Четырехосная специальная платформа (рис. 7.
25) грузоподъемностью 60 т предназначена для транспортировки типовых
большегрузных контейнеров массой брутто 10, 20 и 30 т. Отличие
специальной платформы от универсальной заключается в том, что она
выполнена без полового настила и бортов и оборудована специальными
устройствами для крепления контейнеров.
Рама платформы длиной 18 400 мм состоит из хребтовой балки (два двутавра
№ 60, сверху по всей длине перекрытые листом 400X12 мм, а снизу
посередине на длине 7 м усиленные полосами 150X14 мм), двух продольных
боковых балок (двутавр № 60), двух концевых (штамповка уголкового
сечения из листа толщиной 10 мм и верхний лист толщиной 12 мм), двух
шкворневых (два вертикальных листа толщиной 10 мм, верхний и нижний
листы сечением 480X12 мм), трех средних поперечных (два вертикальных
листа толщиной 10 мм, нижний лист сечением 250X12 мм и верхний —
габаритных грузов. Для увязки перевозимых грузов на
боковых бортах имеются увязочные кольца 3 (см рис. 7.24). Места
размещения авто-сцепных устройств, пятников и сколь-зунов на раме
платформы там же, где и у рам четырехосных крытых вагонов и полувагонов.
С 1952 г. строились цельнометаллические четырехосные платформы
грузоподъемностью 60 т. Затем грузоподъемность была повышена до 62 т.
Боковые и хребтовая балки рамы таких платформ изготавливались из
двутавра № 55, а борта — из штампованных металлических листов толщиной 3
мм. Запорные устройства бортов в виде закидок-подкосов ненадежны в
работе (в эксплуатации возникали случаи самопроизвольного открывания
бортов). В целом конструкции платформ грузоподъемностью 60—62 т менее
прочны по сравнению с платформами грузоподъемностью 63 т.
Кроме платформ с металлическими бортами в эксплуатации имеются
четырехосные платформы с деревянными бортами грузоподъемностью 60 т.
Они. строились до 1952 г.
В девятой и десятой пятилетках существенно увеличились перевозки грузов
в большегрузных контейнерах как
железнодорожным транспортом, так и с участием
нескольких видов транспорта. Для снижения себестоимости таких
контейнерных перевозок в 1970 г. была разработана конструкция
специальной платформы.
Четырехосная специальная платформа (рис. 7.
25) грузоподъемностью 60 т предназначена для транспортировки типовых
большегрузных контейнеров массой брутто 10, 20 и 30 т. Отличие
специальной платформы от универсальной заключается в том, что она
выполнена без полового настила и бортов и оборудована специальными
устройствами для крепления контейнеров.
Рама платформы длиной 18 400 мм состоит из хребтовой балки (два двутавра
№ 60, сверху но всей длине перекрытые листом 400X12 мм, а снизу
посередине на длине 7 м усиленные полосами 150X14 мм), двух продольных
боковых балок (двутавр № 60), двух концевых (штамповка уголкового
сечения из листа толщиной 10 мм и верхний лист толщиной 12 мм), двух
шкворневых (два вертикальных листа толщиной 10 мм, верхний и нижний
листы сечением 480X12 мм), трех средних поперечных (два вертикальных
листа толщиной 10 мм, нижний лист сечением 250X12 мм и верхний —
180X12 мм) и двух поперечных балок сложной
конфигурации, расположенных над внутренними колесами тележек.
По концам рамы на участках между концевыми и шкворневыми балками
предусмотрены раскосы из двутавров № 10. Чтобы не возникали продольные и
боковые перемещения контейнеров, рама платформы оборудована четырьмя
неподвижными угловыми упорами на концевых балках и десятью поворотными
упорами. Последние шарнирно закреплены по концам поперечных балок в
местах их соединения с боковыми балками рамы. В рабочем положении
поворотный упор находится на боковой балке. При этом расстояние между
центрами двух фиксаторов, приваренных к упору, равно расстоянию между
центрами отверстий в угловых фитингах контейнеров. Таким образом,
крепление контейнера обеспечивается посредством прочной связи фиксаторов
подвижных упоров с угловыми фитингами контейнеров (фиксатор входит в
отверстие фитинга). В нерабочее положение подвижный упор устанавливается
поворотом его на 180е. В этом случае он располагается на поперечной
балке ниже плоскости рамы. Различные сочетания при загрузке платформы
контейнерами массой брутто 10, 20 и 30 т образуют следующие восемь
схем загружения: I — 20+30; II —
20+20+20; III — 30+10+10; IV — 10+30+10; V — 10+20+10+20; VI —
10+20+20+10; VII — 20+20+10 + + 10; VIII — 10+10+10+10+10+10.
В условиях массового производства легковые автомобили перевозить
экономически целесообразно специализированным подвижным составом. В
связи с этим в 1968 — 1969 гг. Днепродзержинским вагоностроительным
заводом разработана и испытана специальная платформа для перевозки
легковых автомобилей.
Специальная четырехосная двухъярусная платформа
цельнометаллической сварной конструкции (рис. 7.26) состоит из
нижней и верхней рам, соединенных между собой четырьмя концевыми
наклонными и двумя средними стойками при помощи косынок, образующих
плавный переход от горизонтальных элементов к вертикальным. Такое
конструктивное оформление обеспечивает необходимую прочность и создает
закопченную форму с точки зрения технической эстетики.
Н ижняя рама включает в себя хребтовую балку из двух специальных зетов;
среднюю продольную балку омс-гообразного сечения, приваренную к
хребтовой балке сверху но всей длине; две боковые продольные балки из
двутавра; две концевые балки незамкну-того сечения; одну среднюю
поперечную и две шкворневые двухсекционные балки замкнутого сечения;
промежуточные продольные и поперечные балки из швеллеров.
Верхняя рама состоит из двух боковых балок (катаный
швеллер), средней продольной балки омегообразного сечения, двух концевых
и 22 промежуточных поперечных балок из гнутых профилей.
Стойки имеют коробчатое замкнутое сечение и выполнены из гнутых
профилей.
Нижняя и верхняя рамы перекрыты металлическим настилом из гофрированного
листа с просеченными щелевыми вырезами для установки упоров под колеса
автомобилей. Для установки автомобилей по длине и ширине на рамах
установлены направляющие устройства. Они представляют собой систему
ограждений и труб, направляющих роликов и рольгангов. По концам верхней
и нижней рам шарнирно закреплены торцовые переездные площадки для
проезда автомашин из одной платфор-мы на другую. В транспортном
положении они приподняты, закреплены специальными крюками и образуют
торцовые борта.
Ходовой частью платформы служат две тележки типа ЦНИИ-ХЗ-О,
оборудованные буксами с подшипниками качения и рессорным подвешиванием
увеличенной гибкости.
На платформе одновременно может разместиться 17 автомобилей тина
«Жигули», «Москвич» или «Запорожец» (7 на нижнем и 10 на верхнем ярусе)
или 8 типа «Волга».
Все несущие элементы универсальных и специальных платформ
изготавливаются из низколегированной стали марки 09Г2Д. Основные
технические характеристики рассмотренных платформ приведены в табл. 7.
3.
Таблица 7.3. Основные технические характеристики
платформ