ИНСПЕКЦИЯ ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора (5 издание) - 2010 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  ..


 

5.4 ИНСПЕКЦИЯ ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ


 

5.4.1 Общие положения


 

        1. После этапа проверки наземной эксплуатации в рамках программы инспекции, предшествующей сертификации, может потребоваться – особенно в отношении новых эксплуатантов – проведение ряда инспекционных проверок в ходе полета. Такие инспекционные полеты позволяют заявителю продемонстрировать

          Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

          III-5-18 сертификации и постоянного надзора


           

          image


           

          способность производить предлагаемые полеты в соответствии с применимыми правилами. Проверочные полеты, предшествующие сертификации, выполняются без пассажиров, а число наблюдателей на борту воздушного судна следует свести к минимуму. Однако для заявителя обычно желательно иметь на борту воздушного судна сотрудников авиакомпании, которые могут принимать решения и брать обязательство от имени заявителя в отношении мер по устранению недостатков.


           

        2. Все демонстрационные полеты должны выполняться с использованием методики и процедур, предложенных заявителем в пакете документов, прилагаемых к официальному заявлению (см. главу 3 части III).


           

              1. Планирование


                 

                Заявителю и группе ВГА по сертификации следует заблаговременно планировать проведение мероприятий по программе инспекции летной эксплуатации. Все участвующие стороны должны иметь четкое понимание и согласованную точку зрения в отношении того, что необходимо сделать заявителю, чтобы продемонстрировать соблюдение применимых эксплуатационных норм и правил. Общие задачи проверочных полетов в рамках предсертификационной инспекции должны включать установление адекватности:


                 

                1. порядка действий в полете, изложенного в руководстве по производству полетов, и его соблюдения;


                   

                2. средств и оборудования, предоставляемых летному экипажу для безопасного выполнения полета в соответствии с правилами;


                   

                3. поддержки, предоставляемой летному экипажу службой руководства полетами;


                   

                4. общего обеспечения наземного обслуживания воздушных судов и помощи летному экипажу в выполнении им своих обязанностей на всех аэродромах, используемых заявителем на маршрутах;


                   

                5. маршрутных средств и оборудования.


 

      1. Предполетная инспекция


         

        Следует проверить предполетные процедуры летного экипажа и помощь, оказываемую наземными службами на предполетном этапе, на предмет соответствия руководству по производству полетов. Эти процедуры охватывают следующие аспекты:


         

        1. метеорологический инструктаж и инструктаж по маршруту, предоставление NOTAM;


           

        2. представление плана полета ОВД;


           

        3. планирование полета;


           

        4. расчет топлива;


           

        5. меры, принимаемые командиром воздушного судна для того, чтобы убедиться в:

          Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

          Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции III-5-19


           

          image


           

          1. летной годности воздушного судна, включая свидетельство о техническом обслуживании, использование MEL и, если предусмотрено, CDL;


             

          2. наличии полного комплекта инструментов и оборудования, требующихся на борту воздушного судна;


             

          3. наличии подготовленного рабочего плана полета;


             

          4. наличии достаточного бортового запаса топлива и масел;


             

          5. соблюдении требований к массе и центровке воздушного судна;


             

          6. способности обеспечить соблюдение ограничений по массе и летно-техническим характе- ристикам, требований по градиенту набора высоты и запасу высоты над препятствием;


             

          7. правильном расчете критических скоростей (V1, Vr, V2, и т. д.), соответствующих характеристикам ВПП и условиям взлета;


             

          8. надежном закреплении груза и его правильном распределении;


             

          9. наличии информации об опасных грузах;


             

          10. наличии заполненных и подписанных рабочего плана полета и сводно-загрузочной ведомости;


             

          11. наличии требуемых публикаций и руководств, например, руководства по эксплуатации воздушного судна, руководства по летной эксплуатации, справочника по маршрутам, MEL и CDL, если предусмотрены, с внесенными в них последними изменениями;


             

          12. наличии на борту требуемых документов или надлежащих копий документов, например, свидетельства о регистрации, сертификата летной годности, свидетельств членов экипажа, разрешения на работу бортовой радиостанции, журнала полетов или технического обслуживания и аттестата сертификации по шуму (после начала коммерческих перевозок и выдачи СЭ этот список будет включать СЭ и относящиеся к нему эксплуатационные спецификации, а также, в соответствующих случаях, пассажирскую и/или грузовую ведомость);


             

        6. принятие на борт всего экипажа, включая сверхштатный персонал, и его инструктаж относительно размещения и использования аварийно-спасательного оборудования, знаков запрета на курение, использования поясных привязных ремней, расположения и использования аварийных выходов и т. д.;


           

        7. внешний и внутренний осмотр воздушного судна летным экипажем и осмотр пассажирского салона кабинным экипажем;


           

        8. подготовительные процедуры по настройке радио- и навигационного оборудования, включая ввод данных в бортовые системы управления полетом, если имеются;


           

        9. процедуры включения и проверки инерциального оборудования;

          Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

          III-5-20 сертификации и постоянного надзора


           

          image


           

        10. подготовка и порядок действий в кабине экипажа и использование контрольных перечней;


           

        11. координация действий членов экипажа.


