Обыкновенное
освидетельствование колесных пар ж/д состава колеи 1520 мм
1.3.5.1 Обыкновенное
освидетельствование колесных пар проводят работники, аттестованные и
получившие удостоверение на право проведения этих работ.
1.3.5.2 Обыкновенное
освидетельствование колесных пар проводят:
- при всех случаях их
подкатки под ТПС в депо, за исключением подкатки под ТПС колесной пары, если
после ее формирования или проведения полного освидетельствования прошло
более 2 лет. При этом дату формирования и освидетельствования устанавливают
по данным формуляра (технического паспорта) на колесную пару;
- после крушения, аварии и
схода с рельсов при скорости более 10 км/ч, если при осмотре не выявились
повреждения составных частей колесной пары, требующие их замены;
- для моторных вагонов
МВПС при ТР-2.
1.3.5.3 Перед обыкновенным
освидетельствованием колесной парыпроводяточистку
её от грязи, смазки или обмывку в моечной машине. Обыкновенное
освидетельствование включаетконтроль
возможных дефектов в соответствии с таблицей 7.
Таблица 7 Контроль
дефектов при обыкновенном освидетельствовании колесных пар
Наименование операции контроля
Недопустимое значение и метод устранения дефекта
1 Проверка установленных клейм и
знаков в соответствии с рисунками 9, 10, 11, 16
Отсутствие или неясность клейм не
допускается
2 Визуальный контроль:
2.1 Трещин на бандажах и ободьях
цельнокатаных колес
Не допускаются.
Устранение -в
соответствии с таблицей 10(пункты
2.1, 2.2)*
2.2 Выщербин, раковин или вмятин на
вершине гребня или поверхности катания
Не допускаются.
Устранение – обточкой*
Продолжение таблицы 7
Наименование операции контроля
Недопустимое значение и метод устранения дефекта
2.3 Задиров у выкружки рабочей части
гребня и в районе круга катания
Не допускаются.
Устранение – обточкой*
2.4 Ползуна (выбоины) на поверхности
катания*
То же
2.5 Ослабления бандажа на ободе
центра
Не допускается
2.6Остроконечного
наката гребня
Не допускается.
Устранение – обточкой*
2.7 Навар (смещение металла) на
поверхности катания
Не допускается.
Устранение – обточкой*
2.8 Отсутствие сдвига бандажа по
контрольным отметкам на бандаже и ободе колёсного центра
Сдвиг не допускается
2.9 Трещин в ступицах, спицах,
ободьях колесных центров, цельнокатаных колес
Не допускаются.
Устранение трещин в ободьях и спицахв
соответствии с таблицей 10(пункты
3.2, 3.3, 3.4, 3.5)
2.10 Вмятин, раковин, выкрошившихся
мест на поверхности зуба зубчатого колеса (венца)
Глубина раковин, вмятин и
выкрашиваний более 2,0 мм (отдельных более 3,0 мм), общая площадь на
зубе прямозубой и на головке зуба косозубой передачи - более 10 %, а
на ножке зуба косозубой передачи – более 60 %.
2.11 Отколов на поверхности зуба (от
торца)
Отколы длиной более 15 мм и глубиной
более 3,0 мм
2.12 Трещины, следы электродугового
ожога на зубьях зубчатых колес
Не допускаются.
Устранениетрещин
и следов электродугового ожогаглубиной
не более 0,5 мм - зачисткой с последующей магнитной дефектоскопией
Продолжение таблицы 7
Наименование операции контроля
Недопустимое значение и метод устранения дефекта
2.13 Трещин во впадинах зубчатых
колес (венцов)
Не допускаются:
- трещины на переходных поверхностях
– длиной более 25,0 мм, выходящие на торец – глубиной более 2,0 мм;
- трещины любых размеров,
развивающиеся с обеих сторон зуба (встречные трещины);
- наличие трещин более, чем на 25 %
зубьев;
- трещины во впадинах зубчатых колес
(венцов) колесных пар пассажирских локомотивов и МВПС.
