SARPS ИКАО ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..

 


 

 


Глава 3


SARPS ИКАО ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ


 

3.1 ВВЕДЕНИЕ


 

      1. В настоящей главе приводятся SARPS ИКАО по управлению безопасностью полетов, содержащиеся в Приложении 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу", Приложении 6 "Эксплуатация воздушных судов", Приложении 8 "Летная годность воздушных судов", Приложении 11 "Обслуживание воздушного движения", Приложении 13 "Расследование авиационных происшествий и инцидентов" и Приложении 14 "Аэродромы". Кроме этого, в настоящей главе приводятся сведения о новом Приложении 19 "Управление безопасностью полетов", в котором рассматриваются вопросы, связанные с ответственностью и процессами управления безопасностью полетов, и в обобщенном виде представлены важнейшие положения, касающиеся управления безопасностью полетов.


         

      2. SARPS ИКАО по управлению безопасностью полетов устанавливают требования высокого уровня для государств, которые обязаны реализовать их на практике, обеспечивая выполнение взятых на себя обязательств, касающихся обеспечения или непосредственно обеспечивающих безопасность полетов воздушных судов. SARPS по управлению безопасностью предназначены для двух целевых аудиторий: государств и поставщиков обслуживания. В контексте настоящего руководства термин "поставщик обслуживания" относится к любой организации, от которой требуется внедрить системы управления безопасностью полетов (СУБП) в соответствии с концептуальными рамками СУБП, определенными ИКАО. Таким образом, в данном контексте поставщиками обслуживания выступают:


         

        1. утвержденные учебные заведения, которые подвержены факторам риска для безопасности полетов в процессе предоставления своих услуг;


           

        2. эксплуатанты ВС и вертолетов, имеющие право осуществлять международные коммерческие воздушные перевозки;


           

        3. утвержденные организации по техническому обслуживанию, предоставляющие услуги эксплуатантам самолетов или вертолетов, осуществляющим международные коммерческие воздушные перевозки;


           

        4. организации, ответственные за конструкцию типа и/или изготовление воздушных судов;


           

        5. поставщики обслуживания воздушного движения ; и


           

        6. эксплуатанты сертифицированных аэродромов.


           

      3. SARPS ИКАО по управлению безопасностью полетов также требуют от государств установления приемлемого уровня безопасности полетов, определяемого целями обеспечения безопасности полетов и показателями эффективности обеспечения безопасности полетов, достигнутыми государствами. Подробнее об указанных двух темах изложено соответственно в главах 4 и 5.


 

3-1


 

3.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ


 

      1. Государственные требования к управлению безопасностью полетов устанавливают требования к выполнению функций, персоналу и процессам, необходимым для обеспечения безопасности воздушных перевозок, за которые государства несут непосредственную ответственность. Эти требования включают создание и поддержание государственной программы по безопасности полетов (ГосПБП), сбор, анализ и обмен данными о безопасности полетов и защиту информации о безопасности полетов.


         

      2. ГосПБП требует от государств выполнения ряда функций, включая принятие законодательства, правил, принципов и директив, обеспечивающих безопасное и эффективное предоставление продуктов и услуг гражданской авиации. С целью создания и поддержания ГосПБП ИКАО разработаны концептуальные рамки, включающие, как минимум, четыре следующих компонента, содержащих одиннадцать составных элементов:


         

        1. государственная политика и цели в области обеспечения безопасности полетов;


           

        2. государственное управление рисками в области обеспечения безопасности полетов;


           

        3. государственное обеспечение безопасности полетов; а также


           

        4. государственное содействие обеспечению безопасности полетов.


 

В таблице 3-1 представлен перечень ссылок на государственные требования к управлению безопасностью полетов и концептуальные рамки ГосПБП в той форме, в которой они были первоначально приняты в приложениях к конвенции по вопросам деятельности международной гражданской авиации. Дополнительный инструктивный материал в отношении требований ГосПБП, концептуальных рамок ГосПБП и приемлемого уровня безопасности полетов изложен в главе 4.


 

3.3 ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ


 

      1. SARPS ИКАО также включают требования по внедрению СУБП поставщиками обслуживания и эксплуатантами ВС как элемента ГосПБП каждого государства. СУБП предлагает средства выявления опасных факторов, меры по ослаблению факторов риска для безопасности полетов и мониторинг показателей эффективности обеспечения безопасности полетов, добиваясь их постоянного улучшения.


