Запуск двигателя мотовозов и автодрезин

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Мотовозы и автодрезины. Устройство, эксплуатация и уход (Н.А. Груненышев) - 1959 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  ..

 

ТЕХНИКА ВОЖДЕНИЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН - ЧАСТЬ 2

 

 

Запуск двигателя мотовозов и автодрезин

 Перед каждым выездом машинист мотовоза и водитель автодрезины обязаны проверить техническое состояние мотовоза или автодрезины и убедиться в отсутствии неисправностей, с которыми запрещается выезд на перегон. При этом особенно тщательно необходимо проверить исправность тормозов, ходовых частей, звуковых сигналов и приборов, состояние силовой передачи, кузова, наличие смазки в агрегатах, воды в системе охлаждения, топлива в баках и песка в песочницах, а также наличие сигналов, инструмента и запасных частей.

При готовности мотовоза или автодрезины к выезду на линию можно приступать к запуску двигателя.

Чтобы запустить двигатель, нужно:

1) для обогащения смеси прикрыть воздушную заслонку;

2) убедиться, что рычаг переключения передач стоит в нейтральном положении;

3) на мотовозе М3/2, автодрезинах АГ и Уа приоткрыть дроссельную заслонку, открыть бензокраны и поставить позднее зажигание. На автодрезине Уа отвернуть обогатительную иглу;

4) включить зажигание;

5) запустить двигатель с помощью стартера или заводной ручки и прогреть его на минимально возможных оборотах, постепенно вдвигая кнопку воздушной заслонки. Если вследствие низкой температуры двигатель не заводится, следует обогатить смесь путем резких поворотов ручки управления дроссельной заслонкой.

Трогание мотовоза с места. Для трогания с места необходимо поставить ручку реверса в направлении движения, отпустить тормоз, выключив сцепление, включить 1-ю передачу и затем, плавно увеличивая открытие дроссельной заслонки, включить сцепле-ние. После того как мотовоз тронется с места, увеличить число оборотов двигателя, чтобы произвести разгон для перехода на следующую передачу.

Перед отправлением нужно дать сигнал, а ночью включить фары (мотовоз должен быть освещен в соответствии с Инструкцией по сигнализации).

При переключении передач необходимо выключать сцепление, так как при работающем двигателе и неподвижном мотовозе первичный вал коробки передач вращается, а вторичный вал неподвижен. Поэтому для включения шестерен коробки передач надо остановить вращение первичного вала, что и происходит при выключении сцепления — двигатель отсоединяется от коробки передач и первичный вал останавливается. Ввиду того, что после выключения сцепления первичный вал продолжает некоторое время вращаться по инерции, необходимо выждать несколько секунд, поставив рычаг перемены передач в нейтральном положении, прежде чем включить следующую передачу.

Плавное отпускание педали сцепления при трогании с места необходимо по следующим причинам:

1) при постепенном включении сцепления мотовоз трогается с места медленно, с небольшим ускорением. При резком трогании с места мотовозу сообщается очень большое ускорение и требуется большая мощность двигателя. Увеличение нагрузки на двигатель может настолько возрасти, что двигатель заглохнет;

2) при резком трогании с места и большом числе оборотов двигателя возможна поломка силовой передачи из-за резкого возрастания нагрузки на детали силовой передачи;

 3) при резком трогании с места возможна пробоксовка колес мотовоза, так как усилие, развиваемое на окружности колес, станет больше силы сцепления колес с рельсом.

 

Пробоксовка колес вредна, во-первых, вследствие того, что при пробоксовке колес сила сцепления их с рельсами делается меньше, чем при нормальном качении их по этим же рельсам, и условия трогания с места ухудшаются и, во-вторых, происходит усиленный износ колес по кругу катания.

Чтобы избежать пробоксовки, кроме плавного увеличения открытия дроссельной заслонки и медленного отпускания сцепления

на мотовозах М-К/2- 15, следует пользоваться песочницами. На автодре-зинах Уа, АС1, а при малой прицепной нагрузке и на других машинах иногда целесообразно трогаться с места на 2-й передаче, так как величина окружного усилия на колесах при этом уменьшается, также уменьшается и возможность боксования.

При трогании с места на уклоне иногда достаточно отпустить тормоза, чтобы машина тронулась, или можно начинать движение на одной из высших передач, так как сопротивление движению в этом случае меньше, чем на площадке.

При трогании с места на подъеме сопротивление движению возрастает, поэтому трогаться можно лишь на 1-й передаче с увеличенными оборотами двигателя.

Для облегчения трогания с места при большой прицепной нагрузке рекомендуется осадить состав, чтобы при трогании использовать усилие сжатых буферных пружин.

 

 

 

Приемы переключения передач во время движения мотовозов и автодрезин

 

 Чем ниже передача, тем большую силу тяги развивает мотовоз или автодрезина и тем меньше их скорость.

