ЭТАП ОЦЕНКИ ДОКУМЕНТОВ СЕРТИФИКАЦИИ ВГА

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора (5 издание) - 2010 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

 


 

Глава 4


 

ЭТАП ОЦЕНКИ ДОКУМЕНТОВ СЕРТИФИКАЦИИ ВГА


 

4.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


 

      1. После принятия официального заявления группа ВГА по сертификации приступает к тщательной оценке всех документов и руководств, которые по существующим правилам должны быть представлены в ВГА. ВГА следует стремиться провести такую оценку в соответствии с графиком событий, подготовленным заявителем и согласованным при подаче официального заявления. Если документ или руководство являются неполными или имеют недостатки или при выявлении случаев несоблюдения норм или практики безопасной эксплуатации, такие документы или руководства следует вернуть заявителю для предпринятия корректирующих действий.


         

      2. Документы или руководства, признанные удовлетворительными, будут утверждены или приняты, как это предусмотрено действующими правилами. Утверждение должно подтверждаться подписанным документом или сертификатом. О принятии материала, который не требует официального утверждения, должно свидетельствовать соответствующее письмо или отсутствие каких-либо возражений со стороны ВГА в отношении такого материала в течение заранее установленного периода.


         

      3. Сложность информации, которая должна рассматриваться в документах и руководствах заявителя, зависит от сложности предлагаемых перевозок.


 

4.2 ПРИМЕРЫ ДОКУМЕНТОВ И РУКОВОДСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОЦЕНКЕ


 

      1. Ниже приводится не являющийся исчерпывающим список документов и руководств, которые должны быть представлены заявителем и подлежат оценке ВГА на данном этапе:


         

        • проект эксплуатационных спецификаций;

        • заявление о соблюдении;

        • анкетные данные руководителей с указанием квалификации и опыта работы в авиации;

        • руководства по летной эксплуатации воздушных судов;

        • руководство по производству полетов (отдельные руководства и материалы, перечисленные ниже, являются составной частью руководства по производству полетов):

          • руководство по производству полетов воздушных судов;

          • перечень минимального оборудования (MEL);

          • перечень отклонений от конфигурации (CDL);

          • руководство по летно-техническим характеристикам воздушных судов;

          • руководство по регулированию массы и центровке;

          • руководство по загрузке и обслуживанию воздушного судна или руководство по наземному обслуживанию;

          • руководства по обучению для членов летного экипажа, кабинного экипажа, эксплуатационного персонала и наземного персонала;

          • справочник маршрутов;

          • руководство по опасным грузам;


             

            III-4-1

            Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

                1. сертификации и постоянного надзора


                   

                  image


                   

                  • карточки с информацией для пассажиров;

                  • контрольный перечень процедуры обыска воздушного судна;

                  • процедуры руководства полетами, обеспечения полетов, сопровождения полетов и т. д.;

            • руководство по СУБП, включая описание системы документации по безопасности полетов;

            • руководство по программе обеспечения авиационной безопасности;

            • MCM;

            • программа технического обслуживания, включая регламент профилактических работ;

            • руководство по обучению для персонала технического обслуживания;

            • план демонстрации аварийной эвакуации;

            • план демонстрации вынужденной посадки на воду;

            • план демонстрационных полетов.


             

            Примечание 1. При демонстрации аварийной эвакуации или возможности вынужденной посадки на воду, описанной соответственно в пп. 5.3.11.2и 5.3.12.1 настоящей части, могут использоваться данные, полученные при применении недостоверных методов анализа или в ходе демонстрации другими эксплуатантами.


             

            Примечание 2. Инструктивный материал относительно системы документации по безопасности полетов, которая должна быть создана, содержится в дополнении H к части I "Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты" и дополнении G к части III "Международные полеты. Вертолеты" Приложения 6 "Эксплуатация воздушных судов".


             

      2. Все руководства должны содержать информацию о процедурах подготовки, контроля и распространения каждого руководства, способов обновления руководств, а также публикации и распространения поправок.


         

      3. Руководства следует надлежащим образом пересматривать и изменять после введения новых требований, видов полетов или оборудования.


