ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ
ГАЗОБАЛЛОННЫХ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН
Газобаллонная установка для сжиженного газа работает под избыточным
давлением, что требует особенно тщательного соблюдения правил техники
безопасности. Необходимо помнить, что при любых утечках газа из баллонов
или элементов аппаратуры легко образуется взрывчатая газовоздушная
смесь. Бутано-пропановые фракции в парообразном состоянии почти в два
раза тяжелее воздуха и в связи с этим могут скапливаться в смотровых
ямах, гаражах и мастерских, в подкапотном пространстве двигателя, кабине
мотовозов и автодрезин и других местах. В мотовозных депо и гаражах, где
имеются мотовозы или автодрезины, работающие на сжиженном газе, следует
применять наиболее интенсивную вентиляцию, например приточно-вытяжную.
Основным требованием техники безопасности при эксплуатации мотовозов и
автодрезин на сжиженных газах является полная герметичность газовой
установки и немедленное устранение обнаруженных утечек. Значительные
утечки обнаруживаются на слух или по обмерзанию негерметичного
соединения. Для обнаружения небольших утечек рекомендуется пользоваться
мыльной водой или моторным маслом. Категорически запрещается применение
открытого огня для обнаружения утечек.
При ремонте газовых коммуникаций следует предварительно закрыть вентили
баллонов и выработать двигателем весь газ из системы. Обращаться с
инструментом нужно осторожно, чтобы не образовалась искра при ударе.
Перед проверкой, регулировкой или ремонтом электрооборудования
необходимо убедиться в отсутствии скопления газа под капотом двигателя.
Необходимо заполнять баллоны сжиженным газом точно до установленного
уровня. При повышении температуры заполненный выше допустимого уровня
баллон может быть разрушен.
При наличии на мотовозах и автодрезинах нескольких баллонов сжиженного
газа не допускать питания двигателя одновременно
из двух баллонов. При открытии расходных вентилей
на двух баллонах могут быть при определенных температурных условиях или
различиях в составе газа в отдельных баллонах перепуск газа из баллона в
баллон и превышение допустимого уровня заполнения.
Категорически запрещается:
курить в кабине мотовоза и автодрезины или при проверке газобаллонной
аппаратуры и баллонов;
ставить в депо или гараж машину при наличии даже незначительных утечек
газа в системе;
производить ремонт и регулировку газовой установки (за исключением
регулировки холостого хода) при работающем двигателе;
заводить двигатель и работать при наличии значительных утечек газа в
системе;
производить заправку баллонов газом или выпускать газ из баллонов в
атмосферу в депо, гараже или каком-либо закрытом помещении;
останавливать мотовоз или автодрезину у мест с открытым огнем, возле
газогенераторных мотовозов, автодрезин или автомобилей и пр., а также
подносить к машине открытое пламя.
В случае возникновения пожара на газобаллонном мотовозе или автодрезине
немедленно перекрыть магистральный вентиль, а также вентили на баллонах.
Если пожар возник при работающем двигателе, его не следует выключать, а
нужно, наоборот, дать ему большие обороты, чтобы быстрее выработать весь
газ, содержащийся в газопроводе. Горящий газ нужно тушить огнетушителем,
песком, одеждой. Газобаллонные мотовозы и автодрезины должны быть
снабжены огнетушителями. Наиболее подходящим типом являются
углекислотные огнетушители.
Сжиженный газ, выходя на воздух в виде жидкости, интенсивно испаряется,
отнимая тепло от окружающей среды. Попадание газа в жидком состоянии на
тело может вызвать обмораживание. При ремонте топливной аппаратуры, а
главное, при заправке баллонов газом, особенно зимой, следует соблюдать
осторожность, пользоваться резиновыми рукавицами и пр.
Запрещается эксплуатировать двигатели с неисправной электропроводкой и
контактами, имеющими искрение, а также производить переход с газа на
бензин и обратно при работающем двигателе.
Не разрешается допускать к работе на газобаллонных мотовозах и
автодрезинах лиц, не сдавших техминимума по газобаллонным установкам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Глава /. Назначение и основные технические характеристики мотовозов и
автодрезин.............................3
Глава //. Двигатели внутреннего сгорания................20
1 Назначение и характеристики................................20
2. Устройство четырехтактного карбюраторного двигателя ... 21