ИНСПЕКЦИЯ НАЗЕМНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ В АВИАЦИИ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора (5 издание) - 2010 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..

 

 

5.3 ИНСПЕКЦИЯ НАЗЕМНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ В АВИАЦИИ


 

5.3.1 Общие положения


 

        1. Цель этого этапа сертификационной инспекции заключается в том, чтобы убедиться на основе проверок на местах в том, что персонал заявителя, программы подготовки, наземное оборудование, средства и процедуры удовлетворяют соответствующим требованиям и пригодны для выполнения полетов, которые оговорены в заявлении.


           

        2. Хотя инспекция средств и процедур технического обслуживания является частью наземной инспекции, она, как правило, проводится отдельно инспекторами по летной годности, входящими в состав группы ВГА по сертификации. Поэтому данный аспект более подробно рассматривается в главе 6 части III.

Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции III-5-3


 

image


 

5.3.2 Стационарные сооружения


 

        1. Здания. Инспекция такого рода предназначена для определения должной оснащенности зданий, которые будут использоваться эксплуатантом на каждой базе и в каждом аэровокзале, в том числе в других государствах, наличия необходимой санитарной техники, средств обеспечения безопасности и аварийного оповещения, а также пригодности для той деятельности, которая будет проводиться. Такая инспекция включает проверку ангаров, мастерских для профилактических и ремонтных работ, служебных помещений административного и эксплуатационного персонала, зон для обслуживания пассажиров, хранения и обработки груза. Проверки на местах можно заменить анализом данных в сборниках аэронавигационной информации государства, схем или диаграмм, а также документов, описывающих такие средства и организацию наземного обслуживания, или ознакомлением с существующими аналогичными объектами других эксплуатантов.


           

        2. Аэродромы и вертодромы. Следует провести инспекцию аэродромов или вертодромов назначения и запасных аэродромов или вертодромов, которые будут использоваться при перевозках, на предмет определения их эксплуатационной пригодности. Однако от такой инспекции можно отказаться в тех случаях, когда инспектор ВГА уже знаком с данным аэродромом или вертодромом и его средствами и считает их пригодными для предлагаемых перевозок. В тех случаях, когда предлагаемые перевозки охватывают обширный район мира, группа ВГА по сертификации, вероятно, не сможет определить пригодность всех аэродромов или вертодромов для потенциального использования. Поэтому группе ВГА по сертификации следует ориентироваться на инспекцию лишь тех объектов, которые рассматриваются заявителем в качестве основных для использования, и рекомендовать ГДГА, чтобы одним из условий выдачи СЭ было включение в руководство по производству полетов списка аэродромов, которые считаются пригодными для использования, с оговоркой о том, что без предварительного разрешения ВГА использование других аэродромов или вертодромов в установленном районе выполнения полетов запрещается.


           

        3. Разрешение на использование конкретного аэродрома или вертодрома может быть дано ВГА без инспекции, если эксплуатант оценивает данный объект как пригодный для эксплуатации с помощью приемлемого документированного процесса, возможно, в рамках его СУБП, с установленными эксплуатационными минимумами и надлежащими процедурами.


           

        4. Инспекции или оценки должны охватывать, в соответствующих случаях, по крайней мере следующие элементы:


           

          1. взлетно-посадочные полосы;


             

          2. полосы, свободные от препятствий;


             

          3. концевые полосы торможения;


             

          4. рулежные дорожки;


             

          5. перрон и места стоянок;


             

          6. светотехническое оборудование (включая огни приближения);


             

          7. визуальные и невизуальные средства захода на посадку;


             

          8. навигационные средства;


             

          9. службы связи;


             

          10. органы ОВД;

            Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

            III-5-4 сертификации и постоянного надзора


             

            image


             

          11. метеорологические службы;


             

          12. службы аэронавигационной информации;


             

          13. оборудование для обслуживания аэродрома (например, машины для уборки взлетно- посадочных полос, снегоуборочные машины);


             

          14. наземные противооблединительные установки и оборудование;


             

          15. аварийно-спасательные и противопожарные средства и оборудование ;


             

          16. наличие оборудования и правила обращения с горюче-смазочными материалами;


             

          17. охрана общественного порядка, включая меры обеспечения безопасности;


             

          18. препятствия, влияющие на производство полетов;


             

          19. схемы вылета, прибытия и захода на посадку по приборам и относящиеся к ним карты;


             

          20. эксплуатационные минимумы аэродрома/вертодрома;


             

            Примечание 1. Схемы захода на посадку по приборам должны соответствовать положениям тома II PANS-OPS (Doc 8168).


             

            Примечание 2. Подробные указания для эксплуатанта и государств относительно определения эксплуатационных минимумов аэродрома содержатся в "Руководстве по всепогодным полетам" (Doc 9365).


             

        5. При проведении аэродромной инспекции инспектору ВГА следует убедиться в адекватности процедур заявителя, используемых для получения и распространения текущей информации по аэродромам и карт схем полетов по приборам всем сотрудникам, которым эта информация нужна для выполнения своих служебных обязанностей.


