|
|
содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
Стихотворение Андрея Тургенева "К отечеству" и его речь в Дружеском литературном обществе - часть 3
Выступление Андрея Тургенева (видимо, на заседании 22 марта) было направлено на развенчание Карамзина. Борьба в Обществе усложнилась выступлениями С. Е. Родзянко. Андрей Тургенев считал, что о религии здесь "никогда бы упоминать не должно" (л. 41), и даже Михаил Кайсаров выражал сомнение в бессмертии души и загробной жизни. Родзянко же был настроен откровенно-мистически. Об отношении к нему ведущей группы членов Общества сви- детельствует высказывание А. С. Кайсарова в письме к Андрею Тургеневу: "Как бы ты думал, о чем мне случилось говорить с Родзянкою? О Боге. Он много в[рал? верил?] и потому он не нашего поля ягода"3. В такой кипучей, противоречивой атмосфере Общества складывалась литературная программа Андрея Тургенева. За свою короткую жизнь он пережил стремительную идейную эволюцию. Масонские идеи, в кругу которых вращалось старшее поколение тургеневского дома, очень скоро пе- рестали
1 Аглая, 2-е изд. М., 1796. Кн. 2. [С. 5]. 2 Карамзин Н. М. Веселый час // Полн. собр. стихот- ворений. М.; Л., 1966. С. 101. 3 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 46. - Конъек- тура В. М. Истрина.
его удовлетворять. Андрей Тургенев, бесспорно, мог бы присоединиться к словам своего брата Александра, писав- шего в 1810 г. Николаю: "Я не принадлежу и не буду при- надлежать ни к одной [ложе]"1. 1790-е гг. отмечены для Андрея Тургенева влиянием Карамзина. В этом отношении характерен черновой набро- сок, хранящийся в архиве Жуковского. Андрей Тургенев развивает здесь любимую мысль Карамзина о субъективнос- ти человеческих представлений и заканчивает прямой апо- логией Карамзину: "По большей части вещи кажутся нам хороши или худы не потому, что они таковы в самом деле, но по расположению души нашей истинно прекрасная вещь может казаться нам то прекрасна, то посредственна и да- же худа..." Далее он говорит о том, что впечатление от литературных произведений определено субъективным сос- тоянием читателя. В минуту счастья надо читать Карамзи- на. "Тогда песнь "К милости" извлечет тихие, блаженные слезы из глаз твоих, и "Цветок на гроб моего Ага- тона" исполнит душу твою ни с чем не сравненными ощу- щениями"2. Однако очень скоро Карамзин перестал быть в глазах Андрея Тургенева непререкаемым авторитетом. Эпоха пав- ловской реакции была для него временем обострения инте- реса к политике. Идеалом его становится не проповедь отказа от общественной борьбы, а деятельная любовь к отечеству. Осознание несправедливости существующего строя соче- талось у Андрея Тургенева с формированием всепоглощаю- щего чувства любви к родине, которое оказало влияние также на его младших братьев и определило известное высказывание Николая Тургенева: "Ни о чем никогда не думаю как о России. Я думаю, если придется когда-либо сойти с ума, думаю, что на этом пункте и помешаюсь"3. Андрей Тургенев, как и его брат Николай, "одну Россию в мире" видел. Это делает его путь чрезвычайно напоминаю- щим политическое развитие декабристов. Принимая участие в организации Дружеского литературного общества, Андрей Тургенев считал, что цель его - "возжигать сердца наши священным патриотизмом в сии священные минуты каждая мысль, каждое биение сердца в нас да будет пос- вящено отечеству" (л. 41 об.). Интересно, что в числе героев-патриотов, следовать которым Тургенев призывает современников, он называет не только Леонида и Аристида, но и убийцу тирана, рес- публиканца Брута, и Кодра, добровольно пожертвовавшего царским саном и жизнью ради спасения Афин и установле- ния в них республики. "Ах! Может быть - с восторгом произношу слова сии - может быть, воссияет тут в сердцах наших луч того не- бесного огня, который согревал сердца Леонидов, Кодров, Брутов и Аристидов. Какое блаженство! друзья мои! Ожив- лять в груди своей, в нашем тесном кругу тень оных ве- ликих времен прошедших, когда всякий человек был рев- ностным гражданином, сыном отечества, которое с любовью прижимало его к своему сердцу, кото-
