ПОСТОЯННЫЙ НАДЗОР ГОСУДАРСТВА ЭКСПЛУАТАНТА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭКСПЛУАТАНТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора (5 издание) - 2010 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  ..

 

Часть IV


 

ПОСТОЯННЫЙ НАДЗОР ГОСУДАРСТВА ЭКСПЛУАТАНТА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭКСПЛУАТАНТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


 

Глава 1


 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


 

    1. Постоянный надзор государства эксплуатанта за деятельностью эксплуатанта по обеспечению безопасности полетов является неотъемлемой составной частью системы сертификации и важным элементом ответственности государства за соблюдение требуемых эксплуатационных норм в целях предоставления населению безопасных и надежных коммерческих авиатранспортных перевозок. Полномочия в отношении такого непрерывного процесса должны быть зафиксированы в положениях основного авиационного законодательства государства.


       

    2. Подробные требования к государственной организации по контролю за обеспечением безопасности полетов и подготовке инспекторов содержатся в главах 5 и 6 части I настоящего руководства.


       

    3. ГДГА должен обладать полномочиями и ответственностью за осуществление непрерывного надзора за деятельностью коммерческих авиатранспортных предприятий по обеспечению безопасности полетов на предмет соблюдения принятой безопасной практики и надлежащих процедур, способствующих безопасному выполнению полетов. Для выполнения этой задачи ГДГА через инспекцию ВГА осуществляет непрерывный мониторинг полетов, выполняемых каждым эксплуатантом. Такой надзор может привести к пересмотру эксплуатационных спецификаций или временному приостановлению действия СЭ, а в крайних случаях – к отзыву СЭ.


       

    4. Требуемые меры надзора и связанные с ними инспекционные проверки должны планироваться и проводиться инспекторами ВГА, закрепленными за соответствующим эксплуатантом в качестве ответственных за соблюдение стандартов выполнения полетов. Каждый раз, когда возникает необходимость в получении специализированной помощи, инспекторы должны обращаться за такой помощью к ГДГА. Все инспекторы, уполномоченные осуществлять такой надзор, должны иметь соответствующие удостоверения, в которых указывается, что они работают в ВГА в качестве инспекторов.


       

    5. Надзор за деятельностью эксплуатанта по обеспечению безопасности полетов должен проводиться на непрерывной основе независимо от того, установлен ли срок действия СЭ с датой истечения срока действия. Такая работа должна проводиться в форме периодических выборочных инспекторских проверок всех аспектов деятельности. Если действующие в государстве нормы предусматривают конкретный срок действия СЭ, эксплуатанту необходимо обратиться с просьбой о продлении СЭ заблаговременно до истечения срока его действия, как указывается в п. 7.6.3 части III.


       

    6. Области, охватываемые мероприятиями по надзору в течение определенного периода времени, должны быть в основном аналогичными тем, которые рассматриваются в процессе первоначальной сертификации. Следует предусматривать по крайней мере повторную оценку организационной структуры эксплуатанта, эффективности административно-организационной деятельности и контроля, средств, оборудования, технического обслуживания воздушных судов, руководства полетами и надзора за ними, мер по поддержанию на должном уровне квалификации летного и кабинного экипажа, правил безопасности перевозки пассажиров и груза, процедур перевозки опасных грузов, правил обеспечения авиационной безопасности, ведения документации по эксплуатации и персоналу, подготовки персонала, руководств авиакомпаний, финансовой жизнеспособности и соблюдения положений СЭ, связанных с ними эксплуатационных спецификаций и соответствующих эксплуатационных норм и правил.


       

      IV-1-1

      Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

      IV-1-2 сертификации и постоянного надзора


       

      image


       

    7. В рамках мероприятий по надзору инспекторы ВГА должны проводить инспекторские проверки в штаб-квартире, представительствах, на аэродроме (или вертодроме), проверки на перроне и на маршруте для обеспечения охвата всех важных областей, а также фиксировать все мероприятия по надзору для того, чтобы иметь возможность ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть в отношении фактографической основы рекомендаций инспектора.


       

    8. Все мероприятия по надзору за деятельностью конкретного эксплуатанта по обеспечению безопасности полетов должны тщательно планироваться. В ходе одной инспекторской проверки невозможно охватить все аспекты эксплуатации, однако следует стремиться рассмотреть как можно более широкий спектр деятельности за конкретный период времени, делая при этом соответствующие записи. Инспекторские проверки следует также планировать на основе проводимых оценок факторов риска таким образом, чтобы те аспекты эксплуатации, которые связаны с наибольшим риском, проверялись чаще других. При планировании проверок инспекторами ВГА необходимо учитывать результаты идентификации опасности и оценок факторов риска, проводимых и обновляемых эксплуатантом в рамках СУБП соответствующего эксплуатанта.


