ЗАЗ-965А (АБ). ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

  Главная      Автомобили - ЗАЗ     ЗАПОРОЖЕЦ МОДЕЛЕЙ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ - РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  ..

 

ЗАЗ-965А (АБ). ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Электрооборудование автомобиля 12-вольтовое, постоянного
тока Агрегаты электрооборудования соединены по однопровод-
ной системе. С кузовом автомобиля соединена минусовая клемма
батареи.

Принципиальная схема электрооборудования показана на
рис. 78

Аккумуляторная батарея

На автомобиле установлена аккумуляторная батарея 6-СТ-42.
Номинальное напряжение батареи 12 в, емкость при 10-часовом
режиме разряда 42 а-ч.

Батарея установлена в специальном гнезде в багажнике под
поликом и укреплена планкой с помощью двух стяжек с гайками-
барашками.

При нормальной эксплуатации автомобиля батарея заряжается
автоматически. Если аккумуляторная батарея постепенно разря-
жается или чрезмерно заряжается и электролит начинает «кипеть»,
необходимо проверить работу реле-регулятора и генератора. Для
увеличения срока службы аккумуляторной батареи не следует
длительно (более 10 сек держать стартер включенным, даже при
качественно заряженном аккумуляторе, так как это приводит к
преждевременному выходу его из строя

Особенно вредно пользоваться стартером при слабо заряженной
аккумуляторной батарее, так как стартер, потребляя в момент
включения большую силу тока (до 200 ампер) создает повышенную
нагрузку на аккумулятор, пластины которого коробятся, активная
масса осыпается и замыкает пластины. Аккумулятор полностью
выходит из строя

Зимой   ввиду   большой    вязкости    картерного    масла    холод-
ный   двигатель   для   пуска   требует   большего усилия  для  про-
ворачивания коленчатого вала, поэтому нагрузка на аккумуляторную батарею значительно увеличивается.

На морозе, для увеличения срока службы батареи, холодный
двигатель пускайте только после его прогрева отопительной уста-
новкой или предварительной прокрутки пусковой рукояткой до лег-
кого вращения.

Электролит, которым заполняется аккумуляторная батарея, со-
стоит из серной кислоты и дистиллированной воды. Плотность
электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть
разной в зависимости от климата, в котором он работает. В южных
районах плотность электролита должна быть меньшей, а в север-
ных районах, где возможно замерзание электролита малой плот-
ности,— большей. Значения плотности электролита для различных
климатических условий приведены в таблице (см. стр. 145).


 

Рис   78  Схема электрооборудования автомобилей ЗАЗ 965А и ЗАЗ 965АБ

1 — подфарник,    2 — фара,    3 — соединительная   панель     4 — звуковой сигнал    5—аккумуляторная   батарея,   6 — датчик  уровня   бензина,   7 —
электродвигатель   стеклоочистителя,    8 — включатель   стеклоочистителя, 9 — включатель зажигания и стартера    10 — плафон освещения кузова,

11 — реле включателя стартера     12 — контрольная лампа работы генератора,   13 — стартер,   14 — подкапотный   фонарь     15 — свеча   зажигания,
16 — катушка   зажигания     17 — распределитель   зажигания     18    -  селеновый выпрямитель   19 — фонарь освещения номерного знака, 20 — генератор   21 — задний фонарь   22 — датчик температуры масла   23 — датчик аварийного давления масла   24 — реле блокировки   25 — реле регулятор,
26 — центральный   переключатель   света    27 — биметаллический   кнопочный   предохранитель     28 — кнопка   включения   звукового  сигнала,    29 —
ножной  переключатель света   30 — переключатель указателей  поворотов   31 — прерыватель   указателя   поворота,   32 — контрольная   лампа   указателя  поворота,  33 — лампа  освещения   щитка   приборов    34— указатель   температуры  масла   35 — указатель уровня  бензина  в баке,   36 — кон-
трольная лампа дальнего света фар   37 — контрольная лампа аварийного давления масла, 38 — блок предохранителей, 39—штепсельная розетка