 

5.3.3 Подвижное оборудование


 

        1. Подвижное оборудование, которое будет использоваться при эксплуатации, следует инспектировать, делая основной акцент на аспекты его адекватности, пригодности и безопасности применения. Оборудование такого рода включает топливозаправщики, наземные силовые установки, оборудование для подачи кислорода и сжатого воздуха, тягачи для буксировки, оборудование для обработки груза и багажа, транспортные средства для перевозки продуктов питания, автомашины санитарной службы, противо- облединительное оборудование и т. д.


           

        2. По усмотрению государства могут быть приняты результаты оценки подвижного оборудования и процедур его применения аудиторской организацией, использующей адекватные и признанные системы оценки. Например, результаты инспекции оборудования, проведенной в рамках признанных на отраслевом уровне проверок качества топлива, аудиторских оценок качества противооблединительных и антиоблединительных процедур или проверок наземных операций.


 

Примечание. Такие признанные системы оценки обычно функционируют под эгидой коммерческих организаций или ассоциаций, например Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).

Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции III-5-5


 

image


 

5.3.4 Орган по руководству полетами


 

        1. Общие положения. В ходе оценки общей эффективности работы органа по руководству полетами следует тщательно проанализировать перечисленные ниже аспекты:


           

          1. Положения части I и раздела II части III Приложения 6 предписывают эксплуатанту разрабатывать и применять метод управления и контроля за производством полетов, утвержденный государством эксплуатанта. Ответственность за руководство полетами может быть делегирована только командиру воздушного судна, сотруднику по обеспечению полета, диспетчеру, если утвержденный метод управления и контроля за производством полетов предусматривает использование сотрудников по обеспечению полетов/полетных диспетчеров. Учитывая характер и рамки обязанностей и ответственности, связанных с осуществлением контроля за производством полетов, государству и эксплуатанту следует рассмотреть преимущества утвержденного метода управления и контроля за производством полетов, требующего, чтобы обслуживание осуществлялось сотрудником по обеспечению полетов/полетным диспетчером. В рамках такой системы сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер назначается для работы в центре управления полетами авиакомпании и при осуществлении своей служебной деятельности отвечает за соблюдение правил и принципов руководства полетами, определенных в руководстве по производству полетов. Требования государства эксплуатанта могут предусматривать наличие у сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера соответствующего свидетельства.


             

          2. В руководстве по производству полетов должны быть указаны обязанности и функции сотрудников по обеспечению полетов/полетных диспетчеров. На практике порученные им обязанности являются составной частью утвержденного метода управления и контроля за производством полетов. В части I и разделе II части III Приложения 6 содержится информация об обязанностях сотрудников по обеспечению полетов/полетных диспетчеров. Возлагаемые на них обязанности будут во многом аналогичными для всех сотрудников эксплуатационного персонала такой категории независимо от того, имеют ли они свидетельства.


             

          3. Круг обязанностей сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера включает оказание помощи командиру воздушного судна при подготовке к полету, составление рабочих планов полета и планов полета ОВД, поддержание контактов с органами обслуживания воздушного движения, метеорологической службой и службой связи и предоставление во время полета командиру воздушного судна информации, необходимой для безопасного и эффективного выполнения полета. Сотрудник по обеспечению полетов/полетный диспетчер обязан также следить за ходом выполнения каждого полета в районе его компетенции и передавать командиру воздушного судна распоряжения авиакомпании, касающиеся отмены, изменения маршрута или изменения плана полета, если выполнение прежнего плана больше не представляется возможным. В связи с вышеизложенным следует иметь в виду, что в конечном итоге всю полноту ответственности за безопасность полета несет командир воздушного судна.


             

            Примечание. Обязанности и ответственность сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера установлены в части I и разделе II части III Приложения 6. Более подробные указания содержатся в документе "Подготовка руководства по производству полетов" (Doc 9376). Требования в отношении возраста, навыков, знаний и опыта, предъявляемые к сотрудникам по обеспечению полетов/полетным диспетчерам, содержатся в Приложении 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу".


             

          4. При оценке структуры, ответственности и работы организации по руководству полетами следует иметь в виду, что:


             


             

            III-5-6

             

            Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

            сертификации и постоянного надзора

             


             

            1)


             

            быстрое совершенствование средств связи и методов прогнозирования погоды и передачи метеосводок в некоторых районах обусловливает тенденцию к объединению и централизации средств руководства полетами;

             

            2)

            наличие составляемых с помощью компьютеров или сохраняемых планов полета и данных о запасе топлива, а также использование каналов прямой связи пилота с центром руководства полетами упрощают выполнение функций сотрудников по обеспечению полетов/полетных диспетчеров;

             

            3)

            во многих случаях командир воздушного судна располагает более оперативной информацией и находится в более благоприятном положении для принятия решений на основе оценки меняющихся условий полета, чем находящийся на большом удалении персонал центра по руководству полетами.


