Выступление Андрея Тургенева

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

Стихотворение Андрея Тургенева "К отечеству" и его речь в Дружеском литературном обществе - часть 3

 

   Выступление Андрея Тургенева (видимо,  на  заседании

22 марта) было направлено на развенчание Карамзина.    

   Борьба в  Обществе  усложнилась выступлениями С.  Е.

Родзянко.  Андрей Тургенев считал,  что о религии здесь

"никогда бы упоминать не должно" (л. 41), и даже Михаил

Кайсаров выражал сомнение в бессмертии души и загробной

жизни.  Родзянко же был настроен откровенно-мистически.

Об отношении к нему ведущей группы членов Общества сви-

детельствует  высказывание А.  С.  Кайсарова в письме к

Андрею Тургеневу: "Как бы ты думал, о чем мне случилось

говорить с Родзянкою? О Боге. Он много в[рал? верил?] и

потому он не нашего поля ягода"3.                     

   В такой кипучей,  противоречивой атмосфере  Общества

складывалась  литературная  программа Андрея Тургенева.

За свою короткую жизнь он пережил стремительную идейную

эволюцию.  Масонские  идеи,  в  кругу которых вращалось

старшее поколение тургеневского дома,  очень скоро  пе-

рестали 

                      


   1 Аглая, 2-е изд. М., 1796. Кн. 2. [С. 5].         

   2 Карамзин Н.  М. Веселый час // Полн. собр. стихот-

ворений. М.; Л., 1966. С. 101.                         

   3 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 46. - Конъек-

тура В. М. Истрина.      


                            

его удовлетворять.  Андрей Тургенев,  бесспорно, мог бы

присоединиться к словам своего брата Александра, писав-

шего в 1810 г. Николаю: "Я не принадлежу и не буду при-

надлежать ни к одной [ложе]"1.                        

   1790-е гг.  отмечены  для  Андрея Тургенева влиянием

Карамзина.  В этом отношении характерен черновой набро-

сок,  хранящийся  в архиве Жуковского.  Андрей Тургенев

развивает здесь любимую мысль Карамзина о субъективнос-

ти человеческих представлений и заканчивает прямой апо-

логией Карамзину:  "По большей части вещи  кажутся  нам

хороши или худы не потому, что они таковы в самом деле,

но по расположению души нашей истинно  прекрасная  вещь

может казаться нам то прекрасна, то посредственна и да-

же худа..." Далее он говорит о том,  что впечатление от

литературных  произведений определено субъективным сос-

тоянием читателя. В минуту счастья надо читать Карамзи-

на.  "Тогда песнь "К милости" извлечет тихие, блаженные

слезы из глаз твоих,  и "Цветок на гроб моего Ага-

тона"  исполнит душу твою ни с чем не сравненными ощу-

щениями"2.                                            

   Однако очень скоро Карамзин перестал быть  в  глазах

Андрея Тургенева непререкаемым авторитетом.  Эпоха пав-

ловской реакции была для него временем обострения инте-

реса  к  политике.  Идеалом его становится не проповедь

отказа от общественной борьбы,  а деятельная  любовь  к

отечеству.                                            

   Осознание несправедливости существующего строя соче-

талось у Андрея Тургенева с формированием  всепоглощаю-

щего  чувства  любви к родине,  которое оказало влияние

также на его младших  братьев  и  определило  известное

высказывание  Николая  Тургенева:  "Ни о чем никогда не

думаю как о России.  Я думаю,  если придется когда-либо

сойти с ума,  думаю,  что на этом пункте и помешаюсь"3.

Андрей Тургенев, как и его брат Николай, "одну Россию в

мире" видел. Это делает его путь чрезвычайно напоминаю-

щим политическое развитие декабристов. Принимая участие

в организации Дружеского литературного общества, Андрей

Тургенев считал,  что цель его - "возжигать сердца наши

священным  патриотизмом   в  сии священные минуты

каждая мысль,  каждое биение сердца в нас да будет пос-

вящено отечеству" (л. 41 об.).                        

   Интересно, что  в числе героев-патриотов,  следовать

которым Тургенев призывает современников,  он  называет

не только Леонида и Аристида,  но и убийцу тирана, рес-

публиканца Брута,  и Кодра, добровольно пожертвовавшего

царским  саном и жизнью ради спасения Афин и установле-

ния в них республики.                                 

