(табл. 3.11 и 3.12)
предназначены для тушения пожаров на плавсредствах и береговых
объектах. Они служат для доставки боевого расчета,
пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств к месту
пожара. Подразделения, вооруженные пожарными судами, обеспечивают
подачу стационарных и переносных лафетных стволов, а также ручных с
высадкой десанта на береговые объекты на плавсредства. Данные
подразделения осуществляют боевые действия по тушению пожаров
воздушно-механической пеной любой кратности.
ТАБЛИЦА 3.12. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ СУДОВ
Показатели
Пожарный речной катер
(судно)
Пожарный морской катер
(судно)
проект
проект
376
340П
1471
352
364
1893Н
Габаритные размеры, м:
Длина
21,0
26,9
13,3
28.5
34,9
68,6
Ширина
4,0
5,0
3,3
5,8
6,2
10,2
Осадка, м
1,0
1,8
0,6
1,7
1,9
3,1
Водоизмещение, т
36
25,7
18,3
117,3
184,2
918
Скорость хода, км/ч
17,7
60,0
41,0
23,2
28,0
31,8
Пожарные насосы:
число, шт.
1
1
2
2
2
4
подача воды, м3/с
напор, м
0,28
98,1
0,3
88,2
0,1
88,2
0,3
93,1
0,2
91,2
0,28
100
Запас пенообразователя, л
600
1000
2000
2300
1000
15000
Число стационарных лафетных стволов, шт.
2
2
2
4
4
7+1 гидропушка
Численность личного состава, чел
6
5 - 6
4 - 5
12
26
37
Наличие бортового орошения
Есть
Пожарные суда можно использовать как плавучие насосные станции для
подачи воды при тушении пожаров на береговых объектах.
Пожарные поезда
предназначены для
тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта и на
других, имеющих железнодорожные подъезды. Они служат для доставки к
месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения,
запаса воды и пенообразователя. Подразделения, вооруженные пожарными
поездами, осуществляют боевые действия по тушению пожаров водой и
воздушно-механической пеной любой кратности, а также оказывают
помощь при авариях, наводнениях и других стихийных бедствиях. Такие
подразделения работают самостоятельно и во взаимодействии с
подразделениями пожарной охраны гарнизона.
Рис. 3.9. Схемы боевого развертывания подразделений на пожарных
поездах
(подъем местности в схемах не учитывался)
Пожарные поезда состоят из вагона водонасосной станции и одной-двух
цистерн-водохранилищ. В вагоне - водонасосной станции расположены
машинное отделение, где стационарно установлены две мотопомпы
МП-1600, переносная мотопомпа МП-800 и электростанция, размещены
котельное отделение, помещения для боевого расчета поезда,
оборудованы места для хранения пожарно-технического вооружения и
запаса пенообразователя. Цистерна-водохранилище объемом 50 м3имеет
приспособления для налива воды и забора ее стационарными мотопомпами.
Она имеет утепление и систему подогрева воды.
Основные схемы боевого использования пожарных поездов приведены на
рис. 3.9, а тактико-техническая характеристика поездов и тактические
возможности подразделений – ниже.
Мотопомпа, шт.:
Стационарная (МП-1600 или МП-1400)
2
Переносная (МП-800)
1
Электростанция мощностью
4-6 кВт, шт.
1
Отопительный котел для отопления вагона и
цистерны-водохранилища, шт
1
Рукава всасывающие, шт.; длиной 4 м, диаметром, мм:
100
3
76
2
Рукава напорные, шт.:
Прорезиненные диаметром 51 мм
5
Льняные диаметром 51 мм
20
Прорезиненные диаметром 66 мм
15
Льняные диаметром 66 мм
35
Стволы, шт.:
Лафетный переносной
1
СА
2
РС-А
2
РС-Б
2
КР-Б
2
СВП-4
2
Пеногенераторы ГПС600
2
Гидроэлеватор Г-600
2
Пенообразователь, л
1000
Запас воды, м3
50 (50´2)
Лестница трехколенная выдвижная
1
Время работы от цистерны-водохранилища при подаче воды, мин
Двух стволов Б или одного А
112
Двух стволов Б или одного А
56
одного лафетного ствола ПЛС-П20 с диаметром насадка 28 мм
44
Время работы воздушно-пенных стволов и генераторов от
заправочных емкостей, мин:
одного СВП-4
46
двух СВП-4
23
одного ГПС-600
46
двух ГПС-600
23
Возможные площади тушения пеной низкой и средней кратности,
м2:
двух СВП-4 [Is=0,1-0,15
л/(с´м2)]
120-80
двух ГПС-600 (Is=0,05-0,08
л/(с´м2)]
240-150
Количество пены средней кратности, которое можно получить
при израсходовании собственного пенообразователя, м3
1670
Возможный объем тушения пеной средней кратности при
израсходовании запаса ПО-1 и Ко=3, м3
556
Примечания: 1. При расчетах приняты стволы Б с диаметром насадка 13
мм, стволы А с диаметром насадка 19 мм.