 

4.3 ОЦЕНКА ДОКУМЕНТОВ


 

      1. Проект эксплуатационных спецификаций. Эксплуатационные спецификации являются составной частью СЭ. Во время встречи, предшествующей подаче заявления, заявитель получит копию типовых эксплуатационных спецификаций ВГА, и будет уточнен список желаемых эксплуатационных спецификаций для включения в проект эксплуатационных спецификаций. Этот проект будет доработан заявителем и группой ВГА по сертификации с целью включения необходимых разрешений, условий и ограничений, с тем чтобы эксплуатационные спецификации соответствовали характеру будущих полетов заявителя. Информация об эксплуатационных спецификациях должна быть включена в руководство по производству полетов. Последующие изменения спецификаций могут вноситься позднее эксплуатантом или ВГА с учетом меняющихся обстоятельств.


         

      2. Заявление о соблюдении. Группа по сертификации проанализирует заявление о соблюдении, призванное подтвердить выполнение заявителем всех нормативных требований, применимых к предлагаемой операции. Это заявление также содержит для сведения группы по сертификации информацию о том, в каких руководствах, программах и процедурах заявителя рассматриваются соответствующие нормативные требования. Окончательная версия заявления о соблюдении должна быть подготовлена и принята ВГА до начала инспекции летной эксплуатации, описанной в п. 5.4 данной части.


         

      3. Анкетные данные руководства с указанием квалификации и опыта работы в авиации. В этот перечень следует включить должности руководителей, фамилии занимающих их лиц и указать их квалификацию, опыт руководящей работы и наличие свидетельств, квалификационных отметок и опыта работы в авиации.

        Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

        Глава 4. Этап оценки документов III-4-3


         

        image


         

      4. Руководства по летной эксплуатации воздушных судов. Следует представить руководства по летной эксплуатации для отдельных воздушных судов, которые подлежат контролю со стороны государства регистрации. Необходимо ознакомиться с порядком управления, контроля и внесения изменений в экземпляры руководств по летной эксплуатации, а также средствами представления членам летного экипажа информации о летно-технических характеристиках и ограничениях воздушных судов. Руководство по летной эксплуатации должно содержать по крайней мере такую информацию, какая требуется Приложением 8.


         

      5. Руководство по производству полетов. Руководство по производству полетов является средством, с помощью которого заявитель намеревается контролировать все аспекты планируемой операции. Обычно оно состоит из 4 частей: общий раздел, эксплуатационные данные о воздушных судах, информация о районах, маршрутах и аэродромах, и раздел обучения. Механизмы управления и контроля применительно к руководству по производству полетов уже оценивались в ходе предварительного рассмотрения на этапе подачи официального заявления в процессе сертификации.


         

        1. Требование о представлении руководства по производству полетов, включая перечень конкретных пунктов, которые требуют утверждения государством эксплуатанта, положения о структуре и обязательном содержании, содержатся в части I и разделе II части III Приложения 6. Минимальный перечень вопросов, которые должны рассматриваться в руководстве по производству полетов, приведен в добавлении 2 к части I и дополнении H к части III Приложения 6. Инструктивный материал по разработке руководства по производству полетов содержится в документе "Подготовка руководства по производству полетов" (Doc 9376).


           

        2. Руководство по производству полетов и последующие изменения к нему должны представляться в ВГА для изучения и, если это требуется, принятия или утверждения. При необходимости ВГА потребует переработать руководство для обеспечения соблюдения нормативов и требований в области безопасности полетов данного государства.


           

          Примечание. Дополнение F к части I и части III Приложения 6 содержит инструктивный материал относительно утверждения и принятия.


           

        3. Прежде чем приступить к этапу инспекции, связанному с наземной или летной эксплуатацией, группе по сертификации следует провести подробное рассмотрение руководства по производству полетов. В руководстве по производству полетов должны четко и сжато излагаться необходимые принципы и инструкции для персонала заявителя в отношении производства полетов. Руководство по производству полетов не должно содержать информации, не имеющей отношения к предлагаемой деятельности. Поэтому необходимо в самом начале принять решение относительно приемлемости руководства по производству полетов. В ходе последующей инспекции наземной и летной эксплуатации будет установлена способность организации заявителя эффективно проводить политику и выполнять инструкции, содержащиеся в руководстве по производству полетов.


