Renault Megane (Scenic). Руководство - часть 21

 

  Главная      Автомобили - Рено     Renault Megane, Scenic (1999-2002 года). Бензиновые двигатели 1.4 л, 1.6 л, 2.0 л. Дизельные двигатели 1.9 л

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  ..

 

Renault Megane (Scenic). Руководство - часть 21

 

 

Дизельный двигатель. Процедуры ремонта на автомобиле  2 В • 5 

Рис. 3.4 Метка ВМТ маховика совме­

щена с меткой (0°) на колоколе сцеп­

ления 

Рис. З.6 Метка ВМТ на звездочке рас­

предвала, совмещенная с указателем на 

крышке ремня ГРМ 

Рис. 3.8,а. Выньте пробку из отверстия в 

блоке двигателя... 

поршень за рабочий цикл дважды достигает 
своего наивысшего положения (один раз - в 
концетакта сжатия и еше раз - в конце такта 
выпуска) за ВМТ принимают (обычно отно­
сительно цилиндра №1) наивысшее поло­
жение в конце такта сжатия. Поршень (и 
цилиндр) N

a

 1 находятся со стороны маховика. 

2. Если поршень N'1 находится в ВМТ, 

метка на звездочке распредвала должна 
совместиться с указателем на наружной 
крышке ремня ГРМ (метку на шкиве можно 
видеть через окошко в крышке, под указа­

телем; при необходимости воспользуйтесь 

зеркалом). В дополнение, метка ВМТ на 
маховике должна совпасть с меткой на 
колоколе сцепления. 
3. Для совмещения меток коленвап нуж­
но провернуть рожковым ключом за болт 

шкива коленвапа. Чтобы улучшить доступ к 
болту, поднимите правую переднюю часть 
автомобиля домкратом, снимите колесо и 
нижний локер (укрепленный пластиковыми 

фиксаторами). Если есть желание, для 
облегчения вращения двигателя можно 

вывернуть свечи накаливания, как описано 
в главе 5В или форсунки, как описано в гла­
ве 4Б. 
4. Следите за меткой через отверстие 
в колоколе и вращайте коленвал до сов­
падения метки на маховике с меткой ВМТ 
(0°) на колоколе (рис. 3.4). 
5. На двигателях F8Q отверните три болта 
и снимите пластиковую крышку с верхнего 
правого кронштейна опоры двигателя. 
Запомните на положение кронштейнов, 
которые могут быть привернуты болтами. На 
двигателях F9Q отверните гайки крепления 
и снимите звукопоглощающую крышку 
двигателя. 
6. Убедитесь в совпадении метки на 

звездочке распредвала с указателем на 
крышке ремня ГРМ (рис. З.В). Теперь 
поршень№ 1 установлен в ВМТ такта сжатия. 
7. Положение коленвапа можно прове­
рить следующим образом. Если необхо­
димо, снимите узел воздушного фильтра 
(глава 4Б). 
8. Для соблюдения абсолютной точности, 
положение коленвапа можно проверить с 
помощью штыря ВМТ - каталожный номер 
Renault tool Mot. 861 [ранние версии) или 

Рис. З.8.б. ... и вставьте штырь диамет­

ром 8 мм (указан стрелкой) 

Если нет специального ин­
струмента Renault, потребу­
ется 8-мм штырь или свер­
ло, хотя в некоторых двига­
телях 8-мм диаметр будет 

мал для того, чтобы зафиксировать 
копенвап - отверстие в блоке может 
оказаться больше. Поэтому, возможно 
потребуется штырь диаметром 8 мм, 

чтобы вошел в сверление на колен­
чатом валу, а его "ручку" придется под­
бирать, чтобы она в отверстии блока не 

болталась. 

Мот 1054 (поздние версии) [см. Haynes 
советует). Чтобы сделать это, отверните 
защитную пробку в передней левой стенке 
блока, сразу за трубкой масляного щупа и 
вставьте штырь ВМТ так, чтобы он вошел в 
отверстие на копенвалу, предусмотренное 
длязтойцели. Для этого,возможно,коленвап 
придется слегка покачать вперед-назад (рис. 
З.В.а - в). Как только установили штырь, 
коленвал должен застопориться. Если есть 
возможность его качать, значит, штырь 
попал в балансировочное отверстие вместо 
прорези ВМТ. Примечание: Еспиустановипи 

штырь, не врашайте коленвап - штырь 
можно погнуть или спомать. Если штырь 
оставляете на долгое время, повесьте на 

двигатель, лобовое стекло и рулевое колеса 
предупреждаюшие таблички, чтобы кто-
нибудь случайно не натворил беды, включив, 
например, стартер. 

