СТАЛЬНОЙ КАРКАС ОДНОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ

  Главная      Учебники - Строительство     Конструирование гражданских зданий (И.А. Шерешевский) - 1979 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

Глава 2

СТАЛЬНОЙ КАРКАС ОДНОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ - ЧАСТЬ 1

 


 

При технико-экономической целесообразности стальные колонны могут применяться в бескрано­вых зданиях и в зданиях, оборудованных кранами

любой грузоподъемности, при различных вариантах

поперечного сечения пролета. Проходы вдоль крановых путей шириной у колонны 0,5 м, необходимые в зданиях и при кранах тяжелого режима работы, обеспечиваются за счет уменьшения пролета крана и за счет смещения шейки средней колоны с разбивочной оси.

Сечение стальных колонн может быть в виде одного профиля или составное — в виде двух про­филей, соединенных решеткой. В зданиях высотой до 8,4 м, бескрановых или с подвесными кранами, применяются стальные ко­лонны постоянного сечения из сварных двутавров с высотой стенки 400 и 630 мм. В колоннах зданий высотой 8,4 и 9,6 м, оборудованных опорными кра­нами грузоподъемностью до 20 т, высота стенки сварных двутавров принимается 630 мм. Подкрано­вая балка опирается на приваренную к колонне консоль из двутавра той же высоты. Эти колонны могут выполняться и из широкополочных двутав­ров, поставляемых промышленностью.

В зданиях высотой 10,8—18,0 м, оборудованных опорными кранами грузоподъемностью до 50 т, устанавливаются типовые двухветвевые колонны ступенчатого очертания. Двухветвевая ступенчатая колонна состоит из двух раздельно маркируемых частей: нижней (подкрановой) решетчатой и верх­ней (надкрановой) — из сварного двутавра. Соеди­нение этих частей осуществляется в зависимости от общей длины колонны (с учетом транспортных га­баритов) заводской или монтажной сваркой. В зда­ниях высотой более 18 м при кранах грузоподъем­ностью от 75 т и при кранах, расположенных в двух уровнях, применяются аналогичные колонны индивидуального проектирования. По типам сечения ветвей подкрановая часть ко­лонны выполняется в трех вариантах:

1.  При ширине сечения до 400 мм — наружная и подкрановая ветви из прокатных швеллера и дву­тавра.

2.  При  ширине сечения 400—600  мм — наруж­ная ветвь из гнутого швеллера, подкрановая — из прокатного двутавра.

3.  При ширине сечения более 600 мм — наруж­ная   ветвь  из   гнутого   швеллера,   подкрановая   из сварного двутавра.

Надкрановая часть колонны — сварной двутавр с высотой стенки 400 мм в крайних и 710 мм — в средних колоннах. Подкрановая часть колонны переходит в базу, непосредственно опирающуюся на бетонный фунда­мент. База состоит из опорной плиты и траверс, на которые ложатся плитки с анкерными болтами, утопленными в бетон. В связевых колоннах ОПОР ная плита дополнительно приваривается к короты­шам из швеллеров, заделанных в фундамент. Решетка подкрановой части колонны двухплоскостная, из прокатных уголков. Для восприятия действующих в горизонтальной плоскости моментов решетчатая часть усиливается диафрагмами, рас­положенными не реже, чем через четыре раскоса по высоте. В решетчатой части колонны крайнего ряда, в уровне крепления опорных консолей яруса стеновых панелей, вваривается балка из прокатно­го двутавра, соединяющего наружную и подкрано­вую ветви. Решетчатая часть колонны завершается одноплоскостной траверсой, соединяющей ее ветви с надкрановой частью. Надкрановая часть колонны завершается ого­ловком, усиленным дополнительными ребрами и накладками. Дополнительные ребра и накладки расположены в плоскости опорных ребер стропиль­ных и подстропильных ферм. Сварка двутавров из трех листов для основных сечений колонны выполняется в заводских условиях сварочными автоматами. Сварка других элементов колонн выполняется в основном при посредст­ве сварочных полуавтоматов. Ручная сварка при­меняется в узлах, монтируемых на строительной площадке. Гнутые швеллеры для наружных ветвей колонны изготавливаются на гибочных прессах в заводских условиях. В базе, подкрановой опоре и оголовке — местах передачи значительных сосредоточенных нагрузок вертикальные элементы своим сечением должны плотно примыкать к опорным плитам. В этих це­лях кромки отдельно монтируемых листов пристра­гиваются, а сечение ветвей фрезеруется. Колонны монтируются автокранами при посред­стве фиксирующих их положение кондукторов. Точ­ность установки проверяется геодезическими инст­рументами. Базы колонн накрываются бетоном при устройстве подстилающего слоя под полы. В насто­ящее время широкое распространение получил без­выверочный монтаж колонн, при котором вначале точно устанавливается опорная плита со строганой лицевой поверхностью, а затем колонна с фрезеро­ванным торцом.

Подкрановые балки подразделяются по конст­рукции на разрезные постоянного сечения, стыкуе­мые на опорах, и неразрезные, компонуемые из различных сечений, свариваемых между собой за­водскими или монтажными стыками в четвертях пролетов.

Неразрезные балки несколько легче разрезных, но сложнее в транспортировке и монтаже. Они мо­гут применяться при малой упругой податливости опор. Конфигурация подкрановых балок — сварной двутавр с развитым верхним поясом или с поясами одинаковой ширины. Двутавры с поясами одинако­вой ширины, усиленные в плоскости верхнего поя­са тормозными балками или фермами, применяют­ся преимущественно при шаге колонн 12 м или кранах грузоподъемностью свыше 50 т. При шаге колонн 6 м двутавры с развитым верхним поясом сами воспринимают тормозные усилия, возникаю­щие в горизонтальной плоскости при работе крана грузоподъемностью до 50 т. Размеры стенки и полок балок назначаются ис­ходя из расчета и стандарта на стальные листы с учетом строжки кромок. Высота унифицированных балок на опоре для шага колонн 6 м — 0,8 м при грузоподъемности крана до 20 т и 1,3 м — при гру­зоподъемности крана 30 и 50 т; для шага колонн 12 м — соответственно на 0,3 м более. Для обеспечения устойчивости стенка балки снабжена поперечными ребрами жесткости с ин­тервалом 1,5 м. Площадь сечения ребер 90X6 мм при высоте балки до 1,1 м и 120X8 мм — при большей высоте. Ребра обрываются на высоте 60 мм от нижней полки. Крановые пути прокладываются из железнодо­рожных рельсов для кранов грузоподъемностью до 20 т и из крановых рельсов специального профиля для кранов любой грузоподъемности. Крепление железнодорожных рельсов типа Р-38 и Р-43 выпол­няется на крюках, крановых рельсов типа от КР-50 до КР-140 — на планках (цифра в марке рельса означает ширину его головки  в мм). Чтобы

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист 2.01. Стальные   колонны   постоянного   сечения

Лист 2.02. Стальные двухветвевые колонны

 

Лист 2.03. Стальные   подкрановые   балки   и   крановые  пути

 

Лист 2.04. Опирание   и   крепление   стальных   подкрановых балок


 

 

уменьшить ослабление верхнего пояса отверстиями под болты, планки в средней части балок распола­гаются в шахматном порядке.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..