ЗАЗ-965А (АБ). СИЛОВАЯ   ПЕРЕДАЧА

  Главная      Автомобили - ЗАЗ     ЗАПОРОЖЕЦ МОДЕЛЕЙ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ - РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 

ЗАЗ-965А (АБ). СИЛОВАЯ   ПЕРЕДАЧА

Сцепление (см. рис. 47) —сухое; однодисковое, с механическим
приводом выключения. Механизм сцепления закрыт картером, от-
литым из магниевого сплава, который шпильками крепится к кар-
теру коробки передач и картеру двигателя. Картер сцепления
обрабатывается совместно с картером коробки передач, поэтому
он невзаимозаменяемый. Снизу картер сцепления закрыт крышкой
смотрового люка

Подшипник выключения сцепления состоит из графитового подпятника, запрессованного в обойму.

 Сцепление в сборе балансируется. Взаимное положение нажим-
ного диска и кожуха сцепления определяет метка «2».

После балансировки коленвала с маховиком и сцеплением
в сборе — ставится метка также на маховике.

В случае разборки сцепления обратите внимание на установку
деталей при монтаже по старым меткам и на необходимость регу-
лировки сцепления.

Привод выключения сцепления механический, тросовый, состоит
из педали, рычага и троса с регулировочным наконечником.
Пластмассовые втулки вала педали в смазке не нуждаются. Для
нормальной работы сцепления и привода необходимо обеспечить


 

свободный ход педали сцепления, равный 25—35 мм (по центру
нажимной площадки педали). Это соответствует зазору 2,5—3,5 мм
между пятой и выжимным подшипником.

При недостаточной величине зазора выжимной подшипник
будет прижиматься к пяте, что приведет к выходу из строя подшип-
ника, пробуксовке сцепления и износу фрикционных накладок.
Если зазор чрезмерно велик, это приводит к неполному выключе-
нию сцепления, затрудняет переключение передач, может вызвать
поломку зубьев шестерен и повышенный износ колец синхрони-
заторов.

Регулировка свободного хода педали осуществляется измене-
нием длины троса с помощью
регулировочного наконечника 1
(рис. 48), троса и гаек 2 и 3.

Рис. 48. Регулировка свободного хода
педали сцепления:

1 — наконечник  троса;    2 — регулировочная
гайка; 3 — контргайка.

Для уменьшения свободного
хода педали расконтрите регу-
лировочную гайку 2, отпустив
гайку 3; удерживая наконеч-
ник 1 за лыски, заворачивайте
гайку 2. Для увеличения сво-
бодного хода гайку 2 отвора-
чивайте.

После регулировки свобод-
ного хода гайку 2 законтрите
гайкой 3.

Регулировка пяты сцепления относительно маховика произ-
водится на заводе, и в процессе эксплуатации регулировать ее
не следует.

В случае разборки сцепления, его регулировку можно произво-
дить на маховике двигателя, для этого сцепление вместе с ведомым
диском установить по имеющимся на маховике и сцеплении меткам,
несколько раз прокачать равномерными нажатиями на пяту, после
чего отрегулировать и законтрить регулировочные гайки вдавли-
ванием кромки гаек в прорези болтов. Регулировку производить
равномерным заворачиванием или выворачиванием болтов, при
этом размер от торца опорной поверхности пяты до поверхности
маховика должен быть равен 41 мм, а допустимое биение пяты
при проворачивании коленчатого вала должно быть не более 0,4 мм
общих показаний индикатора.

Особое внимание обратите на тщательность контровки регули-
ровочных гаек, так как их отворачивание может вызвать значи-
тельные разрушения.

Коробка передач

Коробка передач — механическая, двухвальная, трехходовая,
четырехступенчатая, с четырьмя передачами вперед и одной назад
(рис. 49). Все шестерни, за исключением шестерен первой передачи
и заднего хода, косозубые.