           

        4. Отвечающее предъявляемым требованиям руководство по производству полетов должно, как минимум:


           

          1. включать правила государства эксплуатанта, а также любой конкретный обязательный материал и не противоречить правилам любого другого государства, где будут осуществляться полеты;


             

          2. содержать четкие, полные и подробные эксплуатационные инструкции, указания по проводимой политике и процедуры, с тем чтобы эксплуатационный персонал, т. е. члены экипажей, персонал, занятый наземным обслуживанием, погрузкой, техническим обслуживанием, управлением полетами и административными функциями, был полностью информирован о том, что от него требуется. Ожидается, что указанный персонал, должным образом используя этот материал, будет выполнять свои обязанности с высокой степенью точности, что приведет к

            Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

            III-4-4 сертификации и постоянного надзора


             

            image


             

            безопасному и эффективному производству полетов. Процедуры должны быть эффективными, основываться на надежных принципах безопасности и реально выполнимыми;


             

          3. предусматривать внесение поправок и обновление содержащейся в нем информации;


             

          4. представлять персоналу необходимые указания и инструкции в подходящей и удобной форме. Следует убедиться в том, что заявитель разработал требуемые инструкции с учетом рекомендаций относительно их формы и содержания;


             

          5. устанавливать стандартные процедуры в отношении всех функций членов экипажа.


             

        5. В ходе детального изучения руководства по производству полетов инспектор ВГА должен удостовериться в том, что заявитель установил эффективные процедуры пересмотра, распространения и использования руководства по производству полетов. Каждый экземпляр руководства должен быть пронумерован и выдаваться согласно специальному списку рассылки, а пользователь должен отвечать за его оперативное и полное обновление. В список рассылки следует включить всех сотрудников эксплуатационных подразделений и другой персонал, которому содержащаяся в руководстве информация требуется для надлежащего выполнения своих обязанностей. Те части руководства, которые необходимо иметь на борту каждого воздушного судна, должны быть изданы в удобной для пользования форме и скомпонованы таким образом, чтобы можно было быстро получить точные сведения.


           

        6. Примеры руководств или других документов, которые включаются в руководство по производству полетов и должны оцениваться, приведены в пп. 4.3.5.6.1–4.3.5.6.14.


 

          1. Руководство по СУБП. В руководстве по СУБП должны быть документально отражены все аспекты СУБП, включая: заявление о политике и целях в области безопасности полетов, в которых четко зафиксированы иерархия ответственности в области безопасности полетов и система планирования ответных действий в чрезвычайной ситуации; управление факторами риска в области безопасности полетов, включая процессы идентификации опасности и процессы оценки и смягчения рисков; гарантии безопасности полетов, включая контроль состояния безопасности полетов с функцией расследования; и информирование о безопасности полетов и обучение.


             

          2. Руководства по эксплуатации воздушного судна. Руководства по эксплуатации воздушного судна для каждого типа воздушных судов, которые будут выполнять полеты, являются обязательными согласно требованиям главы 6 части I и главы 4 раздела II части III Приложения 6. Руководства по эксплуатации воздушного судна должны определять порядок действий в нормальной, нештатной и аварийной ситуациях, подробное описание систем воздушного судна и используемые контрольные перечни.


             

          3. MEL. Перечень минимального оборудования (MEL), определяющий аспекты эксплуатации воздушного судна при определенных условиях с частично неработающим оборудованием, должен иметься для каждого типа и модели эксплуатируемых воздушных судов. Этот список, подготовленный заявителем в соответствии с основным перечнем минимального оборудования (MMEL) для типа, утвержденным государством разработчика, или даже на более жестком уровне, составляется с учетом имеющихся у заявителя воздушных судов и установленного на них оборудования. MEL должен утверждаться государством эксплуатанта. MEL должен иметься в распоряжении членов летного экипажа, персонала технического обслуживания и сотрудников, отвечающих за руководство полетами. MEL также должен содержать инструкции по его использованию.


             

            Примечание. Дополнение G к части I и дополнение E к части III Приложения 6 содержат инструктивный материал относительно MEL.


             

          4. CDL. CDL для каждого типа и каждой модели воздушного судна может определяться организацией, ответственной за конструкцию типа, и утверждаться государством разработчика с целью предусмотреть

            Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

            Глава 4. Этап оценки документов III-4-5


             

            image


             

            возможность выполнения полета без оговоренных внешних агрегатов. CDL содержит любую необходимую информацию о соответствующих эксплуатационных ограничениях или корректировке характеристик и должен иметься в распоряжении членов летного экипажа, персонала технического обслуживания и сотрудников, осуществляющих руководство полетами. CDL должен включать инструкции по использованию.


