Назначение и устройство шлаковозов

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Вагоны промышленного железнодорожного транспорта (Шевченко П.В., Горбенко А.П.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

Глава 9 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

9.1. Общие сведения о технологическом подвижном составе

Технологический подвижной состав предназначен для обеспечения технологии металлургического производства и по существу является оборудованием производственных цехов на железнодорожном ходу. Эффективность использования вагонов технологического назначения определяется не только традиционными параметрами вагона, такими как грузоподъемность, объем кузова, коэффициент тары и прочее, но в большей мерс степенью соответствия конструкции вагона специфическим условиям эксплуатации производства. Так, например, должны учитываться физико-механические свойства грузов, прочность вагона должна соответствовать повышенным динамическим и температурным нагрузкам, необходимо соответствие параметров вагона погрузочным средствам и приемным устройствам, должна обеспечиваться максимальная механизация погрузочно-разгрузочных работ. В связи с этим характерной особенностью технологических агрегатов является их конструктивное оформление. По конструкции технологический подвижной состав имеет сходство с вагонами только в ходовых частях, которые большей частью изготавливаются специальными, воспринимающими повышенные нагрузки от груза и конструкции. На ходовые части устанавливаются специальные емкости в виде чаш,

 

ковшей, бункеров или грузоприемные площадки.

Отдельные технологические агрегаты отличаются повышенной осевой нагрузкой— до 520 кН (53 тс). Они не допускаются к обращению по путям магистральных дорог ни в груженом, ни в порожнем состоянии и перевозятся к месту постоянной эксплуатации, как правило, в разобранном виде. К технологическому подвижному составу относятся шлаковозы, чугуновозы, коксотушильные вагоны, вагоны-трансферкары, специальные тележки для горячих слитков в изложницах, для шихты в мульдах и пр.

 

 

 

9.2. Назначение и устройство шлаковозов - часть 1

При выплавке черных металлов (чугуна и стали) образуется побочный продукт — шлак. Он служит хорошим сырьем для производства строительных материалов. Транспортирование жидкого шлака от доменных и мартеновских печей, от сталеплавильных агрегатов к грануляционным установкам

 

(гранбассейнам) или в шлаковые отвалы предприятий осуществляется шлаковозами. В настоящее время на предприятиях Министерства черной металлургии СССР эксплуатируются преимущественно четырехосные шла-ковозы с объемом чаш 11, 16 и 16,5 м3. В целом конструктивное оформление их однотипное. Шлаковоз состоит из следующих основных узлов: ковш (чаша), опорное кольцо, рама-платформа, механизм опрокидывания чаши и ходовые части (ширина колеи 1520 мм). Погрузка шлака в чашу производится наливом, выгрузка — опрокидыванием чаши. Что же касается механизма опрокидывания чаши, то имеются два принципиально отличающихся варианта его конструкции: винтовой и без-винтовой.

 

 

Рис. 9.1. Шлаковоз объемом 11 м3 с винтовым механизмом опрокидывания чаши.

 

 

Шлаковоз объемов 11 м3 с винтовым механизмом опрокидывания чаши показан на рис. 9.1. Изготовители — Уралмашзавод (УЗТМ) и Днепропет-ровский завод металлургического оборудования (ДЗМО). Чаша <? —своеобразный съемный кузов шлаковоза — представляет собой стальную отливку в форме усеченного конуса с переходом в шаровой сегмент в ннжней ее части. Толщина стенок чаши 60 мм, днища 120 мм. Чаша опирается на опорное кольцо 5 четырьмя лапами — приливами 4, которые имеют призматические выступы, входящие в соответствующие углубления кольца. Такая связь чаши и опорного кольца препятствует взаимному смещению их при толчках во время движения шлаковоза. Помимо того, чаша дополнительно связана с опорным кольцом посредством упоров 7, упирающихся в приливы 8 чаши и шарнирно соединенных болтом и чекой с серьгами 6 кольца. Благодаря такому креплению чаша удерживается в кольце при наклоне ее во время разгрузки. Иными словами, чаша запирается в опорном кольце.

Конструкция шлаковоза допускает установку на него чаши для доменного или мартеновского шлаков. Объемы чаш одинаковы (11 м3), но толщина стенок и собственный вес чаши для мартеновского шлака, более тяжелого и горячего по сравнению с доменным, большие. Кроме этого, в верхней части чаши для мартеновского шлака имеются дополнительные приливы с отверстиями для захвата грузоподъемными устройствами при перестановке заполненной чаши со стенда у мартеновской печи на раму шлаковоза.

