содержание ..
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49 50
..
ГЛАВА XI
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВАГОНА Т-3
§ 45. Оборудование электрического освещения вагона Т-3
Люминесцентное освещение вагона Т-3. На вагонах первых выпусков
использовалась схема люминесцентного освещения (рис. 101) с реле В и
последовательно включенным резистором R. Вагон имеет шесть групп ламп
люминесцентного освещения (на рис. 101 показана одна группа, поскольку
все группы по схеме аналогичны), включенных через балластный резистор R
на напряжение контактной сети (550—600 В). Каждая группа содержит две
трубки люминесцентного освещения. Все эти группы подключают через
переключатель PPZ, с помощью которого можно изменять направление тока в
трубках люминесцентного освещения (изменять полярность). Изменять
полярность необходимо, поскольку для питания используется постоянный ток
(в городских цепях, где применяют переменный ток частотой 50 Гц,
полярность изменяется 100 раз в секунду). Если же полярность не
изменять, то люминесцентные лампы сначала начинают светиться неполностью,
оставаясь темными с одного конца, а затем вообще не светятся из-за
потери эмиссии. Практически переключение полярности необходимо
производить не реже чем через каждый час работы освещения. Для
обеспечения порядка и возможности контроля переключение полярности
обычно производят на каждой конечной станции (если время проезда по
маршруту в один конец не более одного часа), если
движение по маршруту в один конец от одной станции до другой более
часа — в дополнительных пунктах пути. Более частые переключения
полярности для люминесцентных ламп безвредны.
Рис. 101. Схема люминесцентного освещения с реле
Рис. 102. Схема люминесцентного освещения с
бесконтактным включением
При включении освещения переключателем PPZ одна из люминесцентных ламп
замкнута контактами реле В. На другую лампу (трубку) подается повышенное
напряжение, что приводит к ее зажиганию. Поскольку при этом через
обмотку
реле В проходит ток, то контакты реле В разомкнутся, подключив
напряжение на вторую трубку группы. Это приводит к зажиганию второй
трубки. Таким образом в каждой из шести групп
сначала зажигается одна лампа, зачтем — обе лампы.
Поскольку контакты реле люминесцентного освещения в эксплуатации
работали недостаточно надежно, на вагонах более поздних выпусков
используют -схему, бесконтактного зажигания. Каждая группа
бесконтактного зажигания состоит из двух ламп (25 Вт, 220 В).
Лампы помещены в плафонах освещения (по одной в
каждом .плафоне). В одном плафоне каждой группы дополнительно размещают
обмотку индуктивности, конденсатор и резистор обогрева (рис. 102). Общий
переключатель служит для включения и выключения люминесцентного
освещения и для изменения полярности.
Переключатель имеет две дополнительные позиции Подогрев для включения
обогревателя плафона в холодное время. Это необходимо, так как при
низких температурах не происходит .зажигания люминесцентного освещения.
При установке переключателя в положение Освещение напряжение с
контактного прохода подается на зажимы обмотки индуктивности,
люминесцентные лампы (трубки) и резистор обогрева. В этом случае
напряжение оказывается недостаточным для зажигания
люминесцентных ламп. Поэтому по основному контуру, т. е. через лампы
^'люминесцентного освещения ток не проходит. Ток проходит только на
заряд конденсатора. Ток заряда конденсатора проходит часть обмотки
индуктивности. Обмотка индуктивности играет роль «автотрансформатора и
во второй ее части наводится индуктивная ;э. д. с. Вторая часть обмотки
имеет больше витков, чем первая, Ж полученный при этом импульс
напряжения оказывается достаточным для зажигания люминесцентных ламп.
Когда конденсатор Зарядится полностью, ток заряда не проходит, а от сети
течет ток, поддерживающий работу люминенсцентных ламп, к которым
приложено номинальное напряжение.
При установке переключателя в положение Подогрев отопление) напряжение
контактной сети попадает на зажимы резистора подогрева. Внутреннее
пространство плафона нагребается. После прогрева, когда температура
будет достаточной для зажигания, переключатель необходимо перевести в
положение «Освещение». В этом случае происходит зажигание
люминесцентного освещения. Технические данные лампы
следующие:
Мощность.........................25 Вт
Конденсатор ............................8 мкФ, 1000 В
Резистор обогрева плафона ....... 380 В, 190 Вт, 0,5 А
Индуктивная обмотка ....................3000/50 В
Напряжение ............................G00 В
Ток одной ветви ........................0,280 А
Мощность резистора:
добавочного............................59,58 Вт
обогревателя ..........................118,5 »
Общая потребляемая мощность при работе
освещения ..............................1000 »
содержание ..
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49 50
..
|