Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения

  Главная      Учебники - Пожарное дело     Справочник руководителя тушения пожара (В.П. Иванников, П.П. Клюс)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения

 

Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения предназначены для тушения пожаров на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, тушения нефти и нефтепродуктов в резервуарах и при разливе их, а также для объемного тушения пожаров воздушно-механической пеной средней кратности в кабельных туннелях, полуэтажах и крупных подвалах производственных зданий. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, пенообразователя и технических средств для подачи воздушно-механической пены. Системы водо-пенных коммуникаций этих автомобилей позволяют производить:

·        забор воды с открытого водоисточника или с гидранта при под­поре 30 м и подачу ее к стационарному лафетному стволу на каби­не водителя или в напорные линии;

·        забор воды из водоисточника для заполнения цистерны;

·        забор воды из цистерны машины и подачу ее на стационарный лафетный ствол или в напорные линии;

·        забор пенообразователя из пенобака, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенообразователя в напорные линии или стационарный лафетный ствол, установленный на кабине водителя;

·        забор пенообразователя из посторонней емкости, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенооб­разователя в напорные линии или к стационарному лафетному ство­лу, установленному на кабине водителя.

Подразделения, вооруженные автомобилями воздушно-пенного тушения, работают на крупных пожарах совместно с подразделения­ми, вооруженными автонасосами, автоцистернами и пожарными на­сосными станциями.

 

ТАБЛИЦА 3.8. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОГНЕГАСИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК СЖБ

 

Показатели

СЖБ-50 переносная

СЖБ-150 стационарная

Объем жидкостного состава, л

30

150

Емкость воздушного баллона, л

2

10

Давление воздуха в баллоне, МПа, (кгс/см2)

15 (150)

15 (150)

Рабочее давление в резервуаре, МПа, (кгс/см2)

0,9 (9)

0,9 (9)

Величина давления срабатывания предохранительного клапана, кгс/см2

12

11

Резиновый рукав:

 

 

диаметр, мм

18

18

длина, м

20

30

Длина струи со ствола распылителя, м

2,5

2,5

Ширина струи, м

2

2

Ствол-распылитель, шт.

1

1

Лом-распылитель, шт.

1

1

Примечание. Для зарядки установок СЖБ наиболее эффективными являются жидкостные составы БФ-1, БФ-2, хладон 114В2. Характеристику указанных составов см. в табл. 2.4.

 

Тактико-техническая характеристика передвижного порошкового огнетушителя ОП-100

 

Вместимость, л:

 

корпуса огнетушителя

100

баллона для хранения рабочего газа

10

Масса заряда, кг ,

90

Огнетушащий порошок

ПСБ-3

Минимальная длина порошковой струи

Продолжительность  действия огнетушителя, с .

11

45 - 60

Длина рукава, м

10

Внутренний диаметр рукава, мм

32

Габаритные размеры, мм:

 

Длина

850

Ширина

800

Высота

1300

Масса заряженного огнетушителя

180

Примечания: 1. Огнетушитель ОП-100 предназначен для тушения заго­раний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, лаков, красок, пласт­масс и электроустановок под напряжением до 1000 В.

2. Огнетушитель заря­жается огнетушащими порошками П-1А и ПС (кроме ПСБ-3).

 

Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения предназначены для тушения пожаров на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, тушения нефти и нефтепродуктов в резервуарах и при разливе их, а также для объемного тушения пожаров воздушно-механической пеной средней кратности в кабельных туннелях, полуэтажах и крупных подвалах производственных зданий. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, пенообразователя и технических средств для подачи воздушно-механической пены. Системы водо-пенных коммуникаций этих автомобилей позволяют производить:

·        забор воды с открытого водоисточника или с гидранта при под­поре 30 м и подачу ее к стационарному лафетному стволу на каби­не водителя или в напорные линии;

·        забор воды из водоисточника для заполнения цистерны;

·        забор воды из цистерны машины и подачу ее на стационарный лафетный ствол или в напорные линии;

·        забор пенообразователя из пенобака, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенообразователя в напорные линии или стационарный лафетный ствол, установленный на кабине водителя;

·        забор пенообразователя из посторонней емкости, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенооб­разователя в напорные линии или к стационарному лафетному ство­лу, установленному на кабине водителя.

Подразделения, вооруженные автомобилями воздушно-пенного тушения, работают на крупных пожарах совместно с подразделения­ми, вооруженными автонасосами, автоцистернами и пожарными на­сосными станциями.

