ЭТАП ДЕМОНСТРАЦИИ И ИНСПЕКЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В
АВИАЦИИ
6.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Заявитель (эксплуатант) должен продемонстрировать, что
созданная им организация располагает необходимым
квалифицированным персоналом, оборудованием и средствами для
поддержания воздушных судов в состоянии годности к полетам
на протяжении срока их эксплуатации. Этот процесс также
называется управлением сохранением летной годности воздушных
судов.
Также предполагается, что в том случае, если заявитель
запрашивает разрешение на эксплуатацию арендованных
воздушных судов, которые зарегистрированы в другом
государстве, между государством эксплуатанта и государством
регистрации имеются соответствующие договоренности в
отношении ответственности за сохранение летной годности
таких воздушных судов (подробнее о вопросах аренды,
фрахтования воздушных судов и обмена ими рассказывается в
части V).
Дополнительные подробные инструктивные указания по оценке
регулирования технического обслуживания в процессе
сертификации эксплуатанта, а также по аспектам утверждения
МСМ и подготовки связанных с техническим обслуживанием
эксплуатационных спецификаций, относящихся к СЭ, содержатся
в "Руководстве по летной годности" (Doc 9760), которое
следует рассматривать как дополняющее материал настоящего
руководства.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Инспектор ВГА должен убедиться в том, что организация заявителя
по регулированию технического обслуживания имеет четкую
структуру с разделением обязанностей и функций всех сотрудников,
занимающих ключевые посты, включая руководителей по технической
эксплуатации и обслуживанию. Необходимо перечислить фамилии все
сотрудников, занимающих эти должности. Подробные сведения об
организационной структуре должны быть включены в МСМ, и если
необходимо, также опубликованы отдельно.
MCM
В соответствии с положениями части I и раздела II части III
Приложения 6 нормативные документы государства должны
требовать от заявителя разработки подробного МСМ для
использования его для сведения и руководства персоналом по
техническому обслуживанию. Такое руководство должно быть
приемлемым для государства эксплуатанта и государства
регистрации, если это не одно и то же государство, хотя
формального утверждения этими государствами не требуется.
Эксплуатант должен принимать меры к тому, чтобы МСМ по мере
необходимости пересматривалось для поддержания актуальности
содержащейся в нем информации. Экземпляры всех
пересмотренных текстов руководства в оперативном порядке
рассылаются всем организациям или лицам, которым данное
руководство было выдано. Соответственно, одной из первых
мер, принимаемых в процессе инспекции технического
обслуживания, является проведение инспектором ВГА
тщательного анализа
III-6-1
Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,
III-6-2 сертификации и постоянного надзора
МСМ, устранение любых расхождений и предварительное его
принятие. В ходе инспекции регулирования технического
обслуживания инспектор ВГА при содействии квалифицированных
инспекторов ВГА по летной годности должен провести проверку
практического соблюдения основных положений МСМ.
Примечание. Инструктивный материал относительно утверждения
и принятия содержится в дополнении F к части I и дополнении
F к части III Приложения 6.
Степень детализации информации и количество томов MCM будут
варьироваться в зависимости от типа, сложности операций и
количества используемых воздушных судов. Тем не менее,
инспекторам ВГА следует использовать приведенные ниже
положения в качестве контрольного перечня для установления
того, что МСМ соответствует установленным требованиям и
содержит четкие указания, процедуры и информацию по
следующим элементам:
обязанности, ответственность и полномочия
эксплуатационного персонала и персонала технического
обслуживания в области технического обслуживания,
осмотра и общего обслуживания;
подробная информация об используемой системе
технического обслуживания, включая порядок проведения
текущих и внеплановых технических осмотров, изменений,
ремонта и общего обслуживания;
сертификация летной годности и стандартные процедуры
инспекции для воздушных судов, частей и агрегатов;
подробное изложение программы контроля надежности;
правила подготовки свидетельства о техническом
обслуживании, условия, при которых выдается такое
свидетельство, и лица, имеющие право подписывать его;
методы, способы и практика выполнения профилактического
технического обслуживания и осуществления изменений;
правила, гарантирующие проведение требуемого
технического обслуживания или осмотра должным образом
подготовленным и квалифицированным персоналом, имеющим
соответствующие свидетельства/удостоверения;
порядок оценки причин и любых потенциально опасных
последствий, выявленных дефектов или сочетаний дефектов
и анализа происшествий с целью назначить и провести
любое необходимое дополнительное расследование и анализ.
