Полувагон — наиболее универсальный тип вагона. Он предназначен для
перевозки угля, руды, щебня, леса, металлопроката, а также других
сыпучих (не пылевидных) и штучных грузов, не требующих защиты от
атмосферных осадков. Полувагоны характеризуются самой высокой степенью
использования на магистральном и промышленном транспорте. Перевозки
таких грузов, как уголь и руда от мест добычи к потребителям
осуществляются только полувагонами.
Как известно, четкая и ритмичная работа ключевых отраслей экономики
страны во многом зависит от своевременной доставки на предприятия угля и
руды. Ежесуточная производительность полувагонов более чем в два раза
превышает производительность других типов вагонов. Полувагоны
обеспечивают около 70% объема перевозок, осуществляемых железнодорожным
транспортом.
Универсальный полувагон имеет открытый сверху кузов
(нет крыши), благодаря чему можно механизировать погрузочные работы с
помощью экскаваторов, кранов, конвейеров и других погрузочных устройств.
Выгрузка сыпучих грузов механизированным спо-собом осуществляется на
вагоноопро-кидывателях. Полувагоны разделяются по осности на четырех-,
шести- и восьмиосные.
Четырехосный цельнометаллический полувагон (рис. 7. 11)
грузоподъемностью 63 т с объемом кузова 72,5 м3 выпускается серийно
Крюковским вагоностроительным заводом с 1969 г.
Рама полувагона (рис. 7. 12) представляет собой цельносварную
конст-рукцию, состоящую из хребтовой 4; концевых 5, шкворневых 3,
промежуточных 2 и средних 1 балок.
Хребтовая балка является основным несущим элементом
рамы и образована двумя балками зетового профиля № 31 и балкой
двутаврового профиля № 19. К вертикальным стенкам зетов (расстояние
между ними равно 350 мм по концам их приклепаны передние и задние упоры
автосцепного устройства. Концевая балка сварена из штампованного угло-.
вого профиля и нижнего листа, имеющих толщину 7 мм. Шкворневая балка
коробчатого сечения изготавливает-: ся из двух вертикальных, верхнего и
нижнего горизонтальных листов толщиной соответственно 8, 10 и 12 мм. В
зоне пересечения хребтовой и шкворневых балок устанавливаются
усиливающие надпятники, а к нижним листам шкворневых балок приклепаны
пятники диаметром 300 мм и приварены скользуны. Промежуточные и средние
балки сварены каждая в виде двутавра из вертикального, верхнего и
нижнего листов, имеющих толщину соответственно 7, 8 и 12 мм. Все
поперечные балки выполнены с переменным по длине сечением.
Кузов полувагона цельнометаллический, сварной конструкции, состоит из
двух боковых стен и двух торцовых дверей со створками (см. рис. 7. 11),
открывающимися внутрь вагона. Боковая стена (рис. 7. 13) включает в себя
верхний 5 и нижний 9 обвязочные пояса, две угловые 1 и 8, две шкворневые
2 и четыре промежуточные 3 стойки, а также верхний 4 и нижний 6 листы
обшивки. К листам обшивки снаружи приклепаны ступеньки-лестницы 7.
Внутренние поверхности боковых стен оборудуются увязочными устройствами
для закрепления перевозимых грузов,
а также скобами для установки лесных стоек.
Верхний обвязочный пояс выполнен из гнутого профиля толщиной 6 мм,
нижний — из прокатного уголка (160Х X100Х9 мм), шкворневые и
промежуточные стойки — из омегообразного специального проката.
Расстояния между стойками равны расстояниям между соответствующими
поперечными балками рамы полувагона.
Верхний лист обшивки толщиной
4 мм имеет два сплошных по длине гофра, нижний лист толщиной 5 мм имеет
один гофр. Гофры листов обращены выпуклостью внутрь кузова. В последнее
время Крюковский вагоно-строительный завод выпускает цельнометаллические
полувагоны (рис. 7. 14), верхний лист обшивки которых имеет прерывистые
по длине гофры с выпуклостью наружу вагона. Нижний лист обшивки не
гофрирован. Объем кузова такого полувагона 73 м3.
Каждая створка торцовой двери состоит из каркаса и обшивки в виде
гофрированного листа толщиной 4 мм. В закрытом положении двери
фиксируются верхним клиновым и нижним запорами.
Пол кузова полувагона образуют 14 крышек разгрузочных люков. К р ы ш-ка
люка (рис. 7.15) представляет собой шестигофровый лист 6 толщиной 5 мм,
подкрепленный двумя боковыми 5, передней 1, надпетельной 4 и средней 2
балочками в виде гнутых или штампованных профилей. К листу и
надпетельной балке приклепаны три
петли 3. С помощью петель и валиков крышки люков шарнирно соединяются с
державками (ушками) двутавра хребтовой балки. Державки крепятся к
вертикальной стенке двутавра с помощью заклепок. В передней части крышки
приклепаны два литых запорных кронштейна 7, которые с помощью типового
запорного устройства удерживают крышку в закрытом (горизонтальном)
положении.
Типовое запорное устройство (рис. 7.16) крышки люка состоит из
запора-закидки 3, скобы 1 и запорного сектора 2. Скоба болтами
прикреплена к нижнему обвязочному поясу боковой стены кузова. Закидка и
сектор насажены шарнирно на болты скобы. В нижней части закидки имеются
два выступа (зуба), которыми она при закрывании крышки последовательно
зацепляется за запорный кронштейн. Верхний выступ служит для плотного
прижатия крышки к нижнему обвязочному поясу, хребтовой и двум поперечным
балкам рамы. Стабильное прижатие закидки к запорному кронштейну крышки
обеспечивается занорным сектором. Естественно, что каждая крышка люка
имеет два запорных устройства. В опущенном состоянии (при разгрузке
вагона) крышки люков опираются на приваренные к поперечным балкам рамы
специальные опоры и образуют угол к горизонтали в средней части 31и, а
над тележками 23°3(У. Крышки оборудованы торсионными устройствами для
облегчения их подъема при закрывании. Один конец торсиона опирается на
раму полувагона, а другой закрепляется на крышке люка. При открывании
крышки торсион закручивается (в пределах упругих деформаций) и стремится
возвратить крышку в закрытое положение. Жесткость торсиона обеспечивает
подъем крышки и установку запорного кронштейна се на нижний выступ
закидки усилием не более 250 Н.
Рис. 7.15. Крышка разгрузочного люка полувагона.
Крышки разгрузочных люков четырех-, шести- и
восьмиосных полувагонов взаимозаменяемы. Иными словами, этот элемент
конструкции полувагона унифицирован.
Четырехосные цельнометаллические полувагоны грузоподъемностью 63 т с
объемом кузова 73 м3 серийно строят-
ся также Уральским вагоностроительным заводом. Эти полувагоны по
сравнению с полувагонами Крюковского завода имеют только отдельные
непринципиальные отличия в конструкции кузова, связанные с различной
технологией производства: сварка кузова и крышек люков точечная, обшивка
боковых стен в виде отдельных корытообразных выштамповок (панелей) на
Уральском вагоностроительном заводе; сварка кузова и крышек люков
дуговая, обшивка с продольными гофрами на Крюковском заводе.