После израсходования огнетушащих средств (пенообразовате­ля) подразделения могут быть использованы для подвоза воды на пожар, забора ее из водоисточников с неудовлетворительными ме­стами водозабора (заправив цистерну предварительно водой), а также для перекачки воды с удаленных водоисточников.

Основные схемы боевого использования подразделений на ав­томобиле воздушно-пенного тушения приведены на рис, 3.6 и 3.7, а тактико-технические характеристики и тактические возможности подразделений в табл. 3.9 и выводе.

 

 

 

Рис. 3.6. Схемы боевого развертывания от автомобилей воздушно-пенного тушения АВ-40 (375) Ц-60 (предельные расстояния на схемах указаны без учета местности)

Рис. 3.7. Схемы боевого использования автомобиля воздушно-пенного тушения

(напор на насосах принят 90 м, у генераторов 60 м, длина рабочих линий 40 м. высота пеноподъемников 12 м)

 

ТАБЛИЦА 3.9. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ ВОЗДУШНО-ПЕННОГО ТУШЕНИЯ

 

Показатели

АВ-40 (375) (модель Ц50)

АВ-40 (375Н) (модель Ц50А)

Максимальная скорость, км/ч

75

75

Число мест для боевого расчета

7

7

Габаритные размеры, мм:

 

Длина

8240

8600

Ширина

2620

2500

Высота

3000

3100

Масса с полной нагрузкой, кг

13580

14 925

Наименьший радиус поворота, м

10,5

10, 5

Мощность двигателя, кВт (л. с.)

129 (175)

129 (175)

Контрольный расход топлива, л/100км

55

48

Запас хода по топливу, км

340

626

Марка насоса

ПН-40К

ПН-40УА

Подача воды при высоте всасывания 3,5м, л/мин

2400

2400

Напор манометрический, м

90

100

Наибольшая геометрическая высота всасывания, м

7

7

Время всасывания воды из глубины 7 м, с

35

35

Ствол стационарный лафетный: марка

ЛС-С40

пропускная способность по воде, л/с

40

40

пропускная способность по пе­не, м3/мин

24

24

Производительность пеносмесителя, м3/мин

 

4; 8; 12; 24

4,7; 9,4; 14,1; 18,6; 23,5

Наибольший допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м

80

80

Емкость, л:

 

цистерны для пенообразователя

4000

4000

бака для пенообразователя

-

180

топливного бака

170

300

Пеноподъемник, шт.:

-

2

высота подъема генераторов, м

-

13,2

Число пеногенераторовГПС-600, шт.

-

2

Давление воды или раствора пенообразователя, при котором идет автоматическое выдвиже­ние, МПа (кгс/см2)

-

0,6 (6)

Число, шт.:

 

УППС-46

4

-

пеногеператоров ГПС-600

6

6

Рукава напорные длиной 20 м, диаметром 77 мм, шт.

2

6

Разветвление РТ-80, шт.

2

2

 

Основные тактические возможности подразделений на автомобилях воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50 И АВ-40(375Н)Ц50А

Время работы пенных стволов и генераторов, мин:

а) при установке автомобиля на водоисточник:

2-4 СВП-4

96-48

1-2 СВП-8

83-41

2-4 ГПС-600

96-48

1 ГПС-2000

56

б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:

 

8-12 СВП-4

23-15,4

4-8 СВП-8

20,8-10,4

8-16 ГПС-600

23-11,5

2-4 ГПС-2000

28-14

Возможная площадь тушения пенами, м2:

а) при установке автомобиля на водоисточник:

 

1 СВП-4 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)]

60-40

2 СВП-4 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)]

120-80

1 СВП-8 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)]

2 СВП-8 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)]

160-106

320-212

2 ГПС-600 [Is= 0,05-0,08 л/(с´м2)]

ГПС-2000 [Is= 0,05-0,08 л/(с´м2)]

240-150

400-250

б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:

 

8 СВП-4 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)]

4 СВП-8 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)]

480-320

640-426

8 ГПС-600 [Is= 0,05-0,08 л/(с´м2)]

480-320

2 ГПС-2000 [Is= 0,05-0,08 л/(с´м2)]

800-500

Возможный объем тушения пеной средней кратности Кз=3, м3:

а) при установке автомобиля на водоисточник:

2-4 ГПС-600

1 ГПС-2000

 

 

240-480

400

б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:

8-16 ГПС-600

2-4 ГПС-2000

 

960-1900

800-1600

Примечания: 1. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный водный раствор пенообразователя ПО-1.

2. Напор у стволов и генераторов пены средней кратности принят равным 60 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..