ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..

 

 

 

Добавление 1 к главе 4


 

ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


     

      1. В заявлении о государственной политике в области обеспечения безопасности полетов необходимо отметить, в частности, следующие обязательства:


         

        1. разработать и реализовать стратегии и процедуры, направленные на достижение во всех видах авиационной деятельности и операций высочайшего уровня эффективности обеспечения безопасности полетов;


           

        2. разработать и опубликовать национальную законодательную базу в области обеспечения безопасности полетов и соответствующие эксплуатационные правила для управления безопасностью полетов в государстве, основанные на тщательном анализе авиационной системы государства и соответствующие международным требованиям и стандартам безопасности полетов, а по возможности и превышающие их;


           

        3. консультироваться с представителями соответствующих сегментов авиационной отрасли по вопросам, касающимся разработки нормативных положений;


           

        4. обеспечить государственные авиационные организации необходимыми ресурсами для надлежащей подготовки персонала и выполнения своих обязанностей;


           

        5. поддерживать управление безопасностью полетов через популяризацию систем добровольного и конфиденциального представления информации о безопасности полетов как на уровне поставщиков обслуживания, так и на уровне государства;


           

        6. проводить контрольные мероприятия на основании фактических данных, приоритизации факторов риска и показателей эффективности деятельности, с акцентом на проверку соответствия нормативным требованиям, и обеспечить проведение подобных контрольных мероприятий регламентирующими и административными органами в соответствии с международными стандартами и передовой практикой;


           

        7. популяризовать концепции и принципы управления безопасностью полетов и осуществлять надзор за внедрением и функционированием СУБП поставщиков обслуживания государства;


           

        8. вводить нормативные положения о защите систем сбора и обработки данных по безопасности полетов, чтобы побуждать персонал и организации предоставлять необходимую информацию о безопасности полетов, тем самым обеспечивая постоянный поток информации и обмен данными по управлению безопасностью полетов между государством и поставщиками обслуживания;


           


           

          4-Доб 1-1


           

        9. обеспечивать эффективное взаимодействие с поставщиками обслуживания по разрешению проблем, связанных с опасными факторами;


           

        10. проводить правоприменительную политику и процедуры, дополняющие защиту информации, полученной через системы сбора и обработки данных по безопасности полетов;


           

        11. создать механизм мониторинга и оценки эффективности ГосПБП с помощью показателей безопасности полетов и их целевых и пороговых уровней;


           

        12. поощрять принятие передовой практики и позитивной культуры обеспечения безопасности полетов в организациях поставщиков обслуживания.


           

      2. Заявление о государственной политике безопасности полетов должно быть подписано ответственным руководителем ГосПБП или должностным лицом соответствующей структуры государственного уровня, отвечающей за надзор за государственными регламентирующими и административными органами.


     

  2. ПРИМЕР БАЗОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ О ПОЛИТИКЕ

В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


 


 

полетов:

Ниже приводится пример базового заявления о политике в области обеспечения безопасности


 

[Наименование государственной регламентирующей организации] содействует и регламентирует деятельность по обеспечению безопасности полетов в [название государства]. Мы ставим своей приоритетной задачей разработку и реализацию эффективных стратегий, нормативных рамок и процедур для достижения в регламентируемой нами авиационной деятельности наивысшего возможного уровня безопасности полетов .


 

В этой связи мы обязуемся:


 

  1. устанавливать национальные стандарты, соответствующие Стандартам, Рекомендуемой практике и процедурам Международной организации гражданской авиации;


     

  2. использовать, где это возможно, подход к деятельности по регламентированию безопасности полетов и контролю над авиационной отраслью, основанный на фактических данных и результатах деятельности;


     

  3. определить тенденции в области обеспечения безопасности полетов авиационной отрасли и использовать основанный на учете факторов риска подход к решению проблем в проблемных или требующих внимания областях;


     

