Токоприемник ТЛ13У1

 

  Главная       Учебники - Электровозы      Электрические аппараты электровозов (лекции)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5 

 

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Конструкция

На тему : Токоприемник ТЛ13У1

 

 

 

 

 

 


 

Введение

 

Токоприемниками согласно стандарту называют тяговые электрические аппараты, предназначенные для создания электрического контакта электрооборудования подвижного состава с контактной сетью. Конструкция токоприемника должна обеспечивать съем тока заданного значения при максимальной скорости движения, на которую рассчитан электроподвижной состав.

На советских и зарубежных электрифицированных железных дорогах эксплуатируются токоприемники разнообразных конструкций. Объясняется это тем, что электрификация железных дорог осуществляется как на постоянном, так и на переменном токе, а применяемый электроподвижной состав имеет различную мощность и конструкционную скорость. Наибольшее распространение получили пантографные токоприемники (пантографы).

В Советском Союзе на электровозах и электросекциях переменного тока установлены токоприемники ТЛ-13У. На электровозах постоянного тока наибольшее применение получили токоприемники П-3, П-5 и 10РР, на электросекциях постоянного тока — ТЛ-13У или ТЛ-13М, используют также токоприемники П-1 и ДЖ-5. Токоприемники ТЛ-13У и ТЛ-14М (рис. 8.1) различаются только типами полоза (соответственно с угольными вставками и металлокерамическими пластинами). За рубежом имеются токоприемники с незамкнутой (асимметричной) системой подвижных рам, а также с перекрещивающимися нижними рамами.

 

 


 

Назначение токоприемников

 

Токоприемники служат для создания электрического соединения между контактным проводом или контактным рельсом и электрическими цепями э.п.с. Конструкция токоприемников определяется расположением контактного провода или рельса относительно локомотива, током нагрузки, скоростью движения подвижного состава, характером изменения расстояния между основанием токоприемника и контактным проводом, условиями управления подъемом и опусканием токоприемников. При верхнем или верхнем и боковом контактных проводах применяют пантографные, дуговые, штанговые и боковые токоприемники; при контактном рельсе-рельсовые токоприемники. На магистральном электроподвижном составе применяют токоприемники пантографного типа. На каждом электровозе установлено по два токоприемника: в работе обычно находится только один, задний по ходу токоприемник. Второй токоприемник является запасным, его поднимают в тех случаях, когда необходимо уменьшить искрение между полозом и контактным проводом при трогании или во время гололеда. Пантографные токоприемники обеспечивают надежный контакт с контактным проводом при больших скоростях движения и токах, не требует перестановки в случае изменения направления движения, удобны для дистанционного управления.

Технические данные токоприемника следующие:

Номинальное напряжение в сети 25 кВ Длительно допустимый ток:

при движении - 500 А

при стоянке 50 А Статическое нажатие на контактный провод в диапазоне рабочей высоты:

активное (при подъеме), не менее - б кгс

пассивное (при опускании), не более - 9 кгс

Максимальная скорость движения - 160 км/ч

Наибольшая высота подъема от сложенного состояния,

не менее - 2100 мм

Рабочая высота:

наибольшая 1900 мм наименьшая 400 мм Длина в сложенном состоянии 3280 мм Ширина (по концам полоза) 2260 мм Опускающая сила в диапазоне рабочей высоты, не менее 11 кгс Разница между наибольшим и наименьшим нажатием при одностороннем движении токоприемника в диапазоне рабочей высоты, не более 1 кгс Двойное трение в шарнирах, приведенное к верхнем) узл\, не более 2 кгс Время подъема до наибольшей рабочей высоты при номинальном давлении сжатого воздуха ~—Ю с Время опускания с наибольшей рабочей высоты при номинальном давлении сжатого воздуха 3,5—6 с Давление сжатого воздуха:

номинальное - 0,5 МПа

(5 кгс/см2)

наименьшее - 0,35 МПа

(3,5 кгс/см2)

Полный ход каретки - 50 мм

Масса токоприемника:

без изоляторов - 290 кг

с изоляторами -315 кг

 


 

Устройство токоприемника Л-13У1

 

 

Токоприемник Л-13У1 состоит из основания, нижней и верхней подвижных рам, двух кареток, полоза, а так же поъемно-опускающего механизма.

Основание — сварное из двух продольных и двух поперечных швеллеров .Оно укреплено на крыше кузова электровоза на четырех опорных изоляторах.

Нижняя рама — состоит из двух главных валов в виде труб,цапфы которых закреплены в шарикоподшипниках продольных швеллеров основания. Главные валы связаны друг с другом синхронизирующей тягой , которая обеспечивает их одновременное и синхронное вращение. К каждому главному валу в средней части жестко прикреплена Т-образная цилиндрическая труба, на конце которой приварена короткая труба для крепления с трубами верхней рамы.

