Ближайшее рассмотрение убеждает,  что "музыкальность

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  .. 

 

 

"Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока - часть 11

 

 

 Ближайшее рассмотрение убеждает,  что "музыкальность

стиха"

  в  понимании  ее  поэтами-романтиками  и школой

"чистого искусства" середины XIX в.  скорее  противопо-

ложна,  чем идентична тому интересу к романсу,  синтезу

слов и мелодии, который определил целую струю в русской

лирике  XIX в.,  формальное различие проявлялось в том,

что для романтической традиции "музыкальность" противо-

полагалась  семантической  значимости слов поэтического

текста и состояла в музыкальном  подборе  звуков  речи.

Романсно-песенный  подход к лирике неизменно подразуме-

вал важность значения слов,  которые сопрягались с  ре-

альным музыкальным мотивом.                           

   Эстетическая сущность этих двух трактовок "музыкаль-

ности" противоположна.  Поэзия, переносящая внимание на

звуковую инструментовку стиха,  подчинена цели "выраже-

ния невыразимого" - она монистична в своей полной  пог-

руженности в лирический мир поэта.  Мир объекта,  дейс-

твительности, народа из нее исключен. Возникновение то-

го типа романсной лирики,  которая с самого начала была

ориентирована на литературное воспроизведение  народной

песни,  сразу  же принесло в структуру произведения две

художест-                                             

  


 Ср.  "Невыразимое" Жуковского, "Silentium!" Тютче-

ва, противопоставление Баратынским обычной речи "безот-

четным" созданиям поэта:                              

  

   Чуждо точного значенья                             

   Для меня оно - символ                              

   Чувств, которых выраженья                          

   В языке я не нашел.                                 

  

У Фета:                                            

  

   Как беден наш язык!                                

   Хочу и не могу -                                   

   Не передать того ни                                

    Другу, ни врагу,                                  

   Что буйствует в груди прозрачною волною... - и т. д.

и т. п.                                                

  

2 В том значении этого термина,  которое конкретизи-

ровано в статье Ю.  М.  Лотмана  "Истоки  "толстовского

направления" в русской литературе 1830-х годов" (в кн.:

   Лотман Ю.  М. Избр. статьи: в 3 т. Таллинн, 1993. Т.

3. С. 49-90).               


                         

венные стихии:  слова и напева.  Стилистическая функция

их была различна:                                     

   слова были, как правило, связаны с традицией литера-

туры,  напев - с традициями народного творчества.  Так,

например,  чисто салонный по стилистике  текста  романс

Мерзлякова  "В  час  разлуки пастушок..." воспринимался

как новаторское с точки зрения народности произведение,

поскольку  исполнялся  только на мотив украинской песни

"Ихав козак за Дунай..." и тем  самым  вводил  народную

песню в мир высокой лирики. Очень скоро между словами и

мотивом утвердились отношения,  соответствовавшие соот-

ношению личного и народного. Выражая чувства, вызванные

реальной личной драмой,  стилем,  и на  мотив  народной

песни.  Мерзляков  утверждал  единство  своих  чувств и

чувств народа.  "Черная шаль" Пушкина,  задуманная  как

"молдавская песня" и сразу же ставшая романсом, говори-

ла от лица героя,  который воспринимался как выразитель

чувств  "страстного" лирического героя и яркой народной

души одновременно. Синтез слов и мотива позволял соеди-

нить  народность и лирику.  Сходный характер имеет "на-

певность", "мотивность" некрасовской лирики. В "Цыганс-

кой венгерке" Ап. Григорьева мотив даже становится пер-

сонажем поэзии. "Квинта злая" - самостоятельная стихия,

сложно  участвующая в судьбе героя.  В этом свете очень

примечателен отмеченный факт  "мотивности"  "цыганской"

лирики  Блока  с  ее постоянным воскрешением в сознании

читателя мотивов русско-цыганской песни, арий из "Пико-

вой  дамы"  ("слова  слаще звуков Моцарта") и "Кармен".

Мотив вводит стихию  музыки  и  народности,  структурно

объединенную с "лирической" "партией" текста.         