Рис. 3.8.в. Фиксирующий штырь ВМТ ко­

ленвапа 

Рис. 3.8,г. ВМТ такта сжатия поршня 

первого цилиндра можно определить по 

метке на маховике через окошко в коло­

коле - ранние версии - и проверить шты­

рем ВМТ (инструмент Renault N* 861) 

Renault Megane 

2 В • 6 Дизельный двигатель. Процедуры ремонта на автомобиле 

Рис. 4.6 Идентификация кулачков распредвала 

А Впускной 
В Выпускной 

Предупреждение: Этот инструмент пред­
назначен ТОЛЬКО ДЛЯ ФИКСАЦИИ ко-
пенвапа при установке меток ВМТ. но 
никак НЕ ДЛЯ ЕГО БЛОКИРОВКИ от про­
ворачивания при оспабпении или затяж­
ке болтов шкива коленвала. 

9. В завершение, снимите штырь ВМТ 

и установите все снятые компоненты. 

4 Регулировка зазоров 

в приводе клапанов 

Примечание: Эта операция не является 

частьюграфика техобслуживания. Ее обычно 

проводят, если шум в клапанном приводе 

становится очевидным, или падение мощ­
ности двигателя вызывает такую необходи­
мость. Для проведения этой операции 
потребуется новая прокладка клапанной 
крышки. 

Примечание: Для регулировки зазоров 
регулировочные шайбы можно менять 
местами, однако, изношенные толкатели 
подлежат замене. 

Рис. 4.9 Порядок измерения зазоров (но­

мера цилиндров] 

А Приоткрытые клапаны цилиндра 
Б Измерение при закрытых клапанах 

Проверка 

1. Если необходимо улучшить доступ, 

открепите все шланги, уложенные вокруг 
верхней части клапанной крышки, и отведите 
их в сторону. Если отсоединены топливные 
линии, заткните их, чтобы не попала грязь. 
2. На двигателях FBQ отверните болты 
крепления и снимите верхнюю крышку ремня 
ГРМ/пластиковую крышку опоры двигателя. 
Запомните установку всех кронштейнов 
которые крепятся болтами. На двигателях 
F9Q отверните гайки крепления и снимите 
звукопоглощающую крышку двигателя. 
3. Отверните гайки (FBQ) или болты (F9Q) 
от клапанной крышки и снимите крышку с 
двигателя. Снимите прокладку. 
4. При продолжении процедуры нужно 
врашать копенвал. Это можно сделать 
рожковым ключом за болт крепления шки­
ва коленвала. Улучшить доступ к болту мож­

но, если поднять правую переднюю часть 
автомобиля домкратом, снять колесо и ниж­
ний локер, который крепится пластиковыми 
клипсами. 
5. Если есть желание облегчить враще­
ние двигателя, можно вывернуть свечи на­
каливания, как описано в главе 5В или 

топливные форсунки, как описано в главе 4Б. 

6. Разграфите лист бумаги на восемь 
столбцов, пронумеровав их от 1 до 8, считая 
от маховика. Отметьте, какие клапаны впуск­
ные, какие - выпускные. 
7. Поверните коленвап так, чтобы оба 
клапана первого (со стороны маховика) 
цилиндра приоткрылись. Четвертый поршень 
долен в этом положении занять ВМТ такта 

Рис. 4.8 Измерение зазора в клапанном 

приводе 

сжатия и оба его клапана должны быть 
закрыты. Зазоры обоих клапанов четвертого 
цилиндра могут проверяться одновременно. 
8. Вставьте плоский щуп (толщина за­
писана в Спецификациях) между кулачком 
распредвала и шайбой толкателя. Щуп 
должен входить с ощутимым трением (рис. 
4.8). Если это не так (щуп входит легко, или 
не входит вовсе), подберите щуп необ­
ходимой толщины и запишите значение его 
толщины, чтобы потом вычислить толщину 
шайбы, которую необходимо установить 

взамен имеющейся. Обратите внимание на 

то, что зазоры впускных и выпускных клапа­
нов - разные (см. Спецификации). 

