Техническое обслуживание колесных пар ж/д состава колеи 1520 мм

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Колёсные пары колеи 1520 мм. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту КМБШ.667120.001РЭ

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1.2 Использование по назначению колесных пар ж/д состава колеи 1520 мм

 

1.2.1 Условия эксплуатации колесных пар ж/д состава колеи 1520 мм

Колесные пары эксплуатируются в составе ТПС на линиях железных дорог колеи 1520 мм в соответствии с Правилами, утвержденными МПС России 26.05.2000 № ЦРБ‑756, и Инструкцией, утвержденной МПС России 19.07.1996 № ЦРБ‑393.

1.2.2 Подготовка к использованию колесных пар ж/д состава колеи 1520 мм

Перед использованием колесной пары (подкаткой под ТПС) проводят расконсервацию колесной пары, снимают защитные устройства (в случае их наличия), удаляют антикоррозионный состав и проводят осмотр или обыкновенное освидетельствование в соответствии с подразделами 1.3.3 и 1.3.5.


 

1.3 Техническое обслуживание колесных пар ж/д состава колеи 1520 мм

1.3.1 Общие сведения

1.3.1.1 Техническое обслуживание заключается в своевременном выполнении комплекса работ по выявлению дефектов, отправке в ремонт колесной пары или её замене, а также обточках бандажей без выкатки колесной пары из-под ТПС. Дефекты колесных пар ТПС и их составных частей приведены в приложении Б.

1.3.1.2 Техническое обслуживание колесных пар выполняют в составе работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту ТР‑1, ТР‑2 единицы ТПС.

1.3.1.3 Техническое обслуживание колесных пар проводят в соответствии с настоящим руководством и другой документацией, определяющей объёмы и порядок проведения работ при техническом обслуживании и текущем ремонте ТПС.

1.3.1.4 Для проверки технического состояния колесных пар в эксплуатации проводят их осмотр и измерения геометрических размеров.

1.3.1.5 Эксплуатация колесной пары без оформленного на нее в соответствии с установленными формами формуляра (технического паспорта) и формуляра (технического паспорта) большого зубчатого колеса запрещается.

1.3.2 Меры безопасности колесных пар ж/д состава колеи 1520 мм

Для обеспечения безопасности труда при выполнении операций технического обслуживания следует руководствоваться положениями правил по охране труда ПОТ РО-32-ЦТ-668 и типовых инструкций по охране труда ТОИ Р-32-ЦТ-535, ТОИ Р-32-ЦТ-555, ТОИ Р‑32‑ЦТ‑728, а также местными инструкциями, устанавливающими требования безопасного проведения работ при техническом обслуживании колесных пар ТПС.


 

1.3.3 Порядок осмотра колесных пар ж/д состава колеи 1520 мм

1.3.3.1 Осмотр колесных пар проводят с целью выявления их неисправностей в следующих случаях:

- под ТПС при всех видах его технического обслуживания (ТО) и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 (кроме колесных пар моторных вагонов МВПС, исключая первый текущий ремонт ТР-2 после изготовления);

- перед подкаткой колесной пары под ТПС, если после ее формирования или проведения полного освидетельствования прошло не более 2 лет, дату формирования и освидетельствования устанавливают по данным формуляра (технического паспорта) на колесную пару;

- под ТПС после схода его с рельсов.

1.3.3.2 Дефекты составных частей и недопустимые значения их параметров, при которых запрещается эксплуатация колесной пары, приведены в таблице 2.

Таблица 2       Дефекты составных частей и недопустимые значения их параметров, 
при которых запрещается эксплуатация колесной пары

Наименование дефекта

или параметра

Недопустимое

значение

1 Прокат по кругу катания1)

 

1.1 С установленными скоростями движения до            120 км/ч:

 

Для локомотивов и МВПС в поездах дальнего сообщения

Более 7 мм

Для МВПС в поездах местного и пригородного сообщения

Более 8 мм

1.2 Для локомотивов с установленными скоростями движения свыше 120 до 160 км/ч

Более 5 мм

1.3 Для локомотивов с установленными скоростями движения свыше 160 до 200 км/ч:

Более 2 мм

1.4 Для МВПС с установленными скоростями движения свыше 120 до 140 км/ч

Более 5 мм


 

 


 

Продолжение таблицы 2

 