1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 430. 2 РНБ. Ф. 286. On. 2. Ед. хр. 320. Л. 2-2 об. 3 Тургенев Н. И. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.; Л., 1936. С. 200. рому с любовью приносил он в жертву жизнь и все бла- женство жизни своей... Проснитесь, дышите в нас вели- чие, бессмертные мужи! веселитесь тем, что чрез целые тысячи лет пример ваш служит светильником на пути нашей жизни!" (л. 42-42 об.). Высокий патриотический пафос, "священный энтузиазм" речей Андрея Тургенева роднит их с публицистическими выступлениями декабристов. Все силы Андрея Тургенева были направлены на искание истины. Патриотический пафос его в начале 1800-х гг. приобретает свободолюбивую окраску. В дневнике его находим строки: "Там только, где страдает и теснится невинность, там буду я говорить всегда громко; в таком случае девиз мой: Ни перед кем, ни для чего!" В том же дневнике Андрей Тургенев записал интересный разговор с А. С. Кайсаровым. Последний рассказал ему о случае издевательства офицера над человеческим достоин- ством солдата, который должен был являться молчаливым свидетелем поругания своей супружеской чести: "Если бы он в этом терзательном, снедающем адском молчании зако- лол его! Мог ли бы кто-нибудь, мог ли бы сам бог обви- нить его? Молчать! Запереть весь пламень клокочущей ге- енны в своем сердце, скрежетать зубами, как в аду, смотреть, видеть все и - молчать! Быть мучиму побоями, быть разжаловану по оклеветаниям этого же офицера! Дух Карла Моора! И в этом состоянии раба, раба, удрученного той тяжестью рабства, какое сердце, какая нежность, ка- кие чувства}"1 В речи на торжественном заседании Дру- жеского литературного общества Андрей Тургенев, обраща- ясь к отечеству, подчеркнул свободолюбивый характер своего понимания патриотизма: "Цари хотят, чтоб пред ними пресмыкались во прахе рабы; пусть же ползают пред ними льстецы с мертвою душою, здесь пред тобою стоят сыны твои! Благослови все предприятия их! Внимай нашим священным клятвам! Мы будем жить для твоего блага". Лю- бовь к отечеству, пишет автор, "заставляет презирать смерть, дабы или здесь соделать отечество свое благопо- лучным, или в небесах найти другое отечество". В письме к Жуковскому от 9 марта 1802 г. Андрей Тургенев сообщал о своих впечатлениях от книги Архенгольца "Annalen der britischen Geschichte": "Какая воспламенительная книга! Что французская вольность? Что Бонапарт? A propos2: как, брат, умаляется этот великий Бонапарте, которого я любил, которому я удивлялся! Славны бубны за горами, или
Когда какой герой в венце не развратился".
1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 80, 83. 2 Кстати (франц.). 3 Цит. по: Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения". Пг., 1918. С. 53. Увлечение Бонапартом - республиканским генералом столь же типично, как и последующее разочарование. "Кто от юности знакомился с героями Греции и Рима, тот был тог- да бонапартистом", - вспоминал С. Н. Глинка (Глинка С. Н. Записки. СПб., 1895. С. 194). Есть основания полагать, что Андрей Тургенев не ограни- чился критикой политического угнетения - внимание его привлекали также вопросы социальной несправедливости и, прежде всего, крепостного права. Следует помнить, что ранняя смерть не дала развернуться этой стороне его воззрений. Мы можем в этом случае скорее говорить о направлении развития, а не о законченной системе возз- рений. При решении этого вопроса не нужно забывать о дальнейшем пути ближайшего друга и единомышленника Тур- генева - Андрея Кайсарова, ставшего ярым противником крепостного права. Некоторые материалы для решения это- го вопроса может дать перевод Андреем Тургеневым пьесы А. Коцебу "Негры в неволе". Политический и литературный облик Коцебу достаточно хорошо известен, поэтому в нас- тоящем случае имеет смысл говорить не о самой пьесе, написанной, однако, под прямым влиянием Рейналя (на это указывал сам автор), а об истолковании ее русским чита- телем. Какое впечатление производили в России, и в частности в семье Тургеневых, наполняющие пьесу пламен- ные монологи против рабства, можно судить по дневнику Н. И. Тургенева. В феврале 1809 г. он записал: "Сегодня читал с Рандом "Негры в неволе", сочинение Коцебу. Это чтение, хотя и приятное в некоторых отношениях, возродило во мне чрезвычайно неприятные мысли. О Рос- сия, Россия! Если бы жизнь моя могла быть в сем случае полезна славному, доброму русскому народу, сейчас рад бы пожертвовать оною тысячу раз"1. В пьесе Коцебу, переведенной Андреем Тургеневым, чи- татель находит и ужасающие картины угнетения рабов-нег- ров, и яркие монологи о равенстве людей. Карамзин приб- лизительно в те же годы в "Вестнике Европы" использовал описание положения негров (статьи о Тусене-Лювертюре) для подкрепления своей мысли о том, что освобождению должно предшествовать длительное просвещение, что не- возможно предоставить свободу "дикому", "непросвещенно- му" народу. В пьесе вопрос этот решался в противополож- ном смысле: "Неволя подавляет всякую душевную способ- ность", и, следовательно, никакое "просвещение" невоз- можно в условиях рабства. На утверждение рабовладельца: "Негры родятся невольниками", - следует ответ: "Неправ- да! Никто невольником не родится". В связи с русской действительностью пьеса Коцебу по- лучала антикрепостнический смысл и не могла не вызывать у читателя тех ассоциаций, которые возникали у Николая Тургенева. Аналогию с положением крепостных в России вызывали и картины избиений негров плантаторами, и рас- суждения об отсутствии у негров права собственности. На предложение искать правды в суде негр Труро отвечает: "Суда? мы не можем быть и свидетелями, не
