Новые издания поэтов XVIII века

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

Новые издания поэтов XVIII века

                    

   Выход в свет ряда изданий произведений поэтов  XVIII

в.  - событие, привлекающее внимание и специалистов-ли-

тературоведов, и рядовых читателей. В данном случае ин-

терес  этот  усугубляется тем,  что на титульных листах

рецензируемых сборников2 стоят имена поэтов, чьи произ-

ведения  или вообще впервые предстают перед современным

читателем,  или предстают в значительно  более  полном,

чем в предыдущих изданиях, виде.                      

   Характер сборников определен типом издания. "Библио-

тека поэта" была задумана А. М. Горьким как полный свод

произведений  исторически  значительных русских поэтов,

включающий наряду с проверенными критическими изданиями

текстов справочный аппарат, научный комментарий и всту-

питель-                                               

 


 1 Лермонтов М.  Ю.  Соч.: В 6 т. М.; Л., 1954. Т. 1.

С. 73.                                                

   2 Кантемир А. Собр. стихотворении / Вступ. ст. Ф. Я.

Приймы,  подгот. текста и примеч. 3. И. Гершковича. Л.,

1956 (Библиотека поэта. Большая серия); Сумароков А. П.

Избр.  произведения / Вступ. ст., подгот. текста и при-

меч. П. Н. Беркова. Л., 1957 (Библиотека поэта. Большая

серия); Богданович И. Ф. Стихотворения и поэмы / Вступ.

ст.,  подгот.  текста и примеч. И. 3. Сермана. Л., 1957

(Библиотека поэта.  Большая серия). В дальнейшем ссылки

на эти издания даются в тексте.                       


 

ные статьи, содержащие историко-литературный анализ из-

даваемых  произведений.  Издание  рассчитано на широкий

круг любителей русской литературы,  имеющих уже элемен-

тарные  сведения  о  ее развитии и желающих расширить и

углубить свои представления в этой  области:  литерато-

ров, студентов, учителей-словесников.                 

   Рецензируемые сборники имеют бесспорное значение для

ознакомления читателя с богатым наследием русской  поэ-

зии XVIII в. Читатель получает возможность ознакомиться

в полном объеме с поэтическим  наследием  Кантемира  -

литератора,  который, по характеристике В. Г. Белинско-

го,  "первый на Руси свел поэзию с жизнью",  - и  рядом

трагедий   Сумарокова.  Творчество  Богдановича  вообще

впервые после длительного перерыва становится доступным

широкому кругу читателей.  Комментарий, давая необходи-

мые справки элементарного  характера,  в  ряде  случаев

представляет самостоятельный научный интерес.         

   Предпосланные сборникам вступительные статьи, помимо

общих сведений о жизни и творчестве Кантемира,  Сумаро-

кова и Богдановича,  содержат ряд новых положений, одна

часть которых бесспорно войдет в исследовательскую  ли-

тературу  как  доказанная,  другая,  видимо,  сделается

предметом научных обсуждений.                         

   Обширная статья Ф. Я. Приймы "Антиох Дмитриевич Кан-

темир"  дает  широкую  картину творческого пути первого

русского  поэта-сатирика.   Интересно   проанализирован

творческий метод писателя.  Свежи и убедительны сообра-

жения о том,  что в парижский период жизни произошло не

"понижение уровня" "политической мысли" Кантемира,  как

это принято было считать,  а дальнейшее ее идейное соз-

ревание. Вместе с тем некоторые положения автора не мо-

гут быть приняты безоговорочно.                       

   Наиболее спорным представляется вопрос об общем  оп-

ределении природы мировоззрения Кантемира.  Почти через

всю статью исследователь настойчиво проводит  определе-

ние  Кантемира  как  русского просветителя XVIII в.  По

мнению автора статьи,  Кантемир "критикует  "благородс-

тво" происхождения с точки зрения просветительской тео-

рии "естественного права"" (с.  13).  Задачи литературы

он  понимает  "в  духе просветительской идеологии XVIII

века" (с.  17). "Писателем-просветителем" назван Канте-

мир на с.  31 и в ряде других мест статьи.  Тезис этот,

однако, совсем не столь бесспорен.                    

   Необходимо отметить, что в исследовательской литера-

туре последних лет наметилась тенденция весьма расшири-

тельно пользоваться этим термином. Его применяют к дея-

телям,  верившим  в разум и отрицательно относившимся к

церковной догматике, к сторонникам распространения гра-

мотности в народе,  к людям,  осуждавшим жестокие дейс-

твия помещиков, и т. д. и т. п. Создается угроза утраты

этим термином его исторически конкретного содержания. 

