(табл. 3.6)
предназначены для подачи воды из открытых водоисточников на большие
расстояния по магистральным линиям диаметром 150 мм. Насосные
станции питают водой пожарные автоцистерны и автонасосы, лафетные
стволы пропускной способностью 60 л/с и более, а также
воздушно-пенные стволы и генераторы для тушения крупных пожаров.
Одна насосная станция одновременно может питать водой четыре
пожарных автомобиля с насосными установками производительностью 30
- 40 л/с на расстоянии 4 - 5 км (в зависимости
от рельефа местности). Насосные станции используют для заполнения
искусственных водоемов при подготовке к тушению крупных пожаров.
Совместно с рукавными автомобилями и передвижными лафетными стволами
ПНС обеспечивают успешное тушение крупных пожаров на лесобиржах, а
также нефтяных и газовых фонтанов.
Высокая скорость движения, небольшой расход топлива, возможность
преодоления труднопроходимых участков позволяют успешно
эксплуатировать насосные станции ПНС-100 и ПНС-110 в районах с
температурой воздуха от - 35 до +35 °С.
Подразделения, вооруженные насосными станциями, всегда работают на
пожарах во взаимодействии с подразделениями на основных и
специальных пожарных машинах. Основные схемы боевого использования
приведены на рис. 3.4.
Пожарные аэродромные автомобили
(табл.
3.7) предназначены для обеспечения пожарно-спасательной службы на
стартовой полосе аэродромов, тушения пожаров в самолетах и
вертолетах, работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из
самолетов, потерпевших аварию, а также для тушения пожаров на
объектах в районе аэропортов. Автомобили служат для доставки к месту
аварии самолета или вертолета боевого расчета, пожарного
оборудования и подачи в очаг пожара води. воздушно-механической
пены. высокоэффективных огнетушащих порошков, хладонов и жидких
бромэтиловых составов. Аэродромные автомобили укомплектованы
бензомоторными дисковыми пилами ПДС-400, предназначенными для
вскрытия фюзеляжей самолетов. Для тушения пожаров в закрытых
помещениях, отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространствах,
а также на электроустановках, находящихся под напряжением,
автомобили оборудованы огнетушащими установками СЖБ (состав
жидкостный бромэтиловый) и порошковыми огнетушителями. Основные
схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями
аэродромной службы, приведены на рис. 3.5.
Рис. 3.5. Схемы боевого использования аэродромных пожарных
автомобилей
Тактико-технические характеристики порошкового огнетушителя
ОП-100
Тактико-технические характеристики порошкового огнетушителя ОП-100
приведены ниже, а огнегасительных установок СЖБ – в табл. 3.8.
Подразделения, вооруженные пожарными аэродромными автомобилями,
подают воду и воздушно-механическую пену различной кратности,
огнетушащие порошки и бромэтиловые составы без установки и с
установкой машин на водоисточники, создают на взлетно-посадочной
полосе пенный покров из воздушно-механической пены средней кратности
при аварийных посадках самолетов вскрывают фюзеляжи, проводят
спасательные работы при пожарах в самолетах, вертолетах и т. д.
После израсходования запасов огнетушащих средств подразделения на
пожарных аэродромных автомобилях можно использовать Для тушения
пожаров водой с установкой машин на водоисточники.
ТАБЛИЦА 3.6. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ НАСОСНЫХ
СТАНЦИЙ
Показатели
ПНС-100 (150К) (модель 66)
ПНС-110 (131) (модель 131)
Максимальная скорость, км/ч
65
80
Число мест для боевого расчета
3
3
Масса с полной нагрузкой, кг
9780
11000
Габаритные рспмеры, мм:
Длина
7560
7370
Ширина
2270
2500
Высота
2570
2680
Наименьший радиус поворота, м
11,2
10,2
Контрольный расход топлива на 100 км. л
50
40
Модель насоса
ПН-100
ПН-110
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин
6000
6600
Напор, м
100
100
Наибольшая геометрическая высота
всасывания, м
7
7
Марка двигателя привода насоса
2Д12Б
2Д12Б
Мощность двигателя привода насоса, кВт (л. с.)
221 (300)
221 (300)
Время всасывания воды с глубины 7 м, с
70
70
Емкость топливного бака, л:
Автомобиля
150
170
Дизеля
250
250
Топливо
ДЛ; ДЗ; ДА; ДС
Число, шт.:
Всасывающих рукавов диаметром 200 мм
2
2
Тройников 200´150´150
мм
1
1
Четырехходовых
разветвлений 150´80´80´80
мм
2
2
ТАБЛИЦА 3.7. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ
ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ПОЖАРНЫХ АЭРОДРОМНЫХ
АВТОМОБИЛЯХ
Показатели
АА-30 (157К)
(модель 56А)
АА-40(131)
(модель 139)
АА-60 (7310)
(модель 160.01)
Максимальная скорость, км/ч
65
80
60
Число мест для боевого расчета
6
7
4
Габаритные размеры, мм:
Длина
7100
7640
14 300
Ширина
2270
2550
3180
Высота
3000
2950
3300
Масса с полной нагрузкой, кг
9850
10800
43 200
Наименьший радиус поворота, м
11,2
10,2
13,5
Мощность двигателя автомобиля, кВт (л с.)
80 (109)
110 (150)
386 (525)
Максимальная скорость движения автомобиля при работе
пожарного насоса, км/ч
Величина давления срабатывания предохранительного клапана,
кгс/см2
12
11
Резиновый рукав:
диаметр, мм
18
18
длина, м
20
30
Длина струи со ствола распылителя, м
2,5
2,5
Ширина струи, м
2
2
Ствол-распылитель, шт.
1
1
Лом-распылитель, шт.
1
1
Примечание. Для зарядки установок СЖБ наиболее эффективными являются
жидкостные составы БФ-1, БФ-2, хладон 114В2. Характеристику
указанных составов см. в табл. 2.4.
Примечания: 1. Огнетушитель ОП-100 предназначен для тушения
загораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, лаков, красок,
пластмасс и электроустановок под напряжением до 1000 В.
2. Огнетушитель заряжается огнетушащими порошками П-1А и ПС (кроме
ПСБ-3).