|
|
содержание .. 110 111 112 113 114 115 116 117 ..
Блок и народная культура города - часть 1
Культура начала XX в. была исполнена глубоких внут- ренних противоречий. С одной стороны, никогда за всю предшествующую историю России не провозглашалась так открыто и многократно идея искусства для избранных, не выражалось противопоставление народной массы и культур- ной элиты. Ф. Ницше в "Сумерках кумиров" писал: "Высшая каста - я называю ее крайним меньшинством, - как самая совершенная, пользуется также и привилегиями крайнего меньшинства: быть на земле представителями счастья, красоты, доброты. Только люди наиболее духовно одарен- ные имеют право на красоту, на прекрасное: только в них доброта не есть слабость". Многочисленные вариации этого тезиса в декларациях русских модернистов очень скоро превратились в общее место. Цитировать из можно было бы без конца. С другой стороны, именно в рамках тех литератур- но-культурных течений, которые не считают возможным ог- раничиваться почтенными, но уже застывающими в академи- ческом признании традициями, зарождается и противопо- ложная тенденция - стремление к демократизации эстети- ческого кругозора. На рубеже двух веков происходит рез- кое расширение самого понятия "искусство". Происходит художественное открытие русских икон и всего мира древ- нерусского искусства. Одновременно меняется взгляд на древнерусскую литературу. Ни сторонники восходившей к В. Г. Белинскому концепции, согласно которой художест- венное значение русской литературы является следствием реформ Петра I (в одном варианте историко-литературного построения Белинского русская литература как факт ис- кусства началась с Пушкина, в другом, более позднем, - с А. Д. Кантемира), ни противники ее типа Погодина не подымали вопроса об эстетической ценности древнерусской литературы для современного читателя. Только Ф. И. Бус- лаев в XIX в. встал на путь слияния историко-академи- ческого и непосредственно-эстетического переживания текстов древнерусской литературы. Конечно, за пределами академической среды и в XIX в. жило непосредственно ху- дожественное воспри-
Ницше Ф. Собр. соч. М., [1901]. Т. 6. С. 262.
ятие созданий древнерусской письменности. С одной сто- роны, о красоте их говорили многие писатели - от Пушки- на до Н. С. Лескова и Л. Толстого, с другой, на протя- жении всего XIX в. жила еще культурная среда, для кото- рой, как для Катерины из "Грозы", это была живая сфера непосредственного духовного переживания. Однако вся школьная традиция, определявшая среднюю норму эстети- ческого кругозора русского культурного человека, строи- лась на признании всей допетровской культуры "незре- лой", находящейся ниже эстетических представлений сов- ременности. Просветительски-позитивистская концепция прогресса, твердо вошедшая в сознание среднего европей- ца середины XIX в., убеждала, что нормой отношения к культуре прошлого является чувство снисходительного превосходства. Поэтому, хотя и в XIX в. было немало це- нителей древнерусского искусства, включение его в об- щепризнанный фонд художественных ценностей означало резкую смену культурной установки. В частности, та поздненародническая ориентация, которая определяла среднеинтеллигентский вкус на рубеже веков, отождест- вляла художественную ценность с наличием "симпатичной (как выражалась критика тех лет) идеи", то есть идеи, легко ассоциируемой с привычными прогрессивными лозун- гами. По тем же соображениям, по которым А. П. Чехов казался "безыдейным писателем", древнерусская живопись и литература представлялись далекими от общественных запросов и уводящими от современности. В основе успеха Чехова и эстетического признания средневекового искусс- тва лежал общий в своей основе процесс резкого расшире- ния художественных горизонтов, имевший и ряд других последствий. Одним из них явилось изменение подхода к народному творчеству. Характерной чертой фольклоризма XX в. стало расширение поля зрения. С одной стороны, это проявля- лось во включении в круг художественных ценностей на- родного искусства, наряду с традиционно привлекавшими внимание жанрами (былиной, сказкой, обрядовой и лири- ческой песней и другими), значительно менее изученных в ту пору частушек, новых форм городского фольклора. С другой стороны, возникло стремление выйти за пределы чисто словесного понимания фольклора, что было столь характерно для предшествующего этапа, и обратиться к народной живописи (лубку), изделиям народного ремесла (резьбе и керамике), ритуалу народного быта, народному театру. Расширение поля изучения, собирания, моды прив- лекло внимание к народной одежде, вышивкам, народной игрушке и таким формам проявления народного искусства, как вывески, выкрики и прибаутки ярмарочных торговцев. Наконец, сами народные праздники стали рассматриваться как коллективные явления массового народного искусства. Ярмарка, балаган, становясь предметом не только на- учного внимания, но и художественного переживания, вы- зывали сдвиги в мире эстетических норм и меняли соци- альную ориентацию культуры. Происходила демократизация вкусов и норм. На этом фоне такие традиционно не допу- щенные на высокий Парнас зрелища, как цирк, получали права искусства. Новое, зарождавшееся