Iveco EURO TRAKKER CURSOR 13. Руководство - часть 80

 

  Главная      Автомобили - Iveco     Iveco EURO TRAKKER CURSOR 13 - руководство по эксплуатации 2001 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  78  79  80  81   ..

 

 

Iveco EURO TRAKKER CURSOR 13. Руководство - часть 80

 

 

4

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТОРМОЗЗАМЕДЛИТЕЛЬ ZF

E

URO

T

RAKKER

 C

URSOR

 13

СВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

Тормоззамедлитель ZF — вспомогательный гидродинамический
тормоз, являющийся частью КП.
Рабочим телом в тормозезамедлителе является масло. Тормозза
медлитель управляется семипозиционным рычагом, расположен
ным на приборной панели. При изменении положения рычага изме
няется количество масла, находящееся между ротором и статором,
соответственно изменяется момент торможения.
Скорость потока масла, поступающего в тормоззамедлитель, уве
личивается за счет ротора, а при попадании на лопасти статора по
ток масла тормозится. Кинетическая энергия масла преобразуется
в тепловую, при этом температура масла возрастает.
Масло охлаждается в масляножидкостном теплообменнике, со
единенном с системой охлаждения автомобиля. Момент торможе
ния замедлителя через кинематическую цепь вызывает замедление
движения автомобиля.

Пропорциональный электромагнитный клапан воздействует на
управляющий клапан, задавая управляющее давление.
Регулировочный клапан управляется давлением масла, поступаю
щего от управляющего клапана. В зависимости от значения управ
ляющего давления (макс. 5,4 бар) часть масла подается под давле
нием (макс. 9,5 бар) на ротор.

Рисунок 2

Рисунок 3

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Управление тормозомзамедлителем осуществляется с помощью
семипозиционного рычага (

⇒), расположенного на приборной па

нели справа от рулевого колеса.
Около рычага расположена контрольная лампа, загорающаяся,
когда тормоззамедлитель включен.
Данная система имеет функцию поддержания постоянной скоро
сти (Bremsomat).
Функция Bremsomat позволяет постоянно поддерживать выбран
ную водителем скорость при движении автомобиля под уклон.
В этом случае электронный блок управления гидродинамическим
замедлителем автоматически выбирает необходимый момент тор
можения.
Функция поддержания постоянной скорости включается, только
если рычажок тормозазамедлителя установлен в нулевое положе
ние после задания необходимой скорости движения. Кратковре
менным нажатием на кнопку, расположенную на рычаге тормоза
замедлителя, сохраняется значение заданной скорости (рычаг мо
жет находиться в любом из 7 положений).
При движении с включенной функцией поддержания постоянной
скорости можно замедлить скорость движения автомобиля с по
мощью рычага управления тормозомзамедлителем.
Как только рычаг переводится обратно в положение «0», система
восстанавливает заданное значение скорости.
Функция поддержания постоянной скорости выключается при по
вторном нажатии на кнопку, расположенную на рычаге управле
ния тормозомзамедлителем.
Масло из картера подается в контур тормозазамедлителя масля
ным насосом через фильтр под давлением 12 бар. Система обо
рудована предохранительным клапаном, срабатывающим при
достижении давления 14,5 бар. При перемещении рычага на
электронный блок управления подается электрический сигнал, ко
торый затем обрабатывается и поступает на электромагнитный
клапан гидроаккумулятора и на пропорциональный электромаг
нитный клапан. При срабатывании электромагнитного клапана
гидроаккумулятора сжатый воздух воздействует на поршень гидро
аккумулятора, и в контур системы подается масло. Такая конструк
ция повышает скорость срабатывания тормозазамедлителя.