 

Рис. 49. Коробка передач:

— крышка задняя; 2 — гайка; 3 — стопорная шайба; 4 - шестерня   2-й  передачи ведущая; 5 — подшипник; 6 — кольцо стопорное;
7 — крышка; 8 — вал  ведущий  в сборе;  9 — блок промежуточных шестерен   заднего   хода.   10 — шестерня   4-й   передачи   ведущая;

11 — подшипник, 12 — картер коробки передач; 13 — ведомый вал сцепления. 14 -сапун; 15 — подшипник первичного вала, 16 —
сальник, 17—картер сцепления; 18—гайка, 19—шестерня ведущая главной передачи, 20 — подшипник; 21 — шайба регулировочная;
22—пробка спускная, 23—шестерня 4-й передачи ведомая, 24—втулка, 25 — пружина синхронизатора, 26 — шестерня 1-й пере-
дачи и заднего хода: 27 — муфта включения синхронизаторов 3-й и 4-й передач, 28 — ступица муфты синхронизаторов; 29 — коль-
цо синхронизатора; 30 — шестерня 3-й передачи. 31 — подшипник, 32 — болт, 33 — крышка подшипника; 34 — шестерня ведомая
2-й передачи; 35 — втулка шестерни 2-й передачи. 36 — муфта включения синхронизатора 2-й передачи; 37 — ступица муфты;
38 —шайба; 39 — шестерня привода редуктора спидометра; 40 —шайба, 41 — гайка стяжная; 42 — шплинт.


 

Рис. 50. Механизм переключения передач.

1 — шток вилки переключения заднего хода; 2 — шток вилки переключения 3-й
и 4-й передач. 3 — шток вилки переключения 1-й и 2-й передач; 4 — ползун
переключения передач; 5 — сальник ползуна; 6 — задняя крышка; 7 — шарико-
вый замок; 8 — толкатель замков; 9 — замок нижних штоков; 10—шарик
фиксатора 11 — пружина фиксатора; 12 — контргайка; 13 — болт стопорный
оси блока, 14 — ось блока шестерен заднего хода.

Шестерни 2-й, 3-й и 4-й передач находятся в постоянном за-
цеплении включаются с помощью муфт и синхронизаторов.

Кольца синхронизаторов унифицированы с кольцами синхрони-
заторов автомобиля «Москвич-407».

Синхронизатор служит для бесшумного включения передачи.
Слишком быстрое переключение может повредить синхронизатор.
Поэтому рычаг переключения передвигайте плавно, без рывков.

Учитывайте, что первая передача не имеет синхронизатора и
поэтому переключение со второй на первую передачу, во избежа-
ние поломок шестерен, следует производить только после снижения
скорости автомобиля до скорости пешехода.

Перемещение муфт включения осуществляется с помощью вилок


 

и трех подвижных штоков, установленных в направляющих, ко-
торые выполнены в передней и задней стенках картера коробки
передач. Штоки имеют пазы, расположенные впереди задней стен-
ки картера. Верхние пазы выполнены заодно со штоками, а ниж-
ний — заодно с вилкой 2-й передачи

В пазы штоков и вилки входит ползун переключения передач,
что вместе составляет избирательное устройство (рис. 50).

Фиксаторы штоков изготовлены в виде шариков, прижимаемых
пружинами. Они входят в канавки на концах штоков и тем фикси-
руют ту или иную передачу. Для предотвращения включения сразу
двух передач установлено блокирующее устройство, состоящее из
шарика, толкателя и замка.

Управление коробкой передач производится рычагом на тун-
нели пола кузова (см. рис. 51). Нижний конец рычага установлен
в штампованном корпусе на шаровой опоре. Шаровая проточка
рычага обеспечивает шарнирное соединение с ползуном.

Для предупреждения включения вместо 4-й передачи заднего
хода на рычаге сделан цилиндрический выступ, а на корпусе меха-
низма — бурт.

Поэтому категорически запрещается во время движения при
включении 4-й передачи нажимать на рычаг переключения передач.
В противном случае может включиться передача заднего хода и
произойдет поломка коробки передач.

Корпус механизма крепится к туннелю четырьмя болтами и
закрыт крышкой с резиновым колпаком.

Ползун соединен с валом управления специальным установоч-
ным винтом, который периодически подтягивайте.

Вал управления соединяется с ползуном коробки передач с по-
мощью упругой резиновой муфты, которая вкручивается наконеч-
ником в вал управления и контрится гайкой с зубчатой шайбой.

Вторым концом муфта соединяется с ползуном коробки передач
болтом с гайкой. Гайка шплинтуется.