             

        2. Дополнительные соображения. В дополнение к факторам, перечисленным в п. 5.3.4.1, при оценке требуемого уровня поддержки следует также анализировать такие элементы, как тип перевозок, их географические масштабы и объемы. Приводимые ниже рекомендации призваны оказать помощь инспектору ВГА в определении адекватности системы руководства полетами:


           

          1. Укомплектование кадрами. Инспектору ВГА следует убедиться в том, что:


             

            1. центр по руководству полетами в должной степени укомплектован персоналом, способным квалифицированно выполнять возложенные на него обязанности в соответствии с нормативными документами государства;


               

            2. заявитель соблюдает нормы продолжительности ежедневного рабочего времени, установленные государственными нормативными документами для сотрудников по обеспечению полетов/полетных диспетчеров;


               

            3. заявитель не использует сотрудников по обеспечению полетов/полетных диспетчеров для выполнения таких функций, которые возлагаются на конторских служащих, сотрудников по техническому обслуживанию и т. д., в ущерб выполнению ими своей основной работы;


               

            4. условия работы в центре по руководству полетами, например, площадь служебных помещений, температура, освещение, уровень шума и контроль доступа, позволяют надлежащим образом выполнять функции, связанные с полетно-диспетчерской работой и руководством полетами.


               

          2. Средства связи. Инспектору ВГА следует убедиться в том, что:


             

            1. средства связи отвечают требованиям, предъявляемым к предлагаемой эксплуатации;


               

            2. процедуры, используемые для уведомления экипажей в полете об опасных условиях, связанных с аэродромами или работой навигационных средств и т. д., являются адекватными;


               

            3. уведомления пилотам (NOTAM) передаются летным экипажам своевременно;


               

            4. процедуры и средства аварийной связи являются адекватными;


               

            5. сотрудники по обеспечению полетов/полетные диспетчеры могут оперативно устанавливать надежную речевую связь с летным экипажем во время посадки пассажиров;

              Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

              Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции III-5-7


               

              image


               

            6. обеспечивается надежная связь между центром по руководству полетами и соответствующими средствами ОВД;


               

            7. обеспечивается адекватная и относительно свободная от перегрузок связь "воздух – земля" и связь по двухточечным каналам для оперативной и надежной передачи сообщений в пределах географического района ответственности центра;


               

            8. сотрудники по обеспечению полетов/полетные диспетчеры знакомы со всеми аспектами производства полетов в пределах географического района их ответственности и располагают надлежащими полномочиями и квалификацией для использования всех каналов связи, предусмотренных утвержденным методом управления и контроля за выполнением полетов;


               

            9. надлежащее внимание уделяется своевременному получению сообщений как на борту воздушного судна, так и в центре по руководству полетами и на маршрутных станциях;


               

            10. средства, используемые для передачи метеоинформации на борт воздушных судов и станциям на маршруте, являются адекватными.


               

          3. Метеорологическое обеспечение. Инспектору ВГА следует:


             

            1. если заявитель создал орган метеорологического обеспечения, убедиться в том, что он должным образом укомплектован соответствующим персоналом и оснащен надлежащими средствами;


               

            2. убедиться в том, что введены адекватные процедуры, обеспечивающие предоставление метеорологических прогнозов и сводок, необходимых заявителю для целей планирования полетов;


               

            3. убедиться в том, что заявитель ввел процедуры, обеспечивающие использование всей полезной метеорологической информации, относящейся к району осуществления руководства полетами;


               

            4. обратить особое внимание на информированность отдельных сотрудников по обеспечению полетов/полетных диспетчеров об аспектах метеорологии в целом и о погодных условиях в районе осуществления руководства полетами;


               

            5. убедиться в том, что заявитель предоставляет средства, с помощью которых пилоты и сотрудники по обеспечению полетов/полетные диспетчеры получают своевременную информацию о турбулентности при ясном небе, грозах, условиях обледенения и облаках вулканического пепла, а также об оптимальных маршрутах и высотах, на которых можно избежать встречи с этими явлениями;


               

            6. обратить особое внимание на процедуры, используемые органом по руководству полетами для распространения информации о турбулентности при ясном небе, грозах, облаках вулканического пепла, обледенении и других особых погодных явлениях;


               

            7. убедиться в наличии необходимых процедур предоставления командиру воздушного судна надлежащей метеорологической информации во время промежуточных посадок на маршруте;

              Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

              III-5-8 сертификации и постоянного надзора


               

              image


               

            8. убедиться в адекватности процедур, которые будут использоваться во всей системе заявителя для передачи метеорологической информации с борта воздушного судна.