Остальные трещины устраняют в
соответствии с таблицей 10(пункт3.17)
2.14 Смятия или изношенности резьбы
на оси колесной пары под осевую гайку или болты на торце оси
Не допускается.
Устранение неисправной резьбы под
осевую гайку не более 15
% рабочей длины.
– в соответствии с таблицей 10(пункт1.13)
2.15 Протертого места на средней
части оси:
- локомотива
Более 3,0 мм. Устранение - в
соответствии с таблицей 10 (пункт1.11)
- МВПС
Более 2,5 мм. Устранение – в
соответствии с таблицей 10(пункт1.11)
2.17 Электродугового ожога на средней
части оси (свободной от опорных и посадочных поверхностей)
Не допускается.
Устранение – в соответствии с
таблицей 10(пункты1.15)
3 Контроль ослабления (остукиванием
молотком по поверхности катания)и
сдвига контрольной отметки бандажа на колесном центре
Не допускается.
4 Контроль профиля бандажа (обода
цельнокатаного колеса) шаблоном УТ-1 (УТ-1М)**
В соответствии с таблицей 8 (пункты
1.5, 1.6)
Окончание таблицы 7
Наименование операции контроля
Недопустимое значение и метод устранения дефекта
5 Проверка зазора между боковой
гранью обода колесного центра и упорным буртом бандажа, не более
0,5 ммпо
всей окружности на глубину не более половины высоты бурта.
6 Магнитный контроль открытых частей
осей, зубьев зубчатых колес, пальцев тягового привода
В соответствии с
инструкциями ЦТт-18/1,
ЦТт-18/2
7 УЗД удлиненных ступиц колесных
центров на электровозах серий ВЛ, ЧС2, ЧС2т
В соответствии с
инструкциями ЦТэр-13/1,
ЦТэр-13/2
8 УЗД шеек и подступичных частей осей
МВПС. При отсутствии ультразвукового дефектоскопа демонтировать
внутренние кольца подшипников и произвести магнитный контроль шеек
(кроме колесных пар с подшипниками фирмы «Тимкен»)
В соответствии с
инструкциями ЦТэр-13/3,
ЦТт-18/3, или ЦТт-18/1, ЦТт-18/2
9 Проверка соответствия размеров всех
составных частей колесной пары установленным допускаемым значениям
По таблице 8
10 Проверка состояния упругих
элементов, дисков, тарелок (при замене упругих элементов)
По отдельным руководствам на упругие
зубчатые колеса
В соответствии синструкцией,
утвержденной МПС России 11.06.1995 №
ЦТ-330
13 Проверка состояния пружинных
пакетов и заклепок зубчатых колес, плотность посадки косозубых
венцов, а также болтов, крепящих венцы зубчатых колес
Ослабление заклепок венцов и болтов
не допускается
* Обточку допускается производить
после подкатки под ТПС
** В случае обточки колёсной пары с
выкаткой контроль профиля бандажа производится профильным шаблоном в
соответствии с требованиями пункта 2.12 таблицы 10
1.3.5.4 Допускаемые
значения параметров колесной пары, контролируемых при обыкновенном
освидетельствовании, приведены в таблице 8.