40 — фонарь  бокового  сказателя   поворота    41 — включатель сигнала «стоп»
Цвета проводов   к — коричневый, кр — красный, ж — желтый,   о — оранжевый    г —голубой    з —зеленый,   ч — черный,   с — серый,   б — белый


 

 

 

 

 

Плотность

 

электролита

 

 

 

Климатические условия

 

полностью заряженная   батарея

 

разряженная
батарея на

 

 

 

 

 

100%

 

25%              50%

 

Летом

 

 

 

1,25

 

1,21            1,17

 

 

 

 

 

1,27

 

1,23           1,19

 

 

 

в умеренном климате  

 

1,29

 

1,25           1,21

 

 

 

 

 

1,31

 

1,27            1,23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует иметь в виду, что при низкой температуре воздуха
электролит с малой плотностью может замерзнуть. Повышение
плотности электролита приводит к сокращению срока службы
аккумуляторной батареи, поэтому повышать плотность электролита
необходимо только в холодное время, учитывая температуру за-
мерзания электролита:

Чем выше плотность, тем ниже температура, при которой за-
мерзает электролит

Плотность электролита,
приведенная к 15°

1,05

 

Температура замерзания
в градусах С

-   3,0

 

1,100

 

-   7,0

 

1,150

 

-14,0

 

1,200

 

-25,0

 

1,250

 

-50,0

 

1,300

 

-68,0

 

Низкую плотность имеет и разряженный аккумулятор. Сильно
разряженную батарею следует немедленно отдать на зарядку, так
как в противном случае происходит сульфатация (отложение на
пластинах белого плотного налета сернокислого свинца). Сульфа-
тация уменьшает активную поверхность пластин и уменьшает элек-
трическую емкость аккумулятора.

Удаление сульфатации производится длительной зарядкой
аккумулятора током малой силы. В случае сильной сульфатации
восстановить аккумулятор невозможно.

При уменьшении температуры электролита аккумуляторной ба-
тареи на один градус ее емкость падает приблизительно на 1—2%,
что соответственно при температуре —15° емкость уменьшается
примерно на 40% в сравнении с емкостью при +15°.

Чтобы продлить срок службы батареи и обеспечить ее исправ-
ную работу при низких температурах и безгаражном хранении, на
время ночной стоянки автомобиля батарею нужно снимать и ста-
вить в теплое или прохладное место

Проверка уровня электролита. Нормально уровень электролита


 

должен быть на 10—15 мм выше защитной решетки пластин.
Высота уровня измеряется при помощи стеклянной трубки внутрен-
ним диаметром 3—5 мм, желательно предварительно нанести от
конца трубки метки 10—15 мм. Перед проверкой очистите чистой
ветошью пробки элементов и всю поверхность батареи.

Выверните пробки и поочередно опускайте трубку в наливную
горловину каждого элемента до упора в решетку, а затем закройте
сверху пальцем руки и выньте (рис. 79). Высота столбика элек-
тролита в трубке соответствует
высоте уровня электролита над
защитной решеткой.

Рис 79 Проверка уровня электролита
аккумуляторной батареи

Если уровень недостаточен,
долейте дистиллированной во-
ды. В тех случаях, когда уста-
новлено, что понижение уров-
ня произошло не вследствие
испарения, а вследствие утеч-
ки, следует доливать электро-
лит. Плотность его должна
быть такой же, как и оставше-
гося в элементе. Заливать во-
ду следует через воронку с
бумажным фильтром или рези-
новой грушей. После заливки
дистиллированной воды нужно еще раз проверить уровень электро-
лита и, если он окажется выше нормы, отсосать резиновой грушей.
При отсутствии дистиллированной воды можно употреблять воду,
получаемую из чистого снега, или дождевую, но собранную не с
железных крыш и не в железную посуду. Перед заливкой воду
профильтровать. Применение водопроводной воды категорически
запрещается, так как в ней имеются вредные примеси (железо,
хлор и другие), которые разрушающе действуют на батарею После
проверки уровня электролита пробки установить на место и тща-
тельно завернуть.