         

      2. Инспекция в полете


 

        1. В период перед взлетом инспектору ВГА необходимо наблюдать за следующим:


           

          1. процедуры подготовки к запуску двигателей;


             

          2. процедуры запуска двигателей;


             

          3. надлежащая связь и координация действий с наземным персоналом в отношении:


             

            1. процедур запуска двигателей;


               

            2. уборки стояночных колодок;


               

            3. буксировки, если это необходимо, после запуска двигателей и до руления;


               

          4. руление и использование карт аэродрома;


             

          5. использование контрольных перечней;


             

          6. принятие и регистрация разрешений органа управления воздушным движением (УВД);


             

          7. инструктаж летного экипажа относительно взлета, вылета и начального набора высоты, включая использование навигационных средств;


             

        2. В ходе полета инспектору ВГА необходимо проверить следующие элементы:


           

          1. выполнение правил полета;


             

          2. знание членами летного экипажа:


             

            1. ограничений воздушного судна;


               

            2. порядка действий в штатных и аварийных ситуациях;


               

            3. бортовых систем и оборудования;


               

            4. процедур управления полетом в крейсерском режиме;


               

          3. адекватность порядка действий в кабине экипажа;


             

          4. дисциплинированность, координация действий и внимательность членов экипажа;


             

          5. контролирование высоты и процедуры изменения абсолютной высоты/смены эшелона полета;


             

          6. руководство по производству полетов, включая руководство по эксплуатации воздушного судна, для подтверждения их соответствия потребностям, которые могут возникнуть в полете;

            Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

            Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции III-5-21


             

            image


             

          7. использование процедур обеспечения безопасности кабины экипажа;


             

          8. компетентность членов экипажа, включая знание членами летного экипажа языка, используемого при ведении радиотелефонной связи;


             

          9. прослушивание летным экипажем частот авиакомпании и службы руководства полетом;


             

          10. использование аэронавигационных средств на маршруте и на аэродроме;


             

          11. знание пилотом маршрутов и аэродромов, включая порядок вылета при чрезвычайных обстоятельствах;


             

          12. адекватность предоставляемой метеорологической информации и экологических данных и их использование летным экипажем;


             

          13. использование связи "воздух – земля";


             

          14. использование навигационных процедур и оборудования;


             

          15. использование контрольных перечней для каждого этапа полета;


             

          16. выполнений диспетчерских разрешений и изменений разрешений;


             

          17. соблюдение процедур передачи метеорологической информации и сообщений об опасных условиях полета;


             

          18. использование и наличие на борту полетной документации в электронном формате или в печатном виде. Особое внимание следует обратить на то, как используются во время полета и при выполнении снижения, захода на посадку и ухода на второй круг карты и схемы, содержащиеся в разделе руководства по производству полетов, посвященном описанию маршрутов;


             

          19. достаточность запаса кислорода и его использование для дыхания в полете;


             

          20. использование членами экипажа привязной системы;


             

          21. использование в пассажирском салоне знаков, запрещающих курение и рекомендующих пользоваться привязными ремнями;


             

          22. общее соблюдение правил государства эксплуатанта и других государств, имеющих отношение к данному полету;


             

          23. управление полетом членами летного экипажа, включая аспекты возможностей человека, управления факторами угрозы и ошибок и принятия решений, и подготовленность в отношении ручного и автоматического управления воздушным судном на всех этапах полета;


             

          24. проведение инструктажа летного экипажа относительно прибытия, захода на посадку и посадки;


             

          25. соблюдение эксплуатационных минимумов аэродрома/вертодрома;


             

          26. выполнение процедур захода на посадку и посадки, порядка действий после приземления, процедур руления и выключения двигателей и использование соответствующих контрольных перечней.

            Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,

            III-5-22 сертификации и постоянного надзора


             

            image


             

            Примечание. Все упомянутые выше процедуры должны осуществляться таким образом, чтобы не мешать членам экипажа выполнять свои обязанности и соблюдать бдительность в полете. В некоторых случаях, в частности, в отношении изложенных выше положений пункта b), может потребоваться, чтобы инспектор ВГА закончил проверку после завершения полета.


