А.Ф. Мерзляков (анализ поэзии) - часть 6

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

А.Ф. Мерзляков (анализ поэзии) - часть 6

 

 

   Как пример случая, когда понятия не противопоставля-

ются,  а логически вытекают одно из другого, можно при-

вести:  "Благость, благом увенчайся" ("Слава"), "Я вижу

в мире мир" ("Тень Кукова на острове Овгиги").        

   Другим характерным   для  ранней  лирики  Мерзлякова

средством подчеркивания ритмического  рисунка  являлось

бессоюзное соединение однотипных в синтаксическом и ин-

тонационном отношении предложений,  причем пропуск ска-

зуемого способствовал созданию Особой динамической нап-

ряженности: 

                                         

   Огнь во взорах,  в сердце  камень,  -

 Человечество, прости! (с. 211)

                                      

   Эти ритмические  опыты  Мерзлякова позже были учтены

Жуковским:

                                            

   Мы села - в пепел; грады - в прах,

   В мечи - серпы и плуги.

                             

   Народная песня, обладая иными интонациями, чем внут-

ренне напряженная, динамичная, рассчитанная на ораторс-

кие приемы декламации  политическая  лирика,  требовала

иных стилистических приемов. Построения типа:

        

   Птичка пугана пугается всего,                      

   Горько мучиться для горя одного - (курсив мой.  - Ю.Л.)

 

   встречаются сравнительно редко. В песне "Ах, девица,

красавица!.."  Мерзляков  сделал  опыт сочетания бедных

рифм типа:  "губить - топить", "сушить - морить", "мной

- слезой" с очень четкой внутренней рифмой пословичного

типа.  В текст,  близко воспроизводящий запись  Кашина,

Мерзляков вставил:

                                    

   Не знала ль ты, что рвут цветы                     

   Не круглый год, - мороз придет...                  

    Не знала ль ты, что счастья цвет                  

   Сегодня есть, а завтра нет!                        

   Любовь - роса на полчаса                           

    Ах, век живут, а в миг умрут.                     

    Любовь, как пух, взовьется вдруг:                 

   Тоска - свинец внутри сердец                       

   (с. 67-68; курсив мой. - Ю. Л.).                    

                   

   Однако доминирующим  в  стилистической системе песен

Мерзлякова сделалось не это, а приемы, свойственные на-

родной песне,  и в первую очередь параллелизмы (часто в

форме отрицательных сравнений):

                       

   Нельзя солнцу быть холодным,

Светлому погаснуть;   

   Нельзя сердцу жить на свете

   И не жить любовью! (с. 63)

 

   Общая тенденция  развития  стиха в песнях Мерзлякова

заключалась в упрощении ритмического рисунка,  что соп-

ровождалось одновременно отказом от четких рифм и широ-

ким использованием образов народной поэзии. На этом пу-

ти  Мерзляков  выработал тот простой,  безыскусственный

стиль,  который характерен для самой популярной из  его

песен - "Среди долины ровныя...".                     

   Поэзия конца XVIII в.  узаконила представление о че-

тырехстопном безрифменном хорее с дактилическими  окон-

чаниями как о якобы специфически народном "русском раз-

мере".  Мерзляков и в этой области искал новых путей. И

в данном отношении существенную роль в метрической сис-

теме песен Мерзлякова играло то обстоятельство, что они

создавались как произведения для пения: ритмика мелодии

в значительной степени определяла и метрический рисунок

текста.                                               

   При всей  относительности  связей песен Мерзлякова с

подлинным народным  творчеством  на  современников,  не

только в начале XIX в.,  когда они писались, но и в мо-

мент появления в 1830 г.  сборника "Песни  и  романсы",

они  производили  впечатление  именно  своей  фольклор-

ностью.  И Надеждин, и Белинский настойчиво противопос-

тавляли  песни Мерзлякова дворянской поэтической тради-

ции.  "Весьма понятно, - писал Надеждин, - почему песни

Мерзлякова  перешли  немедленно  в  уста народные:  они

возвратились к своему началу"'.                       

