"Дрозды" Б. Пастернака (анализ стихотворения)

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

 

"Дрозды" Б. Пастернака (анализ стихотворения)

                         

   Дорогой друг!                                      

   Приближается твое  шестидесятилетие.  Что  подарить

тебе к нему?  Прими вместо подарка это письмо - неболь-

шой разбор одного стихотворения. Что дарить филологу от

филолога,  как не изделие  своего  цеха?  Стихотворение

Пастернака "Дрозды":                                  

  

   На захолустном полустанке                         

Обеденная тишина.                               

    Безжизненно поют овсянки                           

    В кустарнике у полотна.                            

 

    Бескрайний, жаркий, как желанье.                    

   Прямой проселочный простор.                        

   Лиловый лес на заднем плане,                       

   Седого облака вихор.                                

  

   Лесной дорогою деревья                             

   Заигрывают с пристяжной.                           

    По углубленьям на корчевье                           

    Фиалки, снег и перегной.                            

  

   Наверное, из этих впадин                           

   И пьют дрозды, когда взамен                        

    Раззванивают слухи за день                        

   Огнем и льдом своих колен.                          

  

   Вот долгий слог, а вот короткий.                   

   Вот жаркий, вот холодный душ.                      

   Вот, что выделывает глоткой,                       

   Луженной лоском этих луж.                          

  


 Статья   опубликована   в  альманахе,  посвященном

60-летию известного чешского филолога Мирослава Дрозды.


 

У них на кочках свои поселок,                 

 Подглядыванье из-за штор,                      

    Шушуканье в углах светелок                        

    И целодневный таратор.                            

 

   По их распахнутым покоям                           

   Загадки в гласности снуют.                         

   У них часы с дремучим боем,                         

   Им ветви четверти поют.                            

  

   Таков притон дроздов тенистый.                     

     Они в неубранном бору                                

   Живут, как жить должны артисты.                    

   Я тоже с них пример беру.                          

  

Стихотворение относится к последним,  написанным пе-

ред войной и завершает собой творчество "мирного" пери-

ода. В сборнике "На ранних поездах" включалось в раздел

"Переделкино",  имевший подзаголовок:  "Начало 1941 го-

да".                                                  

   Смысловая структура стихотворения образуется наложе-

нием двух пространственных моделей.  Первая  образуется

столкновением  начальной  строфы  со  второй и третьей.

Противопоставление актуализирует образы:

сжатого пространства

распахнутого     пространства (простора)

образ остановки, захолустья:
"захолустный полустанок",
"обеденная тишина"

образ дороги:  
"бескрайний проселочный простор",
  "лиловый лес", "облако".

   Окраска "лиловый" лес и "седое" облако, одновременно

с упоминанием "заднего плана", создает впечатление зри-

тельной удаленности:

                                  

   неподвижности --------------------- движения

    

сочетание "захолустности" с семантикой "перерыва" (обеденная тишина) передает значение вечного, непрерывного перерыва, перерыва в жизни, что поддерживается эпитетом "безжизненного". Возникает образ застоя, неподвижности

"деревья заигрывают с пристяжной" - строки создают образ движения, веток деревьев, цепляющихся на узкой лесной дороге за спину и голову лошади (скрытую семантику движения создает также образ стрелы, возникающей из характеристик дороги как "прямой" и ее узости): пристяжная, чуть с боку, уже цепляется за деревья!

   Далее пространственный образ расширяется,  и в поня-

тие "дороги" начинает включаться как бы синонимичный ей

"лес".  Лес  объединен  с  дорогой причастностью к миру

жизни и движения.  Он движется: во второй строфе он еле

виднелся на заднем плане, в третьей - он "заигрывает" с

едущими сквозь

                    


  Пастернак Б.  Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1965.

С.  407-408.  Первая публикация: На ранних поездах. М.,

1943.


                         

   него лошадьми. Способность "играть" для Пастернака -

один  из  основных  признаков жизни (ср.  "Вакханалию":

"Сколько надо отваги,  / Чтоб играть на века, / Как иг-

рают  овраги,   Как играет река...";  "Мейерхольдам":

"Так играл пред землей молодою / Одаренный один  режис-

сер..." и др.).                                        

   Дорогу и  лес  поэт  объединяет  яркой выраженностью

температурного признака. Бестемпературность - контраст-

ность  температурных  характеристик  в  мире Пастернака

звучит как антитеза безэмоциональности и эмоций. Карти-

на  полустанка  нарисована  так,  что нельзя определить

времени года, погоды, температуры. Противостоящий мир -

"жаркий  как желанье" и одновременно "по углубленьям на

корчевье <...> снег".  Эта антитеза прямо ведет к  дру-

гой:                                                  

 

"безжизненно поют  овсянки" -- дрозды раззванивают

<...> огнем и льдом своих колен <...>

<...> вот жаркий, вот холодный душ".

   

   Пространственный контраст преображается  в  контраст

безжизненного  пения  и  пения,  полного жизни (жизнь =

контрастам голосовых колен).                          

   Следующая строфа вводит вторую пространственную  мо-

дель:  неожиданно  возникает  образ птичьего "поселка",

наделенного всеми признаками милой Пастернаку и  единс-

твенно  настоящей,  с  его точки зрения,  простой жизни

"без помпы и парада": здесь                           

  

Подглядыванье из-за штор, 

Шушуканье в углах  светелок...

                                                

   "Светелки", "часы  с  дремучем боем",  отзванивающие

четверти, вызывают образы устоявшегося, провинциального

и,  одновременно, как бы "бабушкиного" быта. Этот образ

применительно  к  птичьему  миру  совершенно  неожидан.

Смысл его раскрывается местоимением "свой":           

 

 У них на кочках свой поселок...

                     

   Такое построение  фразы  подразумевает существование

какого-то другого поселка, противопоставленного певчему

жилью дроздов.  Поселок этот назван в подзаголовке "Пе-

ределкино" (булгаковское  "Перелыгино").  Это  реальный

подмосковный писательский поселок,  в котором Пастернак

жил начиная с 1936 г.  Но то,  что во втором пространс-

твенном  противопоставлении  "поселок дроздов - поселок

поэтов" второй член подразумевается,  как бы  уплотняет

его  с первой пространственной антитезой и переносит на

него образную характеристику полустанка овсянок.  Писа-

тельский поселок охарактеризован умолчанием.  Образ его

возникает из сопоставления с овсянками и противопостав-

ления дроздам.                                        

   Заключительная строфа  отождествляет "притон дроздов

тенистый" с нормой поэтического быта и с  пространством

автора.                                               

   Одновременно стихотворение  строится контрастным со-

отнесением автобиографических деталей (смена зрительных

впечатлений  и мыслей поэта во время реального движения

со станции железной дороги в Переделкино)  и  известных

строк Гёте:

                                            

   Ich singe,  wie der Vogel singt, 

Der in den Zweigen wohnet:

                                                       

Das Lied, das aus dei Kehle dringt,

Ist Lohn, der reichlich lohnet.

                                         

   Стихотворение это породило огромную традицию цитации

и  неадекватных толкований.  Пастернак возвращает нас к

подлинному и глубоко понятному  смыслу  стихов  Гёте  о

природе поэтического творчества. Однако хотелось бы от-

метить, что абстрактный образ гётевской птицы заменен у

Пастернака веселым и вольным Дроздом.                 

  

Ю. Лотман                                           

  

PS. Итак,  да здравствуют Drozd'ы "Я тоже с них при-

мер беру!"                                            

  

1984               

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..