|
|
содержание .. 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 ..
(Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского "Урания")
1. Поэзия Иосифа Бродского органически связана с Пе- тербургом и петербургским акмеизмом. Связь эта двойс- твенная: связь с миром, из которого исходят и из кото- рого уходят. В этом - самом точном и прямом значении - поэзия Бродского антиакмеистична: она есть отрицание акмеизма А. Ахматовой и О. Мандельштама на языке акме- изма Ахматовой и Мандельштама2. В статье "Утро акмеиз- ма" (1919) Мандельштам идеалом поэтической реальности объявил "десятизначную степень" уплотненности вещи в слове; поэзия отождествляется со строительством - за- полнением пустого пространства организованной материей. "Для того, чтобы успешно строить, первое условие - иск- ренний пиетет к трем измерениям пространства - смотреть на них не как на обузу и несчастную случайность, а как на Богом данный дворец. Строить - значит бороться с пустотой..." Творчество "в заговоре против пустоты и небытия. Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя - вот высшая заповедь ак- меизма"3. Конечно, в этих формулировках отразился не весь ак- меизм, а исходная точка его развития. Для нее характе- рен приоритет пространства над временем (в основе - три измерения!) и представление о реальности как материаль- но
1 Статья написана совместно с М. Ю. Лотманом. 2 Такое утверждение сопряжено, конечно, с известным схематизмом. Во-первых, сам акмеизм от деклараций 1913 г. до позднего Мандельштама и Ахматовой проделал огром- ную эволюцию. Во-вторых, творчество Бродского питается многими источниками, а в русской поэзии все культурно значимые явления приводят в конечном счете к трансфор- мированной в той или иной мере пушкинской традиции. Вопрос о влиянии Цветаевой на Бродского также требует особого рассмотрения. 3 Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 143, 144.
заполненном пространстве, отвоеванном у пустоты. В дальнейшем, уйдя от отождествления реальности и вещной неподвижности, акмеизм сохранил, однако, исходный им- пульс - тягу к полноте. Но теперь это была уже не пол- нота "адамистов", акмэ голой внеисторической личности (ср.: "Как адамисты, мы немного лесные звери и, во вся- ком случае, не отдадим того, что в нас есть звериного, в обмен не неврастению"'), а полнота напитанности текс- та всей предшествующей традицией мировой культуры. В 1921 г. Мандельштам писал: "Слово стало не семиствольной, а тысячествольной цевницей, оживляемой сразу дыханием всех веков". Говоря о "синтетическом поэте современности", Мандельштам пи- шет: "В нем поют идеи, научные системы, государственные теории так же точно, как в его предшественниках пели соловьи и розы"2. Организующий принцип акмеизма - наполненность, уп- лотненность материи смысла. 2. Вещь у Бродского находится в конфликте с прост- ранством, особенно остром именно в "Урании". Раньше вещь могла пониматься как часть пространства:
Вещь есть пространство, вне коего вещи нет. ("Натюрморт", 1971)
Сформулированный ранее закон взаимодействия прост- ранства и вещи:
...Новейший Архимед прибавить мог бы к старому закону, что тело, помещенное в пространство, пространством вытесняется, -
("Открытка из города К.", 1967)
теперь подлежит переформулировке:
Вещь, помещенной будучи, как в Аш- два-0, в пространство <...> пространство жаждет вытеснить... -
("Посвящается стулу", II, [1987])
то есть в конфликте пространства и вещи вещь стано- вится (или жаждет стать) активной стороной: пространс- тво стремится вещь поглотить, вещь - его вытеснить. Вещь, по Бродскому, - аристотелевская энтелехия: актуа- лизированная форма плюс материя: Стул состоит из чувства пустоты плюс крашеной мате- рии... (VI)
1 Гумилев Н. С. Наследие символизма и акмеизм // Гу- милев Н. С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 57. 2 Мандельштам О. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 172.
