НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН
Машинист мотовоза и водитель автодрезины являются ответственными за
соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, находящимися на
мотовозе, автодрезине во время их работы.
При работе на газобаллонных мотовозах необходимо руководствоваться
Инструкцией по уходу и технике безопасности при эксплуатации
автомобилей, мотовозов и автодрезин, работающих на сжиженном газе, и
правилами устройства, содержания и освидетельствования цистерн и бочек
для сжиженных газов.
При работе на перегоне и при производстве маневров на станциях машинист
мотовоза, водитель дрезины должны строго выполнять правила техники
безопасности.
К эксплуатации допускаются лишь технически исправные мотовозы и
автодрезины, о чем в путевом маршрутном листе должна делаться отметка.
1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН
Машинисты и водители обязаны следить, чтобы в кабине мотовоза и
автодрезины не перевозились грузы, громоздкая ручная кладь, а также
горючие и смазочные материалы в открытой таре.
Во избежание несчастного случая нельзя во время движения сходить с
мотовоза или автодрезины и садиться на них, а также стоять на платформе,
подножках, крыше кабины.
Пуск двигателя необходимо производить, как правило, при помощи стартера;
пользоваться рукояткой можно только после ремонта и в холодное время
года, при этом нужно выполнять следующие правила:
а) двигатель могут запускать только помощник водителя или специально
инструктированные рабочие;
б) нельзя применять какие-либо рычаги, действующие на рукоятку или
храповик коленчатого вала;
в) зажигание должно быть позднее;
г) не разрешается брать рукоятку «в обхват»;
д) движение рукоятки следует направлять снизу вверх, а не сверху вниз;
е) рукоятка должна иметь гладкую, свободно
вращающуюся муфту без заусенцев.
Необходимо следить за тем, чтобы храповик коленчатого вала имел
исправные, несработанные прорези, а рукоятка — прямую, соответствующей
длины и прочности шпильку.
Тормоза должны давать плавно возрастающее усилие торможения, действуя
одновременно на колеса каждой оси. При регулировке тормозов двигатель
должен быть выключен. Нельзя включать двигатель и трогать мотовоз или
автодрезину с места до получения сигнала от лица, производящего эту
регулировку.
Проверка технического состояния мотовоза и автодрезины и их отдельных
агрегатов при возвращении с работы и выезде на работу производится при
выключенном двигателе и заторможенных колесах, за исключением случаев
опробования тормозов, проверки работы двигателя и приемки машины на
ходу.
Проверку напряжения аккумуляторной батареи нужно производить прибором
(вольтметром) или нагрузочной вилкой, а не коротким замыканием.
При обнаружении каких-либо ненормальностей в работе (стуки, перебои,
перегрев букс и т. д.) необходимо найти и устранить неисправность. Не
следует производить крепление, регулировку, ремонт каких-либо движущихся
частей механизмов, а также протирку и смазку их во время работы. Нельзя
также вывертывать свечи зажигания при работающем двигателе.
При закипании воды в радиаторе пробку радиатора следует снимать
осторожно во избежание ожогов от паров воды.
Заливая бензин, электролит и антифриз, необходимо принимать меры
санитарной предосторожности в соответствии с существующими правилами по
обращению с указанными жидкостями.
Необходимо следить, чтобы выхлопные газы не попадали в кабину, так как
это может вызвать отравление окисью углерода.
Во избежание возникновения пожара при осмотре, заправке, чистке приборов
питания двигателя и бензопроводов запрещается пользоваться открытым
огнем и курить. Нельзя также допускать скопления грязи и обтирочных
концов в кабине, пропитанных горючими веществами, во избежание их
воспламенения.
В случае воспламенения горючего в карбюраторе топливный бак нужно
отключить, а двигателю дать поработать до тех пор, пока топливо из
карбюратора будет полностью израсходовано.
Необходимо немедленно устранять подтекание топлива и смазки из бензо- и
маслопроводов, приборов питания и фильтров, а вытекшее топливо и смазку
нужно с машины удалить.
Для быстрой ликвидации возникшего пожара на мотовозе и автодрезине
должен быть установлен огнетушитель.
При работе на автодрезинах, оборудованных подъемными кранами, необходимо
соблюдать следующие меры предосторожности:
удостовериться в отсутствии препятствий на пути движения стрелы крана и
груза;
не допускать нахождения рабочих, обслуживающих кран
под грузом, а также посторонних лиц, вблизи места работы крана;
производить поворот стрелы при помощи каната, а не толканием или
подтягиванием груза руками; при работе крана автодрезина, должна быть
заторможена, а рама опираться на рессорные домкраты;
не эксплуатировать кран в случае наличия на каждом метре грузового
каната 10% оборванных проволок;
не сбрасывать поднятого груза с крюковой обоймы;
не превышать установленную скорость подъема и опускания груза;
не совмещать операции по подъему груза и перемещению его по стреле;
следить за тем, чтобы груз надежно был закреплен к крюку; не оставлять
по окончании работы поднятый груз на крюке.
Во время работы крана крановщик и строполыцик должны подавать и
повторять условные сигналы в начале и конце каждой операции.
При движении машины по заводским или карьерным путям машинисту или
водителю нужно бдительно следить за габаритно-стью грузов, близко
расположенных к рельсам. Особую осторожность нужно проявлять при
движении по скользким рельсам или в период листопада, так как в это
время возможно скольжение колес при торможении.
Работа мотовозов и автодрезин на этилированном бензине разрешается лишь
после переоборудования их в соответствии с инструкцией. При работе на
этилированном бензине должны строго выполняться санитарные правила и
меры личной профилактики.