2. Напоры у стволов Б и А приняты 40 м, а СВП-4 и ГПС-600 — 60 м.
3. Для получения пены низкой и средней кратности применяют 6 %-ный
раствор пенообразователя в воде.
Пожарные мотопомпы
(табл. 3.13 и 3.14)
предназначены для подачи воды или воздушно-механической пены (при
наличии переносных пеносмесителей и запаса пенообразователя) при
тушении пожаров. Переносные мотопомпы широко используют при тушении
лесных и торфяных пожаров, их можно применять на пункте заправки
автоцистерн водой при подвозе ее с удаленных водоисточников, в
условиях, когда к водоисточникам отсутствуют подъезды, при перекачке
воды и т. д. Схемы боевого использования пожарных мотопомп
приведены на рис. 3.10.
Автомобили газоводяного тушения
(табл. 3.15-3.16)
предназначены для тушения пожаров всех видов фонтанов: газовых,
нефтяных, газонефтяных, распыленных, компактных, одиночных и
групповых. В качестве огнетушащего средства используют газовые струи
АГВТ-100 и АГВТ-150, которые представляют собой смесь отработанных
газов турбореактивного двигателя и распыленной воды. Благодаря
высокой теплоемкости, газоводяные струи можно также применять для
охлаждения оборудования, металлоконструкций у устья скважины. Схемы
боевого использования автомобилей газоводяного тушения приведены на
рис. 3.11. Предельная длина рукавных линий при боевом развертывании
от АГВТ приведена в табл.3.17
и на рис. 3.11.
ТАБЛИЦА 3.13. ОСНОВНАЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОПОМП
Показатели
МП-600
МП-800Б
МП-13 (модель 162)
МП-1400
МП-1600
Тип двигателя
Двухтактный карбюраторный
Двухтактный бензиновый
ЗМЗ-451
ЗМЗ-24-01
Максимальная мощность, кВт (л. с.)Емкость
топливного бака, л
10 (13)
12
17 (23,5)
17,5
18 (24)
20
51 (70)
45
63 (85)
45
Топливо
20 ч. А-66 или
А-72 и 1 ч. масла АК-10 по объему
20 ч. бензина
А-72 и 1 ч. масла АК-10 по объему
25 ч. бензина
А-72 или А-76 и 1 ч. масла АК-10 по
объему
Бензин
А-72
А-76
Расход топлива, л/ч
6,8
9
9
18
21
Тип насоса
Центробежный консольный
Консольный центробежный
Центробежный одно-ступенчатый
Консольный центробежный
Центробежный консольный
Подача насоса (при геометрической высоте всасывания 3,5
м, а для МП-600-1,5 м), л/мин.
600
800
800
1400
1600
Напор манометрический, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
60
5
60
5
60
6
90
7
90
7
Время забора воды с максимальной высоты всасывания, с
50
40
40
45
60
Число напорных патрубков, шт.
1
1
1
2
2
Габаритные размеры, мм:
длина
820
950
940
3720
2800
ширина
665
520
520
1700
1740
Высота
675
725
720
1410
1430
Масса сухой мотопомпы без комплектующего пожарного
оборудования, кг
56
90
105
670
660
Число, шт.
напорных рукавов диаметром 66 мм
2
2
3
4
4
напорных рукавов диаметром 51мм
3
3
2
2
2
стволов А
стволов Б
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
Разветвления, шт.