   В 1913-1914 гг. вновь особенно отчетливо выдвигается

мысль о цыганке  как  выразительнице  народного  начала

(ср.  приведенное  выше  противопоставление  "барина" и

"цыганки-рабочей").  Здесь (как и в "Песне Судьбы") си-

ла, волевое, "свободное" начало в цыганке связывается с

мыслями о  революционных  потенциях  народа,  "стихии".

Блок  совершенно  не склонен считать народ только угне-

тенным,  страдающим. Напротив, народ потенциально силь-

нее "сострадающей" ему интеллигенции.  Отсюда известные

строки в более раннем стихотворении "Сырое лето.  Я ле-

жу..." (20 июня 1907 г.), сопоставляющие силу революци-

онного протеста пролетариата:                         

 

   ...весной я видел смельчака,                       

   Рабочего, который смело на смерть                  

    Пойдет, и с ним - друзья.                         

   И горны замолчат,                                  

   И остановятся работы разом                          

   На фабриках.                                       

   И жирный фабрикант                                 

   Поклонится рабочим в ноги -                        

 

   и силу женской страсти:                            

  

   Я знаю женщину. В ее душе                          

   Был сноп огня. В походке - ветер.                  

   В глазах - два моря скорби и страстей.             

  ...четырех стихий союз                            

Был в  ней  одной.  Она  могла  убить            

- Могла и воскресить...                         

  

Сила рабочего и женщины противопоставляется бессилию

современной интеллигенции:                            

  

Профессор                           

   А ну-ка, ты                                         

   Убей, да воскреси потом! Не можешь?                

    А женщина с рабочим могут (2, 334).               

  

Объединение "женщины  с рабочим" очень интересно по-

тому,  что конкретно-исторический идеал (рабочий) здесь

сразу  же возводится к некоей более широкой "норме" че-

ловеческого поведения,  связанной с  образом  страстной

женщины. В дальнейшем Блок пытается слить конкретно-ис-

торическое и "нормативное" в образе женщины  из  народа

(Фаина в "Песне Судьбы"). Но образ Фаины все же слишком

"нормативен", условен. Блок ищет образ сильной, страст-

ной  народной героини в современности - и находит его в

цыганке,  которая может сказать о себе:  "Цыганки мы  -

народ рабочий" (3,  572). В облике этой героини свобода

- уже не выражение "должного" (как в Фаине),  а естест-

венная черта живого, жизненного характера:            

  

   В плече, откинутом назад, -                        

   Задор свободы и разлуки.                            

  

Однако вместе с тем свобода чувства героини,  много-

образие ее порой противоположных выявлений - страсти  и

холодности:                                           

  

   И взгляд - как уголь под золой,                    

   И голос утренний и скучный...                      

   Нет, жизнь и счастье до утра                       

   Я находил не в этом взгляде!                       

   Не этот голос пел вчера                            

   С гитарой вместе на эстраде!.. (3, 207) -          

 

  "свободной" любви  и  такой детали,  как "серебряные

кольцы", - все это, не будучи ни в малейшей степени ал-

легорией или даже символом,  сложными путями, но совер-

шенно бесспорно связано с размышлениями Блока о  свойс-

твах народной "стихии",  о чертах народа будущего в лю-

дях сегодняшнего дня.                                  

   В тяжелые годы реакции,  когда Блок видит, что "уни-

жен бедный",  герой,  приобщаясь к народу,  тоже "льнет

туда,  где униженье / Где грязь,  и мрак, и нищета" (3,

39,  93). Отсюда и соответствующее понимание "цыганской

стихии":                                               

  

Когда-то гордый и надменный,                       

   Теперь с цыганкой я в раю,                         

   И вот - прошу ее смиренно:                            

   "Спляши, цыганка, жизнь мою" (3, 194).             

 

 Здесь "гордость и надменность" осуждаются как прояв-

ление индивидуализма,  "уединенного сознания", и проти-

вопоставляются "смирению" народа. Но этот ход поэтичес-

кой мысли,  связанный с традициями  позднеромантической

лирики, не органичен для Блока. Уже в 1912-1913 гг. по-

эт вновь уверен, что именно сила и гордость - черты но-

вой личности, рожденной в недрах народа.              