9. Проверив зазоры в клапанах четвертого 
цилиндра, поверните копенвал на пол­
оборота, чтобы закрылись клапаны третьего 
цилиндра. Проверьте тем же способом 
зазоры в приводе клапанов второго ци­
линдра. Зазоры в приводе клапанов осталь­
ных цилиндров проверьте в указанной по­
следовательности (рис. 4.9). 

Регулировка 

Двигатели F8Q 

Примечание: Для проведения данной опе­
рации по требуется микроме тр. На большин­

стве поздних моделей зазоры регулируются 
не путем замен регулировочных шайб, а 

путем замены толкателей различной тол-

шины. Снятие толкателей требует снятия 

распредвала, как это описано в парагра­
фе 8. 

10. Если зазоры в клапанном приводе от-

Рис. 4. 10,а. Толщина шайбы нанесена 

на тыльную сторону 

Рис. 4.10,б. Измерение толщины шайбы 

микрометром 

Renault Megane 

Дизельный двигатель. Процедуры ремонта на автомобиле  2 В • 7 

личаются от предписанных, регулировоч­
ные шайбы соответствующих толкателей 

требуется заменить. Толщина шайбы указа­

на на тыльной (нерабочей) стороне, однако, 
измерьте микрометром ее истинную тол­
щину, поскольку она может уменьшиться от 
износа (рис. 8.10]. Если шайбы не приме­
няются, толщину толкателя можно изме­

рить, только сняв его. 

11. Требуемую толщину шайбы можно 

вычислить следующим образом. Если изме­
ренный зазор меньше предписанного, выч­

тите значение полученного зазора из тре­

буемого и вычтите полученный результат из 
значения толщины установленной шайбы. 
Например: 
Пример расчета - зазор мал 

Измеренный зазор (А)= 0.15 мм 

Требуемый зазор (В) = 0.20 мм 

Разница (В - А) = 0.05 мм 
Установлена шайба толщиной= 3.70 мм 

Требуемая толщина шайбы = 3.70-0.05 » 

З.65мм 

12. Если измеренный зазор больше предпи­
санного, вычтите предписанный зазор из 

измеренного и прибавьте полученный ре­
зультат к толщине установленной шайбы. 
Например: 
Пример расчета - зазор велик 
Измеренный зазор (А) = 0.50 мм 
Требуемый зазор (В) = 0.40 мм 
Разность (А-В) = 0.10 мм 
Толщина установленной шайбы = 3.45 мм 

Требуемая толщина шайбы - 3.45 + 0.10= 

3.55 мм 

13. Если шайбы не применяются, для регу­

лировки зазоров (заменой толкателей) необ­
ходимо снимать распредвал, как описано в 
параграфе В. Шайбы снимаются с толка­
телей без снятия распредвапа, если приме­
нить инструмент Renault или изготовить 
аналогичный (рис. 4.13). 

14. Чтобы снять шайбу, толкатель нужно 

утопить вниз, преодолевая сопротивление 
пружины ровнонастопько, чтобы можно было 

вынуть шайбу из углубления в толкателе. 
Теоретически это можно сделать, используя 
подходящуюотвертку.установивеекак рычаг 
между кулачками распредвапа и нажав на 
край толкателя, но производители такой 

метод не рекомендуют. При испопьзовании 

данного метода будьте крайне осторожны, 

чтобы не повредить распредвал, головку 

Рис. 4.13 Приспособление Renault для 

утаппивания толкателей и смены регули­

ровочных шайб (двигатели F8Q) 

Разверните толкателями выемками поп 
прямым углом к распредвалу перед тем, 
как их утапливать 

цилиндров, толкатель или руки (рис. 4.14). 