         

      2. Концептуальные рамки СУБП требуют определенных действий и процедур, которые должны выполняться поставщиками авиационного обслуживания. Концептуальные рамки ИКАО для СУБП включают четыре следующих компонента, а также одиннадцать, лежащих в их основе элементов:


         

        1. политика и цели в области обеспечения безопасности полетов;


           

        2. управление факторами риска для безопасности полетов;


           

        3. обеспечение безопасности полетов; а также


           

        4. содействие обеспечению безопасности полетов.


           

      3. Международные эксплуатанты крупногабаритных или турбореактивных самолетов авиации общего назначения обязаны в соответствии с разделом III части II Приложения 6 создавать и поддерживать СУБП, которая должна быть адекватной объему и сложности операций, и, как минимум, включать:


         

        1. процедуру выявления реальных и потенциальные опасных факторов для безопасности полетов и оценку связанных с ними рисков;


           

        2. процедуру разработки и реализации компенсирующих мер, необходимых для поддержания приемлемого уровня безопасности полетов;


           

        3. положения, касающиеся постоянного мониторинга и регулярной оценки адекватности и эффективности мер по управлению безопасностью полетов.


           

      4. В таблице 3-2 представлен перечень ссылок на требования к управлению безопасностью полетов для поставщиков обслуживания и эксплуатантов ВС авиации общего назначения, включая концептуальные рамки СУБП в той форме, в которой они были первоначально приняты в Приложениях к Конвенции о международной гражданской авиации. Дополнительный инструктивный материал в отношении требований к поставщикам обслуживания и концептуальных рамок СУБП представлен в главе 5.


 

Таблица 3-1. Перечень ссылок на государственные требования к управлению безопасностью полетов и концептуальные рамки ГосПБП в той форме, в которой они первоначально приняты в Приложениях к Конвенции


 

Источник


 

Тема

Приложение

Положение

1

Определения

Государственная программа по безопасности

6, части I, II и III

полетов

8

11

13

14, том I

6, часть I

3.3.1 и 8.7.3.1

Создание ГосПБП

6, часть III

1.3.1

8

5.1

11

2.27.1

13

3.2

14, том I

1.5.1

6, часть I

3.3.2 и 8.7.3.2

Приемлемый уровень безопасности полетов

6, часть III

1.3.2

8

5.2

11

2.27.2

14, том I

1.5.2

13

5.12

Защита учетных записей, относящихся к авиационным происшествиям и инцидентам

13

8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6, 8.7, 8.9

Сбор, анализ и обмен данными о безопасности полетов


 

Источник


 

Тема

Приложение

Положение

1

Дополнение C

Концептуальные рамки ГосПБП: компоненты и элементы

6, часть I

Дополнение I

6, часть III

Дополнение I

8

Дополнение к части II

11

Дополнение D

13

Дополнение F

14

Дополнение C

13

Дополнение E

Правовые принципы защиты информации, собранной с помощью систем сбора и обработки данных о безопасности полетов


 

Таблица 3-2. Перечень ссылок на требования к управлению безопасностью полетов для поставщиков обслуживания и эксплуатантов ВС авиации общего назначения, включая

концептуальные рамки СУБП, в той форме, в которой они первоначально приняты в Приложениях к Конвенции


 

Источник


 

Тема

Приложение

Положение

1

6, части I, II и III 8

11

13

14, том I

Определения

Система управления безопасностью полетов

1

Добавление 2, 4.1 и 4.2

Требования СУБП к утвержденной учебной организации

6, часть I

3.3.3, 3.3.4, 8.7.3.3 и 8.7.3.4

Требования СУБП к эксплуатантам ВС и организациям, занимающимся техническим обслуживанием

6, часть II

Раздел 3, 3.3.2.1 и 3.3.2.2

Требования СУБП к самолетам авиации общего назначения, выполняющим международные полеты

6, часть III

1.3.3 и 1.3.4

Требования СУБП к эксплуатантам вертолетов

8

5.3 и 5.4

Требования СУБП к организациям, ответственным за конструкцию типа и/или изготовление воздушных судов (действуют с 14 ноября

2013 года)


 

Источник


 

Тема

Приложение

Положение

11

2.27.3 и 2.27.4

Требования СУБП к поставщикам обслуживания воздушного движения

14, том I

1.5.3 и 1.5.4

Требования СУБП к эксплуатантам сертифицированных аэродромов

1

Добавление 4

Концептуальные рамки СУБП

6, часть I

Добавление 7

6, часть III

Добавление 4

11

Добавление 6

14, том I

Добавление 7


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12   ..