Пожарные суда

  Главная      Учебники - Пожарное дело     Справочник руководителя тушения пожара (В.П. Иванников, П.П. Клюс)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Пожарные суда

 

 

 (табл. 3.11 и 3.12) предназначены для тушения пожаров на плавсредствах и береговых объектах. Они служат для доставки боевого расчета, пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств к месту пожара. Подразделения, вооруженные пожарными судами, обеспечивают подачу стационарных и переносных лафетных стволов, а также ручных с высадкой десанта на береговые объекты на плавсредства. Данные подразделения осуществляют боевые действия по тушению пожаров воздушно-механической пеной любой кратности.

 

ТАБЛИЦА 3.12. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ СУДОВ

 

 

Показатели

Пожарный речной катер

(судно)

Пожарный морской катер

(судно)

 

проект

проект

 

376

340П

 

1471

352

364

1893Н

Габаритные разме­ры, м:

Длина

21,0

26,9

13,3

28.5

34,9

68,6

Ширина

4,0

5,0

3,3

5,8

6,2

10,2

Осадка, м

1,0

1,8

0,6

1,7

1,9

3,1

Водоизмещение, т

36

25,7

18,3

117,3

184,2

918

Скорость хода, км/ч

17,7

60,0

41,0

23,2

28,0

31,8

Пожарные насосы:

число, шт.

1

1

2

2

2

4

подача воды, м3

напор, м

0,28

98,1

0,3

88,2

0,1

88,2

0,3

93,1

0,2

91,2

0,28

100

Запас пенообразователя, л ­

600

1000

2000

2300

1000

15000

Число стационар­ных лафетных стволов, шт.

2

2

2

4

4

7+1 гидропушка

Численность личного состава, чел

6

5 - 6

4 - 5

12

26

37

Наличие бортового орошения

Есть

 

Пожарные суда можно использовать как плавучие насосные станции для подачи воды при тушении пожаров на береговых объектах.

 

 

 

 

 

Пожарные поезда

 

 

 

 предназначены для тушения пожаров на объ­ектах железнодорожного транспорта и на других, имеющих железнодорожные подъезды. Они служат для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения, запаса воды и пенообразователя. Подразделения, вооруженные пожарными поездами, осуществляют боевые действия по тушению пожаров водой и воздушно-механической пеной любой кратности, а также оказывают помощь при авариях, наводнениях и других стихийных бедствиях. Такие подразделения работают самостоятельно и во взаимодействии с подразделениями пожарной охраны гарнизона.

Рис. 3.9. Схемы боевого развертывания подразделений на пожарных поездах

(подъем местности в схемах не учитывался)

Пожарные поезда состоят из вагона водонасосной станции и одной-двух цистерн-водохранилищ. В вагоне - водонасосной стан­ции расположены машинное отделение, где стационарно установлены две мотопомпы МП-1600, переносная мотопомпа МП-800 и электростанция, размещены котельное отделение, помещения для боевого расчета поезда, оборудованы места для хранения пожарно-технического вооружения и запаса пенообразователя. Цистерна-водохранилище объемом 50 м3 имеет приспособления для налива воды и забора ее стационарными мотопомпами. Она имеет утепление и систему подогрева воды.

Основные схемы боевого использования пожарных поездов приведены на рис. 3.9, а тактико-техническая характеристика поездов и тактические возможности подразделений – ниже.


 

 

Мотопомпа, шт.:

Стационарная (МП-1600 или МП-1400)

2

Переносная (МП-800)

1

Электростанция  мощностью 4-6 кВт, шт.