   Песни Мерзлякова в самом деле широко  исполнялись  в

концертах русских песен (например, Сандуновой) и быстро

усваивались народом.  А.  Н. Островский в драме "Гроза"

не случайно вложил песню "Среди долины ровныя..." в ус-

та Кулигина. Песни Мерзлякова, писал один из критиков в

1831  г.,  "поют от Москвы до Енисея"2.  О популярности

песен Мерзлякова  красноречиво  свидетельствует  такой,

например,  факт, сообщенный декабристом А. Е. Розеном в

его воспоминаниях: "Фейерверке? Соколов и сторож Шибаев

(караульные в Петропавловской крепости.  - Ю.  Л.) были

хуже немых:  немой хоть горлом гулит или руками и паль-

цами делает знаки,  а эти молодцы были движущиеся исту-

каны... Однажды запел я "Среди долины ровныя на глад-

кой высоте...",  при втором куплете слышу, что мне вто-

рит другой голос в коридоре за  бревенчатой  перегород-

кой;  я  узнал  в нем голос моего фейерверкера.  Добрый

знак,  - подумал я,  - запел со мною,  так и заговорит.

Еще раз повторил песню, и он на славу вторит ей с нача-

ла до конца.  Когда он через час принес мой ужин,  оло-

вянную  мисочку,  то я поблагодарил его за пение,  и он

решился мне ответить вполголоса: "Слава богу, что вы не

скучаете, что у вас сердце веселое". С тех пор мало-по-

малу начался разговор с ним, и он охотно отвечал на мои

вопросы"3.                                            

  


 Телескоп. 1831. № 5. С. 89.                      

   2 Гирлянда,  журнал словесности, музыки, мод и това-

ров. 1831. № 1. С. 21. Заметка за подписью "С-въ", воз-

можно, написана О. Сомовым.                           

   3 Розен А. Е. Записки декабриста. СПб., 1907. С. 86.


Одновременно с песнями Мерзляков создает цикл стихотво-

рений (таких, как "Пир", "Что есть жизнь?", "Надгробная

песнь 3.....  A...-.чу Буринскому"), в которых условные

штампы  элегической  и романсной поэзии наполняются ре-

альным,  глубоко прочувствованным содержанием. Если ли-

рика молодого Мерзлякова создает образ героя-борца,  то

теперь на смену ему приходит идеал труженика, обеспечи-

вающего себе своими руками материальную независимость и

ревниво  оберегающего  свое  человеческое  достоинство.

Традиционный и уже банальный в эту эпоху образ "людей",

 от которых убегает автор, неожиданно приобретает чер-

ты вполне реального московского "света",  в котором по-

эт-разночинец чувствует себя чужим.

                   

   Там, в кружке младых зевак,                        

   В камнях, золоте дурак                             

   Анекдоты повествует,                               

   Как он зайцев атакует.                             

                             

   Тамо старый дуралей,                               

   Сняв очки с своих очей,                            

   Объявляет в важном тоне                            

   Все грехи в Наполеоне... (с. 98)                   

                  

   Уже совсем конкретен "ученых шумный круг" - общество

коллег Мерзлякова по Московскому университету: 

      

   Все мудрые вольности дети;                         

   А в них-то и низость, и бой,                       

   Друг другу коварство и сети!.. (с. 96)              

             

   Тема одиночества, горькой участи, столь сильно проз-

вучавшая в песне "Среди долины ровныя...", присутствует

и  в  стихотворении "К несчастию" и в "Надгробной песне

3..... А.....чу Буринскому". 

                        

   Ты страдал - ты, жертва бедствия,                  

   При друзьях, как без друзей, страдал!              

   Родом, ближними оставленный... (с. 255)            

            

   Лучшим комментарием к этим  стихотворениям  является

отрывок из письма самого Буринского к Гнедичу: "...люди

нашего состояния живут в рабстве обстоятельств  и  воли

других.  Сколько  чувств и идей должны мы у себя

отнять!  Как должны переиначить и образ мыслей  и  волю

желаний и требований своих самых невинных,  даже благо-

родных склонностей!  - Мы должны исказить  самих  себя,

если хотим хорошо жить в этой свободной тюрьме, которую

называют светом. У турок есть обыкновение тех невольни-

ков,  которым удается понравиться господину, заставлять

в саду садить цветы!  О!  если бы судьба доставляла нам

хотя такую неволю!"

              


   1 РО РНБ. Ф. 197. Ед. хр. 39. Л. 4.                