               

          4. Процедуры. Инспектору ВГА следует:


             

            1. обратить особое внимание на выполнение командирами воздушных судов и сотрудниками по обеспечению полетов/полетными диспетчерами своих обязанностей по анализу всех факторов, связанных с полетом. В этом контексте инспектору ВГА следует убедиться в том, что сотрудники по обеспечению полетов/полетные диспетчеры могут выполнять свои функции в соответствии с положениями применимых эксплуатационных инструкций и процедур. Следует вновь подчеркнуть, что сотрудники по обеспечению полетов/полетные диспетчеры несут ответственность за оказание помощи командиру воздушного судна в предполетном планировании, а также за выдачу разрешений на задержку воздушных судов и разрешений на выполнение полетов в соответствии с утвержденным методом управления и контроля за выполнением полетов;


               

            2. убедиться в том, что заявитель разработал процедуры надлежащей подготовки и информирования сотрудников по обеспечению полетов/полетных диспетчеров о таких важных аспектах планирования полетов, как метеорологические прогнозы и сводки, потребности в топливе, аэродромные ограничения, NOTAM, навигационное оборудование, навигационные средства, процедуры ОрВД и летно-технические характеристики воздушных судов;


               

            3. убедиться в адекватности используемых процедур и методов соблюдения государственных нормативных положений, касающихся летно-технических характеристик воздушных судов, а именно: расчета массы и центровки воздушных судов, критических скоростей, градиентов набора высоты, взлетно-посадочных полос и ограничений пролета препятствий;


               

            4. убедиться в том, что разработаны процедуры выдачи разрешений на выполнение полета, обеспечивающие соответствие воздушного судна и его загрузки необходимым документам, разрешающим полет, а именно: свидетельству о техническом обслуживании воздушного судна, MEL, CDL, сводно-загрузочной ведомости и грузовой ведомости;


               

            5. убедиться в том, что процедуры, которые будут использоваться для контроля за полетами, являются адекватными и отвечают требованиям нормативных документов государства.


               

          5. Рабочие планы полета и планы полета ОВД. Инспектору ВГА следует:


             

            1. убедиться в том, что в рабочие планы полета, используемые заявителем, включаются надлежащие данные;


               

            2. ознакомиться с политикой в отношении рабочих планов полета и планов полета ОВД и убедиться в том, что они соответствуют нормативным положениям государства.


 

      1. Квалификация, свидетельства и подготовка летных экипажей


         

        Инспектору ВГА следует убедиться в том, что заявитель разработал процедуры и программы подготовки для обеспечения соответствия квалификации летных экипажей требованиям государственных правил и что персонал имеет надлежащие свидетельства, а также соответствующие и действующие квалификационные отметки. В этой связи в основу государственных нормативных документов должны быть положены требования Приложения 1, а также части I или раздела II части III Приложения 6.

        Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

        Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции III-5-9


         

        image


         

      2. Квалификация и подготовка членов кабинного экипажа


         

        Инспектору ВГА следует также убедиться в том, что заявитель разработал программу подготовки, гарантирующую, что члены кабинного экипажа могут квалифицированно выполнять те обязанности и функции, связанные с безопасностью полетов, которые им положено выполнять в аварийной обстановке или ситуации, требующей аварийной эвакуации.


         

      3. Программы подготовки


 

        1. Подробная программа подготовки должна быть изложена в руководстве по производству полетов или в руководстве по обучению, которое является частью руководства по производству полетов, но выпускается в виде самостоятельного документа. Как правило, выбор определяется объемом перевозок, а также количеством и типами воздушных судов эксплуатанта. Большинство заявителей предпочитают включать программы подготовки в руководство по обучению, состоящие из одного или нескольких томов для удобства пользования и упрощения обновления. В зависимости от объема и сложности предлагаемых перевозок программы подготовки, требуемые в соответствии с частью I или разделом II части III Приложения 6, могут выполняться под непосредственным контролем заявителя или другими учебными центрами по контракту с заявителем, либо при сочетании обеих форм обучении. В любом случае группа ВГА по сертификации должна тщательно проанализировать и проинспектировать все этапы выполнения программ заявителя по наземной и летной подготовке. Такой анализ и инспекция должны позволить определить адекватность методов подготовки, курсовых материалов, учебных пособий и оборудования, стандартов подготовки, соответствующих средств и ведения документации. Необходимо определить уровень квалификации преподавательского состава по наземной и летной подготовке и оценить эффективности его работы.


           

        2. При оценке программы подготовки заявителя необходимо учитывать следующие факторы:


           

          1. полнота учебных планов и адекватность средств, оборудования и необходимого учебного материала. Эти элементы должны в достаточной мере обеспечивать конкретный вид требуемой подготовки и использоваться таким образом, чтобы достигались желаемые уровни и цели обучения. Особое внимание необходимо уделять наличию утвержденных пилотажных тренажеров, соответствующих программам летной подготовки.