  4. постоянно вести мониторинг и оценивать показатели эффективности обеспечения безопасности полетов в нашей авиационной системе с помощью агрегированных государственных показателей безопасности полетов и показателей эффективности обеспечения безопасности полетов поставщиков обслуживания;


     

  5. сотрудничать и консультироваться с представителями авиационной отрасли для решения проблем и постоянного повышения уровня безопасности полетов;

    Глава 4. Государственная программа по безопасности полетов (ГосПБП)

    Добавление 1 4-Доб 1-3


     

    image


     

  6. продвигать в отрасли передовую практику в области обеспечения безопасности полетов и позитивную организационную культуру обеспечения безопасности полетов, основанную на рациональных принципах управления безопасностью полетов;


     

  7. поощрять сбор и анализ данных и обмен информацией о безопасности полетов между всеми соответствующими отраслевыми организациями и поставщиками обслуживания, чтобы эта информация использовалась только в целях управления безопасностью полетов;


     

  8. предоставлять достаточные финансовые и людские ресурсы для управления безопасностью полетов и контроля за безопасностью полетов;


     

  9. обеспечивать получение персоналом необходимых навыков и специальных знаний в целях должного исполнения своих обязанностей по управлению безопасностью полетов и контролю за безопасностью полетов.


     

    (Подпись)

    ГДГА [ответственный руководитель ГосПБП или должностное лицо государственной структуры, отвечающей за гражданскую авиацию]


     

    image


     

    Добавление 2 к главе 4


     

    ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОГО И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ

    (См. элемент 3.2 ГосПБП и п. 4.4.16 a) главы 4)


     

    Государственная система добровольного и конфиденциального представления данных должна, как минимум, определять:


     

    1. цель системы представления данных;


       

      Пример:


       

      Основной целью [название государства] системы добровольного и конфиденциального представления данных является повышение уровня безопасности полетов путем сбора информации о фактических или потенциальных недостатках в области обеспечения безопасности полетов, которая в противном случае не была бы сообщена через другие каналы. Подобные сообщения могут содержать информацию об инцидентах, опасных факторах или угрозах безопасности полетов. Такая система не устраняет необходимости обязательного информирования соответствующих органов об авиационных происшествиях и инцидентах в рамках существующих авиационных правил. Лицам, предоставляющим информацию, рекомендуется по возможности использовать систему добровольного представления данных в рамках внутренней СУБП их организации, за исключением случаев, когда у них нет доступа к такой системе или инцидент или опасный фактор квалифицируется как выходящий за рамки компетенции их организации.


       

      [Название системы] – это система добровольного ненаказуемого конфиденци- ального представления данных, созданная [название регламентирующей/ административной организации]. Она дает возможность добровольно представлять данные об авиационных происшествиях или опасных факторах, не раскрывая личности сотрудника, представляющего данные.

       


       

    2. охват системой авиационных секторов/областей;


       

      Пример:


       

      [Название системы] охватывает такие области, как:


       

      a) Производство полетов:

       


       

      4-Доб 2-1


       


       

      1. вылет/полет по маршруту/заход на посадку и посадка;

      2. действия в кабинах воздушных судов;

      3. случаи опасного сближения в воздухе;

      4. загрузка, центровка и летно-технические характеристики.


       

      1. Операции на аэродроме:


         

        1. наземное обслуживание воздушных судов;

        2. движение по аэродрому;

        3. заправка топливом;

        4. условия аэродрома или виды обслуживания;

        5. погрузка авиационных грузов.


           

      2. Организация воздушного движения:


         

        1. управление воздушным движением;

        2. оборудование и навигационные средства УВД;

        3. связь между экипажами и органами УВД.


           

      3. Техническое обслуживание воздушных судов:


         

        1. мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов/двигателей/компонентов.


           

      4. Проектирование и производство:


         

        1. мероприятия по проектированию или производству воздушных судов/ двигателей/компонентов.