Работать мотовозы и автодрезины АГ, АГМ, АГМУ и ДМ, как правило, должны на 3-й и 4-й передачах. 1-я передача предназначена для трогания с места, а 5-я — для движения по перегону без прицепной нагрузки. На автодрезинах Уа и АС1 при перевозке пассажиров движение должно производиться, как правило, на высшей передаче.

После разгона на низшей передаче для переключения на следующую передачу необходимо выключить сцепление, уменьшить обороты двигателя, переставить рычаг переключения передач, включить сцепление и одновременно увеличить обороты двигателя.

Разгон на низшей передаче необходимо производить до скорости, указанной в заводской инструкции. Практически разгон следует прекращать, когда обороты двигателя приблизятся к наибольшим. Разгон должен быть энергичным и непродолжительным.

Переключение передач должно быть бесшумным, без ударов и треска включаемых шестерен. Бесшумное включение шестерен на мотовозе или автодрезине, находящихся в движении, возможно лишь при условии, что окружные скорости включенных шестерен будут равны. Для того чтобы при переходе с низших передач на высшие уравнять окружные скорости включаемых шестерен, необходимо уменьшать число оборотов первичного вала коробки передач, а при переходе с высших передач на низшие, наоборот, нужно увеличивать число оборотов первичного вала коробки передач .

Для бесшумного переключения с низшей передачи на высшую поступают следующим образом: после разгона на низшей передаче выключают сцепление, уменьшают обороты двигателя, переводят рычаг перемены передач в нейтральное положение и делают небольшую выдержку перед включением следующей передачи (1—Зшс). За время этой выдержки число оборотов первичного вала коробки передач вследствие трения уменьшится и окружные скорости вклю-чаемых шестерен уравняются. После включения высшей передачи сцепление включают и одновременно увеличивают число оборотов двигателя.

Чтобы сократить время, необходимое для переключения передач, что особенно важно при движении мотовоза или автодрезины на подъеме, применяют переключение передач с двойным выключением сцепления.

Выключив передачу, на которой производится разгон, и поставив рычаг перемены передач в нейтральное положение, полностью прикрывают дроссельную заслонку, включают на короткое время сцепление, а затем снова выключают сцепление и включают следующую передачу.

Смысл применения этого приема состоит в том, что при закрытой дроссельной заслонке скорость вращения коленчатого вала падает значительно быстрее, чем скорость вращения отсоединенного от двигателя первичного вала коробки передач. Соединив первичный вал коробки передач с коленчатым валом двигателя (включив сцепление) при нейтральном положении рычага перемены передач, машинист достигает быстрейшего снижения скорости первичного вала коробки передач и уравнения окружных скоростей включаемых шестерен.

Переключение с высших передач на низшие должно производиться также с двойным выключением сцепления, но с открытием дроссельной заслонки, чтобы увеличить обороты коленчатого вала двигателя и соединяемого с ним первичного вала коробки передач. Переключение необходимо производить в следующем порядке: выключить сцепление, уменьшить обороты двигателя, поставить рычаг перемены передач в нейтральное положение; быстро включить сцепление, одновременно увеличивая обороты коленчатого вала двигателя, а вместе с ним и первичного вала коробки передач; снова выключить сцепление, включить требуемую низшую передачу и включить сцепление.

При движении на подъеме с прицепной нагрузкой, когда особенно важно быстро перейти с высшей передачи на низшую, чтобы не потерять скорость движения мотовоза или автодрезины, можно применять следующий прием переключения передач: не снижая оборотов двигателя, слегка нажать на педаль сцепления так, чтобы сцепление частично выключилось и началось пробоксовка дисков сцепления. В этот момент быстро перевести рычаг перемены передач на нужную передачу и сейчас же включить сцепление. Число оборотов первичного вала коробки передач повышается при этом во время перехода рычага коробки перемены передач через нейтральное положение за счет того, что увеличиваются обороты вала двигателя, а сцепление частично выключено.

Езда на подъемах и спусках. Перед затяжным подъемом необходимо заблаговременно перейти на низшую передачу, на которой возможно преодолеть подъем. Если подъем следует после уклона, то в конце уклона нужно взять разгон, чтобы преодолеть подъем

 

на более высокой передаче. Длительная езда на низкой передаче приводит к перегреву двигателя, падению его мощности и разжижению смазки.

При спуске на больших уклонах торможение можно производить двигателем с включенной передачей. Выключать при этом с целью экономии горючего зажигание нельзя, так как засасываемое в цилиндры топливо не будет сгорать, смоет смазку со стенок цилиндров и попадет в картер двигателя, что приведет к разжижению смазки.

На небольших уклонах спуск производится при нейтральном положении коробки передач «накатом». Двигаться «накатом» (по инерции) с включенной передачей и выключенным сцеплением нельзя, так как это вызывает значительный износ фрикционных накладок и подшипника сцепления, а также подшипника первичного вала коробки передач, расположенного в маховике. Эти подшипники не рассчитаны на длительную работу под нагр'/зкой и быстро выйдут из строя.

При движении по инерции нельзя переводить рычаг реверса в нейтральное положение, так как включение реверса может производиться только после полной остановки машины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  ..