Электрические аппараты защиты вагона Т-3

  Главная      Учебники - Троллейбусы, трамваи     Трамвайные вагоны Т-3 (Иванов М.Д.) - 1977 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

ГЛАВА X

Электрические аппараты защиты вагона Т-3


§ 42. Линейный контактор с реле максимального тока вагона Т-3


Линейный контактор служит для включения и выключения силовой цепи вагона при его пуске и переходе на выбег. Кроме того, при работе трамвайного вагона на линии возникают случаи, когда требуется очень быстрое, автоматическое отключение электрических цепей вагона от контактной сети. Такими случаями бывает возникшее короткое замыкание в цепи тягового двигателя при пробое изоляции в различных аппаратах и тяговых двигателях. Поскольку при таком отключении обычно приходится разрывать электрическую дугу большой мощности, то это также осуществляется специально рассчитанным линейным контактором, сблокированным с реле максимального тока. На вагонах «Татра» применяются линейные контакторы SB-791 и SL-11. Их конструкция обеспечивает быстрое, в течение 0,05—0,07 с, отключение при коротких замыканиях. За это время ток короткого замыкания не успевает достигать наибольшего значения и это в значительной мере предохраняет силовую цепь вагона от

разрушения током короткого замыкания (рис. 96).

 

 

 

 

Рис. 96. Диаграмма тока короткого замыкания при выключении линейного контактора

 

 

 

При возникновении короткого замыкания ток в цепи увеличивается не мгновенно, а постепенно, благодаря наличию индуктивности устройств тяговых подстанций, машин и аппаратов трамвайного вагона. При достижении определенной величины тока максимальное реле приходит в действие (время t1), но это действие не мгновенно выключает линейный контактор, так как необходимо время на движение и включение контактов максимального
реле и на движение контактов и гашение дуги в дугогаснтельной камере (время t2 и время t3).

Если время выключения контактора (t2 +t3) мало, то он успеет разорвать цепь, не допуская нарастания тока короткого замыкания до установившейся (наибольшей) величины.

Если время выключения контактора велико, то ои не успевает ограничить нарастания тока . до предельного значения и в цепи будет протекать чрезмерно большой ток, способный вызвать значительные разрушения аппаратов,

а в некоторых случаях может привести к загоранию вагона.

Линейный контактор (рис. 97) смонтирован вместе с реле максимального тока на общем основании и при помощи изоляторов прикреплен к раме кузова. Он расположен с правой стороны вагона в средней части за первой тележкой. От попадания воды и грязи он защищен плотно закрываемым металлическим кожухом с резиновыми уплотнениями.

 

 

 

 

Рис. 97. Линейный контактор с реле максимального тока

 

 

К основанию 1 прикреплено ярмо магнитопровода 2, на сердечнике которого расположена низковольтная обмотка катушки электромагнита 3. На якоре 10 расположен главный -подвижной контакт 14. Главный неподвижный контакт 15 укреплен на стойке и соединен электрически с дугогасительной катушкой 16, к которой подходит провод 18 от токоприемника. Соединение подвижного контакта 14 с неподвижным 15 происходит внутри дугогасительной камеры 17. Якорь оттягивают две выключающие пружины 12. Для притирания главных контактов имеется притирающая пружина 13. Для включения и отключения низковольтных цепей имеются низковольтные вспомогательные контакты 9. Для того, чтобы ток не проходил по шарнирам, во избежание их приваривания, имеется гибкий шунт 11.

На общем сердечнике расположены две обмотки — токовая 5 и удерживающая 4. Токовая служит для прохождения тока силовой цепи от линейного контактора к выводному проводу 18,

, а удерживающая является низковольтной. Якорь 7 реле максимального тока при своем притяжении к сердечнику воздействует на низковольтные контакты 6.

Регулировочная пружина 8 имеет регулировку, с помощью которой можно отрегулировать величину тока срабатывания реле. Величина тока уставки равна 750 А. Когда водитель нажимает ;На пусковую педаль вагона, включается низковольтная цепь, подающая ток напряжением 24 В на обмотку 3. Сердечник контактора намагничивается и притягивает Якорь 10. При этом главные контакты 14 и 15 соединяются. Тогда ток высокого напряже-ния, подводимый по проводу 18, от токоприемника пройдет через витки дугогасительной обмотки 16 на неподвижный главный контакт 15, на соединенный с ним подвижной контакт 14, через гибкий шунт 11 на токовую обмотку реле максимального тока 5 и к выводному проводу.

При включении контактов происходит их «притирание». Когда водитель отпускает пусковую педаль в нулевое положение, низковольтная цепь, подающая ток на обмотку 3, отключается. Сердечник размагничивается, и якорь 10 контактора под действием силы тяжести и с помощью выключающих пружин 12 отпадает, благодаря чему главные контакты 14 и 15 разъединяются. При этом между главными контактами возникает электрическая дуга, которая гасится дугогасительным устройством. Подача тока высокого напряжения к тяговым двигателям прекращается.

 

Кроме того, выключение линейного контактора может произойти без участия водителя под действием реле максимального тока в том случае, когда ток силовой цепи возрастет до 750 А и выше. При включенном линейном контакторе по токовой обмотке 5 реле максимального тока проходит ток силовой цепи. Если величина тока силовой цепи меньше 750 А, то сила притяжения якоря 7 недостаточна, чтобы преодолеть усилие пружины 8. При прохождении тока свыше 750 А магнитный поток токовой обмотки 5 реле увеличит силу притяжения якоря 7 настолько, что последний преодолеет усилие пружины 8. Якорь 7 притянется к сердечнику и приведет в действие низковольтные контакты 6. Одна пара этих контактов отключит питание обмотки катушки 3 линейного контактора 5. Линейный контактор выключится. Другая пара контактов в включит цепь удерживающей обмотки 4 реле максимального тока — это предотвращает повторное включение линейного контактора.

 

 

Для включения линейного контактора после срабатывания реле максимального тока следует отпустить в нулевое положение пусковую педаль и нажать кнопку «Максимальное реле» на пульте водителя. При этом разрывается цепь питания удерживающей обмотки 4 реле максимального тока и аппарат подготовляется к следующему пуску.

Конструкция линейного контактора SB-791 и его работа аналогичны описанному выше контактору SL-11.

Главные контакты и дугогасительное устройство контактора SL-11 обладают более мощной, разрывной способностью. Кроме того, другой монтаж реле максимального тока и расположение дугогасительной катушки позволили сократить значительно время срабатывания линейного контактора.

Технические данные контактора SL-11 с реле максимального тока следующие:

 

 

Номинальное напряжение.....750 в

Ток главных контактов......250 а

Ток уставки реле максимального тока..750  а

 

Напряжение включающей обмотки....................24 В

Сопротивление включающей обмотки -........9,2 Ом

Напряжение удерживающей обмотки реле максимального

тока..................................................6,6 В

Сопротивление удерживающей обмотки реле максимального тока......................2,43 Ом

Толщина главных контактов..........................7 мм

Толщина изношенных главных контактов..............4,5 »

Расстояние между сердечником и якорем контактора в момент включения для:

новых контактов ..................................3,5 »

изношенных контактов......................0,5 »
Расстояние между главными контактами (раствор) ... 20 »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..