   Близкий друг Мерзлякова,  введенный им в литературу,

Ф.  Ф. Иванов создал в статье "К несчастным" впечатляю-

щий образ бедняка,  страдающего от нищеты и  попранного

человеческого  достоинства.  "Несчастливец есть предмет

весьма любопытный для людей.  Его рассматривают,  любят

дотрагиваться  до струн его страдания,  дабы иметь удо-

вольствие изучать сердце в  минуту  судорожного  терза-

ния".  От  праздных  богачей бедняку "не должно ожидать

ничего, кроме оскорбительного сожаления, кроме подаяний

и вежливостей, тысячекратно более отяготительных, неже-

ли самая обида".  Единственное оружие в руках  гонимого

бедняка - "гордость,  непреклонная гордость". Она "есть

добродетель злополучия;  чем более фортуна нас унижает,

тем более возноситься должно; надобно помнить, что вез-

де уважают наряд,  а не человека.  Какая нужда,  что ты

бездельник,  когда ты богат?  Какая польза, что ты чес-

тен,  когда беден? Легко забываются с несчастными, и он

беспрерывно видит себя в горестной необходимости припо-

минать о самом себе,  о личном достоинстве, как челове-

ка,  ежели не хочет, чтобы другие о том забыли"'. Как и

в лирике Мерзлякова (а позже - Кольцова),  речь идет не

о традиционных элегических жалобах на "злых людей", а о

горестях вполне реальных,  об унизительной зависимости,

нужде действительной, в первую очередь материальной: "N

говорил мне: истинное несчастье терпит тот, кто не име-

ет  насущного  хлеба.  Когда  человек имеет пропитание,

одежду и под кровом скромный огонек, - тогда все прочие

бедствия исчезают"2.                                  

   Требование материальной   обеспеченности   человека,

входя в общую систему прогрессивных  идей,  могло  сде-

латься  мощным  орудием  протеста.  Однако оно же могло

быть в иных условиях истолковано как оправдание бегства

от общественных вопросов.  Новый идеал Мерзлякова, хотя

и сохранил антидворянский характер,  но, утратив боевое

звучание,  окрасился  в  тона мещанской ограниченности.

Мерзляков проповедует:

                               

   ...спокойство и скромность,                        

    И маленький ум для себя.                            

                        

   В этом отношении показателен переход  Мерзлякова  от

переводов из Тиртея к одам Горация с их проповедью "зо-

лотой середины".  Такое истолкование Горация характерно

было именно для недворянской литературы, не поднявшейся

еще до революционного протеста.                       

   В конце 1804 - начале 1805  г.  в  жизни  Мерзлякова

произошло заметное событие.  Он был вызван в Петербург.

Жизнь в столице оставила глубокий след в памяти писате-

ля:  "Это драгоценнейшее время всегда вспоминает он", -

писал Мерзляков в автобиографии3.  Пребывание в  Петер-

бурге  не способствовало служебному продвижению.  В за-

писной книжке В. Г. Анастасевича

       


   1 Иванов Ф.  Ф.  Соч. и переводы. М., 1824. Ч. 1. С.

26-28.  Составителем и редактором этого посмертного из-

дания был Мерзляков.                                   

   2 Там же.  С.  29.  По характеру высказывания  можно

предположить, что "N" - это Мерзляков.                

   3 РО РГБ. Фонд Погодина. (II. 8) 22. Л. 2.         


находим любопытную  запись:  "Мерзляков  рекомендован

был в учители великих князей. Не показался".         

   "Драгоценнейшим" время петербургской жизни,  видимо,

было по тем дружеским и  литературным  связям,  которые

завязались в этот период.  В доме М. Н. Муравьева Мерз-

ляков познакомился с передовым литератором В.  В. Попу-

гаевым  и  был представлен последним в Вольное общество

любителей словесности,  наук и художеств -  объединение

свободолюбиво настроенных писателей-демократов. В архи-

ве общества сохранилась копия письма В. В. Попугаева, в

котором автор его от имени М. Н. Муравьева рекомендовал

Мерзлякова "президенту" общества2.  3 октября  1804  г.

Мерзляков  был принят корреспондентом в Вольное общест-

во.  На собраниях общества он, как можно полагать, поз-

накомился с Востоковым. Об укреплении литературных свя-

зей Мерзлякова свидетельствует опубликование  одной  из

песен в связанном с Вольным обществом "Журнале российс-

кой словесности" Брусилова.  В Петербурге же в 1805  г.