             

        3. Кабинный экипаж. В ходе инспекции в полете инспектору ВГА следует наблюдать за соблюдением членами кабинного экипажа процедур информирования пассажиров о:


           

          1. размещении ручного багажа;


             

          2. наблюдении за знаками "не курить";


             

          3. правильном и своевременном использовании привязных ремней;


             

          4. необходимости привести спинки кресел в вертикальное положение;


             

          5. приемах надевания кислородных масок и ограничениях при пользовании кислородом;


             

          6. аварийных процедурах, включая расположение и использование аварийных выходов;


             

          7. местонахождении и использовании спасательных жилетов;


             

          8. ограничении пользования туалетами;


             

          9. местонахождении и содержании памяток для пассажиров с информацией о порядке действий в аварийной обстановке.


 

          1. Инспектору ВГА следует обратить внимание на наличие обращенных вперед или назад и оснащенных привязными системами кресел для бортпроводников, которые они должны занимать при взлете и посадке, а также на размещение таких кресел вблизи выходов на уровне пола и других аварийных выходов, как этого требует государство регистрации.


             

          2. Членам кабинного экипажа следует задавать вопросы с целью выяснить, знакомы ли они с местонахождением и использованием различных типов аварийно-спасательного оборудования, например, спасательных плотов, ELT, медицинских аптечек и комплектов неотложной медицинской помощи, а также их конкретных обязанностей во время таких аварийных ситуаций, как вынужденная посадка на воду или аварийная эвакуация. Такие беседы с членами кабинного экипажа позволят инспектору ВГА оценить эффективность их подготовки. Работа членов кабинного экипажа будет оцениваться с точки зрения эффективности выполнения ими своих функций и обязанностей, а также выполнения пассажирами их указаний и установленных правил.


             

            Примечание. Образец контрольного перечня проверки в пассажирском салоне, содержащего список различных элементов в пассажирском салоне, подлежащих проверке инспекторами ВГА, содержится в дополнении к части IV.


             

                1. Послеполетная инспекция


                   

                  Необходимо обратить внимание на следующее:


                   

                  1. использование соответствующих контрольных перечней после выключения двигателей;


                     

                  2. заполнение командиром воздушного судна бортового журнала и регистрации в нем любой неисправности воздушного судна;

                    Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация

                    Глава 5. Этап эксплуатационной демонстрации и инспекции III-5-23


                     

                    image


                     

                  3. наличие и, при необходимости, заполнение соответствующих форм отчетов об инцидентах, опасных сближениях, столкновениях с птицами, ударах молнии, наблюдении облаков вулканического пепла или его засасывании в двигатели и любых других необычных явлениях, оказывающих влияние на выполнение полета;


                     

                  4. если запланирована остановка для отдыха экипажа, адекватность предоставляемых мест отдыха и фактического периода отдыха;


                     

                  5. во время промежуточной остановки осуществление мер по оказанию помощи экипажу в подготовке к следующему этапу полета.


 

      1. Недостатки, обнаруженные при инспекции в ходе полета


 

        1. Неудовлетворительные состояния, выявленные инспектором ВГА на любой стадии инспекции в ходе полета, необходимо довести до сведения заявителя для предпринятия корректирующих действий. До осуществления последующих полетов заявителю следует дать возможность устранить любые недостатки, влияющие на безопасности полетов. Все расхождения с правилами и несоответствия требованиям должны быть исправлены или устранены в соответствии с требованиями группы ВГА по сертификации и ГДГА с надлежащим документальным оформлением этих действий до начала коммерческих перевозок.


           

        2. Ниже приводятся некоторые примеры недостатков, требующих корректирующих действий:


           

          1. недостаточная подготовка члена летного экипажа, например, требуется помощь от руководителей заявителя или инспектора ВГА;


             

          2. член летного экипажа не знаком с воздушным судном, системами, процедурами или характеристиками;


             

          3. член кабинного экипажа не имеет надлежащей подготовки по процедурам аварийной эвакуации или использованию аварийного оборудования или не знаком с местонахождением такого оборудования;


             

          4. многочисленные недостатки и/или неисправности систем воздушного судна;


             

          5. недостаточный контроль за массой и центровкой или распределением нагрузки;


             

          6. неудовлетворительное руководство полетом, например, ненадлежащие процедуры планирования полета и выдачи разрешений на полет;


             

          7. неприемлемые процедуры или практика технического обслуживания;


             

          8. ненадлежащие процедуры обслуживания воздушного судна и наземного обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  ..