   "Ах! Может быть - с восторгом произношу слова сии  -

может  быть,  воссияет тут в сердцах наших луч того не-

бесного огня, который согревал сердца Леонидов, Кодров,

Брутов и Аристидов. Какое блаженство! друзья мои! Ожив-

лять в груди своей,  в нашем тесном кругу тень оных ве-

ликих  времен прошедших,  когда всякий человек был рев-

ностным гражданином, сыном отечества, которое с любовью

прижимало его к своему сердцу, кото- 

        


   1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 430.        

   2 РНБ. Ф. 286. On. 2. Ед. хр. 320. Л. 2-2 об.      

   3 Тургенев Н. И. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.;

Л., 1936. С. 200.                                     


рому с  любовью  приносил  он в жертву жизнь и все бла-

женство жизни своей...  Проснитесь,  дышите в нас вели-

чие,  бессмертные мужи!  веселитесь тем, что чрез целые

тысячи лет пример ваш служит светильником на пути нашей

жизни!" (л.  42-42 об.).  Высокий патриотический пафос,

"священный энтузиазм" речей Андрея Тургенева роднит  их

с публицистическими выступлениями декабристов.        

   Все силы Андрея Тургенева были направлены на искание

истины.  Патриотический пафос его в начале  1800-х  гг.

приобретает свободолюбивую окраску.                   

   В дневнике  его  находим  строки:  "Там только,  где

страдает и теснится невинность,  там  буду  я  говорить

всегда громко; в таком случае девиз мой:              

   Ни перед кем, ни для чего!"                        

   В том же дневнике Андрей Тургенев записал интересный

разговор с А.  С. Кайсаровым. Последний рассказал ему о

случае издевательства офицера над человеческим достоин-

ством солдата,  который должен был являться  молчаливым

свидетелем поругания своей супружеской чести:  "Если бы

он в этом терзательном, снедающем адском молчании зако-

лол его!  Мог ли бы кто-нибудь, мог ли бы сам бог обви-

нить его? Молчать! Запереть весь пламень клокочущей ге-

енны  в  своем  сердце,  скрежетать зубами,  как в аду,

смотреть,  видеть все и - молчать! Быть мучиму побоями,

быть разжаловану по оклеветаниям этого же офицера!  Дух

Карла Моора! И в этом состоянии раба, раба, удрученного

той тяжестью рабства, какое сердце, какая нежность, ка-

кие чувства}"1 В речи на торжественном  заседании  Дру-

жеского литературного общества Андрей Тургенев, обраща-

ясь к  отечеству,  подчеркнул  свободолюбивый  характер

своего  понимания патриотизма:  "Цари хотят,  чтоб пред

ними пресмыкались во прахе рабы;  пусть же ползают пред

ними  льстецы  с мертвою душою,  здесь пред тобою стоят

сыны твои!  Благослови все предприятия их! Внимай нашим

священным клятвам! Мы будем жить для твоего блага". Лю-

бовь к отечеству,  пишет автор,  "заставляет  презирать

смерть, дабы или здесь соделать отечество свое благопо-

лучным, или в небесах найти другое отечество". В письме

к Жуковскому от 9 марта 1802 г. Андрей Тургенев сообщал

о своих впечатлениях от книги Архенгольца "Annalen  der

britischen Geschichte": "Какая воспламенительная книга!

Что французская вольность?  Что  Бонапарт?   propos2:

как, брат, умаляется этот великий Бонапарте, которого я

любил,  которому я удивлялся!  Славны бубны за  горами,

или

                                                  

   Когда какой герой в венце не развратился".

       

  


1 Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. С. 80, 83.     

   2 Кстати (франц.).                                 

   3 Цит. по: Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия

чувства и "сердечного воображения".  Пг.,  1918. С. 53.

Увлечение  Бонапартом - республиканским генералом столь

же типично,  как и последующее разочарование.  "Кто  от

юности знакомился с героями Греции и Рима, тот был тог-

да бонапартистом",  - вспоминал С. Н. Глинка (Глинка С.

Н. Записки. СПб., 1895. С. 194).                      