             

            Примечание. Инструктивный материал относительно приемлемости, использования и утверждения учебных пилотажных тренажеров содержится в "Руководстве по критериям квалификационной оценки пилотажных тренажеров" (Doc 9625) (том I "Самолеты" и том II "Вертолеты", третье издание (в процессе подготовки));


             

          2. адекватность и эффективность аудиовизуальных учебных систем, в которых используются компьютерные методы обучения, слайды, видео- и/или кинофильмы для представления учебного материала по системам воздушных судов, характеристикам аэродромов и другим смежным вопросам;


             

          3. наличие возможностей получения необходимых учебных материалов и обучения персонала при введении новых типов полетов, новых воздушных судов и/или видов оборудования или новых или пересмотренных методов или процедур технического обслуживания;


             

          4. квалификация инструкторов, пилотов-инспекторов и руководителей подготовки заявителя;


             

          5. квалификация сотрудников, назначенных заявителем в качестве проверяющих, которым ГДГА предполагает делегировать ответственность за выдачу квалификационных отметок о типе, квалификационных отметок о праве на полеты по приборам и аттестацию пилотов (см. п. 5.3.2 части I);

            Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

            III-5-10 сертификации и постоянного надзора


             

            image


             

          6. квалификация преподавательского состава и экзаменаторов в учебных организациях, которым заявитель намерен передать подготовку своих сотрудников на контрактной основе.


             

        3. При оценке объема, качества и эффективности программы подготовки инспектору ВГА необходимо проследить за процессом фактического обучения или подготовки с целью убедиться в том, что:


           

          1. заявитель придерживается установленного учебного плана;


             

          2. инструкторы по наземной и летной подготовке и пилоты-инспекторы заявителя обладают необходимой квалификацией;


             

          3. преподаватели способны выявлять слабых или показывающих неудовлетворительные результаты слушателей и принимать в отношении них соответствующие меры.


             

        4. В ходе инспекции программы подготовки необходимо также ознакомиться с планами заявителя в отношении поддержания и повышения квалификации пилотов, чтобы удостовериться в том, что:


           

          1. подготовка и соответствующие проверки квалификации проводятся добросовестно надлежащим образом подготовленным и уполномоченным на это персоналом;


             

          2. в ходе летной подготовки не предписывается выполнение каких-либо маневров, которые могли бы привести к авиационному происшествию, учитывая характеристики используемых воздушных судов, опыт и квалификацию обучаемых пилотов, а также инструктора или пилота- инспектора;


             

          3. начальная подготовка, переподготовка и аттестация проводятся систематически и в соответствии с учебным планом, в котором не делается чрезмерного акцента на индивидуальные навыки или личные предпочтения обучающего пилота или пилота-инспектора;


             

          4. при перевозке пассажиров или груза не допускается имитации нештатных или аварийных ситуаций.


             

            Примечание. Государству эксплуатанта следует рекомендовать, чтобы в тех случаях, когда требуется выполнять опасные фигуры пилотажа, соответствующие навыки отрабатывались на утвержденных пилотажных тренажерах, а не в реальном полете.


             

        5. Как правило, инспектору ВГА удобнее утверждать программу подготовки персонала заявителя по таким отдельным самостоятельным разделам, как начальная подготовка, переподготовка, переучивание при переходе с одного типа воздушного судна на другой и повышение квалификации, которые затем можно разбить на подразделы, например, наземная подготовка, тренажерная подготовка, летная подготовка и т. д. Если какой- либо раздел или подраздел программы подготовки не отвечают установленным требованиям, их следует возвратить заявителю с подробным разъяснением недостатков и требуемых мер по устранению. После того, как все требования к программе подготовки будут полностью удовлетворены, заявителя следует официально информировать о том, что программа подготовки утверждена. При этом заявитель должен понимать, что любые последующие изменения программы подготовки должны утверждаться ВГА.

Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции III-5-11


 

image


 

5.3.8 Ведение документации


 

        1. Общие положения. При проверке документации эксплуатанта необходимо учитывать следующие аспекты:


           

          1. В соответствии с положениями части I и раздела II части III Приложения 6 нормативные документы государства требуют от эксплуатанта ведения в течение установленного периода определенной документации в отношении выполняемых полетов. Основная цель инспекции полетной документации заключается в том, чтобы убедиться, что эксплуатанты выполняют установленные процедуры и государственные нормативные требования. Ознакомление с процедурами ведения документации должно проводиться в рамках процесса сертификационной инспекции для выяснения того, как будет вестись документация и будет ли такой порядок соответствовать установленным требованиям.


             

          2. Необходимо рассмотреть предложения по ведению документации по крайней мере в отношении:


             

            1. членов летного экипажа;


               

            2. членов кабинного экипажа;


               

            3. сотрудников по обеспечению полетов/полетных диспетчеров;


               

            4. учета периодов служебного времени, служебного полетного времени, времени отдыха членов летного и кабинного экипажа, а для членов летного экипажа – полетного времени;


               

            5. рабочих планов полета;


               

            6. руководства полетами;


               

            7. финансовых аспектов.


               

          3. Следует ознакомиться с порядком ведения документации для определения:


             

            1. точности и тщательности ее подготовки;


               

            2. классификации и эффективности системы делопроизводства;


               

            3. полноты охвата материала;


               

            4. выдерживания установленных сроков регистрации данных;


               

            5. методов контролирования доступа к документам и их защиты на случай стихийных бедствий.


