Межколонные стальные связи располагаются в среднем шаге температурного отсека в бескрановых зданиях

  Главная      Учебники - Строительство     Конструирование гражданских зданий (И.А. Шерешевский) - 1979 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ КАРКАС ОДНОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ - ЧАСТЬ 3

 

 

Межколонные стальные связи располагаются в среднем шаге температурного отсека в бескрановых зданиях при высоте помещений от 10,8 м в пределах надземной высоты колонн; в зданиях с опорными кранами — при любой высоте поме­щений в пределах высоты подкрановой части ко­лонн. По схеме стальные связи подразделяются на крестовые и портальные. Крестовые связи обычно устанавливают в вытянутых по вертикали прямо­угольниках, характерных для шага 6 м; порталь­ные— в вытянутых по горизонтали прямоугольни­ках, характерных для шага 12 м. Рядовые колон­ны соединяются со связевыми колоннами распор­ками, проходящими по их верху в бескрановых зданиях, или подкрановыми балками — в зданиях с опорными кранами.

Иначе говоря, распорки по верху колонн уста­навливаются при отсутствии подстропильных конструкций в бескрановых зданиях с высотой помещения от 10,8 м.

Крайние подстропильные фермы связываются стальными распорками с верхними поясами стро­пильных ферм дополнительно к связи, обеспечива­емой диском покрытия. В торцах фонарных про­емов фермы для обеспечения устойчивости верх­него пояса развязываются горизонтальными кре­стовыми связями. Рядовые фермы соединяются со связевыми фермами проходящими по коньку распорками.

В зданиях с опорными кранами тяжелого ре­жима работы или другим оборудованием, вызыва­ющим колебания конструкции, в торцовых шагах отсека нижний пояс стропильных балок и ферм в середине пролета дополнительно развязывается растяжками и вертикальными связями. Горизон­тальные усилия от подвесных однобалочных кра-

нов передаются системой жестких связей на ко­лонны или специальные конструкции.

Стержни связей конструируются из парных горячекатаных профилей, свариваемых наклад­ками и узловыми фасонками. К закладным элемен­там в железобетонных изделиях связи присоеди­няются на болтах с последующей сваркой.

 

Железобетонные подкрановые балки применя­ются в зданиях с опорными кранами грузоподъем­ностью до 30 т, с шагом основных колонн 6 и 12 м.

Балки — таврового сечения с утолщенной на опорах вертикальной стенкой высотой от 0,8 до 1,4 м. Они армируются сварными каркасами, а по нижнему поясу — одним из трех видов преднапряженной стали: упрочненными вытяжкой стержня­ми периодического профиля, пакетом струн из высокопрочной проволоки периодического профиля и прядями, скрученными из высокопрочной про­волоки.

Подкрановые балки в основном изготовляются на протяжных стендах длиной до 1.00 м и более аналогично балкам стропильных конструкций. Напряженная арматура натягивается на упоры, расположенные в концах стенда, до установки каркасов ненапряженной арматуры. Изделия раз­деляются двойными диафрагмами, между которы­ми производится разрезка напряженной арматуры, после того как бетон наберет 70% расчетной проч­ности. В настоящее время разработаны подкрано­вые балки со стержневой арматурой, напрягае­мой электротермическим способом «на стальную форму».

Балки формуются из бетона марки 300—500. Плоскость верхней грани, являющаяся в дальней­шем основанием для упругой прокладки, при бето­нировании выравнивается виброрейкой.

По месту в здании балки подразделяются на торцовые — у торцовых стен, рядовые и темпера­турные— у деформационных швов. Они отличают­ся друг от друга наличием и расположением зак­ладных элементов. Закладные пластины распола­гаются в местах опирания на колонны и уста­новки концевых упоров, трубки — в отверстиях для крепления рельсов и троллей.

Монтаж подкрановых балок ведется самоход­ными кранами. Захваты пропускаются через отвер­стия для крепления рельсов. При установке балок допускается смещение их осей на 5 мм по вертика­ли и горизонтали относительно оси кранового рельса с перепадами до 2 мм в стыках.

Крепление подкрановой балки к консоли колон­ны производится на анкерных болтах, пропущен­ных сквозь опорный лист, предварительно при­варенный к нижней закладной пластине, а к шей­ке колонны — путем приварки вертикального листа к закладным пластинам. Болтовые соединения после рихтовки завариваются.

Рельс в виде сварной плети на длину темпе­ратурного отсека укладывается на упругой проклад­ке из прорезиненной ткани типа транспортерных лент толщиной 8—10 мм с двусторонней резиновой обкладкой и закрепляется парными лапками на зашплинтованных болтах. Стык рельсов над де-


 

 

 


 

 

 

 

 

Лист 3.06. Железобетонные    подкрановые    балки   и  крано­вые пути по ним

Лист 3.07. Железобетонные стропильные балки и подстро­пильные фермы

Лист 3.08. Железобетонные стропильные безраскосные фер­мы


 

формацйонным швом обжимается стальными на­кладками фигурного профиля. Чтобы отказаться от использования рельсовых путей, в настоящее время проводятся опыты по эксплуатации кранов грузоподъемностью до 30 т на катках с пневмати­ческими шинами, перемещающихся непосредствен­но по балкам.

