Типы ж/д транспортеров, особенности их конструкций

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Вагоны промышленного железнодорожного транспорта (Шевченко П.В., Горбенко А.П.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  ..

 

7.6.

Типы ж/д транспортеров, особенности их конструкций

Железнодорожные транспортеры — это специальный вид подвижного состава, предназначенный для перевозки

 

тяжеловесных, крупногабаритных и негабаритных грузов, которые нельзя разместить в обычных универсальных вагонах.

Номенклатура грузов, перевозимых на транспортерах, в основном представляет собой продукцию тяжелой промышленности.

По конструкции транспортеры можно разделить на платформенные, колодцеобразные, сцепные и сочлененные. Наиболее распространены транспортеры платформенного типа. Они имеют плоскую погрузочную площадку, поэтому иногда их называют транспортерами площадочного типа. Имеется несколько типов таких транспортеров грузоподъемностью от 55 до 230 т.

 

 

 

Рис. 7.27. Восьмиосный транспортер платформенного типа.

 

 

 

Восьмиосный транспортер платформенного типа грузоподъемностью 80 т (рис. 7. 27) предназначен для транспортировки крупногабаритных тяжеловесных грузов. Основным несущим элементом транспортера является главная балка 2, которая выполнена из стали марки ВСтЗ и имеет форму изогнутого бруса. Средняя опущенная часть 3 бруса служит погрузочной площадкой транспортера. Главная балка изготовлена из пяти сварных двутавров с полками 240X36 мм и вертикальной стенкой толщиной 14 мм, перекрытых сверху листом толщиной 14 мм. Снизу двутавры связаны поперечными диафрагмами. Главная балка через пятники опирается на две концевые

балки 1, каждая из которых связывает две двухосные тележки.

В последнее время Попаснянским вагоноремонтным заводом выпускаются восьмиосные транспортеры грузоподъемностью 100 т. Удлиненная главная балка такого транспортера опирается через пятники на подпятники соединительных балок двух типовых четырехосных тележек. Таким образом, в конструкции транспортера концевые балки отсутствуют. Автосцеиные устройства расположены в концевых частях главной балки.

 

 

 

В шестнадцатиосном транспортере платформенного типа грузоподъемностью 200 т (изготовитель — Вороши-ловградский тепловозостроительный завод) главная балка через сферические пятники опирается на две концевые балки, каждая из которых, в свою очередь, через типовые плоские пятники связана с соединительными балками двух четырехосных тележек. В четырехосных транспортерах главная балка опирается непосредственно на над-рессорные балки двухосных тележек.

Главные и концевые балки современных транспортеров изготавливаются из низколегированной стали марки 10Г2С1.

 

 

Транспортеры сцепного типа грузоподъемностью 120 и 480 т предназначены для перевозки длинномерных (до 32 м при массе 120 т и до 50 м при массе 480 т) тяжеловесных грузов цилиндрической формы.

Двенадцатиосный транспортер грузоподъемностью 120 т состоит из трех секций: две концевые несущие четырехосные платформы грузоподъемностью 60 т каждая и промежуточная четырехосная платформа, служащая для увеличения длины и связи секций транспортера. Между собой секции соединены автосцепками локомотивного типа с короткими хвостовиками без поглощающих аппаратов. В случае перевозки грузов длиной менее 24 м промежуточная платформа из состава транспортера исключается. Ходовой частью транспортера служат шесть двухосных тележек типа ЦНИИ-ХЗ-0 со специальной надрес-сорной балкой, у которой опорная плоскость подпятника понижена на 141 мм.

 

 

 

Транспортеры сочлененного типа отличает разъемность их главного несущего строения. Перевозимый груз подвешивают на специальных шарнирах между раздвигаемыми половинами транспортера, и он защемляется в них под действием силы тяжести. Следовательно, груз включается в несущую конструкцию транспортера. В связи с этим при проектировании грузов, предназначенных для перевозки на сочлененных транспортерах, прочность их корпусов необходимо рассчитывать с учетом усилий, действующих при транспортировании. На сочлененных транспортерах грузоподъемностью 220, 300 и 400 т перевозят мощные трансформаторы и статоры турбин.

Двадцатиосный транспортер сочлененного типа грузоподъемностью 300 т (рис. 7.28) состоит из двух консолей 3 ферменной конструкции, опирающихся посредством сферических пятников на две соединительные балки 2, каждая из которых через пятники связывает концевую 1 и промежуточную 6 балки. Концевая балка соединяет две двухосные тележки типа ЦНИИ-ХЗ-О, а промежуточная — две трехосные типа УВЗ-9м. В зоне сочленения консоли в нижней части имеются проушины 5 с отверстиями для валико-вого соединения перевозимого груза с транспортером, а в верхней — опорные места 4, между которыми защемляется груз. Соединительные валики диаметром 250 мм изготовлены из осевой стали. Транспортер оборудован съемной

 

несущей балкой, которая может быть установлена между консолями в качестве опоры груза, не имеющего собственных проушин для сочленения. При движении транспортера в порожнем состоянии консоли соединяются специальными звеньями в зоне проушин. На соединительных балках установлено по два гидравлических домкрата грузоподъемностью 110 т каждый. Они предназначены для подъема консолей вместе с грузом. Все несущие элементы сочлененных транспортеров изготавливаются из углеродистой стали марки СтЗ спокойной плавки или из низколегированной стали марки 10Г2С1Д.

Общее число типосерий транспортеров различных лет постройки достигает пятидесяти. В табл. 7. 4 приведены технические характеристики отечественных транспортеров современной постройки.

 

 

Рис. 7.28. Двадцатиосный транспортер сочлененного типа.

 

 

 

 

 

Таблица 7.4. Основные технические характеристики транспортеров

 

 

 

 

 

 

Тип транспортера

 

 

 

 

Параметр

 

Платформенный

 

Сцепной

Сочлененный

КолоДПС• образный

Грузоподъемность, т

52

62

100

200

120

480

220

300

400

120

Тара, т

29,3

26,5

60,7

115,9

77,6

211

120

148

200

53,1

Число осей

4

4

8

16

12

32

16

20

28

8

Нагрузка от оси на

208

217

197

193

214

212

208

220

210

213

рельсы, кН(тс) База, мм:

(21,3)

(22,1)

(20,1)

(19,7)

(21,8)

(21,6)

(21,2)

<22,4)

(21Д)

(21,7)

в порожнем состоянии

14 000

10200

16 540

23 490

23500

31 380

13 260

15 740

21520

16 400

в груженом состоянии

Длина но осям сцепления автосцепок, мм:

14 000

10 200

16 540

23 490

23 500

31380

22 ЗСО

27 000

35 500

16 400

в порожнем состоянии

19 470

15 580

25 460

38 430

37 220

62 760

28 050

33 520

44 0 Ю

24 9.50

в груженом состоянии

Максимальные размеры груза, мм:

19 470

15 580

25 460

38 430

37 220

62760

37090

44 780

58020

24 950

длина

10 000

6000

8000

8.500

9700

12 000

15 000

10 200

ширина

2450

2400

2380

2270

2420

Габарит

 

1-Т

1--Т

0-Т

1-Т

1-Т

1-Т

1-Т

4-Т

'1-Т

1-Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  ..