               

        2. Личные дела членов летного экипажа. Прежде чем будут начаты фактические перевозки, необходимо провести инспекцию для ознакомления с документами на членов летного экипажа с целью выяснения действительности квалификационных отметок. Личные дела членов летного экипажа должны содержать следующие сведения:

          Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

              1. сертификации и постоянного надзора


                 

                image


                 

                1. имя и фамилия;


                   

                2. выполняемая в настоящее время работа;


                   

                3. свидетельство члена летного экипажа – выдавшее свидетельство государство и, в соответствующих случаях, придание силы или переход на новый тип, тип свидетельства, номер и квалификационные отметки, включая отметку о праве на полеты по приборам, и удостоверяющая запись о знании языка;


                   

                4. медицинское обследование и дата;


                   

                5. запись о последней квалификационной проверке;


                   

                6. запись о последней проверке для подтверждения отметки о праве на полеты по приборам;


                   

                7. учет полетного времени, включая полетное время на воздушном судне, для работы на котором в настоящее время аттестован;


                   

                8. уровни квалификации применительно к маршрутам и аэродромам (в качестве командира воздушного судна и второго пилота, если требуется эксплуатантом);


                   

                9. прохождение подготовки, тип подготовки, общее время, даты и подтверждение успешного прохождения;


                   

                10. удостоверение члена летного экипажа, включая номер и срок действия, если такие удостоверения выдаются.


           

          Примечание. Положения об удостоверениях членов экипажа содержатся в пп. 3.67, 3.68, 3.69 и добавлении 7 Приложения 9 "Упрощение формальностей".


           

        3. Личные дела членов кабинного экипажа. Эти документы должны содержать следующие сведения:


           

          1. имя и фамилия;


             

          2. выполняемая в настоящее время работа;


             

          3. если правила государства требуют наличия свидетельства, номер и срок действия свидетельства.


             

            Примечание. В Приложениях ИКАО нет требования о свидетельстве члена кабинного экипажа;


             

          4. удостоверение члена экипажа, включая номер и срок действия, если такие удостоверения выдаются.


             

            Примечание. Положения об удостоверениях членов экипажа содержатся в пп. 3.67, 3.68, 3.69 и добавлении 7 Приложения 9 "Упрощение формальностей";


             

          5. начальная подготовка, включая подготовку по опасным грузам, общий курс и отработку действий в аварийной обстановке на борту воздушного судна;

            Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

            Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции III-5-13


             

            image


             

          6. периодическая подготовка, включая подготовку по опасным грузам, аварийным процедурам и процедурам эвакуации для конкретных воздушных судов.


             

        4. Личные дела сотрудников по обеспечению полетов/полетных диспетчеров. Проверку следует провести до начала перевозок на предмет установления соответствий применимым требованиям по выдаче свидетельств и квалификации. Личные дела сотрудников по обеспечению полетов/полетных диспетчеров должны содержать следующие сведения:


           

          1. имя и фамилия;


             

          2. свидетельство и срок действия (если требования государства предусматривают наличие свидетельства);


             

          3. уровень квалификации применительно к типу воздушного судна;


             

          4. уровень квалификации применительно к маршрутам или районам;


             

          5. подтверждение уровня квалификации;


             

          6. учет служебного времени (если правила государства требуют этого).


             

        5. Документы учета периодов служебного времени, служебного полетного времени, времени отдыха членов летного и кабинного экипажа и, для членов летного экипажа, полетного времени. Предложения о регистрации таких данных должны позволить эксплуатанту и ВГА проверять соответствие требованиям руководства по производству полетов и государственных нормативных документов по вопросам нормирования полетного времени, служебного времени, служебного полетного времени и времени отдыха. Кроме того, такие предложения должны предусматривать фиксирование случаев использования командиром воздушного судна своих дискреционных полномочий для продления периодов служебного времени или сокращения периодов отдыха.


           

        6. Рабочие планы полета. Эта часть инспекции должна предусматривать проверку процедур хранения документации по каждому полету с целью удостовериться в том, что:


           

          1. рабочий план полета заполнен и хранится;


             

          2. рабочий план полета содержит всю информацию, требуемую руководством по производству полетов;


             

          3. формы подготовки к полету заполнены и хранятся;


             

          4. документы о расчете бортового запаса топлива сохраняются.


             

        7. Документация руководства полетами. Предложения по документации системы руководства полетами следует проверить с целью убедиться в том, что:


           

          1. ведется журнал руководства полетами и все дежурства должным образом документированы;


             

          2. все полеты планируются и выполняются при активном участии дежурного сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера в соответствии с правилами, изложенными в руководстве по производству полетов, если утвержденный метод руководства и контроля за выполнением полетов предусматривает участие сотрудников по обеспечению полетов/ полетных диспетчеров.

            Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

            III-5-14 сертификации и постоянного надзора


             

            image


             

        8. Финансовая документация. Процедуры ведения и рассмотрения финансовых документов выходят за рамки настоящего руководства, но должны предусматриваться соответствующими инструкциями ГДГА.


