Основой сочетаемости слов в тексте Пастернака

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

Стихотворения раннего Пастернака - часть 6

 

                                      

   Основой сочетаемости слов в тексте Пастернака оказывается снятие некоторых общеобязательных в языке запре-

тов.  Однако снятие запретов может быть значимо, только

если оно ощутимо, то есть если текст одновременно прое-

цируется на две системы закономерностей: систему, в ко-

торой  определенная последовательность элементов высту-

пает как единственно возможная (структура ожидания),  и

систему, которая вводит какие-либо иные ряды предсказу-

емостей,  отменяющие первый тип. В этом случае и соблю-

дение определенных закономерностей, и их нарушение ока-

зываются - в разных системах - носителями значений.   

   Семантическая структура  стиха  раннего   Пастернака

строится на основе принципа соположения разнородных се-

мантических единиц2. Однако такое соположение предпола-

гает  не только обеспечивающее высокую степень непредс-

казуемости различие,  но и  определенное  семантическое

сходство. Значение получает не только семантическая от-

даленность, но и степень этой отдаленности.           

  

     И сады, и пруды, и ограды,

    И кипящее белыми воплями

   Мирозданье -  лишь  страсти  разряды, 

 Человеческим сердцем накопленной3.

                                 

   В цепочке:  "сады   пруды  - ограды - мирозданье -

страсти разряды" не просто соположены  значения  разных

рядов,  но  и модулируется степень несходства.  "Сады",

"пруды" и "ограды" однородны как обозначения веществен-

ных  понятий,  как  детали эмпирически данного пейзажа.

Соположение их в один ряд вполне  соответствует  нормам

языка и привычке бытового                             

 


1 Пастернак Б. Л. Собр. соч. Т. 4. С. 620.         

   2 На  особую роль принципа соположения семантических

единиц в поэтике русского футуризма указал в ряде работ

проф. М. Дрозда.                                       

   3 Пастернак Б.  Л. Собр. соч. Т. 1. С. 137; ср. так-

же: С. 18-19.                                         


 

восприятия. Этим создается инерция "обычности". Разница

значений,  активизируемая в этом ряду,   это  отличие

между различными предметами одного и того же уровня ре-

альности.  "Мирозданье" активизирует противопоставление

части и целого.  Однако,  вводя "страсти разряды", Пас-

тернак вообще снимает эту оппозицию, заменяя ее антите-

зой  "человек - мир",  "материальная реальность - чувс-

тво".  Таким образом, каждый добавляемый к ряду элемент

опровергает некоторое ожидание и устанавливает новое, в

свою очередь, опровергаемое следующим'. Несколько иначе

сделан  вставной ряд:  "Кипящее белыми воплями".  Здесь

слова не образуют своей синтаксической  структурой  по-

добной  цепочки функционально равных элементов.  Однако

наряду с синтаксической конструкцией образуется опреде-

ленный семантический эффект, - соположение. "Кипящий" -

понятие,  подлежащее  моторно-ощутительному  восприятию

(передается  значение  пенистости),  "белый" - зритель-

но-цветовое,  "вопль" - слуховое понятие. Соединение их

в единый ряд дает единую инерцию сенсорности и,  однов-

ременно, активизирует различие типов восприятия, созда-

вая значение полноты.                                  

   Возможность нарушения  любой  привычной  и ожидаемой

семантической связи деавтоматизирует  текст  и  создает

облик деавтоматизированного мира2. Однако ранние стихи,

опубликованные Е.  В.  Пастернак,  - лишь  определенный

этап на этом пути.                                    

   Принцип соположения разнородных элементов играет еще

одну роль  при  построении  семантических  моделей:  он

уравнивает,  то есть,  с одной стороны,  выявляет,  а с

другой,  снимает определенные семантические  оппозиции.

Для текста Пастернака особенно существенно снятие оппо-

зиции "одушевленное - неодушевленное".  Ранние стихи  с

известной  прямолинейностью  обнажают одну существенную

особенность лирики Пастернака. Критика настойчиво обви-

няла поэта в субъективности, потере интереса к внешнему

миру. Однако само деление на внешний и внутренний мир у

Пастернака   снято:  внешний  наделен  одушевленностью,

внутренний - картинной  пейзажностью  и  предметностью.

Граница между "я" и "не-я",  сильно маркированная в лю-

бой системе субъективизма,  в тексте Пастернака демонс-

тративно  снята.  Это  обнажено в таких стихотворениях,

как "Быть полем для себя;  сперва,  как  озимь...",  

найден у истоков щек",  "С каждым шагом хватаюсь за го-

лову" и др.  Особенно интересны в этом  отношении  пути

работы над стихотворением                             

  


 Примером  одновременной активизации двух взаимона-

ложенных структур могут быть стихи типа:              

   Дай застыть обломком о тебе (XLII). Текст порождает-

ся пересечением двух возможных фразеологических сочета-

ний: "обломок тебя" (чего?) и "память о тебе" (о ком?).

