|
|
содержание .. 110 111 112 113 114 115 116 117 ..
Блок и народная культура города - часть 2
В этом аспекте демократизации литературы роль Блока была исключительно велика. Народная поэзия неизменно занимала важнейшее место в творческих исканиях Блока. Вопрос этот с большой полно- той освещен в известной работе Э. В. Померанцевой. От- ношение Блока к народному театру2 и таким видам массо- вого искусства, как кинематограф3, также делалось уже предметом исследовательского внимания. Однако в интере- сующем нас аспекте к уже сказанному можно добавить не- которые наблюдения. Символизм пронизывал мышление Блока. Это, в частнос- ти, проявлялось в том, что не только явления искусства, но и события и факты окружающего мира для него имели значение, то есть представляли собой некоторые тексты, из которых должен быть вычитан скрытый смысл - соот- ветствие глубинным истинам. Такой взгляд приобретает особую значимость в тот период, когда "начинается "ан- титеза"" (5, 428). Если на первом этапе эволюции Блока Мировые Символы игнорируют мир житейской обыденности и каждодневной пошлости, то на втором они светят сквозь них. Отрицание "заревой ясности" (5, 428) соловьевской утопии подразумевает, что художник должен пройти через культуру современного города, окунуться в "сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение всех этих цветов - у Врубеля) при раздирающем аккомпанементе скрипок и напе- вов, подобных цыганским песням" (5, 428). Скрипки и цы- ганские песни упомянуты здесь не случайно. Для Блока массовая культура современного города имеет смысл, ее пошлость таинственно связана с глубинными смыслами и этим отличается от лишенной значения пошлости "культур- ного" интеллигентского мира. Простодушная и примитивная пошлость мира ресторанной музыки, кафешантана, уличных развлечений есть форма жизни, а жизнь, и именно прими- тивная, первозданная и наивная, имеет таинственный смысл. Культурный же быт внутренне пуст, само отсутс- твие в нем грубости свидетельствует об отсутствии в нем жизни и, следовательно, какого бы то ни было скрытого значения, это - Блок говорит о религиозно-философских собраниях 1907 г. - "словесный кафешантан, которому не я один предпочитаю кафешантан обыкновенный, где сквозь скуку прожигает порою усталую душу печать
1 Померанцева Э. В. Александр Блок и фольклор // Русский фольклор: Материалы и исследования. М.; Л., 1958. Т. 3. 2 См.: Родина Т. А. Блок и русский театр начала XX века. М., 1972. С. 128; Гаспаро" Б. М., Лотман Ю. М. Игровые мотивы в поэме "Двенадцать" // Тезисы I всесо- юзной (III) конференции "Творчество А. А. Блока и русс- кая культура XX века". Тарту, 1975. 3 Зоркая Н. Кинематограф в жизни Александра Блока // Из истории кино: Материалы и документы. М., 1974. Вып. 9.
Буйного веселья, Страстного похмелья.
Я думаю, что человек естественный, не промозглый, но поставленный в неестественные условия городской жизни, и непременно отправится в кафешантан..." (5, 212). О связи поэзии Блока со стихией цыганского романса писалось неоднократно. Можно было бы отметить лишь од- ну особенность обращения Блока к этим упрощенным или вульгаризованный формам художественной жизни. Они, ко- нечно, вливались в тот широкий поток признания городс- кой реальности как поэтического факта, начало которому было положено в русской поэзии XX в. В. Брюсовым и ко- торый окончательно завоевал поэтическое гражданство в стихах В. Маяковского и Б. Пастернака. Однако имелся здесь и специфический "блоковский" поворот. Пастернак принимает элементарные формы жизни "без помпы и парада" потому, что они самоценны и не сопряжены ни с каким извне находящимся значением, его "урбанизмы" - свиде- тельства поэзии, имманентно присущей жизни как таковой. Для Блока "в неестественных условиях городской жизни" именно примитив таит в себе, хоть и искаженные и визг- ливые, звуки скрипок мировой музыки. Более того, чем униженнее, похмельнее, дальше от утонченности, чем гру- бее эта сфера, тем она стихийнее и, следовательно, бли- же к грядущему воскресению. Связь мысли о воскресении через падение с погружением в стихию городской - именно петербургской - жизни роднит Блока с Достоевским2. Такая позиция влекла за собой эстетическую смелость: Блок избегал стихии пошлости городской низовой культу- ры, а превращал ее в материал своей поэзии. Однако, смело используя ее, он наделял ее символической приро- дой, одухотворял связью с миром