           

      5. Утвержденные учебные организации:


         

        1. учебные мероприятия, связанные с производством полетов.


           

      6. Разное:


         

        1. мероприятия по оформлению пассажиров, связанные с безопасностью полетов;

        2. и пр.

       


       

    3. кто может добровольно предоставлять данные;


       

      Пример:


       

      Если вы принадлежите к одной из этих групп, вы можете способствовать повышению уровня безопасности полетов, сообщая через [название системы] о происшествиях, опасных факторах или угрозах безопасности полетов в рамках авиационной системы:


       

      a) члены летного и кабинного экипажа;

       

      Глава 4. Государственная программа по безопасности полетов (ГосПБП)

      Добавление 2 4-Доб 2-3


       

      image


       

      1. диспетчеры УВД;


         

      2. лицензированные авиационные инженеры, техники или механики;


         

      3. персонал организаций по техническому обслуживанию, проектированию и производству;


         

      4. агенты по аэродромному наземному обслуживанию;


         

      5. персонал аэродрома;


         

      6. персонал авиации общего назначения;


         

      7. и другие.

       


       

    4. когда составлять подобный отчет;


       

      Пример:


       

      Вам следует направить сообщение, если:


       

      1. вы хотите, чтобы другие извлекли урок и пользу из информации о происшествии или опасном факторе, но хотите сохранить анонимность;


         

      2. отсутствуют иные надлежащие процедуры или каналы представления сообщений;


         

      3. вы уже воспользовались другим каналом или процедурой представления сообщений, но проблема не была решена.

       


       

    5. как обрабатываются представленные сообщения;


       

      Пример:


       

      [Название системы] уделяет особое внимание необходимости хранить в тайне личность представившего данные при обработке всех сообщений. Каждое сообщение будет прочитано и подтверждено администратором. Администратор может связаться с лицом, представившим данные, чтобы убедиться, что ему понятны характер и обстоятельства сообщенного происшествия или опасного фактора, и/или чтобы получить необходимую дополнительную информацию и разъяснения.


       

      Если администратор удовлетворен полнотой и корректностью представленной информации, он удаляет сведения о личности представившего данные из полученной информации и вводит ее в базу данных [название системы]. Если потребуется получение информации от третьих лиц, будут использованы только обезличенные данные.

       


       

      Форма [название системы] с указанной датой возврата будет возвращена лицу, представившему данные. Администратор постарается провести обработку данных в течение 10 (десяти) рабочих дней, если не требуется дополнительная информация. Если администратору необходимо обсудить вопрос с лицом, представившим данные, или проконсультироваться с третьей стороной, это потребует больше времени.


       

      Если администратор отсутствует на работе в течение длительного периода времени, сообщение обработает замещающий его сотрудник. Лицо, представившее данные, может не сомневаться в том, что каждое сообщение в [название системы] будет прочитано и меры по нему будут приняты либо администратором, либо его заместителем.


       

      Обратная связь с авиационным сообществом


       

      Обезличенные сообщения и выдержки из них могут быть распространены в авиационном сообществе посредством периодических публикаций, чтобы все могли воспользоваться этим опытом. Соответствующие органы и стороны могут также пересмотреть свою политику и запланировать улучшения.


       

      Если содержание сообщения в [название системы] свидетельствует о ситуации или условии, которое представляет собой непосредственную угрозу безопасности полетов, такое сообщение будет рассмотрено в первую очередь и незамедлительно направлено, после обезличивания, соответствующим организациям для принятия ими необходимых мер.