             

          5. Руководство по летно-техническим характеристикам воздушного судна. Требуется иметь руководство по летно-техническим характеристикам для каждого типа и модели воздушных судов, которые планируется эксплуатировать. Такие руководства должны содержать полную информацию о характеристиках и процедурах расчета параметров для всех этапов полета при осуществлении полета воздушного судна в рамках ограничений характеристик, оговоренных в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна. Это руководство должно содержать ограничения характеристик для взлета, полета по маршруту и посадки при всех работающих двигателях и в ситуации с неработающим двигателем и также учитывать определенные факторы, влияющие на характеристики. Например, дистанция при ожидании перед взлетом, состояние ВПП (влажная, загрязненная и т. д.), конфигурация или техническое состояние воздушного судна и условия окружающей среды. Заявитель должен иметь систему, позволяющую представлять данные о нынешних характеристиках и препятствиях в отношении используемых воздушных судов, маршрутов и аэродромов/вертодромов.


             

          6. Руководство по регулированию массы и центровке. Это руководство определяет систему получения, обновления и рассылки эксплуатационному персоналу информации о массе и центровке каждого эксплуатируемого воздушного судна и о средствах поддержания актуальности этой информации. В руководстве изложены процедуры подготовки грузовых ведомостей, рассадки пассажиров и распределения груза, определение массы пассажиров, багажа и груза и использования стандартной массы, а также порядок внесения изменений в последний момент.


             

          7. Руководство по загрузке и обслуживанию воздушного судна или руководство по наземному обслуживанию. Это руководство содержит процедуры и ограничения в отношении обслуживания, заправки, загрузки и выгрузки, предполетной подготовки и послеполетной проверки применительно к конкретным типам и моделям воздушных судов. Это руководство должно предоставляться членам летного экипажа, персоналу технического обслуживания, сотрудникам наземного обслуживания и агентам по обслуживанию.


             

          8. Руководства по обучению для членов летного экипажа, кабинного экипажа, эксплуатационного персонала, наземного персонала и персонала технического обслуживания. Руководства по обучению должны иметься для всех категорий эксплуатационного персонала, сотрудников по техническому обслуживанию и наземному обслуживанию. Они должны охватывать все аспекты начальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.


             

          9. Справочник маршрутов. Справочник маршрутов требуется для предоставления летному экипажу и персоналу, отвечающему за руководство полетами, информации о средствах связи, навигационных средствах, аэродромах/вертодромах, схемах полета по приборам для вылета, полета по маршруту и прибытия, которые необходимы для выполнения конкретного полета.


             

          10. Руководство по опасным грузам. Все заявители должны иметь руководство, содержащее процедуры обработки опасных грузов, аварийных действий при инцидентах с опасными грузами и подготовки персонала. Уровень детализации зависит от предполагаемого статуса заявителя в отношении перевозки опасных грузов. Если сделано заявление о намерении перевозить опасные грузы, заявитель должен будет подготовить комплексный материал по аспектам контроля, загрузки и перевозки опасных грузов и об аварийных действиях при инцидентах с опасными грузами и чрезвычайных ситуациях. Если заявитель не намеревается перевозить опасные грузы в качестве груза, он все равно должен будет предусмотреть в этом документе опасные предметы, являющиеся частью обычного бортового оборудования, опасные предметы, которые разрешается перевозить пассажирам, и опасные предметы, которые можно перевозить в качестве материалов авиакомпании. В любом случае эксплуатанты должны иметь процедуры для обработки опасных грузов, информацию о действиях в чрезвычайной ситуации и о требуемой подготовке с учетом предлагаемого уровня деятельности.

            Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

            III-4-6 сертификации и постоянного надзора


             

            image


             

          11. Карточки для информации пассажиров. Карточки для информации пассажиров должны дополнять устный инструктаж и соответствовать типу и модели воздушного судна и конкретному аварийному оборудованию.


             

          12. Контрольный перечень процедуры обыска воздушного судна. Такой контрольный перечень должен находиться на борту воздушного судна и описывать процедуры поиска бомбы в случае подозреваемого акта диверсии, а также обыска воздушного судна для обнаружения сокрытого оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств при наличии обоснованного подозрения в отношении того, что воздушное судно может подвергнуться акту незаконного вмешательства. Контрольный перечень следует дополнить инструкциями о порядке действий в случае обнаружения бомбы или подозрительного предмета, а также информацией о наименее опасном месте для хранения бомбы на борту конкретного воздушного судна.