1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 210. Ср. от- рывок В. В. Попугаева "Негр". Анализ этого произведения см.: Орлов В. Н. Русские просветители 1790-1800-х го- дов. М., 1953. С. 206-209. Здесь же дается перечень связанных с этой темой материалов и высказывании. К приводимым В. Н. Орловым данным можно было бы приба- вить, например, пересказ "Несчастья от кареты" Княжни- на, содержащийся в записках С. Н. Глинки: "Была беда и от смычков гончих и борзых собак, на которых обменивали семьи крестьян; была беда и от торгашей; переселяли на лицо земли русской перекупы негров" (Глинка С. Н. За- писки. С. 95). только доносчиками. Негр никогда не бывает прав. Всякий европеец, даже иноземец, может бить его, не страшась наказания, а если негр только руку на него поднимет, то он должен умереть немедленно". Поэтому особенно острый смысл приобретало обращенное к неграм восклицание противника рабства Джона: "О, если б она [кровь негров] закипела, если б отчаяние превра- тило ее в пламень и вы умертвили бы ваших тиранов". О том, что положение крепостных крестьян привлекало внимание членов Общества, свидетельствует и другой ин- тересный факт - участие их в постановке яркой антикре- постнической драмы "Солдатская школа". Как указывал В. И. Резанов2, еще Сушков высказал предположение о том, что автором этого произведения был Н. Сандунов. Советс- кие исследователи, обратившие внимание на эту антикре- постническую пьесу, высказывались также в пользу этого предположения. Письма А. С. Кайсарова к Андрею Тургене- ву не только позволяют окончательно определить авторс- тво Сандунова, но и устанавливают до сих пор не извест- ный и весьма значительный факт постановки этого произ- ведения в Московском благородном пансионе. До сих пор исследователи полагали, что пьеса не смогла увидеть света рампы и поэтому имела сравнительно небольшой об- щественный резонанс. Обстоятельства дела, по письмам А. С. Кайсарова к Андрею Тургеневу, рисуются в следующем виде: произведе- ния Н. Сандунова, привлекавшие внимание современников, были известны и в кружке Андрея Тургенева. 12 июля 1801 г. Кайсаров сообщал: "Я достал некоторые драмы Николая Сандунова и теперь их с Есиповым на скорую руку списы- ваем"3. Пьесы обсуждались
1 Негры в неволе. Историко-драматическая картина... М., 1803. С. 41-43. Рукопись перевода пьесы (писарский текст с авторской правкой) хранится в Научной библиоте- ке Московского гос. университета им. М. В. Ломоносова. 2 Резаное В. И. Из разысканий о сочинениях В. А. Жу- ковского. СПб., 1906. С. 48. 3 ИРЛИ. Ф. 309 (Тургеневы). Ед. хр. 50. Л. 193 об. Работа над постановкой вызвала, видимо, сопротивление со стороны директора пансиона Прокоповича-Антонского. 18 ноября 1801 г. Кайсаров сообщал другу, что в прошлое воскресенье спектакль не состоялся: "Опять нашлись историко-энциклопедические причины" (Антонский преподавал "Историю и энциклопедию") (Там же, л. 40). Смысл этих "причин" Кайсаров разъяснил в письме от 19 декабря 1801 г.: Антонский "боится развра- тить своих питомцев светскими пьесами" (л. 58). Однако постановка все же была осуществлена, руководил ею сам Сандунов. "Прошлую пятницу, - сообщает Кайсаров, - была у пас проба, на которой был Ник. Сандунов, который нас учил" (л. 40 об.). Первое представление пьесы, видимо, состоялось 8 декабря 1801 г. На другой день Кайсаров писал другу в Петербург: "Брат! Брат! Для чего тебя тут не было! Для чего не был ты свидетелем моего триумфа?.. Я играл вчера Стодума в "Солдатской школе" - и уве- ряют будто совершенно. Сам Сандунов, с которым мы не- задолго перед этим крепко побранились, сам он прыгал от радости... Батюшка И. П. Тургенев вчера мне сказал: "Ну, брат Андрехан, vous aves surpassez mes attentes" (вы превзошли мои ожидания. Франц. - Ю. Л.)". Пьеса шла несколько раз, так как в конце декабря Кайсаров сообщал об изменении состава участников. Постановка не прошла незамеченной. Кайсаров писал Тургеневу: "Достигла слава об игре моей до Померанцева, и он жалеет, что не видал меня. Во второе представление, которое имеет быть на святках, непременно приглашу его" (л. 145 об.). Боевой, антикрепостнический характер пьесы объясняет смысл за- писи в дневнике Николая Тургенева: "Да, я помню те вре- мена, когда я не спал ночей, думая все о блаженной ми- нуте, когда я пойду в университетский театр" (Архив братьев Тургеневых. Вып. 3. С. 180-181).
участниками Общества, следствием чего, вероятно, и яви- лась идея постановки "Солдатской школы" на сцене панси- она.
содержание .. 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 ..
|
|
|