a. Ротор — b. Статор — c. Направление движения масла

Ротор соединяется с ведущим мостом автомобиля через кардан
ный вал, а статор — с рамой шасси через картер тормозазамед
лителя.
Масло в полости между ротором и статором приводится в движе
ние лопастями ротора. В полости между подвижной и неподвиж
ной частями тормозазамедлителя образуется замкнутый контур
циркуляции масла.
При соприкосновении с лопастями статора движение масла за
медляется и вызывает замедление вращения ротора и, следова
тельно, самого автомобиля.
При замедлении скорости потока масла между ротором и стато
ром кинетическая энергия переходит в тепловую.
Тепловая энергия рассеивается при прохождении масла через
жидкостномасляный теплообменник. В теплообменнике тепловая
энергия масла поглощается жидкостью системы охлаждения и за
тем рассеивается с помощью штатной системы охлаждения авто
мобиля.
В патрубке, через который охлаждающая жидкость выходит из теп
лообменника, установлен датчик температуры. Этот датчик посто
янно сообщает ЭБУ температуру охлаждающей жидкости, таким
образом поддерживается нормальная температура двигателя.
Если по какойлибо причине температура охлаждающей жидкости
достигает наибольшего допустимого значения, запрограммиро
ванного в ЭБУ, электронным блоком управления стравливается из
быточное давление воздуха в картере и уменьшается тормозной
момент. Система установит наибольший возможный при данных
условиях тормозной момент.
Также в ЭБУ поступает сигнал от AБС (при срабатывании АБС тор
моззамедлитель отключается) и от датчика частоты вращения рото
ра тормозазамедлителя, необходимый для работы функции под
держания постоянной скорости.
Тормоззамедлитель выключается, если рычаг находится в положе
нии «0». Электромагнитный клапан гидроаккумулятора и пропор
циональный электромагнитный клапан выключаются. Дезактивиру
ется также управляющий клапан, значение управляющего давле
ния становится равным нулю; регулировочный клапан и предохра
нительный клапан открываются под действием пружины.
Переключающий клапан переключается под действием пружины, в
результате масло из магистрали сливается в картер.
В масляной магистрали установлен клапан, поддерживающий дав
ление, поэтому остаточное давление в магистрали составляет при
близительно 1,5 бар. Одновременно начинает заполняться гидро
аккумулятор.

E

URO

T

RAKKER

 C

URSOR

 13

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТОРМОЗЗАМЕДЛИТЕЛЬ ZF

5

Рисунок 4

СХЕМА РАБОТЫ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Тормоззамедлитель включен

При включении рычага (2) на электронный блок управления (1) подается электрический сигнал включения, который затем обра
батывается и поступает на электромагнитный клапан (12) гидроаккумулятора (10). При срабатывании электромагнитного клапа
на гидроаккумулятора воздух из ресивера (11) под давлением 9,5 бар воздействует на поршень гидроаккумулятора (10) и в кон
тур системы подается масло. Это позволяет повысить скорость срабатывания тормозазамедлителя.

Пропорциональный электромагнитный клапан (15) включается и воздействует на управляющий клапан (16) и смещает подвижный
золотник, задающий управляющее давление в зависимости от того, какое значение тормозного момента необходимо.

Управляющее давление, воздействуя на регулировочный клапан (14), соединяет между собой входной канал Р и выходные ка
налы P1 и R.

В результате масло из предохранительного клапана (4) перемещает подвижный золотник клапана (8), после чего канал R1 со
единяется с ротором/статором через теплообменник (9).

Если на поддерживающий давление клапан (13) не подается давление масла, то он направляет масло по сливной магистрали
в картер (7).

6

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТОРМОЗЗАМЕДЛИТЕЛЬ ZF

E

URO

T

RAKKER

 C

URSOR

 13

Рисунок 5

Тормоззамедлитель выключен

При перемещении рычага (2) в положение «0» на электронный блок управления (1) не подается электрический сигнал, ЭБУ
дезактивирует электромагнитный клапан (12) гидроаккумулятора и пропорциональный электромагнитный клапан (15).

Дезактивируется также управляющий клапан (16), значение управляющего давления становится равным нулю; регулировоч
ный клапан (14) открывается под действием возвратной пружины.

На переключающий клапан (8) перестает подаваться давление P, возвратная пружина возвращает подвижный золотник в ис
ходное положение, стравливая давление в контуре ротор/статор (6), масло из масляной магистрали теплообменника слива
ется в картер (7).

Поддерживающий давление клапан (13) на участке масляной магистрали между масляным насосом и теплообменником (9)
поддерживает остаточное давление 1,5 бар, одновременно начинает заполняться гидроаккумулятор.

E

URO

T

RAKKER

 C

URSOR

 13

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТОРМОЗЗАМЕДЛИТЕЛЬ ZF

7

РАСПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ ТОРМОЗАЗАМЕДЛИТЕЛЯ

Рисунок 6

1. Электронный датчик частоты вращения — 2. Пропорциональный электромагнитный клапан и управляющий клапан —

3. Регулировочный клапан — 4. Заглушка — 5. Поддерживающий давление клапан — 6. Перепускной клапан —

7. Предохранительный клапан — 8. Переключающий клапан — 9. Масляный фильтр — 10. Электропневматический клапан —

11. Датчик температуры охлаждающей жидкости — 12. Масляный насос

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  78  79  80  81   ..