Наименование дефекта

или параметра

Недопустимое

значение

1.5 Для МВПС с установленными скоростями движения свыше 140 до 200 км/ч:

Более 3 мм

2 Разность прокатов по кругу катания у левого и правого колеса1):

 

для ТПС с установленными скоростями движения до 140 км/ч

Более 2 мм

для ТПС с установленными скоростями движения свыше 140 до 200 км/ч

Более 1,5 мм

3 Толщина гребня, измеряемая у локомотивов с высотой гребня 30 мм на расстоянии 20 мм от вершины гребня, а у ТПС с высотой гребня 28 мм — на расстоянии 18 мм от вершины гребня 2):

 

для колесных пар ТПС с установленными скоростями движения до 120 км/ч

Более 33 и менее 25 мм

для колесных пар ТПС с установленными скоростями движения от 120 до 200 км/ч

Более 33 и менее 28 мм

4 Толщина гребня 2-й и 5-й колесных пар электровозов ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т (до №263) при его высоте 26,25 мм, измеряемая шаблонами УТ-1,          УТ-1М

Более 24 и менее 19,5 мм

5 Параметр крутизны (опасная форма гребня) профиля для локомотивов и МВПС

Менее 6,0 мм

6 Ползун (выбоина) на поверхности катания глубиной:

 

для колесных пар ТПС с установленными скоростями движения до 140 км/ч 3)

Более 1,0 мм

для колесных пар ТПС с установленными скоростями движения свыше 140 до 160 км/ч

Более 0,5 мм

для колесных пар ТПС с установленными скоростями движения свыше 160 до 200 км/ч

Не допускается

7 Выщербины, вмятины на поверхности катания бандажа, обода цельнокатаного колеса:

 

Локомотива и моторного вагона МВПС

 

глубиной

Более 3 мм

длиной

Более 10 мм


 

 

 

Продолжение таблицы 2

 

Наименование дефекта

или параметра

Недопустимое

значение

Прицепного вагона МВПС

 

Глубиной

Более 3 мм

длиной

Более 25 мм

8 Раковины на поверхности катания бандажа, обода цельнокатаного колеса

Не допускаются

9 Выщербины или вмятины на вершине гребня длиной

Более 4,0 мм

10 Вмятины, раковины, выкрашивания на поверхности зуба зубчатого колеса (венца)

Глубиной более 3,0 мм при общей площади на зубе прямозубой и на головке зуба косозубой передачи 10 % его рабочей поверхности

11 Отколы в местах сопряжения торцевой с другими поверхностями зуба и боковой поверхности с поверхностью вершины зуба

Длиной более 15 мм или глубиной более 3,0 мм.

12 Ослабление бандажа на колесном центре

Не допускается

13 Сдвиг контрольной отметки бандажа относительно контрольной отметки колесного центра

 

13.1 Для пассажирского ТПС и ТПС, с установленными скоростями движения свыше 140 до 200 км/ч, а также при подкатке под ТПС колесных пар по 1.3.3.9

Не допускается

13.2 Для грузового и маневрового ТПС (кроме подкатки по 1.3.3.9)

Допускается, если при сдвиге контрольной отметки глухой звук при ударе слесарным молотком по бандажу не подтверждает его ослабление. В этом случае допускается нанесение новых контрольных рисок на колесном центре. Повторный сдвиг контрольной отметки не допускается

14 Ослабление и сдвиг цельнокатаного колеса или колесного центра на оси 4)

Не допускается

15 Ослабление зубчатого колеса на оси или ступице колесного центра

Не допускается


 

 

Продолжение таблицы 2

 

Наименование дефекта

или параметра

Недопустимое

значение

16 Остроконечный накат на гребне в зоне поверхности на расстоянии 2 мм от вершины гребня и до 13 мм от поверхности катания

Не допускается

17 Протертые места на средней части оси:

 

локомотива 

Глубиной более 4,0 мм

МВПС

Глубиной более 2,5 мм

18 Местное или общее увеличение ширины бандажа

или обода цельнокатаного колеса

Более 6,0 мм

19 Ослабление бандажного кольца

Не допускается более, чем в 3-х местах по его окружности суммарной длиной ослабленного места более 30 % (для локомотивов) и более 20 % (для МВПС) окружности кольца, а также ближе 100 мм к замку кольца

20 Толщина бандажей колесных пар ТПС:

 

20.1 С установленными скоростями движения до 140 км/ч:

 

электровозов, кроме ВЛ22 в/и, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ60 в/и

Менее 45 мм

ВЛ10 в/и, ВЛ11 в/и, ВЛ15, ВЛ80 в/и, ВЛ85, ВЛ65 в бесснежное время по разрешению начальника дороги

Менее 40 мм

электровозов ВЛ22 в/и, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ60 в/и и тепловозов с нагрузкой на ось 23 т и выше

Менее 40 мм

тепловозов с нагрузкой на ось менее 23 т

Менее 36 мм

моторных вагонов МВПС

Менее 35 мм

20.2 С установленными скоростями движения свыше 140 до 160 км/ч:

 

электровозов

Менее 50 мм

тепловозов

Менее 45 мм

21 Толщина обода цельнокатаного колеса:

 

21.1 С установленными скоростями движения до 140 км/ч:

 

прицепные вагоны МВПС

Менее 25 мм

21.2 С установленными скоростями движения свыше 140 до 160 км/ч:

Менее 40 мм


 

 

Окончание таблицы 2

 

Наименование дефекта

или параметра

Недопустимое

значение

21.3 С установленными скоростями движения свыше 160 до 200 км/ч:

 

локомотивов

Менее 45 мм

МВПС

Менее 40 мм

22 Трещины в любой части оси, ободе, спице, ступице, колесном центре и бандаже колеса

Не допускаются

23 Кольцевые выработки на поверхности катания:

 

23.1 На расстоянии до 40 мм (для локомотивов) и до 30 мм (для МВПС) от наружного торца бандажа

 

глубиной

Более 2 мм

и шириной

Более 15 мм

23.2 На других участках поверхности катания бандажа:

глубиной

 

Более 1 мм

и шириной

Более 2 мм

24 Неисправность буксовых, моторно-осевых подшипников и опорных подшипников тяговых редукторов, характеризующаяся нагревом их узлов до температуры5)

Более 80 °С

25 Электроожоги и плены на средней части оси

Не допускаются

26 Навар (смещение металла) на поверхности катания

Более 0,5 мм

1) Прокат определять как разность между исходной высотой гребня, и действительной его высотой, полученной при измерении шаблоном УТ-1 (УТ-1М). За исходную высоту гребня для локомотивов (кроме имеющих бандажи, обточенные по профилю ДМеТИ) принимается 30 мм, для МВПС, а также локомотивов с бандажами, обточенными по профилю ДМеТИ — 28 мм. При использовании шаблонов УТ-1, УТ-1М необходимо исключать влияние дефектов на поверхности вершины гребня на результат измерения.

2) При измерении шаблонами УТ-1, УТ-1М толщину гребня проверять с учетом поправок в соответствии с таблицей 3.

3) При выпуске из ТО-3, ТР-1, ТР-2 ползун более 0,5 мм не допускается.

4) За колесной парой, находя­щейся в эксплу­а­тации, с выступающей смазкой, ржавчиной или трещи­нами краски в местах соединения колёсного центра с осью, без явных признаков ослабления (сдвига центра или колеса вдоль образу­ющей оси или по окружности), установить особое наблюдение. При сдвиге колёсного центра или колеса следование с поездом запрещается. Локомотив должен следовать в депо в одиночном следовании, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель поврежденной колесной пары должны быть отключены.

5) Проверку нагрева осуществляют в течение 5 мин после прибытия ТПС

 


 

Таблица 3       Поправки к значениям толщины гребня при измерении 
шаблоном УТ‑1, УТ‑1М

 

В миллиметрах

Параметр          крутизны            гребня

Прокат по кругу катания, рассчитанный 
в соответствии с примечанием 1 к таблице 2

