|
|
содержание .. 1 2 3 4
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА Общие сведения Классификация и условия работы
· Электрическим аппаратом называют устройство, служащее для включения, выключения или регулирования тока в электрических цепях электропоезда. · Аппараты электропоезда должны быть прочными, малочувствительными к резким температурным изменениям, защищенными от попадания грязи, простыми по конструкции. · В зависимости от назначения аппараты подразделяют на аппараты силовых цепей, включаемые в цепи тяговых двигателей, аппараты вспомогательных цепей, аппараты низковольтных цепей управления и измерительные приборы. · Электропневматический привод применяют в тех аппаратах, где требуется большое усилие для перемещения подвижных частей или большое нажатие контактов. · Этот привод позволяет получить значительные усилия при небольших размерах. · Электромагнитный привод применяют тогда, когда не требуется больших усилий для приведения в действие аппарата, а также когда необходимо использование аппарата при отсутствии воздуха на электропоезде, например для аппаратов, управляющих работой вспомогательных машин. Понятие о контакте · Замыкание какой либо электрической цепи обычно осуществляется соприкосновением двух токопроводящих элементов. · Место соприкосновения, называемое электрическим контактом, всегда обладает повышенным сопротивлением по сравнению с сопротивлением самих элементов. · Сопротивление контакта зависит от величины поверхности сопротивления, нажатия на эти поверхности и от материала, из которого они изготовлены. · Электрическое сопротивление контакта в значительной степени зависит от нажатия соприкасающихся поверхностей. Чем больше нажатие, тем меньше сопротивление контакта.
Дугогашение · Гашение дуги постоянного тока достигается за счет увеличения ее длины и охлаждения; с этой целью применяют выдувание дуги электромагнитным способом. · Этот принцип основан на законе взаимодействия проводника, по которому проходит ток, с магнитным полем. · В зоне горения электрической дуги специально создают магнитное поле, силовые линии которого пересекают дугу. · Сама дуга представляет в этот момент проводник с током, который взаимодействует с магнитным потоком. · Возникающие при этом электромагнитные силы стремятся вытолкнуть дугу из магнитного потока. · Направление магнитного потока выбирается таким, чтобы выталкивание дуги происходило в наружную сторону от аппарата. · При этом дуга направляется стенками дугогасительной камеры, которые ограничивают зону ионизации воздуха и охлаждают дугу. · Разрыв дуги произойдет тогда, когда напряжение, приходящееся на единицу ее длины, станет меньше критического.
ТОКОПРИЁМНИК ТЛ-13У
· Токоприемником называется аппарат, с помощью которого осуществляется передача электрической энергии от контактного провода к электрооборудованию электропоезда.
Токоприемник состоит из следующих узлов: · основание, выполненное из стального швеллера; · подвижной системы, состоящей из нижней и верхней трубчатых рам шарнирно соединенных между собой; · контактной системы, состоящей из кареток и лыжи с угольными вставками; · механизма подъема и опускания, состоящего из подъемных пружин и пневматического привода со встроенными в него опускающими пружинами.
РАБОТА ТОКОПРИЁМНИКА
· ПОДЪЁМ осуществляется с помощью подъемных пружин при введении в цилиндр привода сжатого воздуха. · Подъёмные пружины, максимально растянутые, получают возможность сократиться и тем самым осуществить поворот главных валов, соединённых между собой тягами. В результате чего производится подъем нижней и верхней рам и лыжа прижимается к контактному проводу. · ОПУСКАНИЕ: происходит выпуск сжатого воздуха из цилиндра привода, в результате чего опускающая пружина, разжимаясь, не только компенсирует действие подъемных пружин, но и поворачивает главные валы, тем самым, возвращая подвижную систему в начальное положение (токоприемник опущен). Опускающее усилие выбрано с учетом сил трения в цилиндре и шарнирах.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
· Нажатие на контактный провод в диапазоне рабочей высоты: - при подъеме …………………не менее 6 кгс - при опускании……………….не более 9 кгс · Разница между наибольшим и наименьшим нажатием при одностороннем движении токоприёмника………………не более 1кгс · Разница между характеристиками при подъёме и опускании……………………………….не более 2 кгс
· Длительно допустимый ток - при движении……………….500 А - при стоянке …………………50 А · Номинальное давление воздуха…………….5 кгс/см 2 · Минимальное давление воздуха…………. 3,5 кгс/см 2 · Время подъёма………………………………….... 7-10 сек · Время опускания……………………………..... 3,5-6 сек · Полный ход каретки………………………………...50 мм · Величина поворота полоза вокруг оси не менее…. 30°. · Проверка горизонтальности полоза производится установкой на середину линейки, длиной 1000 мм с уровнем разности высот по концам линейки не должна быть более 20 мм (в эксплуатации). · Угольные вставки подлежат замене по износу, когда до стального корпуса остаётся 2-3 мм. · Образующиеся на угольных вставках трещины и сколы не являются браковочными, если количество трещин не превышает 1 на одну вставку и при этом крепление вставок не ослабляется; скол вставки не превышает 50% её ширины и 20% высоты.
