Книга о поэзии Лермонтова

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140 .. 

 

  

Книга о поэзии Лермонтова

                          

   Появление книги о творчестве Лермонтова2 представля-

ет  интерес  не только для профессионалов-литературове-

дов,  но также для широкого круга читателей - любителей

русской поэзии.  Несмотря на очевидные успехи советской

науки о Лермонтове,  творчество поэта все еще  остается

значительно менее исследованным,  чем, например, насле-

дие Пушкина, Гоголя или Толстого. Все еще возможен спор

не по частным вопросам истолкования того или иного про-

изведения Лермонтова, а по самым коренным проблемам его

мировоззрения,  идейной  эволюции,  творческого метода.

Если к этому прибавить  то  бесспорное  обстоятельство,

что  даже на фоне неоскудевающего интереса современного

советского читателя к вечно живой  традиции  русской  и

мировой  классической  литературы  Лермонтов выделяется

особенной "мо-                                        

  


1 Хотелось бы лишь, чтобы вопрос о традиции не толь-

ко русской, но и западноевропейской литературы был пос-

тавлен в статье более широко.  Любопытно было бы сопос-

тавить  "Душеньку" не только с "Любовью Амура и Психеи"

Лафонтена - сравнение  напрашивается  в  силу  сюжетной

близости поэм, - но и, например, с "Обероном" Виланда.

   2 Максимов Д. Поэзия Лермонтова. Л., 1959.         


 

лодостью" (факт,  хорошо знакомый каждому, кто наблюдал

за читательскими интересами молодежи),  станет понятно,

с каким вниманием  встречается  каждая  новая  книга  о

творчестве писателя.                                  

   Книга Д.  Максимова  называется "Поэзия Лермонтова".

Однако фактически она значительно шире своего заглавия.

Строя свое исследование как серию научных очерков, час-

тично посвященных общим вопросам художественного разви-

тия  поэта  ("Поэзия Лермонтова"),  частично освещающих

некоторые важные аспекты его творчества ("Тема простого

человека  в лирике Лермонтова"),  вопросы лермонтовской

традиции ("Лермонтов и Блок") или представляющих моног-

рафический  анализ  отдельного  произведения ("Мцыри"),

автор не ставит перед собой задачи исчерпывающего  изу-

чения всех сторон многогранного наследия Лермонтова-по-

эта.  Но круг рассматриваемых им вопросов настолько ши-

рок и настолько связан с самыми существенными проблема-

ми творчества писателя, что у читателя остается в памя-

ти  не  ряд частных разысканий,  объединенных лишь общ-

ностью имени изучаемого писателя,  а единый, многогран-

ный  и в значительной степени по-новому увиденный образ

великого поэта.  Это единство книге придает  стремление

автора  раскрыть в творчестве Лермонтова самое основное

 его  идейно-художественное  своеобразие.  Исключение

здесь,  пожалуй,  составляет  лишь заключительный очерк

"Лермонтов и Блок",  который стоит несколько особняком,

лишь намечая,  но не исчерпывая собой темы о Лермонтове

и последующей традиции русской поэзии.                

   В результате отказа автора от монографического расс-

мотрения  всего  поэтического наследия Лермонтова книга

приобрела, на первый взгляд, известную неполноту. Одна-

ко  та же особенность построения имеет бесспорные поло-

жительные стороны:  она позволила автору  не  повторять

того,  что сделано его предшественниками,  а сосредото-

чить свое внимание на малоизученных, спорных, а часто и

совершенно новых, еще не поднимавшихся в исследователь-

ской литературе вопросах.  Этим  определяется  и  общее

впечатление новизны,  свежести аналитической мысли, ко-

торое оставляет книга.  Ощущение это поддерживается ши-

роким  и свободным привлечением богатого историко-лите-

ратурного материала.                                  

   Центральное место в работе занимает  обширный  обзор

поэтического наследия Лермонтова. Анализируя стихотвор-

ные циклы, поэмы, широко привлекая материал драматургии

и прозы Лермонтова, Д. Максимов раскрывает природу осо-

бого "лермонтовского" взгляда на жизнь.  В книге  цент-

ральное  место  занимает  "лермонтовский человек" - тот

гневный, протестующий, героический и трагический образ,

который возникает из лирики поэта. Исследователь вскры-

вает неразрывную связь и единство разрушительных и  со-

зидательных тенденций в поэзии Лермонтова, ее лиризма и

обличения.  "Грозная сила стиха и затаенная в нем горя-

чая и трепетная интонация неотделимы здесь друг от дру-

га. Сочетание этих двух лирических начал является одной

из самых примечательных особенностей Лермонтова,  выде-

ляющей его на фоне русской поэзии" (с. 19).           

