Назначение и типы вагонов-самосвалов,
особенности их конструкции - часть 2
Четырехосные вагоны-самосвалы типа ВС-85 грузоподъемностью 85 т
серийно выпускают с 1969 г. (рис. 8.17). Вагон спроектирован
Калининградским вагоностроительным заводом. Конструкция его аналогична
четырехосным думпкарам грузоподъемностью 60 т, выпускаемым этим заводом.
Поскольку грузоподъемность и объем думпкара типа ВС-85 увеличены, он
имеет большие размеры и более мощные несущие элементы. Хребтовая балка
нижней рамы выполнена из двух двутавров № 55. Продольные боковые балки
верхней рамы изготавливаются из швеллеров № 30. Толщина деревянных
брусков пола равна 75 мм, а толщина верхнего листа пола — 14 мм. Наклон
кузова вагона осуществляется пневматическими цилиндрами, расположенными
по два с каждой стороны вагона. Один из этих-цилиндров двойного
действия, что обеспечивает принудительное возвращение вагона в поездное
положение после его разгрузки.
В качестве ходовых частей служат две двухосные тележки типа ДВЗ-ЗО.
Этими тележками оборудованы также четырехосные думпкары типов Д-80 и
Д-82 грузоподъемностью соответственно 80 и 82 т конструкции и постройки
Днепродзержинского вагоностроительного завода (первые строились в период
1959—1963 гг., вторые—в 1963— 1967 гг.). Названные думпкары
принципиально отличаются от вагонов Калининградского завода
конструкциями разгрузочных цилиндров и механизма открывания продольных
бортов. Каждый из четырех разгрузочных цилиндров вагонов типов Д-80 и
Д-82 телескопический — при наклоне кузова происходит выход не только
штока поршня, но и «рубашки» цилиндра.
Механизм открывания борта имеет оригинальную
конструкцию. Он размещен между верхней и нижней рамами и включает в себя
шесть пар рычагов (по три пары на каждый борт — две пары в зоне
шкворневых балок и одна пара посередине вагона). Такое размещение
рычажных механизмов позволяет увеличить число опор продольного борта до
трех. Таким образом, жесткость борта и, следовательно, масса его могут
быть уменьшены. Каждая пара состоит из короткого и длинного рычагов,
имеющих общий шарнир — ось, на которую напрессовывается ролик. Концы
коротких рычагов соединены с кронштейнами нижней рамы с помощью
шарниров, оси которых одновременно являются осями поворота кузова
относительно нижней рамы. На верхней раме жестко закреплены
направляющие, по криволинейной поверхности которых перемещаются ролики
при наклоне кузова. При этом обеспечивается опережение открывания борта.
Шестиосные вагоны-самосвалы типа 2ВС-105
грузоподъемностью 105 т (рис. 8.18) серийно изготавливаются с 1963
г. Калининградским вагоностроительным заводом. Вначале эти думпкары
оборудовались трехосными тележками типа УВЗ-7, а затем — тележками типа
УВЗ-11А. Нижняя рама думпкара включает в себя хребтовую балку (два
двутавра №55), две концевые, две шкворневые и шесть поперечных
цилиндровых балок. Шкворневые и цилиндровые балки коробчатого сечения.
Верхняя рама кузова состоит из двух продольных боковых балок (швеллер
№30), девяти поперечных балок замкнутого сечения (коробка швеллеров №
20) и шестнадцати поперечных элементов из швеллера № 20. По концам
продольные боковые балки соединены швеллером № 30, а по краю настила
пола— коробкой из швеллера №30. Снизу к поперечным элементам
рамы приварены две центральные продольные балки
коробчатого сечения из швеллеров N° 20. Трехслойный настил пола выполнен
так же, как в вагоне типа ВС-85. ,
Разгрузка думпкара осуществляется с помощью шести пневматических
нетелескопических цилиндров, расположенных по три с каждой стороны
вагона, причем средний из трех цилиндров двойного действия: при наклоне
кузова сжатый воздух подается в нижнюю (подпоршневую) полость цилиндра,
для восстановления кузова в поездное положение воздух впускается в
верхнюю полость. Вагон оборудован типовым механизмом открывания бортов
(см. рис. 8.16).
До создания вагона типа 2ВС-105 Калининградский завод с 1960 г. строил
шестиосные думпкары типа ВС-100 грузоподъемностью 100 т, при
эксплуатации которых повреждались несущие элементы вследствие
недостаточной их прочности. Помимо того, для наклона кузова вагон
оборудован не шестью, а четырьмя нетелескопическими цилиндрами
одинарного действия. Это существенный недостаток конструкции, поскольку
в отдельных случа-
ях посадка порожнего кузова за счет собственного
веса не происходит.
Калининградским заводом изготовлена опытно-промышленная партия
шестиосных думпкаров типа ВС-130 грузоподъемностью 130 т. Конструктивное
оформление основных узлов вагона не отличается от думпкара типа 2ВС-105.
Поскольку конструкция вагона рассчитана для тяжелых условий работы и
характеризуется повышенной осевой нагрузкой (295 кН), жесткость нижней и
верхней рам увеличена. iB качестве ходовых частей служат две трехосные
тележки типа УВЗ-11.
Восьмиосный вагон-самосвал типа 2 В С-180 грузоподъемностью 180 т
(рис. 8.19) предназначен для применения главным образом на предприятиях
горнодобывающей промышленности,, где приемные устройства бункеров
обогатительных фабрик приспособлены к разгрузке думпкаров длиной более
16 м. Думпкары этого типа серийно выпускаются Калининградским заводом,
первая опытная партия их была построена в 1963 г.
Таблица 8.2. Основные технические характеристики
вагонов-самосвалов