Определение степени заряженности аккумулятора по его напря-
жению. Один раз в месяц следует проверять состояние каждого
аккумулятора батареи под нагрузкой   током   большой   величины
Для этого пользуются нагрузочной вилкой, снабженной сопротивле-
нием и вольтметром  (рис   80)

При проверке вилкой, имеющей нагрузочное сопротивление,
рассчитанное примерно на ток 150 а, напряжение каждого акку-
мулятора заряженной батареи должно быть не ниже 1,8 в и не 
должно изменяться в течение 5 сек. Если напряжение ниже 1,7 в
или снижается во время проверки, это означает, что батарея раз-
ряжена более чем на 50% или неисправна.

Если напряжение отдельных банок аккумулятора неодинаково
и отличается более, чем на 0,2 в, батарею следует отправить на
зарядную станцию для зарядки и проверки ее исправности.                 I


 
 

 

 


 


 

Рис 81. Замер плотности электролита
ареометром           '

1 — колба  с резиновой  грушей    2 — поплавок   3 — шкала  поплавка


 

При проверке батареи нагрузочной вилкой отверстия в крыш-
ках элементов должны быть закрыты пробками.

Напряжение, определяющее степень заряженности аккумуля-
тора (при замере нагрузочной вилкой), приведено в таблице:

Напряжение при замере
нагрузочной   вилкой,   вольт

1,85

 

Степень заряженности
аккумулятора, %

100

 

1,7

 

75

 

1,6

 

50

 

1,5

 

25

 

1,3—1,4

 

0

 

Определение степени заряженности аккумулятора по плотности
электролита. Степень заряженности аккумулятора можно опреде-
лить по плотности электролита, которая понижается по мере раз-
рядки аккумулятора и повышается при зарядке. Этот метод яв-
ляется правильным только в том случае, если замер производится
при нормальном уровне электролита (10—15 мм выше пластин),
пополнение этого уровня в процессе эксплуатации не достигается
за счет добавления электролита.

Практически понижение уровня электролита происходит за счет
испарения воды и только в отдельных случаях при «кипении» акку-
мулятора во время перезарядки или же при утечке. Пополнение
уровня электролита при испарении воды должно производиться
только дистиллированной водой. Не следует производить замер


 

плотности электролита сразу же после добавления дистиллирован-
ной воды. До этого следует произвести 30-минутную подзарядку
батареи на зарядной станции или на работающем автомобиле.
Замер плотности электролита производится кислотомером-ареомет-
ром (см. рис. 81) в следующей последовательности:

1. Для удаления воздуха из кислотомера сжимают резиновую
грушу и устанавливают нижний конец трубки кислотомера в залив-
ное отверстие так, чтобы он был погружен в электролит.

2. При последующем медленном отпускании груши происходит
забор электролита из аккумулятора в полость кислотомера.

3. При заполнении кислотомера электролитом ареометр всплы-
вает. Деление на шкале ареометра, совпадающее с уровнем элек-
тролита в кислотомере, указывает величину его плотности.

4. При замере необходимо устанавливать кислотомер так, чтобы
уровень электролита в нем приходился против глаз измеряющего.

Степень заряженности аккумулятора по плотности электролита
можно определить только в том случае, когда известна величина
плотности электролита в начале эксплуатации заряженного акку-
мулятора.

В аккумуляторах, устанавливаемых на новые автомобили на
заводе, плотность электролита в конце первой зарядки батареи
доводится до 1,270 в в любое время года.

В районах с резко континентальным климатом при переходе
с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот необходимо снять
аккумуляторную батарею с автомобиля, подключить на нормаль-
ную зарядку током 4 а и в конце зарядки при непрекращающемся
токе зарядки довести плотность электролита до значений, указан-
ных в таблице (см. стр. 145).

