|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 ..
7. ТЕПЛОВОЗЫ ТИПА ТЭ10М. ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
7.1. Привод вспомогательных силовых механизмов Вспомогательные силовые механизмы служат для передачи вращающего момента от коленчатого вала дизеля к различным агрегатам тепловоза, обеспечивающим работу дизеля и электрических машин. Со стороны генератора расположены передний распределительный редуктор 6 (рис. 94), вентилятор 5 охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки, тормозной компрессор 3, двухмашинный агрегат 1. Ведущий вал переднего распределительного редуктора соединен с валами генератора и тормозного компрессора пластинчатыми муфтами 4.
Рис. 94. Установка силовых механизмов со стороны генератора:1 — двухмашинный агрегат; 2 — валопровод; 3 — компрессор КТ-7; 4 — муфта пластинчатая; 5 — вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки; 6 — передний распределительный редуктор; 7 — тяговый генератор; 8 — фундамент редуктора; 9 — фундамент компрессора
Рис. 95. Установка силовых механизмов со стороны холодильника:1—дизель; 2—вал промежуточный; 3—редуктор распределительный задний; 4—вентилятор охлаждения тяговых двигателей задней тележки; 5—синхронный подвозбудитель; 6—основание; 7, 9 — ограждение; 8— корпус подшипников; 10—опора промежуточная; 11, 19—валопроводы; 12 — колесо вентилятора; 13 — гидропривод вентилятора; 14 — карданный вал; 15 — подпятник; 16, 30 — винты регулировочные; 17, 18— фундаменты Со стороны холодильной камеры расположены (рис. 95) задний распределительный редуктор 3, вентилятор 4 охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки, синхронный подвозбудитель 5, корпус подшипников 8, опора промежуточная 10, гидропривод вентилятора 13, колесо вентилятора 12.
7.1. Распределительные редукторы
Передний и задний распределительные редукторы аналогичны по конструкции. Отличия в отдельных узлах переднего редуктора указываются при описании конструкции заднего редуктора. 105
106
Рис 96 Редуктор распределительный задний: / 12, 21, 28. 36, 44 48. 56, 60, 74 — крышки; 2, 35
46, 72 — шарикоподшипники, 9, 32 — кольца регулировочные; 10, 16, 23, 26, 47, 52, 65, /Я— гнезда подшипника, 11,54, 75 — кольца лабиринта; 13. 55, 76 — втулки лабиринта, 14 — насос лопастной; 15 — штифт 17, 22 27 40 51, 66 — роликовые подшипники, 18 — вал вентилятора 19, 37 — вТУЛКИ шлицевые, 20, 57—кольца пружинные 24 шпилька 25— трубопровод смазки, 29—вал, 30, 43 — кольца разрезные, 31, 42- кольца, 34, 50, 69— шестерни; 38 — масляный насос центробежного фильтра, 39, 41, 53, 58 — фланцы, 45—вал ведущий, 49— сапун; 59—лопасть; 61— проб ка 62 валик насоса, 63 — корпус насоса, 64 — трубопровод смазки, 67—пробка сливная, 68— втулка; 70—вал нижний; 71 — фильтр
Устройство и работа редуктора. В литом чугунном корпусе редуктора (рис. 96) установлены узлы валов: ведущего 45, нижнего 70, вала 29 и вала 18 привода вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей. Вращающий момент от дизеля передается через ведущий вал и шестерню 50 к двум валам: нижнему через шестерню 69 и валу 29 через шестерню 34. От вала 29 приводится во вращение вал масляного насоса высокого давления З8, а через шестерни 35 и 2 — вал 18 привода вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей. Верхний 4 и нижний 7 картеры корпуса редуктора соединены по разъему болтами и шпильками Положение картеров фиксируется тремя призонными болтами 6 с гайками. По плоскости разъема картеры уплотнены шелковой ниткой толщиной 0,1—0,2 мм. Корпус переднего распределительного редуктора отличается от корпуса заднего редуктора увеличенным межцентровым расстоянием ведущего и нижнего валов. Ведущий вал редуктора установлен в верхнюю расточку корпуса и опирается на два подшипника. Со стороны конусного 107 хвостовика вала напрессованы шестерни 50 и роликоподшипник 51. Подшипник 46 воспринимает радиальную и осевую нагрузки. На конусный хвостовик вала напрессован ведущий фланец 53. Ведущий вал переднего распределительного редуктора имеет два конусных хвостовика, на которые напрессованы фланцы. Нижний вал 70 с напрессованной шестерней 69 установлен в нижнюю расточку корпуса и опирается со стороны конусного хвостовика на шарикоподшипник 72 и роликоподшипник 40, а со стороны шестерни — на роликоподшипник 66. Шестерня 69 заднего распределительного редуктора имеет 31 зуб, переднего — 42 зуба. Со стороны шестерни в торце вала выполнена расточка, в которую установлена втулка с квадратным отверстием для захода хвостовика валика лопастного насоса. Вал 29 установлен в боковую расточку корпуса и опирается со стороны насоса центробежного фильтра на роликоподшипник 22 и с другой стороны — на роликоподшипник 27 и шарикоподшипник 33. Шарикоподшипник фиксирует вал от осевых перемещений. Между подшипниковыми узлами на вал напрессована шестерня 34, через которую передается вращение от ведущего вала, и коническая шестерня 35, через которую передается вращение на вал 18 привода вентилятора. Для привода насоса центробежного фильтра на вал напрессована шлицевая втулка 37, которая зафиксирована от проворачивания штифтом. Для откачки масла из картера в редукторе установлен масляный лопастной насос 14. В редукторе применены бесконтактные лабиринтные уплотнения подшипниковых узлов, в торцах валов выполнены резьбовые отверстия и каналы для подвода масла при распрессовке фланцев и шестерен. Вал 18 привода вентилятора установлен во внутреннюю и боковую расточки корпуса. Вал опирается на роликовый сферический подшипник 17 и шарикоподшипник 8. Вал оканчивается конусным хвостовиком и цилиндрической резьбой для установки и закрепления колеса вентилятора.