искусство кино на глазах у всех превратилось из ярмарочного аттракциона сначала в массовое зрелище, а затем - в авангардное направление художественной деятельности. Весь этот пестрый и обширный мир неканонических, с точ- ки зрения культурных представлений XIX в., форм народ- ного творчества не просто был допущен на периферию ис- кусства - он начал активно воздействовать на традицион- ные каноны поэзии, театра, живописи. К этому следует добавить расширение этнического кругозора европейской культуры, начинающей испытывать воздействия фольклора и традиционного искусства Дальнего и Центрального Восто- ка, Южной Азии, Африки и неевропейской Америки. Весь этот напор нового культурного материала, кото- рый предполагал эстетическое освоение столь разнохарак- терных явлений, как глубоко архаические культуры Восто- ка, с одной стороны, и фольклор и массовое искусство современного большого города, с другой, требовал боль- шой художественной гибкости и новых концепций. Иногда возникало парадоксальное положение, когда хранители тех художественных норм, которые в XIX в. выступали как де- мократические, перед лицом новой художественной дейс- твительности выступали как ревнители академизма и эли- тарности. В этом отношении показательны споры, которые вел И. Бунин с А. Ремизовым в Париже в 1940-е гг. "Го- голя Бунин недолюбливал и не только Ремизову, но и мне [Н. В. Кодрянской] не раз говорил, что Гоголь - "лу- бок"". "...Гоголю попало: "лубок"". Показателен здесь не отзыв о Гоголе (отношение Бунина к Гоголю было слож- ным и изменчивым: можно указать и на восторженные отзы- вы), а то, что слово "лубок" остается для Бунина еще в середине XX в. бранным, в то время как для прошедшего школу символизма Ремизова оно могло осмысляться лишь в положительном контексте2. Однако дело не сводится к простому расширению поля зрения на народное творчество. Само это расширение про- текало на фоне внутреннего изменения как фольклора, так и литературы, являвшихся отражением исключительно слож- ных социальных процессов. В фольклоре отмирание старых жанров сопровождалось появлением новых форм городского народного творчества, возникала проблема массового соз- нания - сознания, стоящего между традиционным фольклор- ным мышлением и традиционной письменной культурой. Большую роль начинает играть массовая область искусс- тва: низовой городской романс, издающаяся большими ти- ражами книга для массового
Кодрянская Н. В. Встречи с Буниным // Лит. нас- ледство. М., 1973. Т. 94. Кн. 2. С. 343, 346. 2 Характерно восприятие бытового и литературного об- лика этих писателей М. Цветаевой. Связанный с демокра- тической традицией русской литературы XIX в. наследием Тургенева и Чехова, Бунин подчеркивает в своем личном поведении аристократизм: "холодный, жесткий, самонадеянный барин" (Цветаева М. Письма к А. Тесковой. Прага, 1969. С. 107); ср. с ее оценкой Ремизова: "Здесь, за границами державы Российс- кой, не только самым живым из русских писателей, но жи- вой сокровищницей русской души и речи считаю - за яв- ностью и договаривать стыдно - Алексея Михайловича Ре- мизова. Ремизову я, будь я какой угодно властью российской, немедленно присудила бы звание русского на- родного писателя, как уже давно (в 1921 г.) звание русской народной актрисы - Ермоловой. Для сохранения России, в вечном смысле, им сделано более, чем всеми политиками вместе. Равен труду Ремизова только подвиг солдата на посту" (Морковин В. Марина Цветаева в Чехос- ловакии // Ceskoslovenska rosistika. Praha, 1962. ь 1. С. 51-52).
читателя вроде "Похождений Рокамболя" Понсона дю Тер- райля или "Дракулы" Брэма Стокера, "глубину" которого, "независимо от литературности", понял Блок в 1908 г.1, плакат, вывеска, немой кинематограф, цирк. Отметим ин- тересный парадокс: в то время как литература все чаще обращается к глубинным архаическим моделям культуры, народное творчество осваивает новую аудиторию и находя- щуюся в движении, только еще складывающуюся жизнь. Рождающееся из сложных, противоречивых процессов и противоречивое по своей природе "массовое искусство" встречало противоположные оценки: в нем видели и воплощение агрессивной пошлости, уг- рожающей самому существованию мира духовных ценностей, и новое, свежее художественное слово, таящее в самой своей пошлости истинность и неутонченность подлинного, здорового искусства. В сложной картине взаимодействия народной и письмен- ной культур в начале XX в. была еще одна существенная сторона: в фольклоре и письменной литературе кроме обычно выделяемых различий существует еще одно - разли- чие в природе отношения аудитории к тексту. В нефоль- клорном искусстве, в том виде, в каком оно сложилось в Европе в новое время, существует строгое разграничение автора и аудитории. Автор - создатель текста, ему отво- дится активное начало в системе "писатель - текст - чи- татель". Структура произведения создается автором, и он является источником направленной к читателю информации. Автор, как правило, возвышается над читателем, идет впереди него и ведет его за собой. Если читатель вносит что-либо "свое" в текст, то это, чаще всего, искажение, порча, узкое и ограниченное понимание, навеянное кон- серватизмом