значений. Это позволяло Блоку создавать поэтику, одновременно обращенную по сложности своей семантической системы к избранному и изощренному читателю и вместе с тем адресующуюся к та- кой широкой массовой аудитории, которая была решитель- ной новостью в истории русской поэзии. Русский читатель представлял в начале XX в. массу, громадную не только с точки зрения пушкинской, но и некрасовской эпохи. То, что читатель этот в эпоху между двумя революциями был в первую очередь читателем стихов, что стихи Блока поль- зовались ни с чем не сравнимой популярностью, подтверж- дается многими источниками. Специфической чертой жизни поэзии в обществе в эти годы были массовые поэтические вечера, выступления поэ- тов в концертах перед широкой аудиторией. История русс- кой поэзии XIX в. знала лишь чтения в дружеском кругу, литературном салоне или в избранном обществе единомыш- ленников. Узкий круг знал поэта в лицо, отождествлял его стихи с голосом и манерой
См.: Тынянов Ю. Н. Блок // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 122; МинцЗ. Г. Лирика Александра Блока. Тарту, 1973. Вып. 3: Александр Блок и традиция русской демократической литературы XIX века. С. 36-37; Хопрова Т. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. Л., 1974. С. 29-32. 2 См.: Минц 3. Г. Блок и Достоевский // Достоевский и его время. Л., 1971; Соловьев Б. И. Блок и Достоевский // Достоевский и русские писатели. М., 1971. Блок делает попытку анализа структуры аудитории и на этом анализе строит свою концепцию эстрадного выступле- ния поэта как обоюдного акта. Поэт - посланец и вестник - должен говорить на языке слушателя. Основываясь на своем анализе публики. Блок признает выступления "любо- го из новых поэтов" вредными. Он приводит лишь единс- твенный, по его мнению, случай слияния чтеца и аудито- рии, свидетелем которого он был: "...это - когда Н. А. Морозов читал свои стихи - тоже плохие, конечно еще го- раздо хуже плещеевских. Но, когда он читал их, я слы- шал, что он хотел передать ими слушателям, видел по приему и по лицам аудитории, что ему удалось это, - и готов был сказать (как и теперь готов), что стихи Н. А. Морозова не только можно, а, пожалуй, и нужно читать на литературных вечерах" (5, 308). В стремлении отделить себя от "интеллигентной публи- ки" столыпинских лет Блок был слишком строг к литера- турным концертам, составлявшим интересную страницу в совсем еще не изученной истории поэтической аудитории а России. Поэтические вечера 1900-1910-х гг., конечно, не были лишены культурных издержек. Однако они стали ак- тивной формой поэтического быта этой эпохи и наложили свой отпечаток на историю русской поэзии. Интересно от- метить, что обстановка поэтических чтений, являясь по- рождением культуры XX в. с ее массовостью читательской аудитории, динамизмом развития и тесной связью с об- щественными настроениями, парадоксально вновь вызвала к жизни ряд архаических черт функционирования текстов в обществе. Мы уже говорили о непосредственном соедине- нии, что вообще характерно для устного общения, поэта и слушателей в пределах одного пространственно-временного континуума, а также о том, что свойственная обстановке устного общения непосредственность включала аудиторию в активную атмосферу поэтического сотворчества, напомина- ющую фольклорную ситуацию. Возникавшая атмосфера опре- деленными чертами напоминала напряженность сектантских собраний, создавая обстановку эзотерического общения в архаических коллективах. Так, в словотворчестве Хлебни- кова явно заметны отзвуки глоссолалий (ср. высказывание Р. Якобсона: "Хлебников широко использовал русские за- говоры"). Символистская поэтика, вводя энигматический текст, воскрешала отношение: "загадывающий загадку - отгадывающий ее". Слушатель должен был напрягаться, стараясь проникнуть в тайный смысл "вещаний". Как сред- невековый слушатель священного текста, он втягивался в процесс толкования2. Поскольку он оказывался в "полном соответствий мире" (5, 426), он привыкал искать в поэ- тическом тексте значения во всем. Так вырабатывалось то повышенное внимание ко всем элементам поэтического сло- ва, та культура максимальной насыщенности значениями, которая легла в основу поэтики XX в. Она перекликалась с широким кругом предшествующих явлений в культуре прошлого. Так же строилось отношение к тексту у изощ- ренной аудитории эпохи барокко, в эзотерических сектах, в магической фольклорной поэзии.