Плотность надо доводить в несколько приемов при помощи
резиновой груши, отсасывая электролит из элемента и доливая
дистиллированную воду (при переходе на летнюю эксплуатацию)
или электролит плотностью 1,400 (при переходе на зимнюю экс-
плуатацию).

Промежуток времени между добавками воды или электролита
должен быть не менее 30 мин.

Уход за аккумуляторной батареей. Батарею необходимо перио-
дически осматривать и содержать в чистоте в заряженном состоя-
нии. Загрязнение поверхности батареи, наличие окислов или грязи
на штырях, а также неплотная затяжка зажимов проводов вызы-
вают быструю разрядку батареи и препятствуют ее нормальной
зарядке. Длительное пребывание в разряженном состоянии — глав-
ная причина выхода из строя аккумулятора. Не допускайте пони-
жения уровня электролита до оголения пластин, в противном слу-
чае пластины сульфатируются.

Ежедневно требуется осмотреть батарею и, если необходимо,
выполнить следующее:

1. Очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на
поверхность батареи, вытереть сухой ветошью или ветошью, смочен-


 

ной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды
(10%-ный раствор).

Окислившиеся штыри батареи и наконечники проводов очистить,
а неконтактные поверхности их смазать техническим вазелином
или солидолом.

Если на поверхности мастики в батарее появились трещины, их
следует устранить расплавлением мастики, нагретой металличе-
ской лопаткой.

2. Проверить крепление и плотность контакта наконечников
проводов со штырями батареи.

3. Проверить плотность крепления батареи. Гайки-барашки сле-
дует затягивать туго, но без применения какого-либо инструмента,
чрезмерная затяжка может привести к поломке бака батареи.

Не реже чем через 10—15 дней необходимо:

1. Проверить уровень электролита во всех аккумуляторах ба-
тареи и, если нужно, долить дистиллированной воды.

2. Проверить и, если нужно, продуть и прочистить вентиляцион-
ные отверстия в пробках батареи.

3. При необходимости проверить степень заряженности батареи
по плотности электролита и нагрузочной вилкой.

Если перед проверкой плотности электролита доливалась ди-
стиллированная вода, необходимо запустить двигатель и дать
ему поработать, чтобы во время зарядки батареи электролит
перемешался.

Независимо от степени заряженности аккумуляторной батареи
рекомендуется раз в месяц производить ее подзарядку током 4 а.

При хранении автомобиля без присмотра отсоединяйте клемму
минус от батареи во избежание утечки тока и пожара от случай-
ных причин или неисправности проводки.

Хранить заряженную батарею с электролитом следует в про-
хладном помещении при постоянной температуре не ниже —25° и
не выше 0° во избежание саморазрядки и преждевременного выхо-
да из строя батареи из-за коррозии положительных пластин.

Перед постановкой на хранение аккумулятор необходимо пол-
ностью зарядить, проверить плотность электролита (соответ-
ствует ли она плотности, установленной для данного района экс-
плуатации), а также его уровень.

Ежемесячно следует проверять плотность батареи и при
необходимости заряжать ее током 4 а до начала выделения газов.

После этого уменьшить величину тока в два раза и продолжать
зарядку, пока не начнется обильное выделение газов и не уста-
новится постоянное напряжение и плотность электролита в тече-
ние 2 часов.

Неисправности аккумуляторной батареи. Недостаточно эффек-
тивное проворачивание стартером двигателя, тусклый свет элек-
трических ламп и слабый звук сигнала являются внешними призна-
ками разрядки аккумуляторной батареи.

Причинами ее разрядки могут быть:


 

1. Длительное пользование стартером, особенно при пуске хо-
лодного двигателя.

2. Неисправность или ослабление приводного ремня генератора.

3. Длительная езда со светом и включенным отопителем при
малой скорости движения, а также частое и длительное пользова-
ние светом на стоянках при неработающем генераторе. Поэтому
на время стоянок автомобиля следует выключать свет (кроме
габаритного света подфарников и заднего фонаря).