   Остановимся на  том,  какое  содержание вкладывали в

этот термин классики марксизма. Многократно обращаясь к

истории общественного сознания                        

 


 Издание 1867-1868 гг. под ред. П. А. Ефремова дав-

но уже стало библиографической  редкостью  и  массовому

читателю практически недоступно.                      


 

XVIII в.,  К. Маркс и Ф. Энгельс неизменно пользовались

термином "просветительство" для определения той боевой,

буржуазной по своему классовому  содержанию  идеологии,

которая,  возникнув в предреволюционную эпоху, являлась

непосредственной теоретической основой следующего,  уже

революционного этапа общественного развития.  Просвети-

тели могли не быть (и часто не были) революционными де-

ятелями,  но  теоретически  их  воззрения подразумевали

осуждение феодального порядка и идеологически подготав-

ливали революцию. В письме Ф. Энгельсу от 25 марта 1868

г. К. Маркс писал о реакции "на французскую революцию и

связанное с нею Просвещение (курсив мой.  - Ю. ./7.)".

Ф.  Энгельс в "Развитии социализма от утопии  к  науке"

назвал  просветителей  "великими  людьми",  "которые во

Франции просвещали головы  для  приближавшейся  револю-

ции"2. Просветители - философы, "подготовлявшие револю-

цию"3.  В.  И.  Ленин,  говоря о "просветителях", также

имел в виду идеологов боевых антифеодальных классов,  а

в России - "с соответственным преломлением   через

призму  русских  условий"   крепостного крестьянства.

Ввиду особой важности этой ленинской формулировки  при-

ведем ее полностью.  В.  И.  Ленин писал: "По характеру

воззрений Скалдина можно назвать  буржуа-просветителем.

Его  взгляды чрезвычайно напоминают взгляды экономистов

XVIII века (разумеется,  с соответственным преломлением

их  через  призму русских условий),  и общий "просвети-

тельный" характер "наследства" 60-х  годов  выражен  им

достаточно ярко. Как и просветители западноевропейские,

как и большинство литературных представителей 60-х  го-

дов,  Скалдин  одушевлен  горячей враждой к крепостному

праву и всем его порождениям в экономической,  социаль-

ной и юридической области. Это первая характерная черта

"просветителя".  Вторая характерная черта,  общая  всем

русским  просветителям,   горячая защита просвещения,

самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вооб-

ще  всесторонней европеизации России.  Наконец,  третья

характерная черта "просветителя" это - отстаивание  ин-

тересов народных масс,  главным образом крестьян (кото-

рые еще не были вполне освобождены или только  освобож-

дались в эпоху просветителей), искренняя вера в то, что

отмена крепостного права и его остатков принесет с  со-

бой  общее благосостояние,  и искреннее желание содейс-

твовать этому"4.                                      

   Просветительская идеология могла возникнуть  лишь  в

определенных  исторических  условиях,  в период кризиса

феодально-крепостнического строя (для России - не ранее

второй  половины XVIII в.).  Просветительская идеология

обладала рядом присущих ей характерных  черт:  верой  в

природное равенство людей, в право людей на земное, ма-

териальное счастье, верой в благородство "естественных"

склонностей человека.  "Просветители" считали,  что мо-

раль должна строиться на основе личной пользы;  утверж-

дая,  что среда воспитывает человека, они вплотную под-

ходили к идее  справедливого  переустройства  общества.

Угнетение человека казалось им противоестественным,   

 


 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1964. Т. 32. С. 44.

   2 Там же. Т. 19. С. 189.                           

   3 Там же. С. 192.                                   

   4 Ленин В.  И.  Полн.  собр.  соч. М., 1958. Т. 2. С.