       


       

      image

    6. как связаться с администратором [название системы];


       

      Пример:


       

      Вы можете позвонить администратору [название системы], чтобы получить информацию о [название системы] или попросить предварительно обсудить вопрос с администратором [название системы] до того, как отправить сообщение. С администратором системы и его заместителем можно связаться в рабочие часы с понедельника по пятницу по следующим телефонным номерам:

       


       

      Администратор [название системы]

      Г-н. ABC

      Тел.:

      Заместитель администратора

      Г-н. XYZ

      Тел.:

       


       


       

      image


       

      Добавление 3 к главе 4


       

      ПРИМЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ


       

      Ниже приведен пример государственной процедуры обязательного представления данных, охватывающей все системы обязательного представления сообщений об инцидентах. Эта процедура предусматривает своевременное обязательное представление соответствующими заинтересованными сторонами информации об авиационных происшествиях, серьезных инцидентах и других инцидентах, о которых надлежит сообщать. Такие заинтересованные стороны могут, в зависимости от государственных нормативных положений, включать в себя сертифицированные/утвержденные авиационные организации, независимый лицензированный/уполномоченный персонал (т. е. пилотов, членов кабинного экипажа, диспетчеров УВД, персонал технического обслуживания) и рядовых граждан.


       

      Примечание 1. При желании государства обязательное представление данных об авиационных происшествиях и серьезных инцидентах, а также о дефектах/отказах/трудностях при обслуживании и т. д., может осуществляться в соответствии с различными процедурами; в противном случае данные представляются в соответствии с его процедурой обязательного представления данных (как в данном примере).


       

      Примечание 2. В некоторых случаях в квадратных скобках [ ] дается "Замечание". Это указания административного характера, которые государствам следует принять к сведению в процессе создания проекта собственной процедуры обязательного представления данных.


       

      1. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ


         

          1. В соответствии с [ссылка(и) на нормативные положения] [поименованные заинтересованные стороны] обязаны представлять сообщения об авиационных происшествиях, серьезных инцидентах и других связанных с безопасностью полетов инцидентах (в т. ч. о дефектах/отказах/трудностях обслуживания) [наименование полномочного органа/агентства, с указанием отдела].


             

          2. Список инцидентов, о которых надлежит сообщать (помимо авиационных происшествий), и сроки представления данных приведены в Приложении A к данной процедуре. [Замечание: Несмотря на то, что приложение A по большей части содержит примеры серьезных инцидентов, государствам рекомендуется включать в него другие инциденты, о которых надлежит сообщать, в рамках данной системы обязательного представления сообщений.]


             

          3. Обязательное сообщение о происшествиях подается в форме Обязательного отчета [Форма XYZ]. Все Обязательные отчеты подписываются уполномоченным визирующим лицом утвержденной/ сертифици- рованной организации. [Замечание: Также необходимо разработать процедуру работы с уведомлениями, полученными при личном общении или по телефону.]


             

          4. В случае возникновения авиационных происшествий и серьезных инцидентов, после получения такого уведомления необходимо начать немедленное взаимодействие с [название государственного органа по


         


         

        4-Доб 3-1


         

        расследованию авиационных происшествий], чтобы определить, нужно ли начинать процесс независимого расследования. [Замечание: Фактическая процедура представления государственному ВГА и/или органу по расследованию происшествий сообщения и уведомления будет зависеть от государственных требований к обязательному представлению данных и договоренностей. Такие подробности должны быть соответствующим образом отражены в этом разделе описания данной процедуры.]


         

      2. ОБРАБОТКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ОТЧЕТОВ


         

          1. Полученный обязательный отчет подлежит проверке, чтобы убедиться в том, что вся необходимая информация представлена направившим данные лицом.


             

          2. Затем отчет будет отнесен к одной из нижеследующих категорий:


             

            1. авиационное происшествие;


               

            2. серьезный инцидент;


               

            3. инцидент;


               

            4. другое событие.


               

          3. После классификации запись об отчете будет сделана в соответствующей базе данных с присвоением номера инцидента.


             

          4. Статус каждого отчета будет устанавливаться и обновляться следующим образом:


             

            1. Первоначальное уведомление: Для оценки/реакции/информации, согласно комментариям.


               

            2. Расследуется: идет расследование [органом по расследованию авиационных происшествий/ ВГА/поставщиком обслуживания], согласно комментариям.