Нормативные документы государства могут требовать
обязательного представления в ВГА отчетов о
происшествиях;
правила, запрещающие персоналу, выполняющую работу по
техническому обслуживанию воздушных судов, также
проводить требуемую проверку такой работы;
правила, не допускающие, чтобы перерывы в работе
отрицательно отражались на операциях по техническому
обслуживанию и требуемых проверках;
методы, используемые для обозначения критических
элементов, требующих проверки;
обязанности, полномочия и фамилии сотрудников,
надлежащим образом назначенных для проведения проверок;
Часть III. Заявление на выдачу СЭ, оценка и сертификация
Глава 6. Этап демонстрации и инспекции регулирования
технического обслуживания III-6-3
правила, обеспечивающие допуск воздушных судов к
эксплуатации только после завершения осмотра, результаты
которого признаны удовлетворительными;
порядок заправки и дозаправки воздушных судов и слива
топлива;
правила пожарной безопасности во время заправки,
дозаправки и слива топлива;
меры по предотвращению или устранению загрязнения
авиационного топлива;
методы общего и технического обслуживания, установленные
или подлежащие заблаговременному утверждению
руководителем подразделения по техническому
обслуживанию;
правила, гарантирующие предоставление организации,
ответственной за конструкцию типа – как правило,
изготовителю, – соответствующих отчетов о происшествиях
с воздушными судами данного типа, с тем чтобы эта
организация могла подготовить соответствующие изменения
к инструкциям по сохранению летной годности;
порядок оценки и включения инструкций по сохранению
летной годности и техническому обслуживанию или
информации о проверках, выпускаемых:
организацией, ответственной за конструкцию типа; или
государством разработчика; или
государством регистрации.
В руководство по каждому типу и каждой модели используемых
воздушных судов необходимо включать, как минимум, следующую
информацию:
график периодичности каждой проверки, капитального
ремонта или осмотра планеров воздушных судов,
двигателей, воздушных винтов (где это применимо),
оборудования, приборов и агрегатов;
правила и стандарты технического обслуживания, осмотра и
общего обслуживания;
утвержденный эксплуатационный срок службы (ресурс), где
это применимо, для различных агрегатов, частей,
вспомогательных узлов и т. д.;
перечень разрешенных допустимых исключений из
эксплуатационной надежности (CDL, если имеется, и MEL);
договоренности, в соответствии с которыми для выполнения
технического обслуживания и/или осмотра воздушных судов
может быть утвержден другой персонал или организации, не
входящие в состав авиакомпании заявителя;
предельные сроки для каждого обязательного осмотра;
порядок поддержания массы и центровки воздушного судна в
установленных пределах;
правила и стандарты принятия или отклонения пунктов в
перечне объектов, подлежащих проверке;
Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции,
сертификации и постоянного надзора
правила профилактического и общего
обслуживания;
предельные сроки замены приборов, агрегатов,
устройств и т. д.;
правила, гарантирующие полную исправность
определенных систем и навигационного оборудования
для соответствующих специальных разрешений в
эксплуатационных спецификациях;
процедуры закупки и получения запасных частей;
процедуры, обеспечивающие соблюдение соответствующих
требований к техническому обслуживанию, регистрации
и осмотру;
подробные данные о выполнении различных
инспекционных испытаний, проверок и т. д.
Инспектору ВГА следует проверить MCM и убедиться в том, что
оно является полным, не устаревшим и рассылается тем, кому
оно требуется. Инспектор ВГА должен также удостовериться в
эффективности и своевременности внесения поправок, а также в
том, что все инструкции по сохранению летной годности,
принятые организацией, ответственной за конструкцию типа, и
соответствующими государствами, оперативно рассматриваются и
рассылаются тем, кому такая информация требуется.