|
|
содержание .. 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 ..
Стихотворения раннего Пастернака - часть 6
Основой сочетаемости слов в тексте Пастернака оказывается снятие некоторых общеобязательных в языке запре- тов. Однако снятие запретов может быть значимо, только если оно ощутимо, то есть если текст одновременно прое- цируется на две системы закономерностей: систему, в ко- торой определенная последовательность элементов высту- пает как единственно возможная (структура ожидания), и систему, которая вводит какие-либо иные ряды предсказу- емостей, отменяющие первый тип. В этом случае и соблю- дение определенных закономерностей, и их нарушение ока- зываются - в разных системах - носителями значений. Семантическая структура стиха раннего Пастернака строится на основе принципа соположения разнородных се- мантических единиц2. Однако такое соположение предпола- гает не только обеспечивающее высокую степень непредс- казуемости различие, но и определенное семантическое сходство. Значение получает не только семантическая от- даленность, но и степень этой отдаленности.
И сады, и пруды, и ограды, И кипящее белыми воплями Мирозданье - лишь страсти разряды, Человеческим сердцем накопленной3.
В цепочке: "сады - пруды - ограды - мирозданье - страсти разряды" не просто соположены значения разных рядов, но и модулируется степень несходства. "Сады", "пруды" и "ограды" однородны как обозначения веществен- ных понятий, как детали эмпирически данного пейзажа. Соположение их в один ряд вполне соответствует нормам языка и привычке бытового
1 Пастернак Б. Л. Собр. соч. Т. 4. С. 620. 2 На особую роль принципа соположения семантических единиц в поэтике русского футуризма указал в ряде работ проф. М. Дрозда. 3 Пастернак Б. Л. Собр. соч. Т. 1. С. 137; ср. так- же: С. 18-19.
восприятия. Этим создается инерция "обычности". Разница значений, активизируемая в этом ряду, - это отличие между различными предметами одного и того же уровня ре- альности. "Мирозданье" активизирует противопоставление части и целого. Однако, вводя "страсти разряды", Пас- тернак вообще снимает эту оппозицию, заменяя ее антите- зой "человек - мир", "материальная реальность - чувс- тво". Таким образом, каждый добавляемый к ряду элемент опровергает некоторое ожидание и устанавливает новое, в свою очередь, опровергаемое следующим'. Несколько иначе сделан вставной ряд: "Кипящее белыми воплями". Здесь слова не образуют своей синтаксической структурой по- добной цепочки функционально равных элементов. Однако наряду с синтаксической конструкцией образуется опреде- ленный семантический эффект, - соположение. "Кипящий" - понятие, подлежащее моторно-ощутительному восприятию (передается значение пенистости), "белый" - зритель- но-цветовое, "вопль" - слуховое понятие. Соединение их в единый ряд дает единую инерцию сенсорности и, однов- ременно, активизирует различие типов восприятия, созда- вая значение полноты. Возможность нарушения любой привычной и ожидаемой семантической связи деавтоматизирует текст и создает облик деавтоматизированного мира2. Однако ранние стихи, опубликованные Е. В. Пастернак, - лишь определенный этап на этом пути. Принцип соположения разнородных элементов играет еще одну роль при построении семантических моделей: он уравнивает, то есть, с одной стороны, выявляет, а с другой, снимает определенные семантические оппозиции. Для текста Пастернака особенно существенно снятие оппо- зиции "одушевленное - неодушевленное". Ранние стихи с известной прямолинейностью обнажают одну существенную особенность лирики Пастернака. Критика настойчиво обви- няла поэта в субъективности, потере интереса к внешнему миру. Однако само деление на внешний и внутренний мир у Пастернака снято: внешний наделен одушевленностью, внутренний - картинной пейзажностью и предметностью. Граница между "я" и "не-я", сильно маркированная в лю- бой системе субъективизма, в тексте Пастернака демонс- тративно снята. Это обнажено в таких стихотворениях, как "Быть полем для себя; сперва, как озимь...", "Я найден у истоков щек", "С каждым шагом хватаюсь за го- лову" и др. Особенно интересны в этом отношении пути работы над стихотворением
Примером одновременной активизации двух взаимона- ложенных структур могут быть стихи типа: Дай застыть обломком о тебе (XLII). Текст порождает- ся пересечением двух возможных фразеологических сочета- ний: "обломок тебя" (чего?) и "память о тебе" (о ком?). Прием этот мало используется в публикуемых текстах, но очень существен для дальнейшего творчества Пастернака. 2 В этом смысле "традиционность" стиха позднего Пас- тернака совсем не представляет собой отказа от структу- ры ранней поэзии: хотя читатель и сталкивается с обыч- ными языковыми конструкциями, он знает, что они могут быть нарушены и используются поэтом отнюдь не в силу языкового автоматизма. Бытовой, "правдоподобный" мир, - не единственная возможность. И, хотя поэт изображает именно его, читатель помнит об альтернативных возмож- ностях.