4. Длительная работа отопителя при неработающем двигателе.

5. Неисправность генератора или реле-регулятора (проверить
их исправность).

6. Неисправность всех или некоторых элементов аккумулятор-
ной батареи, которая сопровождается быстрой разрядкой.
Причинами этой неисправности могут быть:

а) короткое замыкание между пластинами вследствие порчи
сепараторов, попадания между пластинами кусочков активной мас-
сы и высокого уровня осадков на дне батареи;

б) попадание в электролит вредных примесей или загрязнение
поверхности батареи, вызывающие сильный саморазряд и умень-
шение емкости элементов;

в) сульфатация пластин, которая могла произойти, если бата-
рея долго бездействовала или длительное время эксплуатировалась
без добавления дистиллированной воды (с пониженным уровнем
электролита), или же в результате систематической недозарядки.

Батарею с указанными дефектами необходимо ремонтировать.

7. В элементах аккумуляторной батареи слишком быстро испа-
ряется вода. Это обычно сопровождается обильным газовыделе-
нием во время зарядки батареи («кипение» электролита). В таком
случае необходимо проверить работу регулятора напряжения.

8. Из одного или нескольких элементов   во   время   зарядки из
вентиляционного отверстия пробки выливается электролит.
Причинами этого могут быть:

а) высокий уровень электролита. Проверить уровень и, если
необходимо, отсосать резиновой грушей излишек;

б) увеличенная сила зарядного тока. Проверить исправность
реле-регулятора;

в) отсутствие отражательного диска в пробке. Заменить пробку.

Генераторная установка

Автомобиль оборудован генераторной установкой переменного
тока, состоящей из генератора Г-501 (или Г-502, см. стр. 212),
селенового выпрямителя В-310, реле-регулятора РР-310 и реле бло-
кировки РБ-1.

Применение генераторной установки переменного тока гаран-
тирует нормальную зарядку аккумуляторной батареи (при одновременном включении всех потребителей тока).    

 


 

Генератор Г-501 является 3 — фазной синхронной электрической
машиной.

Установлен генератор в расточке направляющего аппарата вен-
тилятора и крепится к нему тремя болтами 4 (см. рис. 82).

Привод генератора
осуществляется от шкива
вентилятора.

Рис. 82.   Крепление генератора к направляю-
щему аппарату вентилятора:

1 — винт;   2 — шайба,   3 — колпак,   4 — болт,   5 — на-
правляющий  аппарат,  6 — вентилятор;   7 — генератор.

Генератор состоит из
статора, ротора с контакт-
ными кольцами, крышки
со стороны контактных
колец с фланцевым креп-
лением, крышки со сторо-
ны привода и щеткодер-
жателей со щетками. В
крышках установлены два
подшипника 180503С10
закрытого типа, имеющих
качественную смазку,
обеспечивающую длитель-
ную работу без добавле-
ния и замены смазки. Со
стороны щеток генератор
закрыт колпаком 3 с вен-
тиляционным патрубком и резиновой втулкой для проводов.

От осевого смещения колпак удерживается шайбой 2, которая
крепится к генератору винтами /.

Между колпаком, шайбой и крышкой имеются зазоры, обеспе-
чивающие свободное вращение генератора с направляющим аппа-
ратом относительно колпака.

Техническая характеристика генератора

 

Номинальная мощность   

 

250 вт

 

Номинальное напряжение  

 

12 в

 

Номинальная сила тока   

 

20 а

 

Число пар полюсов

 

6

 

Номинальная скорость вращения при возбуждении
в холодном состоянии без нагрузки  

 

не более 1100 об!мин

 

Номинальная скорость вращения  при возбуждении
с номинальной нагрузкой  

 

не более 2500 об/мин

 

Максимальная скорость вращения   

 

7000   об/мин

 

Ток возбуждения обмотки   ротора   в номинальном
режиме  (при 4300 об/мин и токе 20 а)   

 

не более 1,1 а

 

Величина давления   щеточных   пружин  

 

210—270 г

 

Уход за генератором. Для обеспечения надежной работы гене-
ратора в эксплуатации необходимо ежедневно проверять исправ-
ность генераторной установки по контрольной лампе на панели
приборов.