 

5.3.9 Процедуры расчета топлива


 

        1. Цель этой проверки – удостовериться в том, что отправляемые воздушные суда заявителя имеют достаточный запас топлива, рассчитанный в соответствии с установленными правилами и политикой, изложенными в руководстве по производству полетов. Для этого следует ознакомиться с принципами расчета топлива и выборочными рабочими планами полета для рейсов, выполняемых с различных аэродромов на маршрутах и участках маршрутов, характеризуемых широким диапазоном потребностей в топливе, включая участки, на которых запас топлива, ограничиваемый емкостью топливных баков воздушных судов, является критическим, при этом следует оценить достаточность запаса топлива на борту с учетом ожидаемых характеристик воздушного судна, внося необходимые поправки на ветер и эшелоны полета на маршруте.


           

        2. Принципы расчета топлива должны учитывать дополнительный запас топлива, необходимый для полета до приемлемого аэродрома из наиболее критической точки на маршруте в случае отказа одного двигателя или разгерметизации, в зависимости от того, какая из величин выше.


 

5.3.10 Процедуры расчета массы и центровки


 

        1. Эта часть инспекции должна позволить убедиться в том, что заявитель обеспечивает безопасную и правильную загрузку воздушных судов в соответствии с:


           

          1. требованиям к расчету массы и центровки воздушного судна в руководстве по производству полетов;


             

          2. ограничениями по массе, обусловленными требованиями к характеристикам воздушных судов;


             

          3. ограничениями по массе и центровке, установленными в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна и руководстве по производству полетов;


             

          4. ограничениями по нагрузке на палубу и перегородки, установленными в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна и руководстве по производству полетов;


             

          5. ограничениями в отношении перевозки опасных грузов, установленными в действующем издании "Технических инструкций ИКАО по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху" (Doc 9284).


             

        2. Помимо вышеизложенного, еще одним важным элементом является ознакомление с используемым заявителем методом контроля за полной массой воздушного судна. Инспектору ВГА следует ознакомиться с системой и методами проверки и контроля за массой воздушного судна, чтобы убедиться, что при этом в полной мере учитываются колебания массы, связанные с модификациями и по иным причинам, и что загрузочная ведомость содержит верные данные о массе.


 

5.3.11 Демонстрация аварийной эвакуации


 

        1. Эксплуатант должен определить для каждого члена экипажа необходимые функции, которые должны выполняться в аварийной обстановке или в ситуации, требующей аварийной эвакуации. Положения

          Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

          Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции III-5-15


           

          image


           

          части I и раздела II части III Приложения 6 устанавливают, что подготовка, включающая инструктаж по использованию всего аварийно-спасательного оборудования и практическую отработку методов аварийной эвакуации людей с борта воздушного судна, должна проводиться ежегодно. Считается, что наиболее эффективной формой подготовки экипажа является одновременная подготовка членов летного и кабинного экипажа. Поэтому нормативные положения государства должны требовать от заявителя введения утверждаемых ГДГА процедур, распределения обязанностей, требований к квалификации членов экипажа и используемому оборудованию, обеспечивающих аварийную эвакуацию в течение 90 секунд или менее максимального числа людей, включая членов экипажа, разрешенного для перевозки каждого типа воздушных судов, используемых в коммерческих авиаперевозках.


           

        2. Если отсутствуют надежные аналитические методы или данные предыдущих демонстраций изготовителем воздушного судна или другими эксплуатантами тех же типов и моделей воздушных судов, позволяющие инспектору ВГА убедиться в способности заявителя обеспечивать аварийную эвакуацию, то при проведении сертификационной инспекции следует требовать демонстрации адекватности процедур аварийной эвакуации с борта воздушного судна, подготовки членов экипажа к аварийной эвакуации, а также аварийно- спасательного оборудования. Во время демонстрации эвакуации необходимо обращать внимание на следующие конкретные моменты:


           

          1. точное выполнение членами экипажа порученных им обязанностей и функций как на борту воздушного судна, так и на земле;


             

          2. местонахождение каждого члена экипажа во время эвакуации;


             

          3. эффективность действий командира воздушного судна при осуществлении своих командных полномочий;


             

          4. порядок преемственности командования в случае потерь личного состава;


             

          5. эффективность действий членов экипажа при выполнении возложенных на них функций по эвакуации;


             

          6. замеченные ошибки, недостатки или задержки.


             

        3. При составлении отчета о проведенной демонстрации инспекторам необходимо зафиксировать следующие данные с момента начала каждой стадии эвакуации:


           

          1. время, необходимое для открытия каждой разрешенной для использования входной двери;


             

          2. время, необходимое для того, чтобы развернуть и наполнить воздухом аварийные спасательные трапы (желоба);


             

          3. время, необходимое для того, чтобы трап (желоб) мог принять первых эвакуируемых;


             

          4. время, необходимое для того, чтобы первые эвакуируемые могли покинуть воздушное судно через выходы, расположенные над крылом;


             

          5. общее количество людей, эвакуируемых через каждый выход.