519.                                                  


 

При всем  обилии философских оттенков - от прямого ате-

изма до деизма - философски они стояли на почве матери-

ализма.                                               

   Их гносеологии  были обычно свойственны сенсуалисти-

ческие черты.  Вера "просветителя" в господство  разума

означала совсем не мысль о том,  что просвещение разума

людей само по себе решит все социальные  вопросы.  Даже

мирный,  мыслящий  не революционно "просветитель" пола-

гал,  что устранение ложных понятий в голове человека -

лишь  первый шаг к уничтожению ложных социальных инсти-

тутов. В качестве же этих "ложных" институтов мыслилось

все,  что  связано с политическим,  сословным неравенс-

твом,  крепостным правом и его  порождениями.  Энгельс,

цитируя  слова Гегеля о том,  что в эпоху "просвещения"

"мир был поставлен на голову",  показывает, что это по-

нятие неотъемлемо включало и то,  что "человеческая го-

лова и те положения,  которые она  открыла  посредством

своего мышления, выступили с требованием, чтоб их приз-

нали основой всех человеческих действий и  общественных

отношений",  и то, что "действительность, противоречив-

шая этим положениям, была фактически перевернута сверху

донизу".  "Просветители"  были рационалистами,  однако

наличие одной рационалистической веры в познающую  мощь

разума недостаточно для возникновения качества "просве-

тительства".                                           

   Даже беглого ознакомления с  мировоззрением  великих

представителей русской общественной мысли начала и пер-

вой половины XVIII в. - Посошкова, Прокоповича, Татище-

ва, Кантемира, Ломоносова, Тредиаковского - достаточно,

чтобы убедиться в том,  что в их позиции еще не созрели

(а  исторически  и не могли созреть!) основные принципы

"просветительной" идеологии.  Не рассматривая, по сооб-

ражениям места, этот вопрос во всей полноте, остановим-

ся на аргументах, приводимых Ф. Приймой в пользу "прос-

ветительства" Кантемира.                              

   Ф. Прийма совершенно прав, когда указывает, что Кан-

темир был "противником клерикализма и религиозного дог-

матизма"  и  отрицательно относился к монахам,  которых

"весьма гнушался" (с.  36).  Однако необходимо иметь  в

виду,  что на такой же позиции стояли многие обществен-

ные деятели тех лет,  говорить о которых как о "просве-

тителях" (не в житейском,  а в научно-терминологическом

смысле этого слова) нет  оснований.  Таковы,  например,

Татищев и Петр I, который монахов именовал "долгими бо-

родами, кои по тунеядству своему ныне не в авантаже об-

ретаются",  а  к  их смертным грехам считал необходимым

прибавить еще один - "лицемерие и ханжество".  Даже  Ф.

Прокопович,  сам видный церковный деятель, был свободен

от средневекового преклонения перед догматикой. В связи

с  изуверской кампанией,  развернутой Стефаном Яворским

вокруг дела Тверитинова и его единомышленников,  Проко-

пович,  отражая официальную правительственную линию,  в

специальном "Слове" требовал,  "дабы  тщалися  пастырие

учити  народ  правильному святых икон почитанию и отво-

дить его всячески от боготворения"2.                  

  


1 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 190.         

   2 Прокопович Ф.  Слова и речи.  СПб., 1870. Ч. 1. С.

93.                                                   


 

Приводимые Ф. Приймой аргументы в пользу наличия "мате-

риалистических элементов в философском сознании А. Кан-

темира" (с.  36-37) требуют подкрепления - в таком виде

они  не  обладают безоговорочной убедительностью.  Факт

прямых выступлений Кантемира против  Эпикура  не  может

быть снят лишь тем,  что в библиотеке поэта имелось три

издания Лукреция,  а в одном из  его  писем  содержится

беглое упоминание о том, что критика философии Лукреция

представляет для него такой же интерес,  как и сама эта

философия (с. 36).                                    

   Ни "пропаганда гелиоцентрической системы Коперника",

ни стремление "к исследованию "причин  действий  и  ве-

щей""  не  говорят еще о связи Кантемира с той специфи-

ческой формой материализма,  которая составляла элемент

просветительской  идеологии и характеризовалась сенсуа-

лизмом в гносеологии и этике.  Да и сам автор на с.  35

совершенно  верно  связывает  Кантемира с картезианским

рационализмом.  Развитие этого тезиса,  видимо, было бы

более плодотворным,  чем искусственное сближение Канте-

мира с тем историческим этапом, для возникновения кото-

рого в России еще не было оснований.                  