 
 

 

Контрольная лампа загорается только после включения зажи-
гания перед пуском двигателя. После пуска двигателя контроль-
ная лампа гаснет.

На малых оборотах   двигателя   контрольная   лампа   не горит.

Контрольная лампа контролирует лишь работу генератора и
показателем зарядки аккумуляторной батареи не является.

Степень зарядки батареи контролируется по ее состоянию (пуск
стартером, свет фар и т. д.).

Если при работе двигателя контрольная лампа горит, это сви-
детельствует о неисправности генератора или реле блокировки.

Перед каждым выездом проверяйте натяжение приводного
ремня.

При сильно натянутом ремне происходит преждевременный
износ подшипников и ремня; слабое натяжение приводит к про-
буксовке, что вызывает недостаточный заряд аккумуляторной ба-
тареи и перегрев двигателя.

Через каждые 6000 км пробега:

1. Проверить надежность крепления соединительных проводов
генератора и селенового выпрямителя.

2. Продуть генератор сухим сжатым воздухом, отсоединив вен-
тиляционный шланг.

3. Проверить крепление генератора к направляющему аппарату
вентилятора, предварительно сняв кожух охлаждения и колпак
с вентиляционным патрубком.

Проверить надежность крепления проводов к клеммам генера-
тора и особенно клеммы «Ш» (желтый провод) и недопустимость
замыкания наконечника провода на «массу», в противном случае
произойдет сгорание обмотки реле-регулятора РР-310.

После пробега 30 000 км снимите генератор с направляющим
аппаратом с двигателя и произведите его частичную разборку для
профилактического осмотра.

1. Снимите колпак, отвернув винты крепления крышки.
Снятие   колпака   проводите   осторожно,    чтобы   не   повредить
провода к генератору.

2. Отсоедините провода от клемм генератора.

3. Отверните три болта крепления генератора к направляю-
щему аппарату и легкими ударами молотка через деревянную
проставку по крышке со стороны щеток удалите генератор с венти-
лятором из направляющего аппарата.

4. Отверните гайку, крепящую шкив вентилятора, и с помощью
съемника (рис. 83) снимите шкив с вентилятором. Снимите шпон-
ку и втулочку.

5. Тщательно очистите генератор от пыли и грязи и продуйте
его сжатым воздухом.

Мыть генератор бензином запрещается, так как будет нарушена
изоляция обмоток статора и произойдет замыкание.

6. Отверните винты, крепящие щеткодержатели к крышке, и
проверьте состояние щеток и легкость их перемещения в щетко-


 

Рис. 83. Съемник для снятия рабочего колеса вентилятора с вала

генератора:

1 — болт М12 х 60,2 — съемник;  3 — болт М8 х 15;  4 — ступица  рабочего  колеса
вентилятора, 5 — рабочее колесо вентилятора.

держателях; при обнаружении заедания устраните его путем растя-
жения пружин или зачисткой отверстия.

Проверьте высоту щеток.

Щетки высотой менее 10—11 мм замените новыми, притерев их
предварительно до радиуса 15 мм.

7. Протрите контактные кольца через отверстия от пыли и
грязи. Если на поверхности колец обнаружен нагар, их следует
протереть чистой тряпкой, не оставляющей волокон, слегка смочен-
ной бензином.

В случае сильного нагара зачистку колец можно произвести
полоской мелкой стеклянной шкурки на матерчатой основе, натя-
нутой на торец карандаша.

Ротор при этом необходимо вращать.

Для выведения борозд на кольцах требуется разборка гене-
ратора.