   Кульминацией этих   настроений   был  цикл  "Кармен"

(1914) - одно из последних ярких произведений Блока до-

октябрьского периода. Здесь как бы концентрируется все,

связанное с "цыганской темой" у Блока 1910-х гг.      

   "Двойная" сущность каждого из ведущих образов  цикла

(поэт   Хозе  и  его возлюбленная - Кармен) позволяет

Блоку легко переходить от "цыганских" образов к  совре-

менности,  раскрывая  исторический и национальный смысл

"цыганского" в жизни и в героях.                      

   Вновь возникает характерный образ "цыганки" как  вы-

ражения  русского  национального  характера.  "Сердце в

плену у Кармен" - это одновременно приход героя в широ-

кий мир Родины, родной природы:                       

  

Это колос ячменный - поля,                         

   И заливистый крик журавля.                         

   Это значит - мне ждать у плетня                    

    До заката горячего дня (3, 235); -                

  

в черновике  связь  образа  Кармен  с образом родины

подчеркивалась еще ярче:  "И родимая наша печаль",  "да

твоя яровая земля" - (3,  579). Вновь находим и слияние

образа любовницы-цыганки с образом дочери народа, силь-

ной, страстной и гордой. Сюжет оперы Бизе - уход Хозе в

горы вслед за Кармен - неразрывно сплетен с очень  важ-

ной  для  Блока темой "ухода" человека - разрыва его со

своими "кровными" (ср. более раннее: "Меж своих - я сам

не  свой.  Меж  кровных  - бескровен - и не знаю чувств

родства" - 2, 334). Любовь к Кармен - уход от прежнего:

 

   И я забыл все дни, все ночи,                       

   И сердце захлестнула кровь,                        

   Смывая память об отчизне... (3, 231)               

 

   А там: Уйдем, уйдем от жизни,                      

   Уйдем от этой грустной жизни!.. (3, 234)           

 

 Отношения "Кармен - Хозе" в какой-то мере  близки  к

отношениям Фаины и Германа,  где Фаина - ведущее ("уво-

дящее") сильное начало,  а Герман - герой, забывший со-

циальное "родство" и стремящийся слиться с Родиной, на-

родом.                                                

   Образ Кармен - живой.  Здесь мы опять находим предс-

тавление о том,  что именно в цыганке ярче всего вопло-

щена сложность бытия, где:                            

                                                      

Мелодией одной звучат печаль и радость... (3, 239)    

  

Но если  в  "Фаине" Блок в какой-то мере склонен был

противопоставлять современному городу простую, патриар-

хальную жизнь, то теперь позиция поэта историчней. Иде-

ал ищется именно  в  сложной,  соответствующей  высоким

запросам человека,  жизни. Вместе с тем Кармен, "цыган-

ка",  позволяет увидеть настоящее лицо бытия, затемнен-

ное сегодняшней "грустной" жизнью. Кармен (как и Фаина)

- не только "случайная",  но и "вечная": в ней, в любви

к ней реализуется настоящая,  "должная" жизнь, противо-

поставленная исторически данной.                      

  

     Ты - как отзвук забытого гимна                     

    В моей черной и дикой судьбе (3, 236; курсив наш. -

Ю. Л., 3. М.).                                        

  

   ...видишь во сне                                   

   Даль морскую и берег счастливый,                   

   И мечту, недоступную мне.                          

   Видишь день беззакатный и жгучий                   

   И любимый, родимый свой край,                      

   Синий, синий, певучий, певучий,                     

   Неподвижно-блаженный, как рай (3, 236; курсив наш. -

Ю. Л., 3. М.).                                        

  

В контрасте между реальной судьбой,  "черной  и  ди-

кой", и "должным" бытием, "неподвижным", мы вновь нахо-

дим отражения тех чувств,  которые Блок хотел воплотить

в "Песне Судьбы".                                     