   Бесспорное сочувствие вызывает стремление автора ре-

абилитировать  значение  романтизма  как прогрессивного

художественного метода, во многом определившего своеоб-

разие поэтического сознания Лермонтова. "Пора отказать-

ся,  - пишет он, - от недооценки романтизма, от нежела-

ния  видеть в нем - в первую очередь в творчестве левых

романтиков - великое прогрессивное явление  литературы"

(с. 13). Эволюция Лермонтова в сторону реализма не дает

права рассматривать его романтическую поэзию как  худо-

жественно  неполноценную,  своеобразный  "грех юности",

избавление от  которого  составляет  смысл  творческого

развития поэта.                                       

   Как показывает Д. Максимов, сам переход Лермонтова к

реализму (в отличие,  например,  от Пушкина) не означал

отказа от коренных принципов романтизма.  "Особенностью

этого процесса является то,  что он не снимает романти-

ческого  лиризма Лермонтова и вполне уживается с поэти-

зацией мятежного духа лермонтовских героев,  а - в  из-

вестной  мере - объективирует эту романтическую стихию"

(с. 65).                                              

   Совершенно новую, не замеченную другими исследовате-

лями сторону творчества Лермонтова освещает глава "Тема

простого человека в  лирике  Лермонтова".  Вопрос  этот

имеет  особо  важное значение для понимания всего твор-

чества Лермонтова. Образ "простого человека", сопровож-

дающий Лермонтова на всех этапах его поэтической жизни,

имеет сложную судьбу, не учитывая которой нельзя понять

взаимоотношений  романтического героя и народа в произ-

ведениях поэта. Глава раскрывает конкретно-историческое

содержание народности поэзии Лермонтова.  Свежо и инте-

ресно написаны страницы, посвященные рассмотрению связи

мотивов  "дружбы"  и  "товарищества" с организационными

формами  развития  русского  освободительного  движения

после  восстания декабристов.  Хотелось бы лишь,  чтобы

само понятие "простого человека" было определено  более

четко, чтобы автор отграничил его содержание от возник-

ших позже в литературе 40-60-х гг.  XIX в. понятий "ма-

ленький человек" и "человек из народа".               

   С большим интересом читается глава о "Мцыри",  в ко-

торой исследователь свежо и убедительно раскрывает  фи-

лософскую и художественную природу поэмы.             

   Вместе с  тем не все в этой содержательной,  богатой

мыслями книге представляется бесспорным.              

   Присоединяясь к часто высказываемому  мнению,  автор

делит  зрелые  поэмы Лермонтова на романтические и реа-

листические.  Критерием является то,  что поэмы  первой

группы  объединены "образами высоких героев",  а в реа-

листических поэмах герои "снижены или  психологизирова-

ны,  смыкаются с бытом или даже растворяются в нем" (с.

71-72).                                               

   Подобное деление не лишено научных  оснований  и  не

вызвало  бы возражений,  если бы одинаковое определение

поэм "Мцыри" и "Демон" как романтических не  скрадывало

глубокого  различия в художественном методе этих произ-

ведений.  Выдающаяся личность,  как она представлена  в

"Демоне",   это  фигура не только протестующая,  но и

эгоистическая. Формула юношеского стихотворения Лермон-

това: "Собранье зол его стихия" - остается действитель-

ной для образа Демона на всех  этапах  создания  поэмы.

Как справедливо отмечает Д.  Максимов, "Демон переносит

свое презрение на весь человеческий род" (с.  79).  Ему

чужда  и  природа,  которую он окидывает "презрительным

оком".  Иначе строится образ Мцыри:  в основе его лежит

вера в прекрасную, гармоническую, рожденную для счастья

человеческую личность.  Причем счастье ее состоит не  в

индивидуалистическом  погружении  в  сокровенные  тайны

своего духа,  не в забвении реального мира (к чему при-

зывает Демон Тамару),  а в приобщении к этому миру,  ко

всей полноте существования, которую он может дать чело-

веческой личности, - в счастье любви, борьбе и единстве

с природой.  Природа,  этот  антипод  созданной  людьми

"тюрьмы" - общественному порядку, - предстает как царс-

тво безусловного добра.                               

   Трудно согласиться с утверждением автора,  что "силы

природы"  выступают  в Мцыри как "этически нейтральные"

(с.  249) только потому, что на воле Мцыри ждет и борь-

ба,  и  страдания.  Природа в "Мцыри" - не буколический

пейзаж; давая свободному человеку счастье деятельности,

братства  и любви,  она дает ему и счастье борьбы,  ра-

дость героизма.  Без борьбы невозможна деятельность,  а

Мцыри жаждет именно ее. В этом смысле барс, разрывающий

грудь юноши когтями,  милосерднее к герою,  чем монахи,

чьи заботы и уход Мцыри должен покупать ценой отказа от

борьбы и активности.  Борьба с барсом - не столкновение

Арбенина со светской интригой: здесь сила честно борет-

ся против силы,  и в этом смысле противники равны. Барс

- противник Мцыри в борьбе - принадлежит к миру, проти-

вопоставленному  монастырской  тюрьме  -   философскому

обобщению социального зла.                            

   Трагический разрыв  между Мцыри и природой,  который

ощутим в конце странствования героя,  связан не с нали-

чием  зла в самом естественном порядке жизни,  а с тем,

что именно в этот момент обнаруживается вторая  сторона

характера Мцыри - "печать тюрьмы",  связь с воспитавшей

его средой,  внутренняя невозможность  найти  силы  для

свободной жизни.                                      

   Вызывают также сомнения некоторые частные положения.

Вряд ли стоит,  например,  связывать,  даже косвенно, с

темой  простого человека образ Тараса Бульбы (с.  112).

Можно было бы назвать и другие мелкие упущения,  но  не

они определяют лицо исследования. "Поэзия Лермонтова" -

книга, ведущая читателя вперед, порой спорная, но всег-

да будящая мысль, наталкивающая на размышления.       

  

1960                                               

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140 ..