Пожарные насосные станции (ПНС)

  Главная      Учебники - Пожарное дело     Справочник руководителя тушения пожара (В.П. Иванников, П.П. Клюс)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Пожарные насосные станции (ПНС)

 

 (табл. 3.6) предназначены для подачи воды из открытых водоисточников на большие расстояния по магистральным линиям диаметром 150 мм. Насосные станции питают водой пожарные автоцистерны и автонасосы, лафетные стволы пропускной способностью 60 л/с и более, а также воздушно-пенные стволы и генераторы для тушения крупных пожаров. Одна насосная станция одновременно может питать водой четыре пожарных автомобиля с насосными установками производительно­стью 30 - 40 л/с на расстоянии 4 - 5 км (в  зависимости от рельефа местности). Насосные станции используют для заполнения искусст­венных водоемов при подготовке к тушению крупных пожаров. Совместно с рукавными автомобилями и передвижными лафетными стволами ПНС обеспечивают успешное тушение крупных пожаров на лесобиржах, а также нефтяных и газовых фонтанов.

Высокая скорость движения, небольшой расход топлива, воз­можность преодоления труднопроходимых участков позволяют успешно эксплуатировать насосные станции ПНС-100 и ПНС-110 в районах с температурой воздуха от - 35 до +35 °С.

Подразделения, вооруженные насосными станциями, всегда работают на пожарах во взаимодействии с подразделениями на основных и специальных пожарных машинах. Основные схемы боевого использования приведены на рис. 3.4.

 

 

 

Пожарные аэродромные автомобили

 

 (табл. 3.7) предназначены для обеспечения пожарно-спасательной службы на стартовой поло­се аэродромов, тушения пожаров в самолетах и вертолетах, работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпев­ших аварию, а также для тушения пожаров на объектах в районе аэропортов. Автомобили служат для доставки к месту аварии са­молета или вертолета боевого расчета, пожарного оборудования и подачи в очаг пожара води. воздушно-механической пены. высокоэффективных огнетушащих порошков, хладонов и жидких бромэтиловых составов. Аэродромные автомобили укомплектованы бензо­моторными дисковыми пилами ПДС-400, предназначенными для вскрытия фюзеляжей самолетов. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространст­вах, а также на электроустановках, находящихся под напряжением, автомобили оборудованы огнетушащими установками СЖБ (состав жидкостный бромэтиловый) и порошковыми огнетушителями. Ос­новные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями аэродромной службы, приведены на рис. 3.5.

Рис. 3.5. Схемы боевого использования аэродромных пожарных автомобилей

 

 

 

 

Тактико-технические характеристики порошкового огнетушителя ОП-100

 

Тактико-технические характеристики порошкового огнетушителя ОП-100 приведены ниже, а огнегасительных установок СЖБ – в табл. 3.8. Подразделения, вооруженные пожарными аэродромными автомобилями, подают воду и воздушно-механическую пену различной кратности, огнетушащие порошки и бромэтиловые составы без установки и с установкой машин на водоисточники, создают на взлетно-посадочной полосе пенный покров из воздушно-механической пены средней кратности при аварийных посадках самолетов вскрывают фюзеляжи, проводят спасательные работы при пожарах в самолетах, вертолетах и т. д.

После израсходования запасов огнетушащих средств подразде­ления на пожарных аэродромных автомобилях можно использовать Для тушения пожаров водой с установкой машин на водоисточники.

 

 

ТАБЛИЦА 3.6. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ

 

Показатели

ПНС-100 (150К) (модель 66)

ПНС-110 (131) (модель 131)

Максимальная скорость, км/ч

65

80

Число мест для боевого расчета

3

3

Масса с полной нагрузкой, кг

9780

11000

Габаритные рспмеры, мм:

 

Длина

7560

7370

Ширина

2270

2500

Высота

2570

2680

Наименьший радиус поворота, м

11,2

10,2

Контрольный расход топлива на 100 км. л

50

40

Модель насоса

ПН-100

ПН-110

Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин

6000

6600

Напор, м

100

100

Наибольшая геометрическая высота всасывания, м

 

7

7

Марка двигателя привода насоса

2Д12Б

2Д12Б

Мощность двигателя привода насоса, кВт (л. с.)

221 (300)

221 (300)

Время всасывания воды с глубины 7 м, с

70

70

Емкость топливного бака, л:

 

Автомобиля

150

170

Дизеля

250

250

Топливо

ДЛ; ДЗ; ДА; ДС

Число, шт.:

 

Всасывающих рукавов диаметром 200 мм

2

2

Тройников 200´150´150 мм

1

1

Четырехходовых разветвлений 150´80´80´80 мм

2

2

 

ТАБЛИЦА 3.7. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ПОЖАРНЫХ АЭРОДРОМНЫХ АВТОМОБИЛЯХ

 

Показатели

АА-30 (157К)

(модель 56А)

АА-40(131)

(модель 139)

АА-60 (7310)

(модель 160.01)

Максимальная скорость, км/ч

65

80

60

Число мест для боевого расчета

6

7

4

Габаритные размеры, мм:

 

Длина

7100

7640

14 300

Ширина

2270

2550

3180

Высота

3000

2950

3300

Масса с полной нагрузкой, кг

9850

10800

43 200

Наименьший радиус поворота, м

11,2

10,2

13,5

Мощность двигателя автомобиля, кВт (л с.)