Верхняя рама — состоит из четырех продольных и двух диагональных труб для жесткости конструкции. Трубы верхней рамы соединены с трубами нижней рамы и между собой шарнирно валиками с шарикоподшипниками.

Все шарниры токоприемника зашунтированы гибкими медными шунтами для уменьшения сопротивления току и для предотвращения заваривания шарниров от дуги.

Каретка — состоит из ряда отдельных штампованных облегченных деталей, шарнирно соединенных друг с другом .На каретке сверху шарнирно укреплен кронштейн для крепления полоза , а внутри каретки находится сжатая пружина.

Каретки позволяют полозу поворачиваться в обе стороны и перемещаться до 50 мм без поворота труб рамы. Это необходимо для улучшения токосъёма при движении на неровностях контактной сети а также для быстрой реакции на изменение высоты подвески провода.

Полоз — выполнен штампованным из стали толщиной 2,5 мм в виде швеллера. Концы полоза загнуты под углом 45 градусов для предотвращения захлестывания контактного провода на воздушных стрелках (общая длина полоза 2260 мм , длина рабочей части полоза 1270мм).

Сверху на полозе укреплены з ряда угольных накладок( 11 угольных накладок общей длиной 1200 мм).

Толщина новых угольных накладок — 25 мм , их износ допускается до толщины 11 мм. Продолжением угольных накладок служат алюминиевые накладки на концах полоза.

Подъемный механизм — состоит из двух крайних растянутых подъёмных пружин,пневматического цилиндра с двумя поршнями со штоками и двумя сжатыми опускными пружинами , двух поперечных рычагов , двух продольных тяг с роликами на концах, которые через кронштейн соединяются с главными валами.

Концы двух подъёмных растянутых пружин через шайбы и шпильки с левой и правой резьбой шарнирно соединены с рычагами главных валов , которые закреплены сверху главных валов как хомуты с помощью регулировочных болтов для регулирования плеча.

 

Работа токоприемника

 

Для подъёма токоприемника в его пневматический цилиндр посередине подается сжатый воздух давлением 3,5 — 5 кгс/см2, через электропневматический клапан ЭВТ- 54А.Тогда оба поршня со штоками раздвигаются сжимая обе впускающие пружины в цилиндре. При этом штоки поршней поворачивают оба поперечных рычага наружу , за счет чего обе продольные тяги сдвигаются к середине и ролики на их концах отходят от кронштейнов двух главных валов. разблокирую их . В результате происходит освобождение двух крайних растянутых пружин,которые сжимаются и поворачивают через рычаги оба главных вала с трубами нижней и верхней рам вовнутрь, что приводит к подъёму полоза токоприемника до упора в контактный провод.

Для опускания токоприемника катушка его электропневматического вентиля (245) теряет питание и происходит выпуск воздуха из пневматического цилиндра в атмосферу. Тогда обе съжатые пружины разжимаются и сдвигают оба поршня со штоками к середине цилиндра. При этом оба поперечных рычага за счет штоков поршней поворачиваются во внутрь, а обе продольных тяг проходят зазоры и нажимают на кронштейн сверху главных валов и разворачивают оба главных вала наружу вместе с трубами нижней и верхней рам. При этом полоз токоприемника опускается на амортизаторы основания, так как сила двух опускных пружин плюс вес полоза и подвижных частей токоприемника больше силы двух подъемных пружин не менее чем на 12кгс — это и есть опускающее усилие токоприемника.

Опускание токоприемника происходит неравномерно, в начале происходит быстрый отрыв полоза с целью разрыва дуги, а затем плавное опускание на амортизаторы для избежания удара. Такая неравномерность достигается регулировкой электропневматического вентиля токоприемника ЭВТ-54А.

 

 

Техническое обслуживание токоприемников, инструмент и оборудование при его проведении

токоприемник провод рельс

ТО-1.Осмотр крышевого оборудования с "земли". Проверка свободности перемещения рам токоприёмника путем включения и выключения кнопок токоприемников.

ТО-2.(Выписка из Временного руководства по техническому обслуживанию, текущему и среднему ремонтам электровозов постоянного тока взамен правил ремонта ЦТ № 725). При ТО-2 выполняются следующие работы:

Осматривается всё крышевое оборудование. Загрязненные изоляторы очищаются. Изоляторы с трещинами, сколами, свыше 20 % пути возможного перекрытия напряжением, заменяются. Токопроводящие шины и шунты, имеющие следы нагрева и обрыв жил более 15% заменяются

Проверяется крепление токоприемников к опорным изоляторам, состояние основания, рам, полоза, кареток, шарнирных соединений, шунтов, деталей привода

Проверяется вручную работа токоприемников на подъем и опускание. Деформация рам, заедание в шарнирах токоприемников не допускается. В зимний период рамы и полоз токоприемника должны быть очищены от снега и льда. В гололёдный период на подвижные рамы, пружины и скосы полозов токоприемников наносится противогололёдная смазка.