1
1
1
1
1
ТАБЛИЦА 3.14. ПРЕДЕЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ
ПРИ ПОДАЧЕ ВОДЫ НАСОСАМИ ПОЖАРНЫХ
Диаметр выходного отверстия насадка,
мм
Длина магистральной линии из прорезиненных рукавов
диаметром 66 мм при высоте подъема ствола, м
Длина магистральной линии из непрорезиненных рукавов
диаметром 66 мм при высоте подъема ствола, м
0
10
20
30
0
10
20
30
Мотопомпы МП-600, МП-800 и МП-13 (модель 162)
13
900
900
900
500
900
620
360
200
16
760
700
400
240
380
280
200
120
19
520
400
240
140
240
180
100
60
22
340
280
140
60
80
40
-
-
25
(220)
(120)
(20)
-
(40)
-
-
-
Мотопомпы МП-1200, МП-1400 и МП-1600
13
900
900
900
900
900
900
900
760
16
900
900
760
700
640
520
420
320
19
700
600
540
440
380
320
260
200
22
520
440
380
320
260
200
160
120
25
320
280
220
180
120
100
80
80
Примечания: 1. Рабочие линии во всех случаях из непрорезиненных
рукавов диаметром 51 мм, длиной до 60 м, компактная часть струи
16-17 м.
2. В скобках указана длина рукавных линий при установке мотопомпы
с высотой всасывания для насоса не более 3,5 м.
ТАБЛИЦА 3.15. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Показатели
АГВТ-100
АГВТ-150
Марка шасси
ЗИЛ-131
УРАЛ-375Н
Число мест для боевого расчета
3
3
Габаритные размеры, мм
Длина
7840
8150
Ширина
Высота
2580
3280
2720
2910
Масса автомобиля, кг
11050
14430
Наименьший радиус поворота, м
10,2
10,2
Максимальная скорость, км/ч
Марка турбореактивного двигателя (ТРД)
80
ВК-1
75
Р11В-300
Частота вращения вала, об/мин: максимальная
оптимальная
11 560
10800
10800(94%)
10200(90%)
Марка топлива
Т-1; ТС-1
Емкость бака для топлива ТРД, л
1700
2460
Расход топлива на оптимальном режиме, кг/с
0,7
1,1
Угловая скорость перемещения газовой струи, град/с:
по вертикали
по горизонтали
1,43
2,87
1,72-2,87
2,87-6,9
Максимальный угол перемещения газовой струи в
вертикальной плоскости, град.:
Вверх
65
58
Вниз
15
13
Время перемещения газовой струи, с:
вверх
48
19-32
вниз
41
Угол поворота газовой струи в горизонтальной плоскости от
оси автомобиля, град
45
45
Время поворота газовой струи о одну сторону на 45°, с
18
13-55
Время работы ТРД на максимальном угле подъема, мин
Не ограничивается
Не более 10
Расход воды, л/с:
на тушение
60
90
на орошение
10-12
10-12
Напор воды на входе в АГВТ, м
40
35
ТАБЛИЦА 3.16. ПРЕДЕЛЬНАЯ ДЛИНА РУКАВНЫХ ЛИНИЯ ПРИ БОЕВОМ
РАЗВЕРТЫВАНИИ АВТОМОБИЛЯ ГАЗОВОДЯНОГО ТУШЕНИЯ
Напор
на насосе,
м
Предельная длина рукавных линий днаметром 150 мм
Напор
на насосе,
м
Предельная длина рукавных линий днаметром 150 мм
схема 1 (АГВТ-100)
схема 2 (АГВТ-150)
схема 1 (АГВТ-100)
схема 2 (АГВТ-150)
90
80
70
610
490
370
1120
900
680
60
50
240
120
440
220
Примечание. Схемы № 1 и № 2 см. на рис. 3.11.
ТАБЛИЦА 3.17. ПРЕДЕЛЬНАЯ ДЛИНА РУКАВНЫХ ЛИНИЯ ПРИ БОЕВОМ
РАЗВЕРТЫВАНИИ ОТ АГВТ
Рис. 3.10. Схемы боевого использования пожарных мотопомп при
подаче воздушно-механической пены, пенообразователь дозируется из
посторонней емкости)
Трактор-цистерна ТЦ-20 (Т-40АМ)165
предназначен для тушения
пожара водой из цистерны или постороннего водоисточника при пожарах
в сельской местности. В боевом расчете на тракторе имеется
соответствующее пожарно-техническое вооружение. Трактор без
цистерны-прицепа может работать самостоятельно как трактор-насос,
обеспечивающий подачу воды из водоисточника к месту пожара.
Тактико-техническая характеристика трактора-цистерны приведена ниже.