   Ссылка на упоминание Кантемиром "оснований права ес-

тественного", "естественного закона" и Пуффендорфа так-

же не обладает достаточной убедительностью. Просветите-

ли были сторонниками теории "естественного права" и до-

говорного происхождения государства, однако сами по се-

бе эти теории возникли задолго до XVIII в.  и имели ши-

рокое хождение в политических доктринах допросветитель-

ского периода.  Теории "светской", "земной" природы го-

сударства широко использовались и идеологами дворянско-

го абсолютизма.  В России мысль о  политической,  а  не

церковной природе государства встречается уже у И.  Пе-

ресветова и Ермолая-Еразма,  позже  у  С.  Полоцкого  и

старца  Авраамия.  Именно  в теории естественного права

видел Ф.  Прокопович обоснование идеи сильной  самодер-

жавной власти: "Зри же, аще не в числе естественных за-

конов есть и сие,  еже быти властем предержащим в наро-

дех?"  ("Слово о власти и чести царской")'.  Следует не

забывать,  что пропаганда сочинений Пуффендорфа и  Гуго

Гроция  была  официально санкционирована правительством

Петра I и воспринималась как защита идей абсолютизма. 

   Для решения вопроса о  природе  воззрений  Кантемира

особое значение имеет отношение его к положению русско-

го крестьянина.  Собранные здесь Ф. Приймой факты свежи

и  интересны,  однако  их недостаточно для того,  чтобы

увидеть в позиции Кантемира "отстаивание интересов  на-

родных  масс"  и  "вражду к крепостному праву" (Ленин).

Жалоба крестьянина в V  сатире  действительно  написана

сильно и выразительно.  Можно согласиться с Ф. Приймой,

что Кантемир "открывает крестьянскую тему в русской ли-

тературе" (с. 18). Однако нельзя забывать того, что не-

довольство крестьянина поэт объясняет его "неразумием",

тем,  что люди никогда не бывают довольны своим положе-

нием:  люди - "бессчетных страстей рабы". Кстати, вслед

за стихами 699-712 V сатиры, содержащими жалобу кресть-

янина и приведен-                                     

  


1 Прокопович Ф. Слова и речи. Ч. 1.                


 

ными во вступительной статье,  в тексте сатиры идет из-

вестное место,  рисующее жизнь  крестьянина  совершенно

иначе, в духе "златой посредственности" Горация:      

  

   Заплачу подушное, оброк - господину                

    А там, о чем бы тужить, не знаю причину:          

   Щей горшок, да сам большой, хозяин я дома,         

   Хлеба у меня чрез год, а скотам - солома.           

  

Рационалистическое мировоззрение,  возникшее в пери-

од,  когда дворянский абсолютизм боролся  в  России  со

средневековыми  формами общественной жизни и обществен-

ного сознания,  предшествовало "просветительству".  Оно

имело с ним общие черты - веру в разум,  отрицание суе-

верия,  догматизма,  оно расчищало дорогу  "просветите-

лям",  но представляло собой явление,  качественно сво-

еобразное и наполненное  иным  социальным  содержанием.

Напомним, что К. Маркс настойчиво отделял рационалистов

XVII в. от "просветителей". Он указывал, что, "поражен-

ная французским просвещением, и в особенности французс-

ким материализмом, метафизика XVII столетия праздновала

свою победоносную, полную содержания реставрацию в лице

немецкой философии"1.                                 

   Все основные черты мировоззрения Кантемира вытекают,

как это указывает и Ф.  Прийма (см. с. 5), из идеологии

и политики Петровской эпохи.  Но станет  ли  кто-нибудь

утверждать,  что  петровская государственность осущест-

вляла социально-политическую программу "просветителей"?

   Интересная статья Ф.  Приймы поднимает широкий  круг

вопросов и весьма плодотворна для изучения и обсуждения

творчества А.  Кантемира. В эпоху, когда развертывалась

литературная  деятельность Кантемира,  верность принци-

пам,  декларировавшимся в эпоху петровских преобразова-

ний,  уже  сама  по себе означала определенное движение

вперед.  Создание "регулярного" государства,  отвечая в

первую очередь интересам русского дворянства,  не могло

быть осуществлено руками одних дворян -  оно  требовало

привлечения к историческому созиданию гораздо более ши-

роких общественных кругов. Иллюзия общенародного харак-

тера  программы  правительства Петра I поддерживалась у

современников еще и тем,  что реформы начала  XVIII  в.

действительно одновременно решали и ряд задач общенаци-

онального характера,  отвечавших не только классово-ко-

рыстным интересам дворянства, но и имевшим действитель-

но прогрессивный смысл.  В этих условиях пафос общесос-

ловного, национального дела, идеи патриотического труда

всех граждан на благо России соответствовали правитель-

ственному  идеологическому  курсу.  Они  были предельно

четко сформулированы, например, в таких программных до-

кументах, как приказ Петра перед Полтавским боем и речь

Ф.  Прокоповича по случаю мира со Швецией. Реальный ис-

торический  смысл  собственных действий был порой скрыт

от передовой части деятелей начала XVIII в. Люди, кото-

рые  ценой невероятных усилий и жертв на полях Полтавы,

в морских сражениях,  на  строительстве  новых  заводов

создавали новую                                       

  


 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 154.          