Осматриваются металлокерамические накладки. Они должны быть прочно закреплены на полозе и располагаться на одном уровне. Пластины не должны иметь острых и выступающих углов. Производится запиловка (зачистка) подгоревших пластин. Полозы с изношенными металлокерамическими пластинами или угольными вставками и с прожогами каркаса заменяются.

Проверяется состояние сухой графитовой смазки (СГС-О) полоза с металлокерамическими накладками. Трещины и места выкрашивания смазки заполняются дополнительной графитовой смазкой (СГС-Д).

Проверяется состояние подводящих воздухопроводных труб и полиэтиленовых рукавов. Полиэтиленовые рукава со следами электроожогов и трещин заменяются.

В зимних условиях работы проверяется статическая характеристика токоприемников, в летнее время характеристика проверяется при замене полозов, медленном подъеме (опускании) токоприемника или по записи машиниста.

 

Браковочные размеры в эксплуатации:

• толщина металлокерамических пластин............... менее 2,5 мм.

• тоже самое для угольных вставок.................             .. менее 10 мм.

• зазор в стыке между металлокерамическими

накладками....................................................     более 1 мм.

• тоже самое для угольных вставок........................ более 0,8 мм.

• отклонение полоза от горизонтали на длине 1 метр................... более 20 мм.

• смещение центра полоза относительно центра основания................более 30 мм.

• вогнутость полоза на длине 1 м прямолинейной части........................более 2 мм

 

Давление полоза на контактный провод, согласно откорректированного приказа 92Н, для электровозов ВЛ11 и ВЛ11М при подъёме не менее 10 кг/см2, при опускании не более 13 кг/см2, как в зимний, так и в летний период времени.

СМАЗКИ ТОКОПРИЁМНИКА

•СГС-О. Сухая, графитовая смазка-основная. Представляет из себя смесь 35% кумарановой смолы с 65% графита. При изготовлении полозов или при их ремонте эта смесь, разогретая до температуры 180-190° наноситься на разогретые полозы в пространство меду накладками и после остывания превращается в твердую массу тёмно-серого цвета;

•СГС-Д. Сухая, графитовая смазка-дополнительная. Имеет тот же состав, но с добавлением растворителя бензолового происхождения. Применяется для подмазки трещин и отколов в основной смазке СГС-О.

•ЖТ-79Л. Смазка привода с резиновыми манжетами. При замерзании её в цилиндр добавляют 3/5 антифриза Левер: смесь спирта и глицерина в равных долях.

•ЖТКЗ-65 или ЦИАТИМ-201. Смазки привода с кожаными манжетами шарниров. Перед постановкой манжеты пропитываются в прожировочном составе №12: разогретая смесь касторового масла с пчелиным воском;

•ЦНИИ-КЗ. Смазка противогололёдная. Наноситься на подъёмные пружины, подвижные рамы и фартуки полозов слоем 1-2 мм при получении команды «Гололёд»

Применяемая спецодежда и средства защиты:

Жилет сигнальный 2 класса защиты

Комплект «Механик-Л»

Перчатки с полимерным покрытием

Ботинки юфтевые .на МБС подошве

Головной убор сигнальный

Каска защитная

Костюм от пониженных температур «Механик»

Валенки

Галоши на валенки

Очки защитные открытые

Подшлемник

Рукавицы утепленные

 

№ п.п.

Наименование

работ

Технические требования

Инструмент и приспособления

Исполнитель

1.

Осмотреть полозы и угольные вставки на отсутствие прожогов, трещин, исправность каркасов. При наличии трещин и прожогов на полозе заварить электросваркой. Оплавленные поверхности обработать напильником.

Сварочные работы производить согласно инструкционным указаниям № 251/ЦТ Теп.

Напильник 2820-0069 (№ 1-4) ГОСТ 1465-80, трансформатор ТС-400.

Слесарь по осмотру и ремонту крышевого оборудования

2.

Убедиться, что ни одна вставка или накладка не имеют качения. Проверить наличие и качество крепления токосъёмных материалов к полозу токоприёмника. При необходимости следует подтянуть ослабшие винты. Изломанные элементы — заменить. Убедиться, что токосъёмный материал соответствует техническим требованиям, и не достиг предельного износа. Износ угольных вставок контролировать, используя риски.