Таблица 7 Параметры
колесной пары, контролируемые при обыкновенном освидетельствовании
В
миллиметрах
Наименование параметра
Допускаемое значение
1 Бандажи, ободья цельнокатаных
колес
1.1Расстояние
между внутренними гранями бандажей или
ободьев
цельнокатаных колес после обточки старых
бандажей:
для
ТПСс установленными
скоростями движениядо
120
км/ч (кроме электровозов серии ЧС)
От 1437 до 1443
для
ТПСс установленными
скоростями движения
свыше
120 км/ч до 200 км/ч и электровозов серии ЧС
От 1439 до 1441
для
дизель-поездов с изогнутой осью
От 1439
до 1442
1.2Разность
расстояний между внутренними гранями
бандажей
или ободьев цельнокатаных колес у одной
колесной
пары,не более:
для
ТПС (кроме прицепных вагонов МВПС)
1,0
для
прицепных вагонов МВПС
1,5
1.3 Минимальная толщина бандажей при
обточке колесных пар*
1.3.1 Для ТПСс
установленными скоростями движениядо
120 км/ч:
электровозов, кроме ЧС в/и
55
электровозов ЧС в/и
55
тепловозов с нагрузкой на ось 25 т и
выше
55
тепловозов с нагрузкой на ось менее
25 т до 23 т
50
тепловозов с нагрузкой на ось менее
23 т и маневровых тепловозов
43
Продолжение таблицы 8
Наименование параметра
Допускаемое значение
1.3.2 Для моторных вагонов МВПС до
140 км/ч:
электропоездов
46
дизель-поездов
43
1.3.3 Для ТПСс
установленными скоростями движениясвыше
120 до 160 км/ч:
электровозов ЧС в/и
60
тепловозов
55
1.4 Минимальная толщина ободьев
цельнокатаных колес при обточке:
1.4.1 Для МВПСс
установленными скоростями движениядо
140 км/ч:
для
прицепных вагонов электропоездов
34
для
поддерживающих тележек дизель-поездов
36
1.4.2 Для ТПСс
установленными скоростями движениясвыше
140 до 200 км/ч
55
1.5 Толщина гребня при измерении
шаблоном УТ1, УТ1М:
У всех серий ТПС для всех типов
профилей, кроме профиля Зинюка-Никитского
От 27 до 32
для профиля Зинюка-Никитского
От 27,0 до 32,5
1.6 Толщина гребней бандажей 2-й и
5-й колесных пар электровозов ЧС2, ЧС2т, ЧС4, ЧС4т до №263 при
измерении шаблоном УТ1, УТ1М
От 21,0 до 21,5
1.7 Отклонения ширины бандажей от
чертежного (номинального размера)
+ 3; – 4
в местах постановки клейм
Не нормируется
1.8 Разность в измерениях по ширине
одного бандажа, не более
3
Продолжение таблицы 8
Наименование параметра
Допускаемое значение
1.9 Непостоянство
диаметра в поперечном сечении бандажа по кругу катания (после
обточки), не более**
0,5
1.10 Разность диаметров правого и
левого бандажей, измеряемых по кругу катания у одной колесной пары,
не более
0,5
2 Колесные центры
2.1 Изгиб спиц колесного центра вдоль
оси колесной пары (без исправления), не более
15
2.2 Уменьшение наружного диаметра
ступицы колесного центра в местах работы уплотнения, не более
5
2.3 Расстояние
между внутренними гранями (торцами) ступиц центров колесной пары
электровозов:
3.3 Уменьшение
диаметра шейки оси под моторно-осевые подшипники, не более:
тепловозных колесных пар
12
колесных пар, предназначенных для
комплектации с электродвигателями ЭД118Б, ЭД125Б
7
Окончание таблицы 8
Наименование параметра
Допускаемое значение
электровозных колесных пар
6
колесных пар электропоездов
4,5
3.4 Выработка шеек оси от воздействия
вкладышей моторно-осевых подшипников по диаметру
0,2
3.5 Глубина местной выработки
(вытертости) на средней части оси по радиусу от номинального размера
по чертежу:
локомотива
3
МВПС
2,5
4 Зубчатые колеса
4.1 Уменьшение толщины зуба зубчатого
колеса от номинального размера по чертежу:
4.1.1 Измеренного по делительной
окружности у колесных пар тепловозов
3,0
4.1.2 Измеренного на высоте
постоянной хорды:
электровозов
3,0
электропоездов
2,8
4.2 Разность толщины зубьев зубчатых
колес одной колесной пары (при двухсторонней зубчатой передаче), не
более
1,0
4.3 Уменьшение диаметра ступицы
зубчатого колеса в местах работы уплотнения, не более
5,0
4.4 Уменьшение высоты головки зуба у
зубчатых колес
тепловозов ТЭ3, М62, 2ТЭ10, 2ТЭ116,
измеренной по
хорде делительной окружности (с
учетом измененной
высоты), не более
2,0
*)Установлено
только для ТР-3, для технических обслуживаний и текущих ремонтов
ТР-1, ТР-2 – в
соответствии с таблицей 2 (пункт 20).
