ВИНА в СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ (Б.С. УТЕВСКИИ) - часть 31

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     ВИНА в СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ (Б.С. УТЕВСКИИ) - 1950 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..

 

 

ВИНА в СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ (Б.С. УТЕВСКИИ) - часть 31

 

 

ства и притом среда, ненужного виновному, нежелаемого им, сознание возможности или 
неизбежности уголовной ответственности за ненужные виновному последствия его действий), и о 
резко антиобщественном характере поведения виновного, — поведения, вызывающего самую 
отрицательную оценку со стороны социалистического общества.
Не может быть такой отрицательной оценки эвентуального умысла в буржуазном обществе, 
уголовное право которого построено на принципе противопоставления частных интересов и 
интересов общественных и в котором удача спекулянта, мошенника, афериста, сумевшего 
нажиться за счет чужих интересов или за счет государства, вызывает одобрепи-е и ставится в 
образец другим.
Этим различием в морально-политический оценке действий, совершаемых с эвентуальным 
умыслом, в советском и в буржуазном уголовном праве объясняется и различное отношение к 
нему в советской и в буржуазной науке уголовного права и в советском и буржуазном уголовном 
законодательстве.
В буржуазном уголовном праве эвентуальный умысел имеет за собою сравнительно недавнюю 
историю. Немецкие—да и не только немецкие—авторы приписывают предложение о введении 
эвентуального умысла А.Фейербаху и считают, что эвентуальный умысел родился из критики 
старого dolus indirectus. И то и другое неверно.
Предложение о введении этой формы умысла, который впоследствии получил название 
«эвентуального», было сделано еще в 1789 г. Бентамом, но предложение это не было .воспринято

!

Немецкие криминалисты предпочли забыть об этом и приписать мысль об эвентуальном умысле 
А. Фейербаху. Так родилась версия, согласно которой предшественником эвентуального

1

 умысла 

был так

1

 См. избранные сочинения Иеремии Бентама, пер., 1867 г. «Введение в основания нравственности и законодательства»: 

«Когда последствие намеренно, оно может быть таковым прямо или косвенно. Оно может быть названо прямо 
намеренным, когда ожидание произвести его составляло одно из звеньев в цепи причин, побудивших лицо к 
совершению акта. Оно может быть названо косвенно намеренным, когда, хотя последствие было в виду и когда оно 
казалось вероятным результатом совершения акта, но ожидание произвести это последствие не составляло звена в 
упомянутой цепи» (стр.75— 76). Бентам и позже повторил это различие между примой и непрямой злонамеренностью, 
т. е. умыслом   (см. стр. 494).
245

называемый dolus indirectus (см. выше), основанный на
презумпции виновности субъекта и на смешении двух не тождественных понятий — сознания 
виновным возможных последствий его деяния и умысла на их наступление. Dolus indirectus был 
детищем феодальной юстиции. На его место с победой буржуазных отношений стал dolus 
indeterminatus или eventualis, определявшийся А. Фейербахом как «намерение преступника, 
направленное альтернативно на несколько правонарушений одного определенного вида или рода» 
'.
Немецкие криминалисты-шовинисты неосновательно приписывают А. Фейербаху заслугу в 
критике феодального dolus indirectus и стараются столь же неосновательно преувеличить значение
так называемого dolus alternativus, т. е. неопределенного умысла, которым А. Фейербах заменил 
dolus indirectus 

2

. А. Фейербах действительно высказал критические замечания по адресу dolus 

indirectus и развил понятие неопределенного умысла (dolus indeterminutus s. eventualis). Но при 
сколько-нибудь внимательном анализе нетрудно убедиться, что то, что Фейербах предлагал под 
видом эвентуального или неопределенного, умысла, было в лучшем случае не чем иным, как dolus 
indirectus.
Фейербах ввел в уголовное право понятие culpa dolo determinata. По утверждению А. Фейербаха, 
это такое отношение лица к своим действиям, при котором виновный стремился к определенной 
противоправной цели, но

1

  A- Feuerbach, Lehrbuch, § 59.

2

  A. Feuerbach,  Lehrbuch, § 59.   Н. Таганцев в свое время повторил   это  утверждение.  Он  писал:  «под   ударами   

Фейербаха, а   затем   Круга   распалось   прежнее  учение  о  непрямом   умысле» (Н. Таганцев,   Русское уголовное 
право, 1902 г., т. 1, стр. 601). В советской литературе это утверждение почти дословно повторено в учебнике Общей 
части уголовного права (ВИЮН, 1943 г., стр. 3) А. Пионтковским:   „под  ударами  критики Фейербаха падает старое 
учение о dolus indirectus". И в 4-м изд. того же учебника эта фраза повторена   почти дословно   (и здесь фигурируют 
«удары критики»). с  тем, однако, что на сей раз в этой фразе упущено имя А. Фейербаха   (стр. 365).   Однако  из 
предшествующего  изложения  видно, что эти «удары  критики»  наносились старому учению А. Фейербахом (стр. 364 
— 365).  Как будет ниже показано, легенда о положительной роли А. Фейербаха в критике феодального dolus indirectus 
воспроизведена А. Пионтковским совершенно некритически.  А. Фейербах в действительности стремился сохранить 
феодальный dolus indirectus под маской culpa dolo determinata».