 

Россию, искренне верили,  что "стал вдруг народ уже но-

вый" (Кантемир), что великие жертвы нужны для торжества

над невежеством и стариной,  во имя разума, науки и об-

щего блага. Цель нового государства - всенародная поль-

за.  Но когда,  ценой великих общенародных усилий, Рос-

сия,  по  словам Пушкина,  "въехала в Европу как боевой

корабль - при стуке топора и громе пушек",  когда новое

государство  было  построено,  перед  глазами самих его

творцов открылось не здание  просвещенной  России  "для

всех",  а фасад дворянской монархии, крепостнического и

бюрократического государства, разъедаемого коррупцией и

возглавляемого быстро сменяющимися невежественными,  но

полновластными временщиками.  В этих условиях  верность

вчерашним   лозунгам  "народного  блага",  патриотизма,

мысль о том, что любой гражданин, независимо от сослов-

ной  принадлежности,   сын  отечества,  и мечта о ца-

ре-труженике приобретали новый  смысл.  Не  только  для

Кантемира,  но и для писателей типа Ломоносова действи-

тельность,  с которой они сталкивались на каждом  шагу,

мыслилась еще как большое количество случайностей,  за-

висящих от злой воли отдельных лиц,  повинных в наруше-

нии заветов Петра.  В этих условиях идеализация Петра I

могла выступать как первый шаг к критике современности.

Теоретики этого типа не могли еще противопоставить идее

сословного дворянского строя мысль о народной республи-

ке  без дворян,  но их утопический идеал общесословного

государства - огромной мастерской,  в которой люди раз-

личаются родом занятий,  но едины в патриотическом рве-

нии,  содержал уже  в  зародыше  возможность  отрицания

принципа сословности. Путь Кантемира к V сатире, содер-

жащей горькое сомнение в преобразовательной силе отвле-

ченного разума,  Ломоносова - к последним одам, в кото-

рых Петр является  гневным  судьей  современных  царей,

Тредиаковского - к "Тилемахиде" подготавливал те исход-

ные позиции,  из которых в дальнейшем развилось русское

"просветительство".                                   

   Вступительная статья П.  Н. Беркова "Жизненный и ли-

тературный путь А.  П. Сумарокова", по существу, предс-

тавляет  собой  исследование творческого пути одного из

виднейших деятелей русского классицизма.  Основы истол-

кования  творчества  Сумарокова в отечественной истори-

ко-литературной науке были заложены  Г.  А.  Гуковским,

неоднократно  возвращавшимся  в своей исследовательской

работе к творчеству этого писателя. Данный Г. Гуковским

анализ художественного метода Сумарокова широко вошел в

исследовательскую литературу и в основном сохраняет на-

учный кредит и в настоящее время.  Статья П. Беркова не

ограничивается,  однако,  суммированием уже вошедших  в

научный оборот фактов и мнений - она дает во многом но-

вую концепцию творчества поэта. Целый ряд ее положений,

бесспорно, будет учитываться теми, кто в дальнейшем об-

ратится к изучению русского классицизма.              

   Если до сих пор в научной литературе при  объяснении

политической и эстетической позиций Сумарокова указыва-

лось на рационалистическую -  в  картезианском  духе  -

природу его мировоззрения,  то,  по мнению П.  Беркова,

"по своим философским воззрениям  Сумароков  был  очень

близок к сенсуалистам. В статье "О разумении человечес-

ком по мнению Локка" он  сочувственно  излагает  доводы

английского  философа против учения о врожденных идеях"

(с. 11). Далее П. Берков считает, что "на основе эклек-

тического  соединения  во взглядах Сумарокова элементов

сенсуализма и рационализма формулировались его  полити-

ческие  и  социальные  убеждения"  (с.  13).  Мысль эта

представляется весьма плодотворной.  Хотелось бы, одна-

ко,  найти в статье ее развитие применительно к эстети-

ческой  позиции  Сумарокова.  Интересно  было  найти  в

статье  и объяснение таких философских статей Сумароко-

ва, как "К худу или к добру человек родится". Творчест-

во Сумарокова подробно раскрыто в статье П. Беркова. Во

многих отношениях писатель предстает перед нами в новом

свете.                                                