"Весна" (XXIII). Стихотворение имеет прозаический план, который не полностью реализован в стихотворном - неоконченном - тексте: "Карий гнедой зрачок [мальчик] зерна снегу. А ближе брови переходят в кусты и птиц [черту], под ним [ка- пель] благовеста и вечереют огни и кутается в мех же земля огни хватает и [зароет] пр." Текст этот интересен, во-первых, тем, что обнажает зерно, из которого развертывается у Пастернака произве- дение. Это не ритмическая инерция и не сюжет. Даже грамматика в этой стадии не обязательна (речь идет не о значимых нарочитых нарушениях, а о тех невольных грам- матических несо-гласованностях, которые показывают, что создание отмеченного по языковым нормам текста совсем не было целью). В основе - поиски нужных семантических сцеплений, соположения слов. Во-вторых, бесспорный ин- терес представляет слитность внешнего и внутреннего в некий единый портрет-пейзаж. Достигаемое таким образом одушевление мира имело большое значение. Если для символистов все имело значе- ние, то постсимволистская культура разрабатывала проб- лему значительности реальности, которая должна была пе- рестать рассматриваться как внешний знак и не потерять от этого культурной ценности. Речь шла о реабилитации жизни как таковой. Однако было бы заблуждением пола- гать, что философская антитеза "субъективное - объек- тивное" не играет никакой роли в поэтической модели ми- ра Пастернака раннего периода. Здесь необходимо сделать уточнение: снятая при соотнесении "я" и природы, она полностью сохраняется в отношении "я - другие люди". Здесь появляется тема душевной "каймы", отгораживающей человека от человека. "Кайма" эта - и причина страда- ний, и показатель богатства личности (ср. об ангелах: "Каймы их души лишены"). Так завязываются, пока еще только намеченные, основные сюжеты лирики Пастернака. Отношение к другим людям предстает в трех основных ва- риантах: тема любви, тема народа, тема другого челове- ка, совершающего подвиг и вызывающего восхищение, прек- лонение и жалость. Тема народа представлена в публикации Е. В. Пастер- нак двумя очень интересными набросками: "Я не ваш, я беспечной черни / Беззаботный и смелый брат" и "О если б стать таким, как те / Что через ночь на диких конях гонят". Что касается третьей темы - очень существенной для Пастернака (из нее потом разовьется тема революции) - то уже в публикуемых набросках она начинает связы- ваться с образом женщины-героини ("Шарманки ль петух или окрик татар" и "Кто позовет амазонку в походы"). Возникающая тема женской доли ("И был ребенком я, когда закат") расположена на перекрестке первой и второй тем. Из сказанного вытекает интересная особенность: все основные аспекты социальной проблематики - от любви до революции - воплощаются в лирике Пастернака в виде раз- ных типов сюжетов, построенных из трех основных компо- нентов: "я", "природа", "женщина". Этих элементов ока- зывается достаточно для построения любой социальной или космической модели. Поэтому построение грамматики лири- ческих сюжетов у Пастернака можно рассматривать как вполне достижимую задачу. Однако, поскольку в настоящей публикации мы имеем дело в основном с отрывками, реше- ние этой задачи потребовало бы слишком обширных экскур- сов в позднейшую лирику поэта. Разрушение облика мира, создаваемого "здравым смыс- лом" и автоматизмом языка, - не мировоззрение и не эс- тетическая система. Это - язык культуры эпохи. Именно поэтому оно может быть положено в основу различных, по- рой противоположных идейно-эстетических структур. Прак- тически мы это можем широко наблюдать в жизни искусства XX в.
содержание .. 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 ..
|
|
|