0

1

2

3

4

5

6

7

5,5

+ 1,0

+ 0,8

+ 0,4

0

– 0,5

– 1,1

– 1,8

– 2,7

6,0

+ 1,0

+ 0,9

+ 0,5

0

– 0,5

– 1,2

– 2,0

– 3,0

6,5

+ 1,0

+ 1,0

+ 0,5

0

– 0,6

– 1,3

– 2,2

– 3,2

7,0

+ 1,0

+ 0,5

0

– 0,6

– 1,4

– 2,3

– 3,5

7,5

+ 1,0

+ 0,6

0

– 0,7

– 1,5

– 2,5

– 3,7

8,0

+ 1,0

+ 0,6

0

– 0,7

– 1,6

– 2,6

– 4,0

8,5

+ 1,0

+ 0,7

0

– 0,8

– 1,7

– 2,8

– 4,2

9,0

+ 1,0

+ 0,7

0

– 0,8

– 1,8

– 3,0

– 4,5

9,5

+ 1,0

+ 0,7

0

– 0,9

– 1,9

– 3,2

– 4,7

10,0

+ 1,0

+ 0,8

0

– 0,9

– 2,0

– 3,3

– 5,0

Примечание — Толщину гребня в сечении, указанном в пункте 3 таблицы 2, рассчитывают путём сложения толщины гребня, измеренной шаблоном УТ-1 (УТ-1М), и поправки, указанной в таблице с учетом параметра крутизны гребня, измеренного шаблоном УТ-1 (УТ-1М), и проката, рассчитанного в соответствии с примечанием к таблице 2.

1.3.3.3 При техническом обслуживании ТО-1 ТПС выполняют осмотр колесных пар в доступных местах и проверяют отсутствие следующих дефектов, указанных в таблице 2:

- визуальным контролем (при необходимости измерением): трещины (пункт 22 таблицы 2), ползуны и выбоины (пункт 6), плены, раздавленности (местное или общее увеличение ширины бандажа, пункт 18), выщербины, раковины и вмятины (пункты 7, 8), навары (пункт 26), кольцевые выработки на поверхности бандажа (пункт 23), сдвиг бандажа (по контрольным отметкам на бандаже и ободе центра, пункты 13.1, 13.2), остроконечный накат на гребне (пункт 16).

- ослабление бандажей на ободе колёсного центра (пункт 12) — остукиванием слесарным молотком по поверхности катания;

- нагрев буксового узла (пункт 24) — с использованием измерительного прибора или прикосновением тыльной стороной ладони к поверхности буксы над подшипником.

1.3.3.4 Глубину ползуна измеряют при помощи шаблона для измерения толщины бандажа. При отсутствии шаблона (кроме случаев нахождения единицы ТПС на ПТОЛ и в депо) допускается определять глубину ползуна по результатам измерения его длины в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4       Зависимость длины ползуна от его глубины и диаметра колеса

                                                                                                                  В миллиметрах

Диаметр колес по 
кругу катания

Глубина ползуна

0,5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1250

50

71

100

122

141

158

173

186

199

211

223

233

244

1220

49

70

99

121

139

156

171

184

197

209

220

231

241

1050

46

65

92

112

129

145

158

171

183

194

204

214

223

950

44

62

87

107

123

137

151

162

174

184

194

203

212

 

1.3.3.5 При обнаружении ползуна в пути следования вывод ТПС с перегона осуществляется без отцепки от поезда в соответствии с требованиями таблицы 5. При обнаружении в пути следования недопустимых значений дефектов по пунктам 7 — 9 таблицы 2 вывод ТПС с перегона осуществляется без отцепки от поезда со скоростью следования не более 15 км/ч и в соответствии с примечанием к таблице 5.


 

Таблица 5       Допускаемые скорости движения при обнаружении ползуна 
в пути следования

Колесная пара

Глубина ползуна, мм

Допускаемая скорость 
следования, км/ч, не более

локомотива и
моторного вагона МВПС

От 1 до 2

15

Свыше 2 до 4

10

Свыше 4

10*

прицепного вагона МВПС

От 1 до 2

100

Свыше 2 до 6

15

Свыше 6 до 12

10

Свыше 12

10*

* При этом качение колесных пар по рельсам не допускается. Транспортироваться до места замены колесной пары ТПС должен в одиночном следовании, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель (группа двигателей) поврежденных колесных пар должны быть отключены

 

1.3.3.6 При технических обслуживаниях ТО-2 локомотивов и ТО-3 МВПС выполняют осмотр колесных пар (в том числе из смотровой канавы) в объеме осмотра по пункту 1.3.3.3 и дополнительно проводят контроль отсутствия следующих дефектов, указанных в таблице 2:

- визуальный контроль:

        1) признаков ослабления или сдвига ступиц на оси (пункты 14, 15);

        2) протертых мест (пункт 17), плен, следов электроожога (пункт 25) на открытых частях осей;

- контроль ослабления бандажного кольца (пункт 19) остукиванием молотком по поверхности бандажного кольца;

- контроль нагрева поверхности корпусов моторно-осевых подшипников и опорных подшипников тяговых редукторов (пункт 24) с использованием измерительного прибора или прикосновением тыльной стороной ладони при постановке ТПС на смотровую канаву;

- измерение гребней (пункты 1, 2, 3, 4, 5 таблицы 2) и толщины бандажей и ободьев цельнокатаных колес (пункты 20, 21)*.