РЕОСТАТНЫЙ КОНТРОЛЛЕР
· Реостатный контроллер 1 КС-009 служит для автоматического вывода (под контролем БРУ) пуско-тормозных резисторов в цепи тяговых двигателей.
Основными частями РК являются: · Каркас, состоящий из двух продольных угольников и трех поперечных рам; · На двух крайних поперечных рамах установлены еще две поперечные рамы (второй этаж); · Кулачковый вал с кулачковыми шайбами для силовых контакторов; · Кулачковый вал с кулачковыми шайбами для низковольтных контакторов. · Силовые контакторы КЭ-4Д установлены на текстолитовых или деревянных рейках (17 штук). · Силовой контактор КР-9А (с дугогашением). · Низковольтные контакторы КЭ-42 установлены на стальной рейке (13 шт.). · Два механических фиксатора. · Электропневматический привод Решетова. · Кулачковый вал с кулачковыми шайбами для силовых контакторов, кулачковый вал для низковольтных контакторов вращаются в подшипниках, установленных в поперечных рамах. · В средней части для уменьшения прогиба кулачковый вал поддерживается тремя роликами, закреплёнными на средней раме. · На конце вала закреплена текстолитовая шестерня для передачи вращения на кулачковый вал управления. На данном валу насажена такая же текстолитовая шестерня.
· Привод Решетова имеет цилиндр, в котором находятся два поршня с общим штоком. · На штоке имеются два ролика, которые воздействуют на звезду, вращая её, а она вращает валик с зубчатой шестерней. · Шестерня в свою очередь вращает зубчатое колесо, закреплённое на кулачковом валу. · Поршни перемещаются благодаря поочерёдному впуску воздуха вентилями в цилиндр. За одну позицию трёхлучевая звезда поворачивается на 60° , а кулачковый вал на 18°. · РК имеет 20 позиций и за эти двадцать позиций кулачковый вал поворачивается на один оборот (360°) и всё время в одну сторону. · Для чёткой работы установлены два механических фиксатора, которые устраняют возможность проскакивания позиций. · Вращение вала с 1 по 20 позицию происходит за 7-9 сек. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ · Номинальное напряжение силовой цепи………3000В · Номинальное напряжение цепи управления ….110В · Диаметр цилиндра………………………………....58 мм · Ход поршня……………………………………….......56 мм · Давление воздуха…………………………….….5 кгс/см2 · Раствор силовых контактов…………………..8-12 мм · Раствор блокировочных контактов….не менее 4 мм · Масса ………………………………………………….106 кг
РЕВЕРСИВНО-ТОРМОЗНОЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ 1 П. 004
Реверсивно-тормозной переключатель 1П.004 предназначен для без токового переключения силовых цепей и цепей управления в одно из двух рабочих положений: с тягового режима в тормозной и обратно; изменение направления движения поезда (вперёд или назад).
· Переключатель представляет собой блочную конструкцию, объединяющую в себе два аппарата; реверсор и тормозной переключатель, каждый из которых имеет самостоятельный двухпозиционный электропневматический привод. · Оба переключателя собраны в блок при помощи стальных угольников и двух продольных текстолитовых реек. РЕВЕРСОР Реверсор состоит: · из кулачкового вала · силовых кулачковых контакторов (4) · низковольтных кулачковых контакторов (2) · электропневматического привода
ТОРМОЗНОЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ
Тормозной переключатель состоит: · из кулачкового вала · силовых кулачковых контакторов (8) · низковольтных кулачковых контакторов (3) · электропневматического привода. · Кулачковые валы, как реверсора, так и тормозного переключателя вращаются в подшипниках. · На валы (имеют форму квадрата) насажены кулачковые шайбы, при помощи которых происходит замыкание или размыкание контакторов. · В средней раме запрессовано два подшипника, а в крайних – по одному.
Привод состоит: · из цилиндра, в котором помещены два поршня, связанные между собой. · Поршень при движении, посредством сухаря и стержня поворачивает кулачковый вал, а он при помощи кулачковых шайб замыкает или размыкает контакторы.
Электропневматические контакторы · Электропневматические контакторы предназначены для включения и отключения силовых цепей тяговых двигателей, работающих в различных режимах. · Применение в таких контакторах пневматического привода с электрическим управлением обеспечивает большое контактное нажатие (15-60 кгс) и надежное соединение участков электрических цепей при токах 350-500 А. · В зависимости от назначения контакторы называют линейными, мостовыми, тормозными, линейно-тормозными, переходными, ослабления возбуждения. · Электропневматические контакторы подразделяются по типу: · ПК-350В (однополюсный); · ПК-306Т (двухполюсный); · ПКУ-1 – в основном аналогичен контактору ПК-350В; · ПКУ-2 (двухполюсный); · 1КП-003; 1КП-005 (однополюсный) – модернизированный контактор ПКУ; · ПК-12А, ПК-22А – устанавливают на электропоездах ЭТ2М.