Полозы с изношенными угольными вставками заменяются. Вогнутость полоза на длине 1 м прямолинейной части должна быть не более 2 мм. Угольные вставки толщиной менее 11 мм заменить. Толщина угольной вставки от верхнего уровня бортовой полосы, служащей для крепления угольных вставок, должна быть не менее 2 мм летом и 3 мм – зимой. Сколы на одной из угольных вставок более 15 мм по ширине и более 6 мм по высоте заменить. Запиловку (зачистку) местной выработки производить под углом не более 20 град. До плавного сопряжения с остальной контактной поверхностью. Допускается не более одной трещины на одну угольную вставку и сколы не более 50% её ширины и 20% высоты, если при этом не ослабляется крепление вставки. Продольные трещины на боковой поверхности вставки не допускаются. Зазор между вставками должен быть не более 0,8 мм.

Набор щупов №4 ТУ2-034-0221197-011-97, линейка контрольная НО-9-000-000 ТЧ-9, ключ гаечный 7811-0021 (12х14) ГОСТ 2839-80Е, уровень УС-2-11, линейка метал. измерит. (0-150) мм ЦД 1мм ГОСТ 427-75, штангенциркуль ШЦ-1 125-0,1 ГОСТ 166-89, шаблон НО-10-000-000 ТЧ-9, напильник 2820-0069 (№ 1-4) ГОСТ 1465-80, набор щупов №2 ТУ2-034-0221197-011-97.

Слесарь по осмотру и ремонту крышевого оборудования

3.

При ремонте короба полоза очистить его от грязи и ржавчины, особенно в месте крепления угольных вставок. После правки полоза произвести контроль ширины короба и расстояние между отверстиями для винтов, крепящих полоз к корешкам.

Ширина коробов должна быть равна 148 мм, расстояние между отверстиями для винтов, крепящих полоз равна 1260 мм. Сопряжение боковых дюралюминиевых и стальных средних накладок на криволинейных частях (рогах) полоза должно быть плавным, без уступов и выемок. Головки винтов для крепления дюралюминиевых накладок должны быть запилены. Все кромки деталей тонколистовой стали для полоза и его отдельных элементов не должны иметь заусениц и коробление в прямой его части. Расстояние между концами рогов не должно отличаться от номинального более чем на 15 мм, а высота боковых отбортовок в средней части полоза – более 2 мм. Короб следует править так, чтобы вогнутость полоза на длине 1 м прямолинейной части не превышала 2 мм и 0,5 мм – при измерении по ширине полоза. Наклон рога к горизонтали не должен превышать 45 градусов. Не разрешается на одном коробе заваривать более одной поперечной и двух продольных трещин в средней части (короб не должен иметь более 3 заваренных трещин). Во избежание заметного утяжеления полоза длина сварного шва допускается не более 400 мм.

Линейка метал. измерит. (0-150) мм ЦД 1мм ГОСТ 427-75.Напильник 2820-0069 (№ 1-4) ГОСТ 1465-80.Линейка метал. измерит. (0-150) мм ЦД 1мм ГОСТ 427-75.

Линейка метал. измерит. (0-500) мм ЦД 1мм ГОСТ 427-75.

Слесарь по осмотру и ремонту крышевого оборудова-ния

4.

При необходимости выправить планки (корытца) или бортовую полосу, служащую для крепления угольных вставок.

 

Молоток 200 гГОСТ2310-77.

Слесарь по осмотру и ремонту крышевого оборудова-ния

5.

Окисленную поверхность медной подложки зачистить металлической щёткой, затем очистить пастой, приготовленной из мела и нашатырного спирта или специальными пастами для очистки меди. После очистки пасту тщательно удалить, а поверхность медной подложки смазать техническим вазелином.

 

Металлическая щётка, паста, техн. вазелин.

Слесарь по осмотру и ремонту крышевого оборудова-ния

6.

При монтаже вставок на полозе подогнать их друг к другу и к боковым контактным пластинам.

Зазор между вставками на отремонтированном полозе не должен превышать 0,8 мм. Новые вставки внутреннего ряда следует размещать на одном уровне со вставками наружных рядов или ниже их на 1,5 мм. Для обеспечения надёжного закрепления вставок при сборке следует подогнать корытце. Если какое-либо корытце не перекрывает стыка вставок нормальной длины, заменить его на удлинённое. Корытце при сборке следует подогнать и закрепить так, чтобы исключить возможность перемещений и качений вставок на смонтированном полозе. Запиливать вставки в стыках друг с другом следует так, чтобы переход контактного провода был плавным. По ширине контактные поверхности запиливать так, чтобы в контакте участвовало 3/4 ширины вставок, т.е. суммарная ширина запиленной поверхности каждой вставки составляла не менее 22 мм. Концы внутреннего ряда вставок запиливаются с каждой стороны на 5-6 мм по длине и на 3 мм — по высоте.

 

 


 

Заключение

 

В ходе выполнения данной работы мною были изучены вопросы:

1.Назначение токоприемника

2.Устройство токоприемника

3.Принцип работы при подъёме и опускании токоприемнтка

4.Виды технического обслуживания , инструмент используемый при обслуживании и требования к ним.

Размещено на Allbest.ru