**)При
обточке под ТПС не контролируют.
1.3.5.5 При обнаружении дефектов поверхности катания колес, не
соответствующих допускаемымзначениям
параметров по таблицам 7 и 8, производят обточку бандажей по профилю в
соответствии с приложением Г.При
невозможности устранения дефектов при помощи обточки колесную пару
направляют в ремонт.
1.3.5.6 После проведения
обыкновенного освидетельствования проводят окраску открытых средней и
предподступичных частей оси (в том числе предподступичные и подступичные
части оси между лабиринтными кольцами и ступицами колес, а также открытые
поверхности оси между колёсными центрами и подшипниковыми узлами осевых
редукторов) эмальючерного или
темно-серого цвета.После обточки
и упрочнения бандажейнаносятконтрольную
полосу шириной 10 мм эмалью зеленого цвета следом за красной полосой по
часовой стрелке и в непосредственной близости от нее.
1.3.5.7 Технологическое
оборудование и средства контроля для обыкновенного освидетельствования
колесных пар приведены в приложении В.
1.3.5.8 Результаты контроля при обыкновенном освидетельствовании заносят в
книгу формы ТУ-21 и формуляр (технический паспорт) колесной пары.
2Полное
освидетельствование иремонтколесных
пар ж/д состава колеи 1520 мм
2.1 Полное освидетельствование колесных
пар
2.1.1 Полное
освидетельствование колесных пар проводят:
- при ремонте с заменой
составных частей;
- при неясности клейм и
знаков последнего полного освидетельствования;
- при наличии повреждений колесной пары после крушения, аварии, столкновения
или схода ТПС с рельсов, а также любых видимых повреждений, выявленных при
осмотре, кроме повреждений, которые могут быть устранены обточкой или
шлифовкой (зачисткой).
2.1.2 При полном освидетельствовании колесной пары выполняют все работы,
предусмотренные пунктом 1.3.5.3 для обыкновенного освидетельствования, и
дополнительно проводят:
- очистку колесной пары от
краски (на литых необработанных поверхностях колесных центров допускается
неполная очистка от краски, не мешающая визуальной проверке наличия трещин);
- проверку наличия и ясности установленных клейм и знаков на составных
частях колесной пары;
- проверку магнитным дефектоскопом призонных болтов зубчатых колес в случае
их замены;
- УЗД закрытых частей оси
(у колесных пар дизель-поездов – только подступичных частей оси);
- проверку магнитным дефектоскопом посадочной поверхности бандажа и
прижимного бурта после его обжима;
- переформирование
(выпрессовку оси) с проверкой неразрушающим контролем всех составных частей
колесной пары электровоза с удлиненными ступицами колесных центров, если от
даты формирования колесной пары или выпрессовки оси прошло более 8 лет;
- проверку на сдвиг колесных центров без удлиненных ступиц, если от
формирования или выпрессовки оси прошло более 10 лет.
По результатам полного
освидетельствования осуществляют замену забракованных составных частей и
постановку клейм и знаков полного освидетельствования.
2.1.3 Технологическое
оборудование и средства контроля для проведения полного освидетельствования
колесных пар приведены в приложении Д.
2.1.4 Данные о колесной
паре, результатах измерений и проведенном ремонте при полном
освидетельствовании заносят в формуляр (технический паспорт) колесной пары и
формуляр (технический паспорт) большого зубчатого колеса, а также:
- в книгу регистрации
освидетельствования колесных пар по единой учетной форме при полном
освидетельствовании и переформировании колесной пары;
- в технологический
(производственный) паспорт при ремонте с заменой составных частей.