Механизм переключения передач регулируется на заводе при
сборке. Однако в процессе эксплуатации автомобиля может
возникнуть необходимость в снятии и последующей регулировке
механизма.

Для правильной установки механизма:

1. Установите вал управления и корпус механизма в туннель
кузова и соедините вал управления с ползуном механизма стопор-
ным болтом.

2. Заверните болты крепления механизма к туннелю, но не за-
тягивайте их.

3. Установите пылезащитный колпак в отверстие заглушки тун-
неля и вверните муфту 8 (см. рис. 51) в вал управления до размера
приблизительно 13 мм между торцом вала и плоскостью муфты.

4. Присоедините второй конец муфты к ползуну 11 коробки
передач, затяните гайку 13 до отказа и зашплинтуйте.

5. Установите   корпус   механизма   переключения   передач   так,


 

Рис  51   Механизм управления коробкой передач

1 — рукоятка рычага 2 — рычаг 3 — кожух 4 — крышка 5 — болт стопорный 6 — вал
управления 7 — колпак пылезащитный 8 — соединительная упругая муфта 9 — контр-
гайка 10 — болт 11 — ползун коробки передач 12 — шайба 13 — гайка 14 — шплинт,
15 — втулка опорная 16 — вкладыш опорной втулки 17 — гайка 18 — шплинт 19 — чашка
нижняя 20 — чашка верхняя 21— пружина 22 — ползун 23 — пружина 24 — кожух тун-
неля 25 — болт крепления корпуса к туннелю 26 — корпус

чтобы рычаг переключения передач был перпендикулярен плоскости
туннеля кузова, и затяните болты крепления корпуса механизма
к туннелю

6 Затем установите рычаг переключения передач в положение,
при котором включается задний ход, но не включайте его

Ползун коробки передач с муфтой поверните так же в положение:
для включения заднего хода (при виде на ползун со стороны вала
управления ползун следует повернуть против часовой стрелки)

В таком положении, придерживая ключом вал, затяните контргайку 9

7 Проверьте четкость, легкость и полноту включения передач
и при необходимости подрегулируйте

После регулировки болты крепления корпуса механизма затя-
ните до отказа, установите на место крышку и пылезащитный резиновый колпак

Уход за механизмом переключения передач заключается в пе-
риодической по мере надобности, проверке положения рычага
переключения передач и подтяжке соединений.


 

Смазка механизма производится при сборке на заводе, однако
в процессе эксплуатации при разборке рекомендуется смазать тру-
щиеся детали графитной смазкой

Неисправности механизма переключения передач
и способы их устранения

Непременным условием четкого и легкого включения всех пере-
дач является надежная затяжка стопорного болта ползуна и вала
управления, затяжка и шплинтовка гайки болта, соединяющего
муфту с ползуном коробки передач, затяжка контргайки, муфты,
а также положение корпуса механизма переключения передач под
углом 90° к плоскости туннеля кузова

В процессе эксплуатации в результате ослабления креплений
и естественного износа могут наблюдаться затруднения в переклю-
чении передач, а также неисправности, причины которых и способы
устранения приводятся ниже                                ,

Причина неисправности

 

Способ устранения

 

Затруднено включение или не включаются 1-я и 2-я
или 3-я и 4-я передачи и задний ход

 

1   Ослабла   затяжка   гайки   болта
крепления муфты

 

1   Расшплинтовать и подтянуть гайку.
После подтяжки зашплинтовать

 

2  Ослабла     затяжка     стопорного
болта ползуна и вала управления

 

2  Снять крышку с туннеля и торцо-
вым ключом подтянуть стопорный болт.

 

3  Ослабла     затяжка     контргайки
муфты

 

3  Установить рычаг переключения пе-
редач в положение, при котором вклю-
чается задний ход, но не включать его
Ползун  коробки передач  с  муфтой  по-
вернуть также в положение включения
заднего   хода   и,   придерживая   ключом
вал, затянуть контргайку

 

Не включаются или включаются неполностью 1-я и 3-я передачи

 

4  Корпус механизма переключения
передач смещен назад

 

4   Снять крышку механизма  Отпустить
болты  крепления  корпуса   механизма  к
тоннелю и передвинуть его вперед так,
чтобы включение передач  было четким
Закрепить  корпус,  поставив  крышку  на
место

 

Не включаются или включаются неполностью
2-я и 4-я передачи и задний ход

 

5  Корпус механизма переключения
передач смещен вперед

 

5   Выполнить операции, описанные вы-
ше, переместив корпус механизма назад

 


 

Причина неисправности

 

Способ устранения

 

Самовыключение передач во время движения

 

6  Смещение корпуса механизма пе-
реключения передач.