Рис. 97. Вентилятор центробежный:
1—корпус вентилятора; 2 — пылевлагоотделитель; 3 — кольцо вентилятора; 4 — лючок; 5 — болт; 6— патрубок; 7 — прокладка; 8 — диск покрывающий; а- лопатка; 10—ступица; 11—втулка; 12 — подшипник; 13—амортизатор; 14—диск; /5—комплект дисков; 16 —корпус сальника; 17—кольцо; 18 — кольцо войлочное; 19 — полумуфта; 20 — полумуфта наружная; 21 — болт; 22, 27 — гайки; 23, 24, 25— кольца; 26 - крышка
108 7.3. Вентилятор центробежный Воздух для охлаждения тяговых электродвигателей и тягового генератора подается вентилятором центробежным (рис. 97). В вентиляторе предусмотрена очистка охлаждающего воздуха от пыли и влаги. Частицы пыли и влаги, попадающие с воздухом на лопатки 9 вентилятора, отбрасываются центробежными силами на стенки улитки, затем попадают в пылевлагоотделитель 2, откуда через трубу удаляются наружу вместе с частью воздуха. Для уменьшения динамических нагрузок на лопатки вентиляторного колеса ступица 10 соединена с валом привода вентилятора через упругую муфту, а с диском 14 — через комплект пластинчатых дисков 15. Внутренняя полумуфта 19 посажена на конусный хвостовик вала и затянута гайкой. Наружная полумуфта 20 крепится к ступице 10 болтами 21. Между выступами внутренней и наружной полумуфт вставляются резиновые амортизаторы 13, через которые передается вращающий момент на колесо вентилятора. Для уменьшения аэродинамических потерь на входе в рабочее колесо установлен патрубок 6. К. распределительным редукторам и редуктору вентилятора охлаждения тягового генератора центробежный вентилятор крепится шестью шпильками. 7.4. Привод синхронного подвозбудителяВал якоря синхронного подвозбудителя приводится во вращение от заднего распределительного редуктора через валопровод 19 (см. рис. 95), промежуточную опору 10, клиноременную передачу и корпус подшипников. Промежуточная опора (рис. 98) служит как опора валопроводов и для передачи вращения валу синхронного подвозбудителя. Опора состоит из корпуса 5 цилиндрической формы с приливами (лапами) для крепления на фундаментах. Внутренняя поверхность его расточена под роликоподшипники 7, на которые опирается вал 2. Подшипники закрыты крышками 8 с уплотнительными кольцами 9. С двух сторон вала установлены на конусно-прессовой посадке фланцы, при этом предусмотрена возможность их демонтажа маслосъемником
Рис. 98. Опора промежуточная:
1—шкив ведущий; 2—вал; 3—болт; 4— прокладка; 5—корпус подшипников; 6— пробка; 7— роликоподшипник; 8—крышка; 9—кольцо уплотнительное; 10—втулка; 11 — фланец
109
Рис 99 Корпус подшипников1—вал синхронного подвозбудителя 2,4 полумуфты 3- кольцо 5—вал, 6—крышка, 7—ста кан, в—корпус, 9 — пробка 10—шарикоподшипник 11,19 кольца 12 — шкив 13—шайба, 14— гайка 15 — палец 16,17 втулки упругая и распорная, 8 кольцо разрезное На один из фланцев напрессован шкив Полость, образованная корпусом и крышками, при сборке заполняется смазкой Для добавления смазки во время эксплуатации в корпусе предусмотрено отверстие с пробкой 6. Корпус подшипников (рис 99) служит для передачи вращения от промежуточной опоры к валу синхронного подвозбудителя Шкив 12, установленный на конусный хвостовик вала 5 со шпонкой, получает вращение от шкива промежуточной опоры через клиноременную передачу Закреплен шкив гайкой 14 На другой хвостовик вала установлена полумуфта 4 Вал 5 опирается на шарикоподшипники 10, установленные в расточку корпуса 8 Подшипник со стороны полумуфты фиксируется от осевого перемещения на валу и в корпусе с помощью колец 18 и 19, стакана 7 и крышки 6. Закрыты подшипники крышками с уплотнительными кольцами 11 Смазывание подшипников осуществляется аналогично смазыванию роликоподшипников промежуточной опоры Корпус подшипников крепится к одному основанию с синхронным подвозбудителем. Вал 1 синхронного подвозбудителя соединен с валом корпуса подшипников муфтой Для регулирования натяжения ремней основание крепится к фундаменту с помощью регулировочных винтов 16 (см рис 95)
В чугунном корпусе 9 (рис. 101) редуктора установлены ведущий вал 26 и ведомый вал 29 с коническими шестернями 13 и 5. Ведущий вал расположен в поперечной расточке корпуса редуктора и опирается на роликоподшипник 14 и шарикоподшипник 17. От осевого смещения подшипники удерживаются крышкой 24, которая совместно с кольцом лабиринта 23, втулкой 22 и войлочным кольцом 21 образует лабиринтное уплотнение. На конусный хвостовик вала напрессован фланец 20. В торце вала выполнено отверстие с резьбой для подвода масла при спрессовке фланца.