отдельной  брошюрой  было  опубликовано программное для

Мерзлякова стихотворение "Тень Кукова  на  острове  Ов-

ги-ги".  В это же время,  очевидно, укрепились его дру-

жеские связи с Н. И. Гнедичем.                        

   Знакомство Мерзлякова с Гнедичем,  вероятно, завяза-

лось еще в бытность последнего в университетском панси-

оне. Письмо Буринского Гнедичу в 1803 г. свидетельству-

ет  о близких дружеских отношениях и единстве воззрений

политических и литературных кружка Мерзлякова и будуще-

го переводчика "Илиады"3. Позже, когда ходом литератур-

ного развития Мерзляков был отодвинут в рады  второсте-

пенных литераторов, а за Гнедичем утвердилась слава от-

ца русского гекзаметра, обиженный Мерзляков писал М. П.

Погодину:  "Гекзаметрами  и амфибрахиями я начал писать

тогда, когда еще Гнедич был у нас в университете учени-

ком и не знал ни гекзаметров,  ни пентаметров и даже не

писал стихами,  свидетель этому "Вестник Европы" и гос-

подин  Востоков,  который именно приписывает мне первую

попытку в своем "Рассуждении о стихосложении",  так как

песни  мои  русские в этой же мере были петы в Москве и

Петербурге прежде,  нежели Дельвиг существовал на  све-

те".  Если  отвлечься от общего обиженного тона письма,

то интересно указание Мерзлякова на то, что Гнедич "се-

бя называет моим первым почитателем и другом"4. В одном

из писем Жуковскому Мерзляков просил  передать  Гнедичу

"поклон усердный".

                   


   1 РО РНБ.  Ф. 18. Ед. хр. 4. С. 81. Запись сделана в

1811 г., однако рассмотрение заметок в книжке показыва-

ет,  что  владелец фиксировал в ней не события текущего

времени,  а  любопытные  литературные  известия,  порой

большой давности.  Изучение биографии Мерзлякова указы-

вает на пребывание в Петербурге как наиболее  вероятное

время "рекомендации".  Последняя, вероятно, исходила от

М. Н. Муравьева.                                       

   2 Рукоп.  собр. б-ки СПбГУ. Архив Вольн. об-ва люби-

телей словесности, наук и художеств. № 151. Дело о при-

нятии в корреспонденты г. Мерзлякова. Л. 1.           

   3 Письмо интересно  тем,  что  воссоздает  атмосферу

кружка Мерзлякова 1803 г.:                            

   "Досадую на себя, что не читал еще Вашего Дон-Корра-

да;  правда,  я не виноват,  ибо все усилия и старания,

какие только можно,  употребил для того,  чтобы достать

это творение,  которое покажет немцам, что не у них од-

них  писали порой Мейснеры,  Лессинги и Шиллеры.  Слава

нам и языку русскому!" (Отчет Имп.  Публ.  б-ки за 1895

год. СПб., 1898. Прил. С. 46-47).                     

   4 Старина и новизна. М., 1905. Кн. 10. С. 512.      


Гнедича и Мерзлякова сближала общность интереса  к  ан-

тичной  литературе.  Белинский высоко оценивал переводы

Мерзлякова с латинского и греческого,  ставил их имена

рядом. В статье о стихотворениях Ивана Козлова он гово-

рит о поэтах, которые "умерли, еще не сделав всего, что

можно было ожидать от их дарований, как например. Мерз-

ляков и Гнедич"2.  Современники склонны были даже  под-

черкивать  приоритет Мерзлякова в деле разработки русс-

кого гекзаметра.  М. А. Дмитриев писал: "Гекзаметры на-

чал у нас вводить Мерзляков,  а не Гнедич Мерзля-

ков и Гнедич - это Колумб  и  Америк-Веспуций  русского

гекзаметра"3.  То  же  подчеркивали Надеждин и Погодин.

Дело в данном случае, конечно, не в том, у кого из двух

поэтов  прежде  определился  интерес к гекзаметру,  а в

том,  что оба они продолжали традицию,  которая шла  от

Тредиаковского  и Радищева в обход господствующего нап-

равления дворянской поэзии.     

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..