80 (109)

110 (150)

386 (525)

Максимальная скорость движения автомобиля при работе пожарного насоса, км/ч

12

12

15

Контрольный расход топлива на 100 км, л

50

40

80

Марка насоса

ПН-ЗОКФ

ПН-40У

ПН-60Б

Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин

1800

2400

3600

Подпор, м

90

90

100

Наибольшая геометрическая высота всасывания, м

7

7

7

Время всасывания воды из глубины 7 м, с­

30

35

60

Производительность пеносмесителя, м3/мин

 

4; 8; 12

4,7;  9,4; 14,1; 18,6; 23,6

4,7;  9,4; 14,1; 18,6; 23,6

Стационарный лафетный ствол пропускной способностью;

1

1

1

по воде, л/с

до 20

30

60

по пене, м3/мин

-

-

36

Генератор для дисковой пилы:

 

Мощность, кВт

4

-

-

Напряжение, В

230

-

-

Заправочная емкость, л:

 

Цистерна для воды

2100

2110

12000

бак пенообразователя

150

150

900

бак топлива

160

170

260

Установка шт. :

 

Переносная СЖБ-50

2

1

2

Стационарная СЖБ-150

1

1

1

Пила для вскрытия фюзеляжа самолета ПДС-400­

-

1

2

Число напорных рукавов, шт.. диаметром, мм:

 

77

-

6

4

66

6

-

6

51

4

4

4

Число шт., стволов:

 

А

1

2

2

Б

СВП-4

3

2

2

2

2

-

генераторов:

ГПС 600

 

-

 

2

 

2

ГПС-200

-

3

4

Огнетушитель порошковый ОП-100, шт.

-

-

1

БЕЗ УСТАНОВКИ НА ВОДОИСТОЧНИКИ

Время работы от заправочных ем­костей автомобилей, мин:

 

 

одного ствола Б

9,5

9,5

54

одного ствола А или двух стволов Б

4,7

4,7

27

одного ствола СПВ-4

6,2

6,2

35,4

одного генератора ГПС-600

6,2

6,2

35,4

стационарного лафетного ствола

2

2

10

одного ствола распылителя от стационарной  установки СЖБ-150

5

5

5

одного лома-распылителя от переносной установки СЖБ-50

1

1

1

трех подбамперных ГПС-600

2,1

2,1

11,8

четырех подбамперных ГПС-600

-

-

8,9

Количество пены, м3:

 

низкой кратности (К =10)

22,3

22,4

128

средней кратности (К = 100)

223

224

1280

Возможная площадь тушения пенами, м2:

 

низкой кратности при Is = 0,1 – 0,15 л/(с·м2)

37 - 25

37 - 25

212 – 142

средней кратности при Is = 0,05 – 0,08 л/(с·м2)

74,5 - 46,5

74,8 - 46,7

425 – 265

Возможный объем тушения, м3, пеной средней кратности при Кз = 3

 

составом от стационарной установки СЖБ-150­

1070

1070

1070

составом от переносной установки СЖБ-50

214

214

214

С УСТАНОВКОЙ НА ВОДОИСТОЧНИК

Время работы, мин:

 

одного-двух стволов СВП-4

7 - 3,5

7 - 3,5

42 - 21

одного-двух генераторов ГПС-600

7 - 3,5

7 - 3,5

42  - 21

Количество пены, м3:

 

низкой кратности (К = 10)

25

25

150

средней кратности (К = 100)

250

250

1500

Возможная площадь тушения пе­нами, м2

 

низкой кратности при Is = 0,1 – 0,15 л/(с·м2)

42 - 28

42 - 28

250  - 167

средней кратности при Is = 0,05 – 0,08 л/(с·м2)

83 - 52

83 - 52

500 – 313

Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз = 3, м3

83

83

500

Примечания: 1.В расчетах приняты стволы Б с диаметром насадка 13 мм, стволы А с диаметром насадка 19 мм, расход воды из лафетного ство­ла 1200 л/м.

2. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный водный раствор пенообразователя ПО-1.

 

ТАБЛИЦА 3.8. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОГНЕГАСИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК СЖБ

 

Показатели

СЖБ-50 переносная

СЖБ-150 стационарная

Объем жидкостного состава, л

30

150

Емкость воздушного баллона, л

2

10

Давление воздуха в баллоне, МПа, (кгс/см2)

15 (150)

15 (150)

Рабочее давление в резервуаре, МПа, (кгс/см2)

0,9 (9)

0,9 (9)

Величина давления срабатывания предохранительного клапана, кгс/см2

12

11

Резиновый рукав:

 

 

диаметр, мм

18

18

длина, м

20

30

Длина струи со ствола распылителя, м

2,5

2,5

Ширина струи, м

2

2

Ствол-распылитель, шт.

1

1

Лом-распылитель, шт.

1

1

Примечание. Для зарядки установок СЖБ наиболее эффективными являются жидкостные составы БФ-1, БФ-2, хладон 114В2. Характеристику указанных составов см. в табл. 2.4.

 

Тактико-техническая характеристика передвижного порошкового огнетушителя ОП-100

 

Вместимость, л:

 

корпуса огнетушителя

100

баллона для хранения рабочего газа

10

Масса заряда, кг ,

90

Огнетушащий порошок

ПСБ-3

Минимальная длина порошковой струи

Продолжительность  действия огнетушителя, с .

11

45 - 60

Длина рукава, м

10

Внутренний диаметр рукава, мм

32

Габаритные размеры, мм:

 

Длина

850

Ширина

800

Высота

1300

Масса заряженного огнетушителя

180

Примечания: 1. Огнетушитель ОП-100 предназначен для тушения заго­раний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, лаков, красок, пласт­масс и электроустановок под напряжением до 1000 В.

2. Огнетушитель заря­жается огнетушащими порошками П-1А и ПС (кроме ПСБ-3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..