоры к валу синхронного подвозбудителя Шкив 12, установленный на конусный хвостовик вала со шпонкой, получает вращение от шкива промежуточной опоры через клиноременную передачу Закреплен шкив гайкой 14 На другой хвостовик вала установлена полумуфта Вал опирается на шарикоподшипники 10, установленные в расточку корпуса Подшипник со стороны полумуфты фиксируется от осевого перемещения на валу и в корпусе с помощью колец 18 и 19, стакана 7 и крышки 6. Закрыты подшипники крышками с уплотнительными кольцами 11 Смазывание подшипников осуществляется аналогично смазыванию роликоподшипников промежуточной опоры Корпус подшипников крепится к одному основанию с синхронным подвозбудителем. Вал 1 синхронного подвозбудителя соединен с валом корпуса подшипников муфтой Для регулирования натяжения ремней основание крепится к фундаменту с помощью регулировочных винтов 16 (см рис 95)


 

    1. Гидропривод вентилятора холодильника

      Ведущий вал гидропривода (рис 100) воспринимает вращающий момент от промежуточной опоры и передает его через гидромуфту и конические шестерни на колесо вентилятора Муфта гидропривода переменного наполнения обеспечивает бесступенчатое изменение частоты вращения вентилятора в широком диапазоне при постоянной частоте вращения коленчатого вала дизеля Чугунный корпус редуктора гидропривода имеет две полос! и переднюю, открытую с торца, предназначенную для размещения гидромуфты, и заднюю, имеющую две взаимно перпендикулярные расточки, служащие для установки валов конического редуктора Нижняя часть передней полости служит емкостью для сбора масла, откуда через фильтр 88 масло откачивается лопастным насосом

      110


       

      image


       

      Рис 100. Гидропривод вентилятора холодильной камеры:


       

      1—Крышка насоса 2 — штифт цилиндрнческвй -3—вая ведущий: 4—гайка стопорная; 5, 11, 15, 16, 39—фланцы; 6—ротор лопастного насоса; 7, 41—пружины, 8 9, 19 27, 32, 37, 41,54, 53,

      76 — гайки 10, 34, 66,71 гнезда подшипников; 12, 38—прокладки; 13, 35, 72—шарикоподшипники; 14, 74, 84 — кольца пружинные 17—кольцо 18, 83 - кольца разрезные 20,26 — чаши;

      21, 28, 40. 63 — крышки; 22 - болт призонный; 23— сапун: 34 — колесо турбинное: 25 — отверстие резьбовое 30—вал вертикальный, 31 —кольцо лабиринта; 33, 36, 67, 75 —

      роликоподшипники; 33—вал ведомый; 43 — шпилька; 44 — пломба; 45 — стакан 16 81- болты, 47 53 - шплинты 41, 52 манжеты 49, 51, 82, 89 —втулки; ,50—рейка зубчатая; 55—трубка откачивающая; 56—шестерня: 57— шпонка. 58 60—штуцера подвода масла для смазки подшипников; 61штуцер подвода масла в гидромуфту; 62—трубопровод отвода масла в картер дизеля; 64—трубка черпачковая; 65—штуцер отвода масла из гидромуфты; 68—пальцы: 69, 70—шестерни ведущая и ведомая; 73 — колесо насосное; 77—корпус гидропривода 78— - кольцо дистанционное 7—ступица 80- полый вал-шестерня; 85 — статор лопастного насоса; 86 — штифт цилиндрический; 87 — лопасть; 88 — фильтр


       

      111

      На конусный хвостовик ведущего вала гидропривода напрессован фланец 5, на другой конец вала посажено насосное колесо 73, закрепленное призонными болтами 22. Ведущий вал зафиксирован от осевых перемещений радиально-упорным шарикоподшипником 13, второй опорой вала служит роликоподшипник 75.

      Масло поступает в гидромуфту через штуцер 61 подвода масла, отверстие, просверленное во фланце и ступице, соединенной болтами с фланцем, и далее в полость а. Из полости а по каналам в ведущем валу рабочая жидкость (масло) поступает на лопатки насосного колеса. Одновременно через отверстие в в насосном колесе масло заполняет дополнительный объем, образованный наружной поверхностью насосного колеса и внутренней поверхностью чаши

      20. Турбинное колесо 24 напрессовано на конусный хвостовик ведомого вала 39. На другой конец ведомого вала напрессована ведущая шестерня 69, находящаяся постоянно в зацеплении с ведомой шестерней 70. Опорами ведомого вала служат роликоподшипник 67 и радиально-упорный шарикоподшипник 72. Ведомая шестерня 70 напрессована на вертикальный вал 30. С противоположной стороны вала на конусном хвостовике напрессован фланец 29, от которого через карданный вал передается вращение вентилятору холодильника.