Рис. 101. Редуктор вентилятора охлаждения тягового генератора:1, 21 — кольца войлочные: 2, 24 — крышки; 3 — рым-болт; 4, 7, 1В — гнезда; 5, 13 — шестерни; 6, 17— шарикоподшипники; 8, 12—крышки боковая и верхняя; 9—корпус; 10—сапун; 11—масломер; 14, 30 — роликоподшипники; 15. 16—втулки; 19 — шпилька; 20 — фланец,; 22, 32—втулки лабиринта; 23. З1 - -кольца лабиринта: 25, 27 - кольца регулировочные, 26—вал ведущий; 28—пробка; 29— вал ведомый Ведомый вал установлен в продольную расточку корпуса редуктора и опирается на роликоподшипник 30 и шарикоподшипник 6. Со стороны роликоподшипника расположено лабиринтное уплотнение, состоящее из кольца лабиринта 31, втулки 32, крышки 2 и войлочного уплотнения 1. Мощность, отбираемая от верхнего вала дизеля, передается ведущим валом редуктора через конические шестерни 18 и 5 ведомому валу, на котором установлено колесо вентилятора. Вентиляторы охлаждения тягового генератора и тяговых двигателей однотипны по конструкции, а колеса их взаимозаменяемы. Шестерни и подшипники смазываются маслом, разбрызгиваемым шестернями при работе редуктора. Для осмотра внутренней полости редуктора в корпусе выполнены боковой и верхний люки, закрываемые крышками 8 и 12. Масло из корпуса редуктора сливается через пробку 28.
7.7, Привод двухмашинного агрегата Вращающий момент от нижнего вала переднего распределительного редуктора к двухмашинному агрегату передается через привод (рис. 102), который состоит из вала 6, двух фланцев и двух пакетов дисков. Фланец 5 напрессован 113
Рис 102 Привод двухмашинного агрегатана хвостовик вала, а фланец 8 соединен посредством шлицевого соединения. В проточку хвостовика вала уложено уплотнительное кольцо 7, которое препятствует вытеснению смазки из полости А во время работы привода. Для добавления смазки во фланце 8 предусмотрено резьбовое коническое отверстие, закрытое пробкой 10 К фланцу 1 двухмашинного агрегата и фланцу 9 распре-делительного редуктора привод присоединяется болтами 4 через пакеты дисков 2, набранные из 18 пластин С обеих сторон пакетов под головки болтов и лапы фланцев установлены сферические шайбы 3, позволяющие изгибаться дискам, чем компенсируется погрешность центрования сопрягаемых валов.
Мощность, отбираемая от верхнего коленчатого вала дизеля, передается на ведущий вал редуктора вентилятора охлаждения тягового генератора через вал (рис. 105). Состоит вал из головки кардана 2, фланцев 1, 5, 6, 9 и вала 7. Вал 7 соединяется с верхним коленчатым валом дизеля через фланец 9, имеющий шлицевое соединение. С фланцем 1 редуктора вал 7 соединяется через головку кардана 2 и фланцы 5, 6. Фланец 6 хвостовиком заходит в отверстие фланца 5, чем обеспечивается центровка фланцев. Сферическая часть хвостови-
115
Рис. 105. Вал:1 — фланец редуктора привода вентилятора охлаждения тягового генератора; 2 — головка карданов; 3—болт; 4—прокладка; 5, 6, 9—фланцы; 7—вал; 8—кольцо; 10—пробка
ка совместно с амортизаторами карданной головки компенсирует допустимую погрешность центровки вала и улучшает его работу. При сборке вала полость Б заполняется смазкой; добавляется смазка через отверстие, закрытое пробкой 10. Для предотвращения вытеснения смазки при работе вала в проточку хвостовика уложено уплотнительное кольцо 8.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 ..
|
|
|