Якобсон Р. Новейшая русская поэзия: Набросок пер- вый. Прага, 1921. С. 67. 2 См.: Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. М., 1978. С. 27. Блок был тесно связан с этой атмосферой и, одновремен- но, в высшей мере ею тяготился. Вырываясь из нее, он стремился окунуться в "простую" культуру города, в го- родскую массу, в толпу. В 1910-х гг. Блок постоянный посетитель цирка, луна-парка, где он катается на "аме- риканских горах", cinema. Белый назвал кинематограф - "демократический театр будущего, балаган в благородном и высоком смысле этого слова". Этот мир неизощренного веселья влек Блока. В кинематографе Блока, в частности, привлекала атмосфера соединения художественной наивнос- ти с непосредственностью аудитории, активностью ее ре- акции. Показательно свидетельство М. А. Бекетовой: "Александр Александрович не любил нарядных кинематогра- фов с роскошными помещениями и чистой публикой любил забираться на Английском проспекте (вблизи своей квартиры), туда, где толпится разношерстная публика, не нарядная, не сытая и наивно впечатлительная (курсив мой. - Ю. Л.) - и сам предавался игре кинематографа с каким-то особым детским любопытством и радостью"2. Город был для Блока и реальностью, противостоящей мнимости литературного существования, и грандиозным символом, и аудиторией, и огромным театром. Как театр он тоже не был единым: маскараду и "балаганчику" сто- личного центра (город для Блока - всегда Петербург) противопоставлялся народный театр - балаган и романти- ческий театр больших страстей окраин и пригородов. По свидетельству М. А. Бекетовой, Блок не любил блестящий центр столицы - Невский и Морскую, а Е. Иванов вспоми- нал, что у Блока было влечение к городу "и особенно ок- раинам его"3. Это влечение было связано с поисками "Пе- тербурга Достоевского". Но именно у Достоевского Блок, вероятно, нашел идеал "народного театра". В "Записках из мертвого дома" Достоевский описывал "представление" самодеятельного театра каторжников. "Всего заниматель- нее для меня были зрители; тут уж все было нараспашку. Они отдавались своему удовольствию беззаветно. Крики ободрения раздавались все чаще и чаще. Вот один подтал- кивает товарища и наскоро сообщает ему свои впечатле- ния, даже не заботясь и, пожалуй, не видя, кто стоит подле него; другой, при какой-нибудь смешной сцене, вдруг с восторгом оборачивается к толпе, быстро огляды- вает всех, как бы вызывая всех смеяться, машет рукой и тот час же опять жадно обращается к сцене. Третий прос- то прищелкивает языком и пальцами и не может смирно ус- тоять на месте; а так как некуда идти, то только пере- минается с ноги на ногу. К концу пьесы общее веселое настроение дошло до вьюшей степени. Я ничего не преуве- личиваю. Представьте острог, кандалы, неволю, долгие грустные годы впереди, жизнь, однообразную, как водяная капель в хмурый осенний день, - и вдруг всем этим приг- нетенным и заключенным позволили на часок развернуться, повеселиться, забыть тяжелый сон, устроить целый те- атр"4.
1 Зоркая Н. Кинематограф в жизни Александра Блока // Из истории кино. Вып. 9. С. 131; Белый А. Арабески: Книга статей. М" 1911. С. 351. 2 Бекетова М. А. Александр Блок: Биографический очерк. [Вып. I]. 1922. С. 261. 3 Воспоминания и записи Евгения Иванова об Александ- ре Блоке // Блоковскии сборник. [Вып. I]. С. 365. 4 Достоенский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972. Т. 4. С. 124. "Забыть тяжелый сон" - эти слова являются, вероятно, ключом к неясной записи Блока: "Кинематограф - забве- ние, искусство - напоминание". Важно отметить, что, окунаясь в жизнь окраинного города. Блок не противопос- тавляет эмоционально свое "я" чужому "они", находя в своей душе те же влечения.
В мурлыкающем нежно треске Мигающего cinema -
сливаются и "их" и своя потребность в забвении. "Не- поправимость, необходимость. Все "уходы" (речь идет об уходе Л. Толстого. - Ю. Л.) и героизмы - только закры- вание глаз, желание "забыться" кроме одного пути, на котором глаза открываются и который я забьш (и он меня)". Последние слова - перефразировка стихов Некра- сова:
Выводи на дорогу тернистую! Разучился ходить я по ней.
("Рыцарь на час". 1862)
содержание .. 110 111 112 113 114 115 116 117 ..
|
|
|