Прием этот мало используется в публикуемых текстах,  но

очень существен для дальнейшего творчества Пастернака.

   2 В этом смысле "традиционность" стиха позднего Пас-

тернака совсем не представляет собой отказа от структу-

ры ранней поэзии:  хотя читатель и сталкивается с обыч-

ными языковыми конструкциями,  он знает,  что они могут

быть нарушены и используются поэтом отнюдь  не  в  силу

языкового автоматизма. Бытовой, "правдоподобный" мир, -

не единственная возможность.  И,  хотя поэт  изображает

именно  его,  читатель помнит об альтернативных возмож-

ностях.                                               


 

 "Весна" (XXIII).   Стихотворение   имеет  прозаический

план,  который не полностью реализован в стихотворном -

неоконченном - тексте:                                

   "Карий гнедой зрачок [мальчик] зерна снегу.  А ближе

брови переходят в кусты и птиц [черту],  под  ним  [ка-

пель]  благовеста  и  вечереют огни и кутается в мех же

земля огни хватает и [зароет] пр."                    

   Текст этот интересен,  во-первых,  тем, что обнажает

зерно, из которого развертывается у Пастернака произве-

дение.  Это не ритмическая инерция  и  не  сюжет.  Даже

грамматика в этой стадии не обязательна (речь идет не о

значимых нарочитых нарушениях,  а о тех невольных грам-

матических несо-гласованностях, которые показывают, что

создание отмеченного по языковым нормам  текста  совсем

не было целью).  В основе - поиски нужных семантических

сцеплений,  соположения слов. Во-вторых, бесспорный ин-

терес  представляет  слитность внешнего и внутреннего в

некий единый портрет-пейзаж.                          

   Достигаемое таким  образом  одушевление  мира  имело

большое значение. Если для символистов все имело значе-

ние,  то постсимволистская культура разрабатывала проб-

лему значительности реальности, которая должна была пе-

рестать рассматриваться как внешний знак и не  потерять

от  этого культурной ценности.  Речь шла о реабилитации

жизни как таковой.  Однако было бы  заблуждением  пола-

гать,  что  философская антитеза "субъективное - объек-

тивное" не играет никакой роли в поэтической модели ми-

ра Пастернака раннего периода. Здесь необходимо сделать

уточнение:  снятая при соотнесении "я" и  природы,  она

полностью  сохраняется  в  отношении "я - другие люди".

Здесь появляется тема душевной "каймы",  отгораживающей

человека  от человека.  "Кайма" эта - и причина страда-

ний,  и показатель богатства личности (ср.  об ангелах:

"Каймы  их  души лишены").  Так завязываются,  пока еще

только намеченные,  основные сюжеты лирики  Пастернака.

Отношение  к другим людям предстает в трех основных ва-

риантах:  тема любви, тема народа, тема другого челове-

ка, совершающего подвиг и вызывающего восхищение, прек-

лонение и жалость.                                    

   Тема народа представлена в публикации Е.  В. Пастер-

нак  двумя очень интересными набросками:  "Я не ваш,  я

беспечной черни / Беззаботный и смелый брат" и "О  если

б  стать таким,  как те / Что через ночь на диких конях

гонят".  Что касается третьей темы - очень существенной

для Пастернака (из нее потом разовьется тема революции)

- то уже в публикуемых набросках  она  начинает  связы-

ваться  с  образом  женщины-героини ("Шарманки ль петух

или окрик татар" и "Кто позовет  амазонку  в  походы").

Возникающая тема женской доли ("И был ребенком я, когда

закат") расположена на перекрестке первой и второй тем.

   Из сказанного вытекает интересная  особенность:  все

основные  аспекты социальной проблематики - от любви до

революции - воплощаются в лирике Пастернака в виде раз-

ных типов сюжетов,  построенных из трех основных компо-

нентов:  "я", "природа", "женщина". Этих элементов ока-

зывается достаточно для построения любой социальной или

космической модели. Поэтому построение грамматики лири-

ческих  сюжетов  у  Пастернака  можно рассматривать как

вполне достижимую задачу. Однако, поскольку в настоящей

публикации мы имеем дело в основном с отрывками,  реше-

ние этой задачи потребовало бы слишком обширных экскур-

сов в позднейшую лирику поэта.                        

   Разрушение облика мира,  создаваемого "здравым смыс-

лом" и автоматизмом языка,  - не мировоззрение и не эс-

тетическая система.  Это - язык культуры эпохи.  Именно

поэтому оно может быть положено в основу различных, по-

рой противоположных идейно-эстетических структур. Прак-

тически мы это можем широко наблюдать в жизни искусства

XX в.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..