ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТОВ, ВОДИТЕЛЕЙ И ИХ
ПОМОЩНИКОВ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН
Состав бригад, обслуживающих мотовозы и автодрезины. Мотовозы и
автодрезины, эксплуатируемые на железных дорогах Министерства путей
сообщения, обслуживаются одним или двумя лицами.
К управлению мотовозами и автодрезинами, эксплуатируемыми на путях МПС
независимо от их ведомственной принадлежности, допускаются лица, имеющие
свидетельство на право управления машиной и удостоверение о ежегодной
сдаче экзаменов по Правилам технической эксплуатации железных дорог,
инструкциям по сигнализации, движению поездов, безопасности движения
поездов при производстве путевых работ и Инструкции о порядке
обеспечения безопасности движения при маневровой работе.
К испытаниям на право управления мотовозом и
автодрезиной допускаются лица не моложе 18 лет, годные по заключению
медицинской комиссии к работе, связанной с движением поездов, имеющие
6-месячный стаж работы слесарем и наездившие в качестве действующего
помощника машиниста мотовоза или водителя автодрезины 6 тыс. км.
Помощник машиниста или водителя автодрезины также должен иметь
удостоверение о сдаче экзаменов на право работы помощником машиниста
мотовоза.
Категорически запрещается управление мотовозом или автодрезиной лицам,
находящимся в нетрезвом состоянии. Во время движения машины члены
бригады не должны отвлекаться от своих прямых обязанностей какими-либо
посторонними делами.
Если во время работы машинист или его помощник почувствуют себя
больными, то они обязаны сообщить об этом руководителю работ или
дежурному по станции. Машинист и его помощник не могут отлучаться во
время работы от машины, не предупредив об этом друг друга.
В случае, если машинисту мотовоза или водителю автодрезины необходимо
отлучиться от машины, он обязан затормозить ее, выключить двигатель и
ключ от зажигания взять с собой. При отсутствии машиниста мотовоза или
водителя автодрезины помощникам категорически запрещается приводить
машину в движение.
Обязанности машиниста мотовоза и водителя автодрезины.
Перед выездом на работу машинист мотовоза или водитель автодрезины
обязан:
тщательно проверить техническое состояние машины, исправность действия
электрооборудования, двигателя, тормозной системы, сигнальных приборов,
ходовых частей, правильность и надежность сцепки машины с прицепами или
вагонами, обозначить головную и хвостовую части поезда сигналами.
Машинист или водитель не имеет права выезжать на перегон при наличии
следующих неисправностей: течь радиатора или бензобака; не работают
приборы сигнализации; расшатан кузов; трещины в буксовых коробках;
колесные пары не соответствуют по своему техническому состоянию
требованиям, изложенным в соответствующих инструкциях;
излом хотя бы одного листа рессоры;
не действуют тормоза;
неисправны ударно-упряжные приборы;
недогружены или неправильно загружены балластные ящики; насос масляной
или водяной системы не дает нормального давления;
не работает хотя бы один цилиндр двигателя;
коренной или шатунный подшипник коленчатого вала
двигателя с подплавленной или выкрошившейся баббитовой заливкой;
трещина или излом хотя бы одного зуба шестерен коробки перемены передач,
реверса или осевого редуктора;
трещина в корпусах коробки перемены передач, реверса и осевых
редукторов.
Перед выездом необходимо проверить наличие документов, инструмента и
сигналов, а также предъявить машину для осмотра механику-наладчику (или
лицу, его заменяющему).
Затем нужно получить от руководителя предприятия путевой маршрутный лист
с отметкой механика-наладчика или лица, его заменяющего, о разрешении
выезда; произвести заправку машины горючим и смазкой.
При выезде на работу и во время работы машинист мотовоза или водитель
автодрезины обязан:
точно соблюдать ПТЭ, инструкции по сигнализации, движению поездов,
обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых
работ, о порядке обеспечения безопасности движения при маневровой работе
на станциях, требования всех приказов МПС и дороги, направленных на
обеспечение безопасности движения поездов;
иметь при себе свидетельство установленного образца на право управления
машиной, удостоверение о сдаче ПТЭ, надлежаще оформленный маршрутный
лист, исправные часы, сверенные с часами дежурного по станции, и
расписание движения поездов. Водители автодрезин, оборудованных
крановыми установками, обязаны иметь, кроме того, удостоверение на право
работы на кранах, а водители газобаллонных мотовозов и автодрезин —
удостоверение на право работы на этих машинах; аккуратно заносить в
путевые маршрутные листы следующие сведения: о начале и конце работы,
пробеги по перегону в километрах, наименование и количество тонн
перевезенного груза или число перевезенных людей, количество
израсходованного горючего и смазки и сведения о всех неисправностях,
выявленных и устраненных во время работы.