1.3.3.7 При технических обслуживаниях ТО-3 (кроме МВПС), ТО-4, ТО-5 ТПС выполняют осмотр колесных пар в объеме пункта 1.3.3.6 и дополнительно проводят:

- очистку колесной пары в местах контрольных рисок и местах выполнения измерений;

- измерение гребней (пункты 1, 2, 3, 4, 5 таблицы 2) и толщины бандажей (пункты 20, 21).

1.3.3.8 При текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 ТПС осмотр колесных пар выполняют в объеме, указанном в пункте 1.3.3.7 и дополнительно проводят:

- осмотр буксового узла в соответствии с Инструкцией, утвержденной МПС России 11.06.1995 № ЦТ-330;

- осмотр зубчатой передачи, если это предусмотрено документацией на текущий ремонт конкретного ТПС.

1.3.3.9 При подкатке под ТПС колесных пар, у которых после их формирования или проведения полного освидетельствования прошло не более 2 лет, объем проверок при осмотре включает:

- визуальный контроль:

        1) трещин (пункт 22 таблицы 2), выщербин, отколов, раковин, вмятин (пункты 7, 8, 9 таблицы 2) на бандажах и ободьях цельнокатаных колес;

        2) трещин в спицах, ступицах, ободьях колесных центров, цельнокатаных колес (пункт 22 таблицы 2);

        3) вмятин, раковин, выкрошившихся мест, отколов на поверхности зубьев зубчатых колес (пункты 10, 11 таблицы 2);

        4) протертых мест на средней части оси (пункт 17 таблицы 2);

5) сдвиг бандажа (по контрольным отметкам на бандаже и ободе центра, пункты 13.1, 13.2 таблицы 2)

- контроль ослабления бандажей на ободе колёсного центра (пункт 12 таблицы 2) остукиванием молотком по поверхности катания;

- контроль ослабления бандажного кольца (пункт 19 таблицы 2) остукиванием молотком по поверхности бандажного кольца;

- измерение гребней (пункты 1, 2, 3, 4, 5 таблицы 2) и толщины бандажей (пункты 20, 21 таблицы 2).

1.3.3.10 После схода ТПС с рельсов выполняют осмотр колесных пар из канавы, а при её отсутствии путём передвижения ТПС обеспечивают возможность осмотра колёсной пары по всему кругу катания.

В журнале технического состояния локомотива и МВПС формы ТУ-152 должна быть сделана отметка об осмотре колесной пары.

1.3.3.11 Измерение гребней и толщины бандажей проводят на техническом обслуживании ТО-3, ТО-4, ТО-5 и текущих ремонтах ТПС, но не реже, чем один раз в 30 суток.

Результаты измерений следует заносить в карманную книжку обмера бандажей формы ТУ-18 и книгу учета состояния бандажей формы ТУ-17.

Примечание – При эксплуатации ТПС на удлиненных плечах результаты обмера бандажей записывают в журнал технического состояния локомотива и МВПС формы ТУ-152 с передачей результатов измерений в депо приписки.

1.3.3.12 Описание дефектов колесной пары и ее составных частей, обнаруженных при осмотре колесных пар под ТПС после схода с рельсов, при технических обслуживаниях ТО‑1 и ТО‑2 фиксируют в журнале технического состояния локомотива и МВПС формы ТУ-152, а при ТО-2 – также в журнале регистрации локомотивов, прошедших ТО-2.

Описание дефектов колесной пары и ее составных частей, обнаруженных при осмотре колесных пар при технических обслуживаниях ТО‑3, ТО-5, текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 (пункт 1.3.3.8) и после схода с рельсов (пункт 1.3.3.10) фиксируют в книге записи ремонта локомотивов и МВПС формы ТУ-28.

1.3.3.13 Средства контроля для проведения осмотра колесных пар приведены в приложении В.

Рекомендуется при проведении осмотра колесных пар использовать автоматизированные системы контроля, допущенные к применению в установленном порядке.

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..