15. Изготовить инструмент, аналогичный 

применяемому специалистами компании 

Renault можно, привернув болтом рычаг 
к стойке подшипника распредвала и нажи­
мать на толкатель вертикально подстав­
ленной отверткой. Контактирующая пятка 
должна быть заточена под треугольник, 
чтобы упираться только в края толкателей -
таким образом,утопивтолкатепь вниз можно 
вынуть из него шайбу. 

1 В. При утапливании толкателя убедитесь в 

том, что соответствующий кулачок смотрит 

вверх. Проверните толкатель прорезью под 
прямым углом к распредвалу. При установке 
новых шайб проследите, чтобы надпись на 
нерабочей стороне была обращена вниз, к 
толкателю. 

17. Если инструмент Renault недоступен, 

как и изготовление аналога, распредвал 
придется снять, чтобы шайбы можно было 
вынуть и заменить. Снятие распредвала 
описано в параграфе 8. 

1 В. Снимите рожковый ключ с болта шкива 

коленвапа. 

Рис. 4.14 Снятие шайбы с помощью от­

вертки (двигатель F8Q) 

19. Установите клапанную крышку с новой 

прокладкой - затягивайте гайки крепления 
предписанным моментом. 

20. Если необходимо, установите форсун­
ки, как описано в главе 4Б или свечи нака­
ливания, как описано в главе 5В. 
21. Установите все шланги, снятые для 
получения доступа. Присоединив их, прока­
чайте топливную систему, как описано в 

главе 4Б. 
22. Установите верхнюю крышку ремня 

ГРМ/пластиковую крышку опоры, топливные 
магистрали и все остальное, что было снято. 

Двигатели F9Q 

Примечание: Для проведения данной опе-
раииипотребуетсямикрометр. На большин­

стве поздних моделей зазоры регулируются 
не путем замен регулировочных шайб, а пу­
тем замены толкателей различной толщины. 
Снятие толкателей требует снятия распред­
вала, как это описано в параграфе В. 

23. Если зазоры в приводе отличаются от 
предписанных, необходимо дпя регулировки 
заменить регулировочные шайбы или толка­
тели (в зависимости от конструкции) на 
детали другой толщины. Как вычислить тол­

щину, описано в п. 11 и п. 12 выше. 
24. Если предусмотрены регулировочные 
шайбы, они имеют выступ по периметру, 
которым шайбы укладываются в канавку 

толкателя. Такая конструкция серьезно 

затрудняет снятие шайб лриустановленном 
распредвале. Процедура требует приме­
нения инструмента RenaultN

s

1 366-01 (рис. 

4.24) или самодельного аналога. Кроме 

Рис. 4.23,а. Измерение толщины толка­

теля (двигатели F9Q 732) 

Рис. 4.23,б. Толщину толкателя еще 

можно разглядеть 

Рис. 4.24 Инструмент Renault для удер­

жания клапана в открытом состоянии 

Renault Megane 

2 В • 8 Дизельный двигатель. Процедуры ремонта на автомобиле 

Рис. 4.25 Установка инструмента Re­

nault для удержания клапана в открытом 

состоянии (двигатели F9Q) 

того, требуется снять впускной и выпускной 

коллекторы и турбонагнетатель, как описано 
в главе 4Б. 
25. Чтобы снять шайбу, поверните колен-
вап в нормальном направлении вращения 
до полного открытия клапана, у которого 
регулируется зазор. Вставьте инструмент 
так, чтобы он заблокировал клапан в откры­
том положении (встал между клапаном и 
седлом) (рис. 4.25). 

26. Если снимается шайба впускного кла­

пана, поверните коленвал еще на 1 80°, что­
бы клапан уперся в инструмент  1 3 6 6 - 0 1 . 

Клапан будет задержан инструментом, что 

позволит снять шайбу отверткой. Та же про­
цедура применима и к выпускным клапанам, 
кроме того, что коленвал нужно вращать на 

180° в обратную сторону. 

