Кузов вагона имеет жесткую цельнометаллическую несущую конструкцию и
состоит из рамы и штампованных крышевых и бортовых шпангоутов с
приваренными к ним листами боковой обшивки и крыши. Передняя и задняя
лобовые стенки вагона изготовлены из стеклопластика (стекловолокнистого
ламината). В целях противопожарной безопасности применяют самозатухающий
стеклопластик.
Кузову вагона придана плавная обтекаемая форма. Боковые стенки вагона,
от подоконного пояса до крыши, прямолинейные, но кверху несколько
скошены внутрь. Кузов по концам, в плане, имеет суженную форму,
обеспечивающую свободный проход вагонов в кривых. На передней, задней и
правой боковой стенках кузова предусмотрены специальные места для
указателей номера и наименования маршрута.
Для стока воды с крыши устанавливается декоративный алюминиевый желоб
вдоль бортов кузова на радиусной части крыши, а также и на лобовых
частях. На передней торцовой стенке вагона установлен поручень для
удобства очистки лобового стекла вручную, а в верхней части стенки
предусмотрены два держателя флажков с внутренним диаметром 16—18 мм для
установки флажков в праздничные дни.
Рис. 2. Рама кузова вагона Т-3
Рама кузова цельносварная из стальных штампованных и прокатанных
профилей (рис. 2). Она состоит из центральной хребтовой балки
коробчатого профиля, двух продольных балок из швеллера и Двух торцовых
балок. В средней части хребтовой балки вварена Н-образная поперечная
балка, в которой размещены ускоритель и мотор-генератор. В местах
установки oпop кузова к продольным и хребтовым балкам приварены две
шкворневые балки. Цапфа 6 (рис. 3), изготовленная из стального литья,
жестко укреплена при помощи сварки в шкворневой балке кузова вагона. Для
точной установки цапфы в ее верхней части имеется цилиндрическая заточка
и обработанная на станке привалочная поверхность верхнего фланца. Нижняя
часть цапфы направляющая с цилиндрической поверхностью.
При установке кузова вагона на тележки цапфа опоры кузова (пята)
размещается в гнезде люльки тележки 5, верхняя конусная часть которой
называется подпятником. Между подпятником тележки и цапфой шкворневой
балки кузова—пятой помещается чугунное кольцо 2 и текстолитовый или
латунный антифрикционный конический вкладыш 4, имеющий для смазки
трущихся поверхностей специальные отверстия. В нижней части цапфы люльки
размещена текстолитовая втулка 8. Для смазки подпятника и направляющей
цапфы предусмотрены специальные пресс-масленки 3, 9, через которые
смазка подается при помощи ручных прессов. Уплотнение подпятника и
направляющей цапфы от проникновения пыли и грязи осуществлено с помощью
фетровых уплотняющих колец 1, 12.
Цапфа соединена с люлькой тележки при помощи
предохранительного болта 7 с приваренной подкладкой, крышки 13,
корончатой гайки 14 с шайбой и шплинтом. Осевой зазор цапфы в
гнезде люльки ограничивается специальным вкладышем 11, а для возможности
регулировки зазора при монтаже предусмотрены сменные прокладки 10. Для
удобства монтажа предохранительный болт вместе с приваренной к его
головке подкладкой свободно вынимается вниз, для чего необходимо его
приподнять и повернуть на 90°.
Для размещения под кузовом линейного контактора, четырех контакторных
панелей, аккумуляторной батареи, калорифера отопления кабины водителя и
других
аппаратов в раму вварены три поперечных и шесть
раскосых балок, а с правой стороны по направлению движения между двумя
раскосыми балками вварены опоры подножек из уголка. К торцам хребтовых
балок крепят на болтах вилки сцепных приборов.
Рис. 3. Опора кузова
Каркас кузова сварен из стоек и крышевых дуг,
выштампованных из стального листа. К стойкам каркаса приварена наружная
обшивка из стального листа толщиной 2,4 мм. С левой стороны вагона в
месте установки мотор-генератора лист наружной обшивки имеет жалюзи для
забора воздуха. К торцовым балкам рамы крепят специальный отбойный брус,
из швеллера, закрытый декоративным дюралевым поясом. Для создания
нормальных условий для осмотра и ремонта подкузовного оборудования
нижняя часть бортовых стенок обшивки кузова выполнена в форме откидных
фальшбортов, которые в поднятом положении удерживаются специальным
фиксатором.
В дверной стойке задней двери размещены откидные ступеньки, имеющие
ребристую поверхность. Они служат для доступа на крышу вагона на линии.
Для удобства подъема на крышу к стойкам каркаса прикреплена специальная
ручка-поручень.
Крыша кузова выполнена из приваренных электросваркой к каркасу кузова
хорошо отрихтованных и натянутых стальных листов. Середина крыши вдоль
всей ее длины и вокруг токоприемника покрыта резиновым диэлектрическим
ковриком, который повышает степень безопасности работы на крыше как
изолятор и как материал, имеющий хорошее сцепление с обувью водителя.
Из эстетических соображений и с целью защиты от коррозии обшивку кузова
окрашивают с предварительной грунтовкой и шлифовкой окрашиваемых
поверхностей. Вагон окрашивают полиуретановыми красителями. С внутренней
стороны листы обшивки покрывают антикоррозионными красителями и
противошумной мастикой.