Есть основания полагать, что Андрей Тургенев не ограни-

чился  критикой  политического угнетения - внимание его

привлекали также вопросы социальной несправедливости и,

прежде всего,  крепостного права.  Следует помнить, что

ранняя смерть не дала  развернуться  этой  стороне  его

воззрений.  Мы  можем  в  этом случае скорее говорить о

направлении развития,  а не о законченной системе возз-

рений.  При  решении  этого вопроса не нужно забывать о

дальнейшем пути ближайшего друга и единомышленника Тур-

генева   Андрея Кайсарова,  ставшего ярым противником

крепостного права. Некоторые материалы для решения это-

го  вопроса может дать перевод Андреем Тургеневым пьесы

А. Коцебу "Негры в неволе". Политический и литературный

облик Коцебу достаточно хорошо известен, поэтому в нас-

тоящем случае имеет смысл говорить не  о  самой  пьесе,

написанной, однако, под прямым влиянием Рейналя (на это

указывал сам автор), а об истолковании ее русским чита-

телем.  Какое  впечатление  производили  в России,  и в

частности в семье Тургеневых, наполняющие пьесу пламен-

ные  монологи против рабства,  можно судить по дневнику

Н. И. Тургенева. В феврале 1809 г. он записал: "Сегодня

читал  с  Рандом "Негры в неволе",  сочинение Коцебу.

Это чтение,  хотя и приятное  в  некоторых  отношениях,

возродило  во мне чрезвычайно неприятные мысли.  О Рос-

сия,  Россия! Если бы жизнь моя могла быть в сем случае

полезна славному,  доброму русскому народу,  сейчас рад

бы пожертвовать оною тысячу раз"1.                    

   В пьесе Коцебу, переведенной Андреем Тургеневым, чи-

татель находит и ужасающие картины угнетения рабов-нег-

ров, и яркие монологи о равенстве людей. Карамзин приб-

лизительно в те же годы в "Вестнике Европы" использовал

описание положения негров (статьи  о  Тусене-Лювертюре)

для  подкрепления  своей мысли о том,  что освобождению

должно предшествовать длительное просвещение,  что  не-

возможно предоставить свободу "дикому", "непросвещенно-

му" народу. В пьесе вопрос этот решался в противополож-

ном  смысле:  "Неволя подавляет всякую душевную способ-

ность",  и, следовательно, никакое "просвещение" невоз-

можно в условиях рабства. На утверждение рабовладельца:

"Негры родятся невольниками", - следует ответ: "Неправ-

да! Никто невольником не родится".                    

   В связи с русской действительностью пьеса Коцебу по-

лучала антикрепостнический смысл и не могла не вызывать

у читателя тех ассоциаций,  которые возникали у Николая

Тургенева.  Аналогию с положением крепостных  в  России

вызывали и картины избиений негров плантаторами, и рас-

суждения об отсутствии у негров права собственности. На

предложение  искать  правды в суде негр Труро отвечает:

"Суда? мы не можем быть и свидетелями, не  

 


   1 Архив братьев Тургеневых.  Вып. 2. С. 210. Ср. от-

рывок В. В. Попугаева "Негр". Анализ этого произведения

см.:  Орлов В.  Н. Русские просветители 1790-1800-х го-

дов.  М.,  1953.  С.  206-209. Здесь же дается перечень

связанных с этой темой  материалов  и  высказывании.  К

приводимым  В.  Н.  Орловым данным можно было бы приба-

вить,  например, пересказ "Несчастья от кареты" Княжни-

на,  содержащийся в записках С. Н. Глинки: "Была беда и

от смычков гончих и борзых собак, на которых обменивали

семьи крестьян;  была беда и от торгашей; переселяли на

лицо земли русской перекупы негров" (Глинка С.  Н.  За-

писки. С. 95).                                        


только доносчиками. Негр никогда не бывает прав. Всякий

европеец,  даже иноземец,  может бить его,  не страшась

наказания, а если негр только руку на него поднимет, то

он должен умереть немедленно".                        

   Поэтому особенно острый смысл приобретало обращенное

к неграм восклицание противника рабства Джона: "О, если

б она [кровь негров] закипела,  если б отчаяние превра-

тило ее в пламень и вы умертвили бы ваших тиранов".  