 

6. Отрегулировать и закрепить корпус
механизма    в    правильном    положении,
сместив  его   в  сторону  самовыключаю-
щейся    передачи,    проверить    четкость
включения всех передач

 

7. Износ фиксаторов штоков, вилок
переключения    передач,   деформация
пружин, прихват шариков.

 

7. Снять  крышку  фиксаторов  штоков
(см   рис   50, поз   10), вынуть пружины
и шарики, проверить их состояние; де-
формированную пружину отрихтовать и
перевернуть. Проверить состояние лунок
на   штоках,    при   повышенном   износе
заменить   штоки   или   отремонтировать
лунки.

 

Не включается 1-я передача

 

8. Прихват шестерни  1-й  передачи
на шлицах муфты.
9. Забиты   торцы  зубьев  шестерен
1-й передачи (может произойти в ре-
зультате    неправильного    включения
передачи на ходу).

 

8, 9   Разобрать,   устранить   заедание
или заменить изношенные детали.

 

Одновременно включаются две передачи (1-я и 3-я или 2-я и 4-я)

 

10. Износ  замка   штоков   1-й,   2-й,
3-й и 4-й передач.

 

10  Разобрать,   заменить   изношенные
замки штоков.

 

Главная передача

Главная передача состоит из двух спирально-конических шесте-
рен   и   дифференциального устройства.   Ведущая шестерня изго-
товлена за одно целое с ведомым валом коробки передач. Осевое
усилие от главной пары воспринимается двухрядным подшипни-
ком 31 (рис. 49) и крышкой 33, которая крепится болтами к кар-
теру   коробки.   Болты   контрятся   попарно   проволокой.   Ведомая
шестерня 19 (рис. 52)  установлена на корпусе 6 дифференциала 
и крепится болтами 18 с пружинными шайбами.

Подшипники 5 установлены в корпусах 3, которые крепятся
к картеру шпильками и гайками через отверстие во фланце. Корпуса не взаимозаменяемые, поэтому при разборке их необходимо
пометить.

Для регулировки бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи служат две регулировочные гайки 4.   Гайки стопо-
рятся стопорами 14 и прижимаются фланцем резинового защитного
чехла полуоси. Нормальный боковой зазор между зубьями ведущей
и ведомой шестерен должен быть в пределах 0,08—0,22 мм.

При необходимости разборки дифференциала или коробки не
нарушайте регулировки подшипников, для чего стаканы 3 снимай-


 

Рис. 52. Главная передача:

— картер коробки передач; 2 — гайка, 3 — стакан; 4 — регулировочная
гайка, 5 — подшипник, 6 — корпус дифференциала, 7 — шестерня полу
оси, 8 — стопор оси сателлитов, 9 — ось сателлитов; 10 — сателлит, 11 —
крышка корпуса дифференциала, 12 — упорная шайба; 13 — уплотнительное кольцо, 14 — кольцо стопорное гайки, 15 — крышка, 16 — чехол
защитный, 17 — болт, 18 — болт крепления ведомой шестерни; 19 —
ведомая шестерня главной передачи.

те  вместе  с  наружными  обоймами  и  регулировочными  гайками.

Уход за коробкой передач и главной передачей заключается
в поддержании уровня масла вровень с отверстием наливной
пробки картера. Проверять уровень масла следует через каждые
6000 км, при необходимости, доливать.

Смену смазки производите через каждые  12000 км пробега.

Заправку масла рекомендуется производить специальным шпри-
цем. При отсутствии шприца можно применять простейшее при-
способление, состоящее из шланга и воронки, одетой на шланг.
Длина шланга должна быть такой, чтобы обеспечить вывод ворон-
ки сбоку автомобиля на уровень бокового окна.

Рекомендуется заправку масла производить при включенной
передаче (любой).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..