      Подшипниковый узел вертикального вала собран из двух роликоподшипников 33 и 36 и одного шарикового подшипника 85.

      В процессе работы гидропривода степень наполнения круга циркуляции гидромуфты регулируется двумя поворотными черпачковыми трубками 64, приводящимися в движение через шестерни, приваренные к их концам и входящие в зацепление с валом-шестерней 80. На вал-шестерню посажена шестерня -56, находящаяся в зацеплении с зубчатой рейкой 50. В свою очередь зубчатая рейка связана с автоматическим приводом управления. Наибольшему наполнению круга циркуляции соответствует сведенное к оси гидромуфты положение черпачковых трубок и полный выход (42 ± 1 мм) зубчатой рейки из корпуса гидропривода.

      При перемещении зубчатой рейки внутрь корпуса под воздействием автоматического привода шестерни черпачковых трубок, находящиеся в зацеплении с валом-шестерней, разворачиваются и вводят сопла трубок в круг циркуляции жидкости. При этом масло нагнетается в сопла трубок и далее через пустотелые пальцы 68, канал б в ступице, отводной штуцер 65 поступает в масляную систему дизеля. Изменение положения сопел черпачковых трубок относительно круга циркуляции изменяет степень его заполнения маслом и приводит к соответствующему изменению частоты вращения турбинного колеса при одной и той же частоте вращения насосного колеса.

      Полное опорожнение круга циркуляции происходит тогда, когда черпачковые трубки разведены на наибольший диаметр. Шарикоподшипник 13 смазывается маслом, поступающим через штуцер 58 в полость, где расположена зубчатая рейка и шестерня 56, а затем масло поступает по отверстию в ступице 79 на роликоподшипник 75.

      Шестерни углового редуктора, шарикоподшипники 35, 72 и роликоподшипники 33, 36, 67 смазываются маслом, поступающим от системы смазки дизеля по трубопроводу к штуцеру 60, в корпусе гидропривода к отверстиям в гнезде подшипников 34 вертикального вала.

      С вертикальным валом гидропривода через карданный вал соединен вал подпятника. На хвостовике вала подпятника закреплено рабочее колесо вентилятора холодильной камеры УК-2М.

      112

    2. Редуктор вентилятора охлаждения тягового генератора

В чугунном корпусе (рис. 101) редуктора установлены ведущий вал 26 и ведомый вал 29 с коническими шестернями 13 и 5. Ведущий вал расположен в поперечной расточке корпуса редуктора и опирается на роликоподшипник 14 и шарикоподшипник 17. От осевого смещения подшипники удерживаются крышкой 24, которая совместно с кольцом лабиринта 23, втулкой 22 и войлочным кольцом 21 образует лабиринтное уплотнение. На конусный хвостовик вала напрессован фланец 20. В торце вала выполнено отверстие с резьбой для подвода масла при спрессовке фланца.


 

image

Рис. 101. Редуктор вентилятора охлаждения тягового генератора:

1, 21 — кольца войлочные: 2, 24 — крышки; 3 — рым-болт; 4, 7, 1В — гнезда; 5, 13 — шестерни; 6, 17— шарикоподшипники; 8, 12—крышки боковая и верхняя; 9—корпус; 10—сапун; 11—масломер; 14, 30 — роликоподшипники; 15. 16—втулки; 19 — шпилька; 20 — фланец,; 22, 32—втулки лабиринта; 23. З1 - -кольца лабиринта: 25, 27 - кольца регулировочные, 26—вал ведущий; 28—пробка; 29— вал ведомый

Ведомый вал установлен в продольную расточку корпуса редуктора и опирается на роликоподшипник 30 и шарикоподшипник 6. Со стороны роликоподшипника расположено лабиринтное уплотнение, состоящее из кольца лабиринта 31, втулки 32, крышки и войлочного уплотнения 1.

Мощность, отбираемая от верхнего вала дизеля, передается ведущим валом редуктора через конические шестерни 18 и ведомому валу, на котором установлено колесо вентилятора. Вентиляторы охлаждения тягового генератора и тяговых двигателей однотипны по конструкции, а колеса их взаимозаменяемы. Шестерни и подшипники смазываются маслом, разбрызгиваемым шестернями при работе редуктора. Для осмотра внутренней полости редуктора в корпусе выполнены боковой и верхний люки, закрываемые крышками и 12. Масло из корпуса редуктора сливается через пробку 28.