       

    9. Рекомендации по проведению инспекторской проверки на перроне содержатся в дополнении к части IV.


 

image


 

Глава 2


 

ПРОГРАММА КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


 

    1. В течение первых нескольких месяцев работы нового предприятия инспекторам ВГА следует обращать особое внимание на любые нестандартные процедуры, наличие неадекватных средств или оборудования или свидетельства неэффективного контроля за работой со стороны руководства. Необходимо также тщательно изучать любые признаки, которые могут свидетельствовать о существенном ухудшении финансового положения эксплуатанта. Ниже приведены примеры тенденций, которые могут указывать на наличие финансовых проблем у нового эксплуатанта:


       

      1. значительное количество увольнений или высокая сменяемость персонала;


         

      2. задержки с выплатой заработной платы;


         

      3. снижение уровня стандартов безопасной эксплуатации;


         

      4. ослабление требований к подготовке персонала;


         

      5. закрытие кредита поставщиками;


         

      6. неадекватное техническое обслуживание воздушных судов;


         

      7. нехватка материалов и запасных частей;


         

      8. ограничение или снижение частоты коммерческих полетов;


         

      9. продажа или передача кредиторам воздушных судов или других основных видов оборудования.


         

    2. При выявлении каких-либо финансовых затруднений инспекторам ВГА следует повысить интенсивность технического надзора, обращая особое внимание на соблюдение стандартов обеспечения безопасности полетов. Инспекторы должны также довести такую информацию до сведения ГДГА для предпринятия необходимых действий, например проведения финансового аудита.


       

    3. В процессе сертификации инспектор ВГА знакомится с методами, системами или процедурами, которые эксплуатант намеревается использовать для обеспечения соблюдения применимых правил, требований СЭ и связанных с ним эксплуатационных спецификаций, положений руководства эксплуатанта по производству полетов и MCM. Основная цель программы контроля за обеспечением безопасности полетов – подтвердить соблюдение и эффективность таких методов, систем или процедур для демонстрации соблюдения эксплуатантом требований и достижения целевых уровней безопасности полетов.


       

    4. Договоры аренды воздушных судов и заключенные эксплуатантом контракты на подготовку персонала, техническое или общее обслуживание воздушных судов и т. д. необходимо тщательно изучить для выяснения того, приносят ли они удовлетворительные результаты с точки зрения поддержания стандартов безопасности полетов и соблюдения нормативных положений.


       


       

      IV-2-1

      Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

      IV-2-2 сертификации и постоянного надзора


       

      image


       

    5. Программа подготовки персонала также требует тщательного изучения в рамках надзора на предмет соблюдения стандартов подготовки, которые были продемонстрированы при первоначальном утверждении программы. При наличии информации о том, что предоставляемая подготовка не приносит желаемых результатов, или данных о большом количестве неудовлетворительных оценок на проверках или экзаменах инспекторам ВГА необходимо убедить эксплуатанта пересмотреть программу подготовки персонала таким образом, чтобы она позволяла слушателям достичь требуемого уровня квалификации.


       

    6. Если ВГА согласилось с использованием членов летного экипажа, предложенных эксплуатантом, в качестве назначенных экзаменаторов, необходимо наблюдать за их работой и оценивать ее в рамках программы надзора. Такая оценка должна проводиться, если это возможно, инспектором, обладающим квалификацией и опытом работы на воздушных судах конкретного типа, используемых эксплуатантом. Оценка может проводиться в ходе проверки на получение квалификационной отметки о праве на полеты по приборам или аттестации на борту воздушного судна или на комплексном пилотажном тренажере, утвержденном для этой цели. Члены летного экипажа, утвержденные в качестве назначенных экзаменаторов, должны продемонстрировать достаточные знания воздушного судна и соответствующих систем, процедур эксплуатанта, структуры разрешенных маршрутов и соответствующих нормативных требований. Они должны также показать способность оценивать работу других членов летного экипажа. Личные качества и принципиальность членов летного экипажа, утвержденных в качестве назначенных экзаменаторов, должны быть образцовыми, а их право требовать от проверяемых членов летного экипажа соблюдения установленных стандартов выполнения работы

      – бесспорным. Аналогичный, но менее тщательный процесс требуется для надзора за летным экипажем эксплуатанта, утвержденным только для выполнения функций контрольных полетов.


       

    7. Как уже отмечалось, функцию надзора необходимо осуществлять на постоянной основе, мероприятия следует планировать и проводить в установленное время или с установленной периодичностью, либо при продлении СЭ. Независимо от того, какая методика применяется, все существенные аспекты процедур и практики эксплуатанта необходимо оценивать и проводить соответствующие проверки, соизмеримые по уровню с масштабами деятельности эксплуатанта, не реже одного раза в 12 месяцев.