   Но основным в цикле, пожалуй, является представление

о том,  что сама эта должная жизнь-страсть есть  жизнь,

подчиненная общим, космическим "музыкальным законам": 

  

   Здесь - страшная печать отверженности женской      

   За прелесть дивную - постичь ее нет сил.           

   Там - дикий сплав миров, где часть души вселенской 

   Рыдает, исходя гармонией светил (3, 239).           

 

 Представление Блока  о  "музыкальной"  природе мира,

столь важное для лирики третьего тома и, пожалуй, боль-

ше всего для циклов "Арфы и скрипки" и "Кармен",  разу-

меется, далеко не совпадает с представлениями, лежащими

в  основе  реалистической эстетики.  Основа мира - "дух

музыки"; музыка - "духовное тело мира" - "мысль" мира'.

   Но это  представление  оказывается  сложными  путями

связанным отнюдь не только с романтическими традициями.

Оно близко и  к  тому,  что  определяло  позицию  Блока

1908-1909 гг., - к "нормативному", допролетарскому, де-

мократическому мышлению.  Явления сегодняшней жизни де-

лятся  на  "музыкальные"  (связанные с подлинным "лицом

жизни") и "антимузыкальные".  Еще 29 июня 1909 г.  Блок

считал, что он необходимо "в конце концов             

  


1 Блок А.  А. Записные книжки. С. 150 (курсив наш. -

Ю. Л., 3. М.).            


                           

должен оглохнуть вовсе ко всему,  что не сопровождается

музыкой (такова современная жизнь,  политика и тому по-

добное)"'.  Носителем "музыкального" начала оказывается

"цыганка" Кармен, народ (поэтическое мироощущение, наи-

более  близкое к Гоголю и Л.  Толстому периода "Войны и

мира"). Тема музыки неотделима от темы "страсти". Музы-

ка  воплощается  в страсти.  Характерное,  казалось бы,

только для романтических традиции прославление  "страс-

ти"  раскрывается  в  поэзии  Блока и с совершенно иных

сторон.  Образы страстной любви  подчеркивают  здешнее,

земное,  не аскетически бесплотное в поэтическом идеале

Блока третьего тома.  Но,  пожалуй,  решающим фактором,

отделяющим позицию Блока от романтических традиций, яв-

ляется то,  что "музыка" и "страсть", противопоставлен-

ные сегодняшней "грустной жизни", оказываются поэтичес-

ким синонимом должной жизни здесь же, на земле. "...Му-

зыка дышит,  где хочет: в страсти и в творчестве, в на-

родном мятеже и в научном труде"2,  но не в  противопо-

ложном  земле идеальном мире.  Для Блока,  в отличие от

позднеромантических традиций, "космос" интересен прежде

всего как могущий воплотиться в здешнем,  посюстороннем

мире народной жизни.                                  

   Носителем "духа музыки",  "страсти" для Блока 1910-х

гг. была "цыганка", "Кармен". Но мир для поэта уже тог-

да был "неразделен".  Пройдет несколько лет - и носите-

лями "духа музыки" окажутся "варварские массы", револю-

ционный народ. Вершиной романтического "неприятия мира"

всегда  было либо бунтарство противопоставленного толпе

одиночки,  либо слияние с  внеличностной  массой.  Блок

увидит  в  народной жизни (то есть в определенной соци-

альной среде) предпосылку для развития "человека-артис-

та" - новой яркой личности, способной "переделать все",

сделать из жизни данной жизнь должную.  Это представле-

ние,  вызревавшее еще в период статей о народе и интел-

лигенции,  прошедшее,  прямо или в сложных  поэтических

ассоциациях, через третий том лирики Блока и неразрывно

связанное с "цыганской темой", ведет нас во многих сво-

их важнейших чертах не к Полонскому и Фету, и даже не к

столь близкому Блоку Тютчеву,  а к демократическим тра-

дициям реалистического искусства XIX в.               

  

1964                                               

  


1 Блок А. А. Записные книжки. С. 151.              

   2 Там же. С. 132.                   

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  ..