Для предотвращения возможного тарана кра­ном торцовой стены на торцовых балках устанав­ливаются стальные концевые упоры, страхующие здание в случае отказа автоматических тормозных устройств. При кранах грузоподъемностью до 30 т они двутаврового сечения с буфером из бруса.

Все конструкции, несущие покрытие, подразде­ляются на стропильные и подстропильные. Стро­пильные конструкции перекрывают пролет и, подобно стропилам, непосредственно поддержива­ют настил кровли. Подстропильные конструкции перекрывают 12; 18-метровые шаги колонн и обра­зуют промежуточные опоры для расположенных с 6-метровым шагом стропильных конструкций.

По схеме восприятия внешних и распределению внутренних усилий эти конструкции подразделяют­ся на балки и фермы.

Балка — одноэлементная конструкция, загружа­емая по всему пролету. Изгибающие моменты вызывают в ее сечениях разнозначные нормальные усилия, увеличивающиеся к крайним волокнам.

Ферма — составная стержневая конструкция, загружаемая только в соединяющих стержни уз­лах. Узловая нагрузка вызывает однозначные нор­мальные усилия в стержнях и позволяет полностью использовать их сечение. В последнее время наибо­лее рациональными для сборного железобетона признаны безраскосные фермы с круговым очерта­нием верхнего пояса. Собственная масса фермы в 1,5—2 раза меньше массы балки с примерно об­ратными соотношениями по высоте в середине про­лета. Таким образом, экономия материала в не­сущей конструкции вызывает увеличение площади обстраивающих ее стен.

Унифицированные железобетонные балки при­меняются в покрытиях пролетом до 18 м. Шаг стропильных балок 6 и 12 м. При технологической целесообразности местного увеличения шага сред­них колонн до 12 м стропильные балки с шагом 6 м устанавливаются на железобетонные или стальные подстропильные балки, проектируемые индивидуально. Унифицированные железобетонные фермы применяются в покрытиях пролетом 18—24 м. Шаг стропильных ферм 6 и 12м. При шаге сред­них колонн 12; 18 м стропильные фермы с шагом 6 м устанавливаются на подстропильные фермы. Для предотвращения стока гидроизоляционных мастик уклон рубероидных кровель рекомендуется ограничивать 8%. Этим определяется уклон верх­него пояса стропильных балок. В безраскосных фермах . с круговым очертанием 5%-ный уклон

кровли обеспечивается выпущенными из верхнего пояса «рожками». Стропильные конструкции воспринимают рав­номерно распределенную нагрузку от массы по­крытия и снежного покрова (550—850 кг/м2) и сосредоточенную нагрузку от фонарных ферм и подвесных кранов. Опорное давление, передавае­мое ими на подстропильные конструкции, колеблет­ся в пределах 50—150 т. Подстропильные фермы, примыкающие к тор­цовым стенам и деформационным швам, несколько укорачиваются соответственно шагу колонн. Стропильные и подстропильные конструкции изготовляются на заводах сборного железобетона. Все они преднапряженные. Арматура нижнего пояса (упрочненные вытяжкой стержни периодиче­ского профиля, пакеты струн, пучки или витые пряди из высокопрочной проволоки) натягивается «на упоры», «на бетон» или «на стальную форму».

Для всех стропильных ферм одного пролета приняты одинаковые размеры внешнего конту­ра, что позволяет изготовлять их в единой опалуб-ной форме со сменными вкладышами. Верхний пояс ферм очерчен по окружности. Высота опор­ных узлов 0,9 м (1,5 модуля). До уровня крыши они надстраиваются стальными надопорными стой­ками.

Очертание подстропильных ферм трапецеидаль­ное, с одним или двумя «окнами» для установки стропильных ферм соответственно при шаге колонн 12 или 18 м. Подстропильные фермы для шага 18 м в настоящее время применяются в экспери­ментальном порядке. Высота опорных узлов под­стропильных ферм 0,6 м (1 модуль). Перед установкой к опорным узлам стропиль­ных конструкций привариваются опорные листы. Монтажное крепление осуществляется на анкерных болтах; затем опорные листы привариваются к ого­ловкам колонн. Подстропильные фермы непосред­ственно привариваются к оголовкам колонн. Креп­ление стропильных ферм к подстропильным анало­гично креплению их к колоннам.

Общая устойчивость ферм и покрытия в про­цессе эксплуатации здания обеспечивается жест­ким диском замоноличенного настила и связями. Ребристые плиты, составляющие настил, привари­ваются к закладным элементам верхнего пояса ферм не менее чем в трех точках каждая. Для обеспечения устойчивости в период монтажа уста­навливаются инвентарные монтажные связи, сни­маемые по мере приварки плит покрытия. Несущие балки подвесных однобалочных кра­нов крепятся на болтах к обоймам из стального проката, приваренным к закладным элементам в верхнем поясе балок или в узлах ферм. Для рас­пределения .нагрузки между узлами ферм в нижней части обоймы расположены перекидные балки.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..