             

          13. Процедуры руководства полетами, обеспечения полетов, сопровождения полетов и т. д. Это руководство должно содержать информацию о принятых заявителем процедурах руководства полетами, обеспечения полетов и сопровождения полетов. Оно должно включать процедуры действий в аварийных ситуациях и все процедуры ведения связи.


             

          14. Правила, ограничивающие полетное время и служебное полетное время и устанавливающие адекватные периоды отдыха для членов летного и кабинного экипажа. Эти правила включены в руководство по производству полетов и должны соответствовать нормам государства эксплуатанта или утверждаться этим государством. В своей документации заявитель должен указать минимальное время, отводимое на предполетную подготовку и послеполетные мероприятия. Должны иметься процедуры, учитывающие периоды служебного времени, которые включают периоды летной работы и мероприятия помимо летной работы, в том числе наземную подготовку, тренажерную подготовку, участие в отработке практических действий на случай аварийной ситуации, руководство или работу в офисе, в частности, в отношении периодов отдыха и последующего начала периода служебного полетного времени. Необходимо четко оговорить ответственность за подготовку инструкций и принятия решения по вопросам, касающимся полетного времени, служебного полетного времени и времени отдыха, а также за рассмотрение отчетов о случаях использования командиром воздушного судна своих дискреционных полномочий для увеличения периодов служебного времени или уменьшения периодов отдыха. Эти правила могут дополняться положениями руководства по производству полетов о системе управления риском утомляемости, подлежащими утверждению государством эксплуатанта.


 

      1. Руководство по программе обеспечения авиационной безопасности. Это руководство должно описывать программу эксплуатанта по обеспечению авиационной безопасности, которая должна соответствовать требованиям национальной программы безопасности гражданской авиации государства эксплуатанта. В руководство также следует включить процедуры обеспечения авиационной безопасности, применимые к конкретному типу полетов.


         

      2. MCM. Это руководство излагает намерения и процедуры заявителя в отношении сохранения летной годности используемых воздушных судов в течение срока их эксплуатации. Данное положение применимо независимо от того, планирует ли кандидат на получение СЭ также подать заявление на утверждение в качестве AMO или намерен использовать AMO для выполнения технического обслуживания на основе внешнего подряда.


         

      3. Программа технического обслуживания, включая регламент профилактических работ. Для каждого воздушного судна должна иметься программа технического обслуживания, утвержденная государством регистрации и учитывающая требования полномочного органа, ответственного за конструкцию типа.


         

      4. Планы демонстраций, которые требуют оценки. В пп. 4.3.9.1–4.3.9.3 рассказывается о планах, которые требуют оценки со стороны ВГА.


         

        1. План демонстрации аварийной эвакуации. Заявитель должен иметь план для демонстрации эвакуации воздушного судна. Принимая решение о том, требуется ли фактическая демонстрация, ВГА может учитывать демонстрации эвакуации, проведенные изготовителем воздушного судна или другим эксплуатантом

          Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

          Глава 4. Этап оценки документов III-4-7


           

          image


           

          для воздушного судна того же типа и модели. К плану необходимо приложить описание аварийного оборудования, установленного на воздушном судне.


           

        2. План демонстрации вынужденной посадки на воду. Если предполагается выполнять полеты над водной поверхностью, заявитель должен иметь план демонстрации оборудования для вынужденной посадки на воду и способности выполнять процедуры вынужденной посадки на воду, включая подготовку пассажиров, воздушного судна и оборудования для вынужденной посадки на воду.


           

        3. План демонстрационных полетов. Если ВГА сочтет необходимым проведение демонстрационных полетов, заявителю необходимо подготовить план проведения таких полетов с целью продемонстрировать способность эксплуатировать и обслуживать воздушное судно и выполнять конкретные виды полетов. Решение ВГА о том, требуется ли проведение таких полетов, и если да, об их количестве и типе, будет зависеть от оценки ВГА возможностей созданных заявителем систем эксплуатации и технического обслуживания.


 

Примечание. При демонстрации аварийной эвакуации или возможности вынужденной посадки на воду, описанной соответственно в пп. 5.3.11.2и 5.3.12.1 настоящей части, могут использоваться данные, полученные при применении достоверных методов анализа или в ходе демонстрации другими эксплуатантами.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..