   О том,  что положение крепостных крестьян привлекало

внимание членов Общества,  свидетельствует и другой ин-

тересный факт - участие их в постановке яркой  антикре-

постнической драмы "Солдатская школа".  Как указывал В.

И.  Резанов2,  еще Сушков высказал предположение о том,

что автором этого произведения был Н. Сандунов. Советс-

кие исследователи,  обратившие внимание на эту антикре-

постническую пьесу,  высказывались также в пользу этого

предположения. Письма А. С. Кайсарова к Андрею Тургене-

ву  не только позволяют окончательно определить авторс-

тво Сандунова, но и устанавливают до сих пор не извест-

ный  и весьма значительный факт постановки этого произ-

ведения в Московском благородном пансионе.  До сих  пор

исследователи  полагали,  что  пьеса  не смогла увидеть

света рампы и поэтому имела сравнительно небольшой  об-

щественный резонанс.                                  

   Обстоятельства дела,  по письмам А.  С.  Кайсарова к

Андрею Тургеневу, рисуются в следующем виде: произведе-

ния Н.  Сандунова, привлекавшие внимание современников,

были известны и в кружке Андрея Тургенева. 12 июля 1801

г.  Кайсаров сообщал: "Я достал некоторые драмы Николая

Сандунова и теперь их с Есиповым на скорую руку  списы-

ваем"3. Пьесы обсуждались

                


   1 Негры в неволе.  Историко-драматическая картина...

М.,  1803. С. 41-43. Рукопись перевода пьесы (писарский

текст с авторской правкой) хранится в Научной библиоте-

ке Московского гос. университета им. М. В. Ломоносова.

   2 Резаное В. И. Из разысканий о сочинениях В. А. Жу-

ковского. СПб., 1906. С. 48.                          

   3 ИРЛИ.  Ф.  309 (Тургеневы). Ед. хр. 50. Л. 193 об.

Работа над постановкой вызвала,  видимо,  сопротивление

со  стороны  директора пансиона Прокоповича-Антонского.

18 ноября 1801 г. Кайсаров сообщал другу, что в прошлое

воскресенье спектакль не состоялся:                   

   "Опять нашлись  историко-энциклопедические  причины"

(Антонский преподавал "Историю  и  энциклопедию")  (Там

же,  л.  40).  Смысл этих "причин" Кайсаров разъяснил в

письме от 19 декабря 1801 г.: Антонский "боится развра-

тить своих питомцев светскими пьесами" (л.  58). Однако

постановка все же была осуществлена,  руководил ею  сам

Сандунов. "Прошлую пятницу, - сообщает Кайсаров, - была

у пас проба,  на которой был Ник. Сандунов, который нас

учил" (л.  40 об.). Первое представление пьесы, видимо,

состоялось 8 декабря 1801 г.  На другой  день  Кайсаров

писал другу в Петербург: "Брат! Брат! Для чего тебя тут

не было! Для чего не был ты свидетелем моего триумфа?..

Я играл вчера Стодума в "Солдатской школе" - и уве-

ряют будто совершенно. Сам Сандунов, с которым мы не-

задолго перед этим крепко побранились, сам он прыгал от

радости...  Батюшка И.  П. Тургенев вчера мне сказал:

"Ну брат Андрехан vous aves surpassez mes attentes"

(вы превзошли мои ожидания. Франц. - Ю. Л.)". Пьеса шла

несколько раз, так как в конце декабря Кайсаров сообщал

об изменении состава участников.  Постановка не  прошла

незамеченной. Кайсаров писал Тургеневу: "Достигла слава

об игре моей до Померанцева,  и он жалеет, что не видал

меня.  Во  второе представление,  которое имеет быть на

святках, непременно приглашу его" (л. 145 об.). Боевой,

антикрепостнический  характер пьесы объясняет смысл за-

писи в дневнике Николая Тургенева: "Да, я помню те вре-

мена,  когда я не спал ночей, думая все о блаженной ми-

нуте,  когда я пойду в  университетский  театр"  (Архив

братьев Тургеневых. Вып. 3. С. 180-181).              


                             

участниками Общества, следствием чего, вероятно, и яви-

лась идея постановки "Солдатской школы" на сцене панси-

она.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..