   Известные возражения  может вызвать лишь определение

в статье смысла идейной эволюции Сумарокова. Справедли-

во отметив,  что в творчестве Сумарокова быстро "растут

черты критицизма по отношению к придворному дворянскому

кругу, к заносчивому и наглому "вельможеству"" (с. 20),

П. Берков делает вывод, что Сумароков сначала "был поэ-

тическим  выразителем всего "дворянского корпуса" в це-

лом, был литературным идеологом всего правящего класса"

(с.  19), а "кончает Сумароков как поэт хотя и дворянс-

кий,  но при всех внешних выражениях своей верноподдан-

ности  явно враждебно настроенный по отношению к Екате-

рине II" (с. 20).                                     

   Вопрос этот, как нам кажется, нуждается в уточнении.

Середина XVIII в. в России дает необычайно яркую карти-

ну переплетения различных  группировок  господствующего

класса,  отражавшего  и столкновение политических тече-

ний,  и просто беспринципную борьбу за власть.  Успешно

роль  дворянской  идеологии  могла выполнить лишь такая

система теоретических представлений,  которая бы наибо-

лее  последовательно,  гибко  и умело могла представить

господство дворянства как класса в "очищенном", облаго-

роженном облике. Такая система идей, хотя и возникала в

среде одной группы - передового,  либерального дворянс-

тва, являлась идеологией класса в целом, ибо только она

могла теоретически  оправдать  практическое  господство

помещиков.  Однако  такое соотношение теории и практики

отнюдь не означало безоговорочного  оправдания  послед-

ней.  Для  того  чтобы оправдать господство дворянства,

теоретик должен был осудить,  подвергнуть  критике  все

протекавшие  перед  его  глазами  насилия и беззакония,

объявить их не следствием принципов,  лежащих в  основе

самого строя, а лишь результатом случайностей, злой во-

ли людей.  Сама действительность воспринималась идеоло-

гом дворянства лишь как частичное, изуродованное, "заг-

рязненное" воплощение  дорогих  его  сердцу  принципов.

Быть  выразителем  дворянства как класса,  конечно,  не

значило стоять на уровне - нравственном и культурном  -

этого класса,  и Сумароков,  резко критиковавший совре-

менного ему дворянина,  вельможу, чиновника и даже дес-

пота-царя,  стремился "возвысить" реальный порядок кре-

постнической монархии до уровня идеально-разумного сос-

ловного  государства.  Для Сумарокова действительность,

уже в силу  своего  грубо-материального  характера,  не

могла  полностью выразить теоретические идеалы и подле-

жала критике.                                         

Необходимо отметить,  что эта субъективно направлен-

ная  на укрепление дворянского господства критика исто-

рически сыграла двойственную роль:                    

   создавая традицию  обличения  действительности,  она

способствовала  и  идейному  воспитанию демократической

интеллигенции. Сатирики второй половины XVIII в. охотно

подчеркивали свою связь с сумароковской традицией.    

   Статья И. 3. Сермана "И. Ф. Богданович" является но-

вым словом в изучении этого интересного и значительного

поэта,  которому советское литературоведение до сих пор

уделяло  минимальное  внимание.  В  статье  убедительно

раскрыта  как  несостоятельность карамзинской легенды о

Богдановиче, так и исторические предпосылки возникнове-

ния  этой  легенды.  Тонко  и интересно выполнен анализ

"Душеньки" - автор раскрывает отличие поэмы и  от  тра-

вестийной поэмы классицизма, и от того пути преодоления

классицизма,  на который встал В. Майков в "Елисее". И.

3.  Серман  считает,  что "в основном Богданович должен

был действовать самостоятельно, не опираясь ни на какую

традицию" (с.  36). Убедительно раскрыто в статье отли-

чие творческого метода Богдановича от Лафонтена1. И. 3.

Серман  приходит к выводу о том,  что "Душенька" "стала

одним из первых явлений русской предромантической  поэ-

зии" (с. 41).                                         

   В целом статьи Ф.  Приймы,  П.  Беркова и И. Сермана

представляют бесспорный  вклад  в  изучение  литературы

XVIII в. Рецензируемые сборники отличаются удачным под-

бором и высоким качеством подготовки текстов,  а  также

полнотой  и точностью комментариев.  "Библиотека поэта"

призвана дать полную картину истории русской  поэзии  -

читатель ждет новых выпусков, в том числе посвященных и

поэтам XVIII в.                                       

  

1959                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..