вкуса и литературных привычек. От потреби- теля требуется пассивность: физическая - в театре си- деть и смотреть, а не бегать, кричать и топать, в музее - смотреть, а не трогать, в опере - не подпевать, в ба- лете - не пританцовывать, при чтении книги - не только не кричать и не жестикулировать, но и не шевелить губа- ми, читать - даже стихи - глазами, а не вслух; интел- лектуальная - проникать в чужую мысль, а не заменять ее своей, не фантазировать, выдумывая другие эпизоды и "концы" для текста, не спасать героя там, где автор же- лает его убить, и т. д. Положение фольклорной аудитории отличается в принци- пе. Фольклорная аудитория активна, она непосредственно вмешивается в текст: кричит в балагане, тычет пальцами в картины, притоптывает и подпевает. В кинематографе она криками подбадривает героя2. В таком поведении ре- бенка или носителя фольклорного сознания "цивилизован- ный" человек письменной культуры видит "невоспитан- ность". На самом деле перед нами иной тип культуры и иное отношение между аудиторией и текстом. Сопоставим скульптуру
1 См. письмо к Е. Иванову: "...прочел я "Вампира - графа Дракула". Читал две ночи и боялся отчаянно" (У, 251). Об этой же книге как источнике внелитературного страха см.: 7, 237. 2 Ср.: "Когда я смотрел "Человека-невидимку", рядом со мной сидел мальчик, совсем маленький. В интересных местах он все время вскрикивал: "Ай, едрит твою!"" (За- писные книжки И. Ильфа // Ильф И., Петров Е. Собр. соч.: В 5 т. М., 1961. Т. 5. С. 245.
и игрушку. Скульптура рассчитана на созерцание: она мо- нолог, который должен быть услышан, но не требует отве- та, она - сообщение, которое адресат должен получить. Игрушка, кукла не ставится на постамент - ее надо вер- теть в руках, трогать, сажать или ставить, с ней надо разговаривать и за нее отвечать. Короче, на статую надо смотреть, с куклой следует играть. Игра не подразумева- ет зрителей и монологического отправителя - она знает участников, активно вовлеченных в общее действие. Игра- ющий - соавтор текста. А самый текст не есть нечто из- начально данное, которое следует получить: текст "ра- зыгрывается", то есть возникает в процессе игры. Парал- лель эта не полностью переносима на фольклорное твор- чество, но представляет не лишенную смысла его анало- гию. В фольклоре, в отличие от игры, исходным является не только определенная сумма правил, но и некоторый текст. В этом отношении полезна другая параллель - с исполнительским искусством, где в потенции дан некото- рый текст (музыкальная запись, текст пьесы или сценарий кинофильма), который должен, для того чтобы сделаться текстовой реальностью, быть разыгран исполнителями. Ис- ходный текст составляет некоторый идеальный инвариант, который реализуется в ряде исполнительских вариантов. В фольклорном тексте перед нами нечто совершенно не равное словесной записи сказки, песни или поставленной в экспозицию игрушке, повешенному на стену лубку. Фоль- клорный текст - сложное и многоплановое целое. В него входит как компонент некоторая система канонических правил или содержащихся в памяти исполнителя текс- тов-образцов, на основании которых он создает свой ис- ходный текст. Но этот исходный текст так же не равен фольклорному произведению, как игрушка не адекватна иг- ре. В обоих случаях перед нами некоторый провоцирующий элемент, который должен стимулировать свободную игру всего коллектива с текстом, в ходе которой и возникает то целое, что составляет текст фольклорного типа. Вся- кий, кто наблюдал, как носитель фольклорного сознания рассматривает (именно "рассматривает", а не смотрит) какую-либо картинку, замечал, что изображение превраща- ется при этом в объект игры: его вертят, тыкают пальца- ми, заливаясь при этом хохотом, за изображенных на кар- тинке людей говорят, сочиняя целые диалоги и сюжеты, картинку разыгрывают, она выступает как стимулятор сво- еобразного действа. Именно на это и рассчитана лубочная живопись: она не только произведение изобразительного искусства, но и свернутый сценарий игры. Если посмотреть на искусство XX в. не с точки зрения того или иного отдельного художественного течения или какой-либо отдельной эстетической концепции, а попы- таться охватить общее направление художественных поис- ков в целом, то одной из основных черт его, бесспорно, будет стремление к демократизации. Стремление это будет реализовываться в различных сферах - идеологической, эстетической, в области массовости, связанной с резким
1 См.: Лотман Ю. М. Художественная природа русских народных картинок // Народная гравюра и фольклор в Рос- сии XVII-XIX вв.: (К 150-летию со дня рождения Д. А. Ровинского) / Гос. музеи изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М., 1976. удешевлением книги, появлением кинематографа, средств механической записи произведении исполнительского мас- терства. Существенной стороной этого процесса будет и тенденция к перенесению в традиционные сферы искусства принципов народного творчества, в том числе и стремле- ние к вовлечению аудитории в непосредственный процесс сотворчества. Процесс этот, так ярко проявившийся в те- атре, захватил, однако, почти все жанры искусства.
содержание .. 110 111 112 113 114 115 116 117 ..
|
|
|