Контактор 1КП-005
Работа контактора · При подаче питания на катушку вентиля сжатый воздух поступает в цилиндр, изолятор с контактным держателем начинает движение вверх и замыкаются дугогасительные контакты. · При дальнейшем движении изолятора контактный держатель поворачивается на оси и происходит замыкание главных контактов, размыкание дугогасительных контактов и сжатие контактной пружины, сжатие пружины внутри пневматического привода. · При снятии питания с катушки эл.пневматического вентиля, под действием пружины поршень вместе с изолятором начинает движение вниз. · В результате замыкаются дугогасительные контакты, включая соединенную с ними последовательно дугогасительную катушку, главные контакты размыкаются. · При дальнейшем движении изолятора вниз происходит размыкание дугогасительных контактов. · Возникающая электрическая дуга растягивается, переходя на дугогасительные рога. · Дуга, занимая все больший объем дугогасительной камеры, охлаждается, соприкасаясь с ее перегородками, и гаснет. · В блокировочном устройстве могут быть применены герконы. · При движении изолятора вверх, геркон оказывается в поле действия постоянного магнита и контакты его замыкаются. Основные технические данные контактора 1ПК-005
Номинальное напряжение, В………………………..3000 Наибольшее напряжение, В………………………….4000 Номинальный ток в силовой цепи, А …………….400 Раствор главных контактов, мм ………………… 28-32 Раствор дугогасительных контактов, мм ………..7-9 Конечное нажатие, кгс Главных контактов ………………………….14-18 Вспомогательных .…………………………0,2 Номинальное давление воздуха, кгс/см2 …………...5 Ход штока, мм ..……………………………………….40 Габаритные размеры, мм .…………………570Х88Х660 Масса, кг ……………………………………………………20
Главный разъединитель Назначение · При осмотре и ремонте тяговых двигателей и высоковольтной аппаратуры требуется обязательно заземлить силовую схему. · Для этого служит главный разъединитель, который установлен в подвагонном ящике с реостатным силовым контроллером моторного вагона.
· Переключают разъединитель вручную при обесточенной цепи (при опущенных токоприемниках). · Главный разъединитель Р-9А (ГР-1Б) Устройство представляет собой однополюсный переключатель ножевого типа с клиновидными контактами.
Разъединитель имеет два положения:
· в верхнем положении цепь токоприемника соединена с силовой цепью тяговых двигателей и высоковольтными цепями вспомогательных машин и отопления, в нижнем положении силовая цепь заземлена. · С наружной стороны ящика на валу имеется головка, в которую вставляют реверсивную рукоятку (ее можно вставить и вынуть из головки только в фиксированных положениях ножа). · На стойке разъединителя размещены два последовательно соединенных резистора сопротивлением 51 кОм каждый. Через них разряжается конденсатор фильтра после заземления силовой цепи.
· Индуктивный шунт при ослаблении возбуждения обеспечивает правильное токораспределение между шунтирующей цепью и обмотками возбуждения тяговых двигателей в переходных режимах. · В режимах рекуперации или реостатного торможения с независимым возбуждением он также вводится в цепь якорей тяговых двигателей для ограничения скорости нарастания тока короткого замыкания. · На электропоезде ЭТ2М применяют индуктивный шунт ИШ-38, на остальных электропоездах ИШИ.001. · ИШ-38 имеет катушки, соединенные параллельно. · ИШИ.001 имеет 3 катушки, соединенные последовательно. · Для намотки катушек используется шинная медь.
Индуктивные шунты ИШ-38 и ИШИ.001 · Индуктивные шунты (дроссели) включают последовательно с резисторами, применяемыми для ослабления поля. · Служат для защиты тяговых двигателей от сильных колебаний электрического тока при неустановившихся режимах, когда движение электропоезда происходит при ослабленном возбуждении.
· Индуктивный шунт состоит из разомкнутых шихтованных магнитопроводов, на которых смонтированы катушки. · Магнитопроводы и катушки стянуты болтами, другие болты соединяют угольники, между которыми зажат пакет железа магнитопроводов. Реле ускорения Р-40
· Предназначено для автоматического управления работой силового реостатного контроллера в зависимости от тягового тока и тем самым осуществляет автоматический разгон поезда. · Реле имеет магнитопровод с большим воздушным зазором, мало изменяющимся при включении реле, и якорь, установленный на призматическом упоре. · На якоре установлен блок контакт. На сердечнике магнитопровода размещены две согласно действующие катушки: · силовая, включенная последовательно в цепь тяговых двигателей, · подъемная, включенная в цепь управления. · Вдоль якоря размещена отключающая пружина, прикрепленная одним концом к кронштейну призматического упора, а другим – к якорю. · При отсутствии магнитного потока, а также когда магнитный поток силовой и подъемной катушек не в состоянии удержать якорь в притянутом состоянии, последний под действием пружины отпадает и замыкает свой блок-контакт. · Если же действие магнитного потока будет сильнее, чем пружины, то якорь реле притянется и блок-контакт разомкнется. · Ток отпадания якоря регулируют изменением магнитного зазора упорным винтом (грубая регулировка) или натяжением регулировочной пружины (точная регулировка).
содержание .. 1 2 3 4
|
|
|