1

Отопительный котел для отопления вагона и цистерны-водохранилища, шт

1

Рукава всасывающие, шт.; длиной 4 м, диаметром, мм:

100

3

76

2

Рукава напорные, шт.:

 

Прорезиненные диаметром 51 мм

5

Льняные диаметром 51 мм

20

Прорезиненные диаметром 66 мм

15

Льняные диаметром 66 мм

35

Стволы, шт.:

Лафетный переносной

1

СА

2

РС-А

2

РС-Б

2

КР-Б

2

СВП-4

2

Пеногенераторы ГПС600

2

Гидроэлеватор Г-600

2

Пенообразователь, л

1000

Запас воды, м3

50 (50´2)

Лестница трехколенная выдвижная

1

Время работы от цистерны-водохранилища при подаче воды, мин

Двух стволов Б или одного А

112

Двух стволов Б или одного А

56

одного лафетного ствола ПЛС-П20 с диаметром насадка 28 мм

44

Время работы воздушно-пенных стволов и генераторов от заправочных емкостей, мин:­

одного СВП-4

46

двух СВП-4

23

одного ГПС-600

46

двух ГПС-600

23

Возможные площади тушения пеной низкой и средней крат­ности, м2:

двух СВП-4 [Is =0,1-0,15 л/(с´м2)]

120-80

двух ГПС-600 (Is =0,05-0,08 л/(с´м2)]

240-150

Количество пены средней кратности, которое можно получить при израсходовании собственного пенообразователя, м3

1670

Возможный объем тушения пеной средней кратности при израс­ходовании запаса ПО-1 и Ко=3, м3

556

Примечания: 1. При расчетах приняты стволы Б с диаметром насадка 13 мм, стволы А с диаметром насадка 19 мм.

2. Напоры у стволов Б и А приняты 40 м, а СВП-4 и ГПС-600 — 60 м.

3. Для получения пены низкой и средней кратности применяют 6 %-ный раствор пенообразователя в воде.

 

 

 

 

Пожарные мотопомпы

 

 (табл. 3.13 и 3.14) предназначены для подачи воды или воздушно-механической пены (при наличии пере­носных пеносмесителей и запаса пенообразователя) при тушении пожаров. Переносные мотопомпы широко используют при тушении лесных и торфяных пожаров, их можно применять на пункте за­правки автоцистерн водой при подвозе ее с удаленных водоисточни­ков, в условиях, когда к водоисточникам отсутствуют подъезды, при перекачке воды и т. д. Схемы боевого использования пожарных мо­топомп приведены на рис. 3.10.

 

 

 

 

 

Автомобили газоводяного тушения

 

 (табл. 3.15-3.16) предназна­чены для тушения пожаров всех видов фонтанов: газовых, нефтяных, газонефтяных, распыленных, компактных, одиночных и групповых. В качестве огнетушащего средства используют газовые струи АГВТ-100 и АГВТ-150, которые представляют собой смесь отрабо­танных газов турбореактивного двигателя и распыленной воды. Бла­годаря высокой теплоемкости, газоводяные струи можно также применять для охлаждения оборудования, металлоконструкций у устья скважины. Схемы боевого использования автомобилей газоводяного тушения приведены на рис. 3.11. Предельная длина рукав­ных линий при боевом развертывании от АГВТ приведена в табл. 3.17 и на рис. 3.11.

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА 3.13. ОСНОВНАЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОПОМП

 

 

Показатели

 

МП-600

 

МП-800Б

 

МП-13 (модель 162)

МП-1400

 

МП-1600

 

 

Тип двигателя

 

Двухтактный карбюраторный

Двухтактный бензиновый

ЗМЗ-451

 

ЗМЗ-24-01

 

 

Максимальная мощность, кВт (л. с.) Емкость топливного бака, л

10 (13)

12

17 (23,5)

17,5

18 (24)

20

51 (70)

45

63 (85)

45

 

Топливо

 

20 ч. А-66 или

А-72 и 1 ч. масла АК-10 по объему

20 ч. бензина

А-72 и 1 ч. масла АК-10 по объему

25 ч. бензина

А-72 или А-76 и 1 ч. масла АК-10  по объему

Бензин

 

 

 

 

А-72

А-76

 

 

Расход топлива, л/ч

6,8

9

9

18

21

 

Тип насоса

 

Центробежный консольный

 

Консольный центробежный

 

Центробежный одно-ступенчатый

Консольный центробежный

 

Центробежный консольный

 

 

Подача насоса (при геометрической высоте всасывания 3,5 м, а для МП-600-1,5 м),­ л/мин.