246               ■                                                                                ■

при этом действие, направленное им на реализацию этой цели, произвело другое противоправное 
последствие, которое он предвидел или мог предвидеть, как возможное последствие своего 
деяния. Фейербах утверждал, что в подобных случаях имеется умысел в отношении последствий, 
к которым виновный стремился, и неосторожность в отношении тех последствий, которые 
независимо от намерения виновного наступили в результате действия, направленного на 
достижение другой противоправной цели '.
Еще русский криминалист С. Баршев (1840 г.) подметил, что предложение Фейербаха о введении в
уголовное право culpa dolo determinata означало, что «Фейербах не счел нужным dolus indirectus 
вовсе изгнать из области уголовного права, но признал, напротив, за необходимость оставить его 
жить в ней под другим названием» 

2

С. Баршев был прав, когда заявлял, что за culpa dolo 

determinata скрывается иод другим названием старый dolus indirectus. Фейербах, одной рукой 
раскритиковав старый dolus indirectus, другой — возродил его под видом culpa dolo determinata.
Дальнейшее развитие эвентуального умысла протекало в разных буржуазных странах различно

3

Так, в результате длительного развития французские криминалисты считают, что эвентуальный, 
или непрямой (indirect), умысел имеется в тех случаях, когда он породил последствия более 
тяжелые, чем те, которые субъект предвидел или мог предвидеть. Французский криминалист 
Видаль приводит в качестве примера непрямого умысла побои или ранения, нанесенные 
беременной женщине лицом, не знавшим, что она беременна и вызвавшие аборт. Видаль 
возражает против того, чтобы делать субъекта в этом случае ответственным за умышленное 
причинение аборта. Он допускает в этом случае лишь ответственность за неосторожную вину, 
выразившуюся в том, что деятель не предвидел и не обратил внимание на беременность

4

.

1

  A. F e u e r b а с h, Lchrbuch, § 60.

2

  С. Баршев, О мере наказания, 1840 г., стр. 52 — 53.

3

  Гипиель  говорит о «немецком dolus eventualis», Vergleich-«nde Darstdllimg, AUgem. Theil, Bnd. Ill, S. 384.

* Vidal, C

PIUS

 de droit criminel, 1921, p. 186.

247

Никакого развития не нашло понятие эвентуального умысла и в англо-американском уголовном 
праве К
Советское уголовное право с исключительной быстротой разработало свою самостоятельную 
формулу эвентуального умысла. Она была дана уже в УК РСФСР 1922 г. В советской 
юридической литературе формула эвентуального умысла у разных авторов отличается 
незначительными особенностями. В учебнике Л. Пионтковского «Уголовное право РСФСР», 
изданном в 1924 г., было указано, что «для эвентуального умысла отношение субъекта 
преступления к предвиденному результату своих действий выражается в отсутствии 
непосредственного желания наступления предвиденных последствий, но тем не менее в 
сознательном допущении их наступления 

2

. С незначительными редакционными изменениями эта 

формула сохранилась в последующих изданиях этого же учебника и во всех четырех (1938, 1939, 
1943 и 1948 гг.) изданиях учебника Общей части уголовного права ВИЮН 

3

.

Близко к этому же определению и определение эвентуального умысла, данное А. Трайниным в 
1929 г. Для него эвентуальный умысел имеется в «тех случаях, когда лицо к преступному 
результату не стремится как к цели, когда, далее, у него нет уверенности в том, что этот 
преступный результат непременно наступит, но когда лицо, идя на преступление, готово 
допустить результат, если бы таковой и наступил» 

4

. Аналогичные определения эвентуального 

умысла содержатся и в учебниках для юридических школ. Ничем не отличается от 
господствующих в советской литературе определений эвентуального умысла и определение, 
данное А. Герцензоном 

5

.

В 1947 г. появилась первая в советской литературе статья, специально посвященная 
эвентуальному умыслу,— В. Лифшица. В. Лифшиц пришел к следующему определению  
эвентуального  умысла:    «Эвентуальный   умысел

1

  В учебнике На г г i s, Principles und Practice of the criminal law, 1934, нельзя  найти даже  указания  на  деление умысла 

на  прямой и эвентуальный; также и у др. английских авторов.

2

  А.   Пионтковский,    Уголовное   право   РСФСР,   Часть Общая, 1924 г., стр. 135.

'•* Уголовное право. Общая часть, 1948 г., стр. 342.

4

  А.   Трайнин,   Уголовное   право.   Часть   Общая,   1929   г., стр. 266.

5

  А. Герцензон, Уголовное право.  Часть  Общая, 1948 г., стр. 337.