 

7.7, Привод двухмашинного агрегата

Вращающий момент от нижнего вала переднего распределительного редуктора к двухмашинному агрегату передается через привод (рис. 102), который состоит из вала 6, двух фланцев и двух пакетов дисков. Фланец напрессован

113


 

image


 

Рис 102 Привод двухмашинного агрегата

на хвостовик вала, а фланец соединен посредством шлицевого соединения. В проточку хвостовика вала уложено уплотнительное кольцо 7, которое препятствует вытеснению смазки из полости А во время работы привода. Для добавления смазки во фланце предусмотрено резьбовое коническое отверстие, закрытое пробкой 10 К фланцу двухмашинного агрегата и фланцу 9 распре-делительного редуктора привод присоединяется болтами через пакеты дисков 2, набранные из 18 пластин С обеих сторон пакетов под головки болтов и лапы фланцев установлены сферические шайбы 3, позволяющие изгибаться дискам, чем компенсируется погрешность центрования сопрягаемых валов.


 

    1. Валопровод

      От заднего распределительного редуктора к промежуточной опоре и от опоры к гидроприводу вентилятора холодильника вращение передается через ва-лопроводы, имеющие одинаковую конструкцию (рис. 103). Валопровод состоит из вала 8, фланцев и пакетов дисков Вал представляет собой трубу, в которую с двух сторон запрессованы и приварены хвостовики На один хвостовик вала напрессован фланец 9, другой хвостовик имеет шлицы, с помощью которых вал соединяется с фланцем Полость А при сборке заполняется смазкой, вытеснению которой препятствует кольцо 7, уложенное в проточку хвостовика. Для


       

      image


       

      Рис 103 Валопровод

      1- гайка, 2—шайба 3—диск мдуфты 4-болт, 5—пробка 6,9 —фланцы, 7— кольцо 8 вал шлицевый А полость для смазки


       

      114

      добавления смазки предусмотрено резьбовое коническое отверстие, закрытое пробкой 5. К фланцам редуктора, промежуточной опоры и гидропривода валопроводы присоединяют болтами через пакеты дисков 3, набранные из 22 пластин. С двух сторон пакетов под головки болтов и лапы фланцев установлены сферические шайбы, назначение которых указано в разделе 7.7.


       

    2. Карданный вал

      Привод вентилятора холодильной камеры осуществляется от гидропривода через карданный вал (рис. 104). Головки кардана соединены между собой трубой. С одной стороны трубы приварена вилка 3, другая сторона посредством шлицевого хвостовика соединяется со скользящей вилкой 11. Шлицевое соединение с одной стороны закрыто заглушкой, установленной в торце вилки, а с


       

      image

      Рис. 104. Карданный вал:

      1—пресс-масленка; .2 —балансировочная пластинка; 3—видка; 4— крестовина; 5— фланец-вилка; 6 —крышка подшипника; 7—подшипник игольчатый; 8—труба; 9—обойма сальника; 10—кольцо уплотнительное; 11 — вилка скользящая; 12 — болт


       

      другой уплотнено кольцом 10, затянутым обоймой 9. Цапфы крестовин соединены с фланцами и вилками головок через игольчатые подшипники 7. Для предохранения подшипников от загрязнения на -выступы цапф напрессованы' уплотнительные кольца с пробковыми сальниками. От осевых перемещений' подшипники застопорены крышками 6, закрепленными болтами. Для смазки трущихся частей предусмотрены пресс-масленки 1.

      Полностью собранный карданный вал подвергается динамической, балансировке с целью уменьшения воздействия неуравновешенных масс на подшипники, крестовины и шлицевое соединение. После балансировки ни вилке 11 и шлицевом хвостовике вала выбивают стрелки, которые указывают на взаимное положение вилок кардана.


       

    3. Вал привода редуктора вентилятора охлаждения тягового генератора

Мощность, отбираемая от верхнего коленчатого вала дизеля, передается на ведущий вал редуктора вентилятора охлаждения тягового генератора через вал (рис. 105). Состоит вал из головки кардана 2, фланцев 1, 5, 6, 9 и вала 7. Вал 7 соединяется с верхним коленчатым валом дизеля через фланец 9, имеющий шлицевое соединение. С фланцем редуктора вал 7 соединяется через головку кардана и фланцы 5, 6. Фланец хвостовиком заходит в отверстие фланца 5, чем обеспечивается центровка фланцев. Сферическая часть хвостови-


 

115


 

image


 

Рис. 105. Вал:

1 — фланец редуктора привода вентилятора охлаждения тягового генератора; 2 — головка карданов; 3—болт; 4—прокладка; 5, 6, 9—фланцы; 7—вал; 8—кольцо; 10—пробка


 

ка совместно с амортизаторами карданной головки компенсирует допустимую погрешность центровки вала и улучшает его работу.

При сборке вала полость Б заполняется смазкой; добавляется смазка через отверстие, закрытое пробкой 10. Для предотвращения вытеснения смазки при работе вала в проточку хвостовика уложено уплотнительное кольцо 8.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..