               

            3. Расследование завершено: результаты/данные расследования получены и внесены в базу данных.


               

            4. Закрыто: никаких дополнительных действий не требуется.


         

        Примечание. За уведомление и представление в ИКАО данных об авиационных происшествиях и серьезных инцидентах отвечает [название органа по расследованию происшествий].


         

        [Замечание. Государствам, в которых за регламентирование безопасности полетов отвечают несколько организаций (например, ВГА и орган по расследованию авиационных происшествий), следует обеспечить соответствующую координацию работы и доступность этой базы данных.]


         

      3. КЛАССИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ/СЕРЬЕЗНЫХ ИНЦИДЕНТОВ/ИНЦИДЕНТОВ


         

          1. Классификация авиационных происшествий, серьезных инцидентов и других инцидентов должна быть основана на определениях, данных ИКАО в Приложении 13.


             

          2. Происшествия, классифицированные как авиационные происшествия или серьезные инциденты, могут потребовать независимого расследования [органом расследования авиационных происшествий]. В подобных случаях назначенный представитель ВГА должен отслеживать результаты независимого расследования и по мере необходимости вносить изменения в [название базы данных ВГА].


             

          3. Для инцидентов и других происшествий (в т. ч. дефектов/отказов/трудностей при обслуживании), не подлежащих независимому государственному расследованию, назначенный представитель ВГА взаимодейст- вует с соответствующими сторонами для проведения необходимого расследования и представления отчета, в зависимости от ситуации.


         

      4. ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ/РАССЛЕДОВАНИЯ


 

    1. В случаях инцидентов, требующих последующих действий или расследования внутренними органами обеспечения безопасности/контроля качества поставщика обслуживания, представитель ВГА должен взаимодействовать с уполномоченным представителем поставщика обслуживания по вопросам обеспечения безопасности полетов/контролю качества, чтобы обеспечить своевременную реакцию и разрешение инцидента.


       

    2. Назначенный представитель ВГА осуществляет мониторинг и принимает решение о том, требуется ли вмешательство ВГА до, во время или после проведения внутренней процедуры расследования и разрешения инцидентов, связанных с безопасностью полетов, поставщиком обслуживания.


       

    3. После завершения расследования и получения отчета о последующих действиях/результатах расследования представитель ВГА вводит всю полученную нужную информацию в соответствующую базу данных. В случае получения отчетов о расследованиях от [название органа по расследованию авиационных происшествий] представитель ВГА взаимодействует с этим органом для включения таких отчетов в базу данных.


       

    4. В тех случаях, когда административные (правоприменительные) действия ВГА на основании результатов, приведенных в отчете о расследовании происшествия, являются необходимыми, такая рекомендация направляется соответствующим инспектором на согласование в ГДГА в соответствии с правоприменительной процедурой ВГА номер ххх. Если речь идет об отчете о проведенном расследовании, представленном [название органа по расследованию авиационных происшествий], необходимо учитывать задачи расследования, указанные в Приложении 13.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ A


 

ЧАСТЬ I. СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ (ПРИМЕР)


 

 


 

Уведомление ВГА и/или органа

по расследованию авиационных происшествий*

Представление Обязательного отчета (форма XYZ) в ВГА и/или орган по расследованию авиационных происшествий**


 

Представление отчета о расследовании

в ВГА***

Авиационное происшествие

Немедленно/как можно скорее


 

В течение 24 часов


 

90 дней

Серьезный инцидент

Немедленно/как можно скорее


 

В течение 48 часов


 

60 дней

Инцидент


 

н/д


 

В течение 72 часов

30 дней

(если требуется)

* В большинстве случаев наиболее подходящим и быстрым способом представления уведомления будут телефон, факс или электронная почта.

** Эта колонка не относится к рядовым гражданам.

*** Эта колонка не относится к отчетам о расследованиях, полученных от государственного органа по расследованию авиационных происшествий.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  ..