При этом граница вещи (например, ее окраска) обладает двойственной природой - будучи материальной, она скрывает в себе чистую форму:
Окраска вещи на самом деле маска бесконечности, жадной к деталям.
("Эклоги 5-я: летняя". II. 1981)
Материя, из которой состоят вещи, - конечна и вре- менна; форма вещи - бесконечна и абсолютна; ср. заклю- чительную формулировку стихотворения "Посвящается сту- лу":
...материя конечна. Но не вещь.
(Смысл этого утверждения прямо противоположен ман- дельштамовскому предположению:
Быть может, прежде губ уже родился шепот, И в бездревесности кружилися листы...)
Из примата формы над материей следует, в частности, что основным признаком вещи становятся ее границы; ре- альность вещи - это дыра, которую она после себя остав- ляет в пространстве. Поэтому переход от материальной вещи к чистым структурам, потенциально могущим запол- нить пустоту пространства, платоновское восхождение к абстрактной форме, к идее, есть не ослабление, а усиле- ние реальности, не обеднение, а обогащение: Чем незримей вещь, тем верней, что она когда-то су- ществовала на земле, и тем больше она - везде. ("Римс- кие элегии". XII) 2.1. Именно причастность оформленным, потенциальным структурам и придает смысл сущему. Однако, несмотря на то что натурфилософия поэзии Бродского обнаруживает платоническую основу, по крайней мере в двух существен- ных моментах она прямо противонаправлена Платону. Пер- вый из них связан с трактовкой категорий "порядок/бес- порядок" ("Космос/Хаос"); второй - категорий "общее/частное". В противоположность Платону, сущность бытия просту- пает не в упорядоченности, а в беспорядке, не в законо- мерности, а в случайности. Именно беспорядок достоин того, чтобы быть запечатленным в памяти ("Помнишь свал- ку вещей..."); именно в бессмысленности, бездумности, эфемерности проступают черты бесконечности, вечности, абсолюта:
смущать календари и числа присутствием, лишенным смысла, доказывая посторонним, что жизнь - синоним небытия и нарушенья правил. ("Муха". XII. 1985)
Я, как мог, обессмертил то, что не удержал. ("Строфы". XVI. [1978])
Бессмертно то, что потеряно; небытие ("ничто") - аб- солютно. С другой стороны, дематериализация вещи, трансформа- ция ее в абстрактную структуру, связана не с восхожде- нием к общему, а с усилением особенного, частного, ин- дивидуального:
В этом и есть, видать, роль материи во времени - передать все во власть ничего, чтоб заселить верто- град голубой мечты, разменявши ничто на собственные черты.
Так говорят "лишь ты", заглядывая в лицо.
("Сидя в тени". XXII-XXIII. июнь. 1983)
Только полностью перейдя "во власть ничего", вещь приобретает свою подлинную индивидуальность, становится личностью. В этом контексте следует воспринимать и тот пафос случайности и частности, который пронизывает но- белевскую лекцию Бродского; ср., например, две ее пер- вые фразы: "Для человека частного и частность эту всю жизнь ка- кой-либо общественной роли предпочитавшего, для челове- ка, зашедшего в предпочтении этом довольно далеко - ив частности1 от родины, ибо лучше быть последним неудач- ником в демократии, чем мучеником или властелином в деспотии, оказаться внезапно на этой трибуне - большая неловкость и испытание. Ощущение это усугубляется не столько мыслью о тех, кто стоял здесь до меня, сколько памятию о тех, кого эта честь миновала, кто не смог обратиться, что называ- ется, "урби эт орби" с этой трибуны и чье общее молча- ние как бы ищет и не находит себе в вас выхода" (курсив наш. - М. Л., Ю. Л.). Здесь четко прослеживается одна из философем Бродс- кого: наиболее реально не происходящее, даже не проис- шедшее, а то, что так и не произошло.
содержание .. 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 ..
|
|
|