600

800

800

1400

1600

 

Напор манометрический, м

Наибольшая геометрическая высота всасывания, м

60

 

5

60

 

5

60

 

6

90

 

7

90

 

7

 

Время забора воды с максимальной высо­ты всасывания, с

50

40

40

45

60

 

Число напорных патрубков, шт.

1

1

1

2

2

 

Габаритные размеры, мм:

 длина

 

820

 

950

 

940

 

3720

 

2800

 

ширина

665

520

520

1700

1740

 

Высота

675

725

720

1410

1430

 

Масса сухой мотопомпы без комплектующего пожарного оборудования, кг ­

56

90

105

670

660

 

Число, шт.

 

 

 

 

напорных рукавов диаметром 66 мм

2

2

3

4

4

 

напорных рукавов диаметром 51мм

3

3

2

2

2

 

стволов А

стволов Б

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

 

Разветвления, шт.

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА 3.14. ПРЕДЕЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ ПРИ ПОДАЧЕ ВОДЫ НАСОСАМИ ПОЖАРНЫХ

 

Диаметр выходного отверстия на­садка, мм

 

Длина магистральной линии из прорезиненных рукавов диаметром 66 мм при высоте подъема ствола, м

Длина магистральной линии из непрорезиненных рукавов диаметром 66 мм при высоте подъема ствола, м

 

0

10

20

30

0

10

20

30

Мотопомпы МП-600, МП-800 и МП-13 (модель 162)

13

900

900

900

500

900

620

360

200

16

760

700

400

240

380

280

200

120

19

520

400

240

140

240

180

100

60

22

340

280

140

60

80

40

-

-

25

(220)

(120)

(20)

-

(40)

-

-

-

Мотопомпы МП-1200, МП-1400 и МП-1600

13

900

900

900

900

900

900

900

760

16

900

900

760

700

640

520

420

320

19

700

600

540

440

380

320

260

200

22

520

440

380

320

260

200

160

120

25

320

280

220

180

120

100

80

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания: 1. Рабочие линии во всех случаях из непрорезиненных ру­кавов диаметром 51 мм, длиной до 60 м, компактная часть струи 16-17 м.

2. В скобках указана длина рукавных линий при установке мотопомпы с высотой всасывания для насоса не более 3,5 м.

 

ТАБЛИЦА 3.15. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Показатели

АГВТ-100

АГВТ-150

Марка шасси

ЗИЛ-131

УРАЛ-375Н

Число мест для боевого расчета

3

3

Габаритные размеры, мм

 Длина

 

7840

 

8150

Ширина

Высота

2580

3280

2720

2910

Масса автомобиля, кг

11050

14430

Наименьший радиус поворота, м

10,2

10,2

Максимальная скорость, км/ч

Марка турбореактивного двигателя (ТРД)

80

ВК-1

75

Р11В-300

Частота вращения вала, об/мин: максимальная

                                                                оптимальная

11 560

10800

10800(94%)

10200(90%)

Марка топлива

Т-1; ТС-1

Емкость бака для топлива ТРД, л

1700

2460

Расход топлива на оптимальном ре­жиме, кг/с

0,7

1,1

Угловая скорость перемещения газовой струи, град/с:

по вертикали ­

по горизонтали

 

1,43

2,87

 

1,72-2,87

2,87-6,9

Максимальный угол перемещения га­зовой струи в вертикальной плоскости, град.:

 

Вверх

65

58

Вниз

15

13

Время перемещения газовой струи, с:

 

вверх

48

19-32

вниз

41

 