       

    8. Программа эксплуатанта по контролю за обеспечением безопасности полетов должна:


       

      1. устанавливать, что данный эксплуатант выполнял и, по всей вероятности, будет и впредь выполнять полеты в соответствии с надлежащей практикой эксплуатации, эксплуатационными спецификациями СЭ, руководством по производству полетов и МСМ, а также соответствующими эксплуатационными нормами и правилами;


         

      2. обеспечивать, чтобы любые изменения применимых эксплуатационных норм и правил в любых поправках к СЭ или связанных с ним эксплуатационных спецификациях, или любые усовершенствования эксплуатационных процедур вводились в действие и находили отражение в соответствующих поправках к руководству по производству полетов или МСМ;


         

      3. обеспечивать постоянное информирование ГДГА об адекватности текущей эксплуатационной практики эксплуатанта и соблюдении им установленных требований;


         

      4. позволять ГДГА рекомендовать ВГА изменения норм и политики, если проверки в рамках контроля за обеспечением безопасности полетов показывают, что такие действия позволят улучшить соблюдение стандартов безопасности полетов в целом;


         

      5. определять, следует ли продолжать осуществление прав, предоставляемых конкретному эксплуатанту СЭ и связанными с ним эксплуатационными спецификациями, ввести дополнительные эксплуатационные ограничения, приостановить их действие или отозвать.

        Часть IV. Постоянный надзор государства эксплуатанта за деятельностью эксплуатанта по обеспечению безопасности полетов

        Глава 2. Программа контроля за обеспечением безопасности полетов IV-2-3


         

        image


         

    9. На всех этапах программы надзора наблюдаемый уровень способностей и компетентности должен быть равным или превышать уровень, который требовался на момент проведения первоначальной сертификации эксплуатанта. Инспекторы ВГА, проводящие программу надзора и связанные с ней проверки, должны выполнять свою работу добросовестно и требовать от эксплуатанта убедительной демонстрации того, что полеты выполняются в соответствии с СЭ и связанными с ним эксплуатационными спецификациями, руководствами эксплуатанта и соответствующими нормативными документами гражданской авиации.


       

    10. Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что программа контроля за обеспечением безопасности полетов должна давать всеобъемлющую и убедительную оценку компетентности эксплуатанта. Кроме того, отчеты о проведенных проверках должны оценивать эффективность системы и процедур контроля за обеспечением безопасности полетов. применяемых в ВГА, для определения компетентности эксплуатанта, соблюдения им установленных требований и его профессиональной квалификации в целом.


 

image


 

Глава 3


 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


 

    1. В случае обнаружения недостатков в работе конкретного эксплуатанта в ходе программы контроля за обеспечением безопасности полетов следует установить их причины, предпринять оперативные действия по устранению недостатков и предусмотреть надлежащие последующие действия для оценки эффективности корректирующих мероприятий. При повторном возникновении проблем в конкретных областях необходимо планировать и проводить дополнительные проверки.


       

    2. Если отчеты о программе контроля за обеспечением безопасности полетов и связанных с ней проверках свидетельствуют о том, что эксплуатант не соблюдает или не может соблюдать или поддерживать требуемых стандартов сертификации или условий, оговоренных в СЭ и связанных с ним эксплуатационных спецификациях, инспектор ВГА, отвечающий за данную программу контроля за обеспечением безопасности полетов, должен информировать эксплуатанта об отмеченных недостатках и о требуемых мерах по их устранению. Мероприятия по устранению недостатков обычно требуется провести в течение установленного периода времени. Если эксплуатант не примет требуемых мер к устранению недостатков, инспектору ВГА следует информировать ГДГА и, при необходимости, представить рекомендации об ограничении действия, временном или постоянном отзыве СЭ и связанных с ним эксплуатационных спецификаций.


       

    3. Если инспектор ВГА, отвечающий за контроль за деятельностью эксплуатанта, считает, что соображения безопасности полетов обусловливают необходимость немедленного приостановления действия или отзыва СЭ, он должен информировать об этом ГДГА. Если после внимательного рассмотрения всех обстоятельств дела в рамках необходимой координации и консультации с ВГА достигнуто согласие о необходимости приостановить действие или отозвать СЭ данного эксплуатанта, ГДГА должен письменно информировать об этом такого эксплуатанта, кратко изложив предлагаемые действия и их обоснование. В случае приостановления действия или отзыва СЭ по любой причине эксплуатант должен незамедлительно вернуть СЭ выдавшему его должностному лицу. После ввода в действие разработанного ИКАО международного реестра СЭ ВГА должно представить в реестр обновленную информацию о статусе такого эксплуатанта.


       

      image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  ..