Машинист должен следить за правильной укладкой и креплением груза на
прицепных платформах, соблюдением его габарита, сохранностью в пути и за
состоянием сцепки; обеспечивать соблюдение мер противопожарной
безопасности при перевозке легковоспламеняющихся грузов. При вынужденной
остановке в пути надо выявить и быстро устранить неисправности машины,
обеспечивая безусловное выполнение поперегонного времени хода (согласно
графику движения поездов), установленного поездным диспетчером или
дежурным по станции.
При следовании по перегонам и станциям необходимо зорко следить за
сигналами, сигнальными знаками и указателями, положением стрелочных
переводов. Машинист или водитель и его
помощник обязаны повторять друг другу показания сигналов.
При аварии или вынужденной остановке на перегоне
нужно немедленно оградить машину в соответствии с Инструкцией по
сигнализации и быстро устранить неисправность, после чего снять сигналы
ограждения и продолжать движение.
В случае невозможности быстрого устранения неисправности и продолжения
движения с условием соблюдения установленного поперегонного времени,
сообщить о случившемся дежурному по станции и принять меры к выводу
машины с перегона.
Бригады, обслуживающие мотовоз или автодрезину, должны бережно
относиться к машинам, обеспечивать их сохранность, добиваться сокращения
расхода запасных частей, материалов, горючего и смазки; строго соблюдать
график производства технического обслуживания и
планово-предупредительных ремонтов; добиваться выполнения и
перевыполнения межремонтных норм пробега.
После возвращения с работы бригада обязана: тщательно осмотреть и
проверить исправность машины и принять меры к устранению обнаруженных
неисправностей, подготовив ее к последующей работе (провести ежедневный
уход — ЕУ);
проверить остаток горючего, наличие смазки, в зимнее время выпустить
воду из радиатора, оформить путевой маршрутный лист и доложить
начальнику хозединицы о выполнении задания, а механику хозединицы — о
состоянии машины, представляя ему заявку на необходимый ремонт,
потребные запасные части и материалы;
в случае постановки машины на место, не являющееся постоянной стоянкой,
и при наличии на прицепных платформах грузов, требующих охраны,
принимать меры к их сохранности.
Машинисту мотовоза и водителю автодрезины запрещается: выезжать на
неисправной машине, с неправильно нагруженными или перегруженными
прицепами;
при наличии горючего, смазки или воды в количестве, не гарантирующем
движение до пункта назначения, а также при наличии недоброкачественного
горючего или смазки, не обеспечивающих нормальную работу машины;
использовать машину не по прямому назначению (перевозка грузов и людей,
не указанных в путевом маршрутном листе);
на автодрезинах, оборудованных краном, работать на неисправном или с
просроченным освидетельствованием кране; превышать установленную
скорость движения.
Машинист мотовоза и водитель автодрезины имеют право требовать:
от начальника хозединицы остановки машины для производства технического
обслуживания и планово-предупредительных ремонтов согласно утвержденному
графику, а также для производства текущих ремонтов;
от механика хозединицы снабжения запасными частями, материалами,
инструментом, горючим и смазкой (согласно действую-
щим нормам) для обеспечения нормальной, технически
правильной и безопасной эксплуатации мотовоза, автодрезины;
от лица, в чье распоряжение занаряжена машина, расписки в путевом
маршрутном листе о выполнении наряда-задания на каждый совершенный рейс.
Машинист мотовоза и водитель автодрезины несут ответственность за точное
выполнение ПТЭ, инструкций, сохранность вверенной им машины и ее
техническое состояние, а также за безопасность перевозимых людей в
случае, когда отсутствует старший работник, сопровождающий мотовоз,
автодрезину. Кроме того, они несут ответственность за своевременное и
безопасное проследование мотовоза или автодрезины по перегону согласно
графику.