|
|
содержание .. 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 ..
"Дрозды" Б. Пастернака (анализ стихотворения)
Дорогой друг! Приближается твое шестидесятилетие. Что подарить тебе к нему? Прими вместо подарка это письмо - неболь- шой разбор одного стихотворения. Что дарить филологу от филолога, как не изделие своего цеха? Стихотворение Пастернака "Дрозды":
На захолустном полустанке Обеденная тишина. Безжизненно поют овсянки В кустарнике у полотна.
Бескрайний, жаркий, как желанье. Прямой проселочный простор. Лиловый лес на заднем плане, Седого облака вихор.
Лесной дорогою деревья Заигрывают с пристяжной. По углубленьям на корчевье Фиалки, снег и перегной.
Наверное, из этих впадин И пьют дрозды, когда взамен Раззванивают слухи за день Огнем и льдом своих колен.
Вот долгий слог, а вот короткий. Вот жаркий, вот холодный душ. Вот, что выделывает глоткой, Луженной лоском этих луж.
Статья опубликована в альманахе, посвященном 60-летию известного чешского филолога Мирослава Дрозды.
У них на кочках свои поселок, Подглядыванье из-за штор, Шушуканье в углах светелок И целодневный таратор.
По их распахнутым покоям Загадки в гласности снуют. У них часы с дремучим боем, Им ветви четверти поют.
Таков притон дроздов тенистый. Они в неубранном бору Живут, как жить должны артисты. Я тоже с них пример беру.
Стихотворение относится к последним, написанным пе- ред войной и завершает собой творчество "мирного" пери- ода. В сборнике "На ранних поездах" включалось в раздел "Переделкино", имевший подзаголовок: "Начало 1941 го- да". Смысловая структура стихотворения образуется наложе- нием двух пространственных моделей. Первая образуется столкновением начальной строфы со второй и третьей. Противопоставление актуализирует образы:
Окраска "лиловый" лес и "седое" облако, одновременно с упоминанием "заднего плана", создает впечатление зри- тельной удаленности:
неподвижности --------------------- движения
Далее пространственный образ расширяется, и в поня- тие "дороги" начинает включаться как бы синонимичный ей "лес". Лес объединен с дорогой причастностью к миру жизни и движения. Он движется: во второй строфе он еле виднелся на заднем плане, в третьей - он "заигрывает" с едущими сквозь
Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1965. С. 407-408. Первая публикация: На ранних поездах. М., 1943.
него лошадьми. Способность "играть" для Пастернака - один из основных признаков жизни (ср. "Вакханалию": "Сколько надо отваги, / Чтоб играть на века, / Как иг- рают овраги, / Как играет река..."; "Мейерхольдам": "Так играл пред землей молодою / Одаренный один режис- сер..." и др.). Дорогу и лес поэт объединяет яркой выраженностью температурного признака. Бестемпературность - контраст- ность температурных характеристик в мире Пастернака звучит как антитеза безэмоциональности и эмоций. Карти- на полустанка нарисована так, что нельзя определить времени года, погоды, температуры. Противостоящий мир - "жаркий как желанье" и одновременно "по углубленьям на корчевье <...> снег". Эта антитеза прямо ведет к дру- гой:
"безжизненно поют овсянки" -- дрозды раззванивают <...> огнем и льдом своих колен <...> <...> вот жаркий, вот холодный душ".
Пространственный контраст преображается в контраст безжизненного пения и пения, полного жизни (жизнь = контрастам голосовых колен). Следующая строфа вводит вторую пространственную мо- дель: неожиданно возникает образ птичьего "поселка", наделенного всеми признаками милой Пастернаку и единс- твенно настоящей, с его точки зрения, простой жизни "без помпы и парада": здесь
Подглядыванье из-за штор, Шушуканье в углах светелок...
"Светелки", "часы с дремучем боем", отзванивающие четверти, вызывают образы устоявшегося, провинциального и, одновременно, как бы "бабушкиного" быта. Этот образ применительно к птичьему миру совершенно неожидан. Смысл его раскрывается местоимением "свой":
У них на кочках свой поселок...
Такое построение фразы подразумевает существование какого-то другого поселка, противопоставленного певчему жилью дроздов. Поселок этот назван в подзаголовке "Пе- ределкино" (булгаковское "Перелыгино"). Это реальный подмосковный писательский поселок, в котором Пастернак жил начиная с 1936 г. Но то, что во втором пространс- твенном противопоставлении "поселок дроздов - поселок поэтов" второй член подразумевается, как бы уплотняет его с первой пространственной антитезой и переносит на него образную характеристику полустанка овсянок. Писа- тельский поселок охарактеризован умолчанием. Образ его возникает из сопоставления с овсянками и противопостав- ления дроздам. Заключительная строфа отождествляет "притон дроздов тенистый" с нормой поэтического быта и с пространством автора. Одновременно стихотворение строится контрастным со- отнесением автобиографических деталей (смена зрительных впечатлений и мыслей поэта во время реального движения со станции железной дороги в Переделкино) и известных строк Гёте:
Ich singe, wie der Vogel singt, Der in den Zweigen wohnet:
Das Lied, das aus dei Kehle dringt, Ist Lohn, der reichlich lohnet.
Стихотворение это породило огромную традицию цитации и неадекватных толкований. Пастернак возвращает нас к подлинному и глубоко понятному смыслу стихов Гёте о природе поэтического творчества. Однако хотелось бы от- метить, что абстрактный образ гётевской птицы заменен у Пастернака веселым и вольным Дроздом.
Ю. Лотман
PS. Итак, да здравствуют Drozd'ы "Я тоже с них при- мер беру!"
1984
содержание .. 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 ..
|
|
|