Угол поворота газовой струи в горизонтальной плоскости от оси автомобиля, град

45

45

Время поворота газовой струи о одну сторону на 45°, с

18

13-55

Время работы ТРД на максимальном угле подъема, мин

Не ограничивается

Не более 10

Расход воды, л/с:

 

на тушение

60

90

на орошение

10-12

10-12

Напор воды на входе в АГВТ, м

40

35

 

ТАБЛИЦА 3.16. ПРЕДЕЛЬНАЯ ДЛИНА РУКАВНЫХ ЛИНИЯ ПРИ БОЕВОМ РАЗВЕРТЫВАНИИ АВТОМОБИЛЯ ГАЗОВОДЯНОГО ТУШЕНИЯ

 

Напор

 на насосе,

м

Предельная длина рукавных линий днаметром 150 мм

Напор

 на насосе,

м

Предельная длина рукавных линий днаметром 150 мм

 

схема 1 (АГВТ-100)

схема 2 (АГВТ-150)

 

схема 1 (АГВТ-100)

схема 2 (АГВТ-150)

90

80

70

 

610

490

370

1120

900

680

60

50

 

240

120

 

440

220

 

Примечание. Схемы № 1 и № 2 см. на рис. 3.11.

 

ТАБЛИЦА 3.17. ПРЕДЕЛЬНАЯ ДЛИНА РУКАВНЫХ ЛИНИЯ ПРИ БОЕВОМ РАЗВЕРТЫВАНИИ ОТ АГВТ

 

Напор

на насосе, м

Предельная длина рукавной линии, м

 

схема № 1 (АГВТ-100)

схема № 2 (АГВ 1-100)

схема № 3 (АГВТ-100)

100

90

80

70

60

165

135

100

80

55

740

610

490

370

240

-

1120

990

680

440

 

ТАБЛИЦА 3.18. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЕНЧАТЫХ АВТОПОДЪЕМНИКОВ

 

Показатели

ПКП-30 (378)

Бронто-лифт 330 на шасси КамАЗ

Мощность двигателя, кВт (л. с.)

132 (180)

-

Максимальная скорость движения, км/ч

75

100

Габаритные размеры, мм:

длина

ширина

 

12000

2500

 

14300

2500

высота

1809

3800

Угол подъема, град.

90

90

Высота, м:

 

 

вылета

27,2

-

подъема

30

30

Грузоподъемность люльки, кг

Ширина между крайними точками опор, м

320

3,7

350

6,5

Время, с:

 

подъема на максимальный угол

90

-

полного выдвигания и поворота на 90°

30

-

 

 

Рис. 3.10. Схемы боевого использования пожарных мотопомп при подаче воздушно-механической пены, пенообразователь дозируется из посторонней емкости)

 

 

 

 

 

Трактор-цистерна ТЦ-20 (Т-40АМ)165

 

 предназначен для тушения пожара водой из цистерны или постороннего водоисточника при пожарах в сельской местности. В боевом расчете на тракторе име­ется соответствующее пожарно-техническое вооружение. Трактор без цистерны-прицепа может работать самостоятельно как трактор-насос, обеспечивающий подачу воды из водоисточника к месту по­жара. Тактико-техническая характеристика трактора-цистерны приведена ниже.

 

Тактико-техническая характеристика трактора-цистерны ТЦ-20(Т-40АМ)165

Трактор

Емкость цистерны для воды, л

Т-40АМ

3000

Число мест для боевого расчета

1

Мощность двигателя, кВт(л.с.)

37(50)

Насос

26 НШН-609

Емкость топливного бака, л

70

Габаритные размеры, мм:

Трактор с цистерной:

 

длина

8200

ширина

2050

Высота

2500

Трактор без цистерны:

длина

ширина

высота

 

4470

2050

2500

Масса трактора-цисюрны при полной нагрузке, кг

7425

 

Рис. 3.11. Схемы боевого ис­пользования автомобилей газо­водяного тушения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..