После зачистки колец их необходимо тщательно протереть и
продуть сжатым воздухом.

8. Проверьте наличие смазки в подшипниках путем осторож-
ного удаления пинцетом с плоским концом наружного резинового
уплотнителя. Вводить пинцет следует под кромку уплотнения,
контактирующую с канавкой внутреннего кольца.


 

Для удаления уплотнителя из подшипника со стороны контакт-
ных колец следует предварительно снять шайбу, крепящуюся вин-
тами с потайной головкой. Если смазки мало, промойте подшип-
ники чистым бензином, просушите и заполните их смазкой Л3158.

При отсутствии указанной смазки можно применить смазку
ЦИАТИМ-201, однако периодичность последующего добавления
такой смазки не более как через 10000—12000 км пробега авто-
мобиля.

Заполнять подшипники смазкой следует на 70% объема между
обоймами, в противном случае смазка может выжать уплотнители.
Во время наполнения подшипников смазкой рекомендуется прокру-
чивать вал ротора.

После заполнения подшипников смазкой установите уплотни-
тели на место и произведите дальнейшую сборку генератора.

9. Подтяните стяжные шпильки генератора. Полную разборку
генератора производите при необходимости ремонта или замены
деталей и, желательно, в специализированных мастерских.

Селеновый выпрямитель В-310

Выпрямитель служит для преобразования переменного тока,
создаваемого генератором, в постоянный. Установлен в кожухе на
правой боковине моторного отсека в окне для входа воздуха.

Выпрямитель состоит из 6 алюминиевых шайб, покрытых с
одной стороны селеном; собран по 3-фазной двухполупериодной
схеме. На вход к клеммам выпрямителя, обозначенным знаком

~» подводятся концы 3-х фаз генератора. Фазные провода при-
соединяются в любом порядке. На выходных клеммах выпрями-
теля ( + ) и ( —) получается выпрямленный ток.

Охлаждение выпрямителя производится потоком воздуха, иду-
щего для охлаждения двигателя.

Поэтому не допускается при работающем двигателе и откры-
том капоте моторного отсека включать фары, отопитель и стекло-
очиститель одновременно, так как резкое увеличение нагрузки на
выпрямитель при слабом его охлаждении может вывести его

из строя вследствие перегрева.

Техническая характеристика

 

Максимально допустимый обратный ток  

 

не более   2 а

 

Максимальное  напряжение  постоянного  тока   .   ,

 

не более 26 в

 

Ток нагрузки без обдува  

 

не более   6 а

 

Продолжительный ток нагрузки с обдувом   .   .   .

 

не более 20 а

 

Уход за выпрямителем. Выпрямитель должен иметь надежное
соединение клеммы минус с «массой», а также клемм ( + ) выпря-
мителя и «В» реле-регулятора во избежание повышения линейного
•напряжения генератора и, как следствие, возможного пробоя селе-
нового выпрямителя.


 

Неправильное присоединение клемм аккумулятора или выпря-
мителя приводит к короткому замыканию в цепи.

Регулярно следите за чистотой выпрямителя, не допускайте
попадания масла на его пластины.

В случае сильного загрязнения шайб следует их протереть
мягкой тряпкой или продуть сжатым воздухом: при протирке
нужно соблюдать осторожность, чтобы не повредить слой селено-
вого покрытия и не допускать деформацию шайб. Применение
твердых острых предметов для очистки выпрямителя недопустимо.

При мойке автомобиля не следует допускать прямого попада-
ния воды на шайбы выпрямителя; если вода попала — продуть вы-
прямитель сжатым воздухом.

Предохраняйте выпрямитель от механических повреждений и
следите за надежностью его креплений.

Реле-регулятор РР-310

Реле-регулятор служит для. включения аккумулятора и нагруз-
ки (потребителей) на выпрямленное напряжение генератора и под-
держания напряжения генератора в заданных пределах.

Регулятор состоит из двух элементов: вибрационного регуля-
тора напряжения и реле включения.