27. Перед установкой шайб протрите верх­
нюю поверхность толкателя, чтобы удалить 
все масло из посадочной выемки в верхней 
поверхности толкателя. Установите шайбу 
выступом в посадочную выемку толкателя. 
28. Если нет оригинального инструмента 

Renault и самостоятельно не изготовить 
подобный инструмент, для доступа к шайбам 
снимите распредвал, как это описано в 
параграфе 8. 
29. Снимите ключ с болта крепления шкива 
коленвала. 
30. Установите крышку головки цилиндров, 
если необходимо, с новой прокладкой. За­
тяните болты крепления крышки равномер­
но предписанным моментом в указанной 
последовательности. 
3 1 . Если необходимо.установитетопливные 

Рис. 5.4.а. Натяжитель вспомогатель­

ного приводного ремня на двигателях 

F9Q 732 

форсунки, как описано в главе 4Б или свечи 
накаливания, как описано в главе 5В. 

32. Установите оба коллектора и турбонаг­
нетатель, как описано в главе 4Б. 
33. Установите звукоизолирующую крышку 
двигателя. 

5 Ремень привода ГРМ -

снятие, проверка 

и установка 

Предупреждение: Если ремень привода 
ГРМ порвется на работающем двига­
теле, может произойти серьезная по­

ломка двигателя. Заменяйте ремень 
ГРМ в предписанные сроки, как описано в 

главе 1Б, или раньше, если его состо­
яние вызывает сомнение. 

Примечание: На двигатели F80 Б20 и 
ранние модели F8Q 784 устанавливаются 
ремни ГРМ маркированные буквами НТО, в 

то время как поздние двигатели F8Q и все 

двигатели F90 комплектуются ремнями с 

маркировкой HTD2. Изменение профиля 
зубьев ремня требует соответствующего 
изменения профиля зубьев звездочек, 
которые также имеют соответствующую 
маркировку. Если маркировку на звездочках 
не обнаружить, звездочки можно отличить 
по количеству отверстий: в ранних звез­

дочках их шесть, впоздних- три. Припокупке 

нового ремня убедитесь в его соответствии 

типу звездочек. Если заменяете звездочки, 
также примите это правило. 

Рис. 5.6,а. Снимите болт шкива колен­
вала... 

Рис. 5.6,б.... и шкив 

Снятие 

1. Отсоедините отрицательный провод от 

аккумулятора (см. Отключение аккумулятора 
в Приложении). На ранних моделях Scenic, 
как описано в главе 5А, отсоедините также 
и положительный провод от аккумулятора. 
Отключив таким образом аккумулятор, 

отверните болт крепления и отведите провод 
в сторону. 
2. Затяните ручной тормоз и поднимите 
правую переднюю часть автомобиля дом­
кратом. Установите страховочные опоры. 
Снимите переднее правое колесо и покер. 
Если необходимо, снимите защитный кожух 
силового агрегата. Если предусмотрена, 
снимите верхнюю декоративную крышку 
двигателя. Чтобы установить подъемную 
поперечину на крылья на моделях Scenic, 
снимите поводки щеток стеклоочистителя, 
снимите решетку и укрывающую панель под 
лобовым стеклом. Если двигатель будет 
вывешиваться обычной талью, ничего этого 
делать не нужно. 
3. На моделях F8Q отверните болты 
крепления и снимите верхнюю крышку ремня 
ГРМ/пластиковую крышку правой опоры, 
запомнив расположение кронштейнов и 

болтов их крепления. На моделях F9Q 
отверните гайки крепления и снимите 
верхнюю крышку двигателя, затем на ранних 
моделях отсоедините разъем проводки от 
блока управления впрыском, отверните два 
болта крепления и сдвиньте блок в сторону. 
4. Снимите ремни привода вспомога­
тельных агрегатов, как описано в главе 1 А. 
На моделях с кондиционером запомните 
установку натяжителя ремня, чтобы при 
сборке не ошибиться. На двигателях F9Q 
7 3 2 нажмите на натяжите ль вниз перед тем, 
как ослабить верхние болты крепления, 
затем плавно освободите натяжитель (рис. 
5.4,а, б). Если требуется улучшить доступ, 
демонтируйте усиливающий распорный 
кронштейн [еслитаковой установлен) между 
"столбами" кузова. 
5. Отверните болткрепления шкива колен-

Renauil Megane 

Рис. 5.4.б. Снятие вспомогательного 

ремня 

Примечание: Для проверки натяжения 
ремня требуется специальный инструмент 
(см. текст). Дпя снятия шкива копенвапа 

может потребоваться подходящий съемник. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  ..