             

        4. Если заявитель не может удовлетворительным образом продемонстрировать аварийную эвакуацию пассажиров для конкретных типов, моделей и конфигураций воздушного судна в пределах отведенного государственными нормами времени, то от него следует потребовать принятия мер по устранению недостатков, которые могут предусматривать следующее:

Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

      1. сертификации и постоянного надзора


         

        image


         

        1. пересмотр процедур эвакуации;


           

        2. улучшение подготовки членов экипажа;


           

        3. модификация и замена используемого оборудовании;


           

        4. изменение компоновки пассажирского салона;


           

        5. сокращение общего числа пассажирских мест.


 

5.3.12 Демонстрация вынужденной посадки на воду


 

        1. Если отсутствуют надежные аналитические методы или данные предыдущих демонстраций изготовителем воздушного судна или другими эксплуатантами воздушных судов тех же типов и моделей, позволяющие инспектору ВГА убедиться в адекватности процедур, оборудования и подготовки заявителя в отношении осуществления вынужденной посадки на воду, то группе ВГА по сертификации при проведении сертификационной инспекции следует требовать демонстрации возможности вынужденной посадки на воду для всех типов, моделей и конфигураций воздушных судов, которые будут использоваться для полетов большой протяженности над водным пространством. Инспекторам ВГА следует в первую очередь удостовериться в том, что данное воздушное судно прошло сертификацию летной годности с учетом возможности вынужденной посадки на воду. Если воздушное судно не сертифицировано для вынужденной посадки на воду, разрешение на полеты большой протяженности над водным пространством не должно выдаваться.


           

        2. При имитации демонстрации вынужденной посадки на воду необходимо учитывать и оценивать следующие моменты:


           

          1. Достаточна ли подготовка пассажиров и воздушного судна к предполагаемой вынужденной посадке на воду?


             

          2. Имеются ли на борту воздушного судна в достаточном количестве аварийно-спасательное оборудование, спасательные плоты, надувные трапы (желоба), спасательные жилеты, медицинские аптечки, комплекты неотложной медицинской помощи и аварийные приводные передатчики (ELT)?


             

          3. Размещено ли аварийно-спасательное оборудование надлежащим образом и может ли оно быть легко снято или сброшено с воздушного судна в отведенное для этого время?


             

          4. Имеются ли и используются ли средства, препятствующие сносу аварийно-спасательного оборудования в сторону от оставшихся в живых?


             

          5. Наполняются ли трапы, спасательные жилеты и спасательные плоты воздухом полностью в приемлемые периоды времени, обеспечивается ли правильное развертывание надувных трапов и работает ли надлежащим образом другое аварийно-спасательное оборудование?


             

          6. Выбраны ли подлежащие использованию аварийные выходы и можно ли такие выходы легко открыть?


             

          7. Разработаны ли и правильно ли используются членами экипажа соответствующие аварийные процедуры и контрольные перечни?

            Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

            Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции III-5-17


             

            image


             

          8. Подготовлены ли члены экипажа надлежащим образом?


             

          9. Знают ли члены экипажа свои обязанности и функции и своевременно ли их выполняют?


             

          10. Могут ли члены экипажа, используя имеющееся аварийно-спасательное оборудование и соблюдая установленные в руководстве по производству полетов процедуры, способствовать быстрой эвакуации людей в таких критических условиях, которые ожидаются в течение короткого периода времени, когда воздушное судно будет оставаться на плаву?


             

          11. Принимаются ли членами экипажа надлежащие меры предосторожности, позволяющие избежать возможных травм эвакуируемым пассажирам или себе?


             

        3. При оценке эффективности демонстрации вынужденной посадки на воду инспекторам ВГА необходимо фиксировать следующие моменты:


           

          1. время от начала имитации демонстрации вынужденной посадки на воду до момента открытия каждой двери выходов или аварийных выходов, подлежащих использованию;


             

          2. время, требующееся для спуска каждого спасательного плота;


             

          3. время, требующееся для наполнения воздухом каждого спасательного плота;


             

          4. время, требующееся для принятия всех пассажиров и членов экипажа спасательными плотами.


             

        4. Заявитель должен устранить любые недостатки, обнаруженные при демонстрации вынужденной посадки на воду в отношении процедур эвакуации или такого аварийно-спасательного оборудования, как надувные трапы, аварийные выходы, спасательные плоты и т. д. Для признания приемлемости аварийных процедур группой ВГА по сертификации могут потребоваться дополнительные оценки или демонстрации.


 

5.3.13 Недостатки, выявленные при наземной инспекции


 

Неудовлетворительные состояния, отмеченные группой ВГА по сертификации в ходе наземной инспекции, следует довести до сведения заявителя для предпринятия корректирующих действий. Заявителю необходимо дать возможность устранить любые недостатки, влияющие на безопасность полетов, прежде чем приступать к инспекции летной эксплуатации. Все расхождения и аспекты несоблюдения необходимо исправить или разрешить, причем группа ВГА по сертификации и ГДГА должны удостовериться в том, что такие корректирующие действия документально оформлены приемлемым для них образом, прежде чем будут начаты коммерческие перевозки.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..