Назначение регулятора напряжения то же, что и в реле-регу-
ляторах постоянного тока.

На сердечнике регулятора напряжения имеются две обмотки:
шунтовая и выравнивающая.

Реле включения служит для подключения аккумуляторной ба-
тареи и всех потребителей на выпрямленное напряжение генера-
тора, а также для отключения обмотки возбуждения генератора
и селенового выпрямителя от аккумуляторной батареи при нерабо-
тающем двигателе.

Техническая характеристика

 

Регулируемое напряжение   при   температуре   реле-
регулятора и окружающей   среды   +20°С, ско-
рости    вращения     ротора     генератора     4300+
+100 об/мин, и токе нагрузки 10 а   .....

 

13,8—14,8 в

 

Напряжение срабатывания   реле включения    .   .   .

 

6—9 в

 

Зазор между якорем и сердечником реле включения:

 

 

 

 

 

0,5 —0,6   мм

 

при замкнутых контактах  

 

0,25—0,45 мм

 

Зазор между контактами реле включения  
(зазоры регулируются подгибкой язычка и дер-
жателя нижнего контакта)

 

не менее 0,25 мм

 

Зазор между якорем и сердечником регулятора на-
пряжения  при  замкнутых   контактах   
(зазор регулируется   перемещением   держателя
верхнего контакта)

 

1,2—1,4 мм

 


 

Уход за реле-регулятором заключается в очистке корпуса и
клемм от пыли и грязи, подтяжке креплений наконечников прово-
дов, особое внимание следует обратить на крепление наконечника
провода к клемме «Ш» и отсутствия замыкания его на «массу».

Во время мойки автомобиля следует принимать меры против
попадания воды на реле-регулятор.

При проведении профилактики автомобиля и отсоединении про-
водов от клемм аккумулятора и выпрямителя необходимо тщатель-
но следить за правильностью их присоединения.

Несоблюдение полярности при присоединении клемм аккумуля-
тора или выпрямителя приводит к короткому замыканию в цепи.

Реле блокировки РБ-1

Реле блокировки служит для автоматического выключения
стартера после запуска двигателя и управления контрольной лам-
пой нормальной работы генератора.

Реле состоит из электромагнитного реле с нормально замкну-
тыми контактами и выпрямительного моста из диодов типа Д7Б
для питания электромагнитного реле.

В рабочем диапазоне оборотов двигателя (генератора) контак-
ты реле блокировки постоянно разомкнуты, благодаря чему
предотвращается включение стартера при случайном повороте
ключа зажигания в положение включения стартера.

При остановке двигателя напряжение на зажимах генератора
исчезает, реле блокировки отключается, подготовляя цепь питания
стартера для последующего запуска двигателя.

При включении зажигания на неработающем двигателе ввиду
замкнутости контактов реле контрольная лампа на панели прибо-
ров загорается.

После пуска двигателя — гаснет, что свидетельствует о нор-
мальной работе генератора, так как напряжение генератора по-
дается на выпрямительный мост, катушка реле намагничивается
и притягивает якорь — контакты размыкаются.

Техническая характеристика

 

Напряжение включения реле при температуре окру-
жающей среды +20°С

 

9—10 в

 

Напряжение отключения реле     

 

не более 6 в

 

Величина зазора между якорем и сердечником при
замкнутых  контактах   (регулируется  перемеще-
нием держателя верхнего контакта)

 

0,35—0,45 мм

 

Уход за реле блокировки тот же, что  и   за   реле-регулятором,

К СВЕДЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ!

Вскрытие и регулировка реле-регулятора и реле-блокировки
могут производиться только квалифицированными электриками
в специальной мастерской, располагающей необходимыми измери-


 

тельными приборами. Вскрывать указанные приборы в эксплуата-
ционных и особенно в домашних условиях не рекомендуется.

В случае вскрытия владельцем указанных приборов во время
Гарантийного срока завод изготовитель претензии по их работе
не принимает.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  ..