Чаши и опорное кольцо изготавливаются из углеродистой стали марки ЗОЛ или 35Л, возможно применение легированной стали марки ЗОХМЛ. Стойкость чаш из легированной стали в три раза выше, чем из углеродистой.

Опорное кольцо 5 передает нагрузку от чаши на раму шлаковоза. Оно отливается как одно целое с двумя цилиндрическими бегунками 2. Каждый бегунок жестко соединен с зубчатым сег-ментом 1. Диаметр начальной окружности шестерни-сегмента совпадает с диаметром круга качения бегунка. Бегунки передвигаются по направляющим 9 опор рамы и обеспечивают нормальное зацепление сегментов 1 с зубчатыми рейками 10, неподвижно закрепленными на опорах рамы. Наличие такого зубчатого зацепления обеспечивает совместное кантование опорного кольца и чаши, что производится специальным винтовым ме-х а и и з м о м (рис. 9.2), который работает следующим образом.

От электродвигателя 5 через муфту 6, двухступенчатый редуктор 7 и пару зубчатых шестерен 8 приводится во вращение винт 3 с трапециевидной са-мотормозящей резьбой. По концам винт закреплен в подшипниковых опорах, жестко установленных на раме шлаковоза. При вращении винта вдоль него перемещается гайка-ползун 4, в паз которой входит цапфа 12 зубчатого сегмента 11, сообщая ему поступательное движение. Зубчатый сегмент, передвигаясь по неподвижной зубчатой рейке 9, получает и вращательное движение. В результате поступательное и вращательное движения передаются бегунку /, установленному на направляющем рельсе 2, и, следовательно, опорному кольцу 10 с чашей. При опрокидывании чаша одновременно смещается от продольной оси шлаковоза к краю рамы, чем обеспечивается выгрузка шлака в сторону от железнодорожного пути. Максимальный угол поворота чаши 116°. Горизонтальное смещение ее при этом составляет 972 мм. Расположение зубчатых сегментов и реек с обеих сторон опорного кольца исключает возможность перекоса.
 

 

 

 

Рис. 9.2. Винтовой механизм опрокидывания чаши шлаковоза.

Рис. 9.3. Тележка для шлаковоза.

 

 

 

 

Рис. 9.4. Шлаковоз объемом 16 м3 с винтовым механизмом опрокидывания чаши.

 

 

 


Рама-платформа шлаковоза состоит из двух концевых полурам-лафетов, соединенных двумя продольными балками изогнутой формы. Последние, в свою очередь, связаны по-

перечными распорками. Лафеты сварены из листовой стали марки СтЗ толщиной 16—20 мм. Шкворневая и хребтовая балки лафетов имеют коробчатое замкнутое сечение, образованное вертикальными и горизонтальными листами толщиной 16 — 20 мм. Концевые балки лафетов изготавливаются из швеллеров № 30. Соединение лафетов с ходовыми частями осуществля-
ется посредством пятникового устройства. Пятники литые (сталь марки 25Л). Продольные балки рамы имеют постоянное по длине коробчатое сечение высотой 320 мм, сварены из листов толщиной 20 мм.

В качестве ходовых частей шлаковоза используются двухосные тележки постройки Брянского машиностроительного завода (рис. 9.3), кон-струкция которых включает в себя две боковые балки 1, надрессорную балку 9 с подпятником 2, два рессорных комплекта 3 и элементы рычажной тормозной системы — затяжку 4, валик 5, средний рычаг 6, распорку 8 рычага и предохранительную скобу 7. Боковые и надрессорная балки отлиты из стали марки 25Л. Каждый рессорный комплект состоит из семи двухрядных цилиндрических пружин. Диаметры прутков наружных и внутренних пружин равны соответственно 33 и 16 мм. Корпус буксы разъемный. Две его части соединены между собой двумя специальными болтами 10 (МЗОХ Х370). Подшипник буксы двухрядный сферический. Ось колесной пары специальная, усиленной конструкции. Масса тележки 7961 кг.

Шлаковоз оборудован автоматическими тормозами и автосцепкой СА-3. Передвижение состава шлаковозов (6— 10 единиц) осуществляется локомотивом. Для предупреждения опрокидывания шлаковоза при опорожнении чаши со шлаком рама его снабжена клещевыми захватами, прикрепляе-мыми к рельсам железнодорожного пути. Пусковое устройство для электродвигателя (мощность 26,5 кВт) механизма опрокидывания чаши на шла-ковозе не устанавливают. Для подачи электрического тока на раме шлаковоза монтируют две штепсельные розетки. Управление механизмом разгрузки производится со стационарного поста командоконтроллером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..