248

есть предвидение субъектом возможности причинения его действиями преступных последствий 
при отсутствии желания этих последствий и расчета на какое-либо конкретное обстоятельство, 
достаточное, по мнению субъекта, для предотвращения этих последствий» '.
Советские криминалисты единодушны в положительной оценке введения в законодательство 
эвентуального умысла. Не может встретить поэтому сочувствия предпринятая В. Лифшицем 
попытка ликвидации эвентуального умысла. Попытка эта имеет к тому же чисто 
формалистический характер и крайне неубедительна 

2

.

В. Лифшиц считает, что, хотя понятие эвентуального умысла и не является теоретически 
неправильным, оно «неизбежно вызовет упрек в его практической бесполезности», если исходить 
из предлагаемого им общего определения умысла, охватывающего, по его мнению, также и 
случаи,   подводимые  ныне под  эвентуальный   умысел.
Вряд ли можно согласиться с аргументацией и с выводами Лифшица. Наивно было бы думать, что
вопрос о практической целесообразности сохранения в советском уголовном праве понятия 
эвентуального умысла решается в зависимости от удачи охвата прямого и эвентуального умысла в 
едином определении. Ведь если пойти по линии подобной «аргументации», то следовало бы 
признать практически бесполезным и сохранение неосторожности как самостоятельной формы 
вины, если бы кому-либо уда-

1

  В. Лифшиц, К вопросу об эвентуальном умысле, «Советское государство и право», 1947 г., № 7, стр. 42.

2

  По сведениям, сообщенным А. А. Герцензоном, в 1937— 1938 гг. при обсуждении  одного из вариантов  проекта 

Уголовного кодекса СССР,   составленного   Всесоюзным   институтом   юридических  паук, такая же попытка была 
предпринята одним из работников юстиции. А. А. Гсрцензон пишет:   «Надо   сказать, что ^его  доводы   не  убедили ни 
собрание,  ни комиссию. Возражавший исходил, во-первых, из того,  что  понятие   косвенного  умысла есть лишь 
немецкое изобретение.   Это  неверно.   Понятие   косвенного  умысла   известно  не только германским криминалистам, 
но и криминалистам  всех стран. Второе  конкретное   предложение — исключить   косвенный   умысел. Однако   
понятие  косвенного   умысла   несомненно   играет   в   социалистическом  праве  определенную  практическую роль, и 
указание что сами научные  работники  обычно  не  идут дальше   школьного примера   с  поджогом  здания,  в  котором 
находятся люди, неверно, ибо практика знает  понятие косвенного умысла по тягчайшим преступлениям. «Труды  
первой научной сессии  Всесоюзного института юридических наук,   27   января— 3   февраля   1939 г.», М.,   1940  г., 
стр. 150.
249

лось сконструировать такое определение вины, которое включало бы в себя Не только умысел, но 
и неосторожность. В. Лифшиц исходит из превратных взглядов на роль и значение определений, 
как бы искусно они ни были построены '.
В зависимости от совершенно иных соображений должен решаться вопрос о практической 
полезности или бесполезности сохранения эвентуального умысла. Эти соображения следует 
искать в интересах социалистического государства по организации эффективной борьбы с 
преступностью и в интересах социалистической законности, требующей дифференциации 
уголовной ответственности в зависимости и от разных форм вины. А эти интересы требуют, 
безусловно, сохранения понятия эвентуального умысла, в особенности по тягчайшим 
преступлениям — контрреволюционным и др. Отказаться от сохранения эвентуального умысла — 
значило бы обезоружить советское правосудие, отнять у него одно из мощных средств борьбы с 
врагами народа и другими тяжкими преступниками.
Можно притти, таким образом, к выводу, что попытки опорочить необходимость сохранения в 
советском уголовном праве понятия эвентуального умысла не могут быть признаны 
убедительными. Не отказ от понятия эвентуального умысла, а его изучение, анализ практики его 
применения советскими судами, дальнейшее развитие учения о нем — таковы задачи советских 
криминалистов.

§ 2. Интеллектуальный и волевой моменты в косвенном умысле

Положение о том, что в содержании умысла всегда сочетаются интеллектуальный и волевой 
моменты, имеет силу и по отношению к эвентуальному умыслу. И в отношении эвентуального 
умысла необходима проанализировать отдельно интеллектуальный и волевой моменты, в нем 
заключающиеся. При совершении преступления с эвентуальным умыслом в психике виновного 
происходят определенные процессы и в сознании и в воле. Задача исследования заключается в 
том, чтобы эти процессы установить и проанализировать.

1

 В. Лифшиц, цит. статья, стр. 45.

250

А.   Сознание   при   косвенном   умысле
При анализе интеллектуального момента в психике виновного, совершающего преступление с 
эвентуальным умыслом, необходимо раздельно рассмотреть сознание его в отношении 
совершаемых им действий и других объективных обстоятельств (обстановка, время и место 
совершения преступления и др.), с одной стороны, в в отношении последствий его действий — с 
другой.
Как и при совершении преступления с прямым умыслом, в сознании лица, намеревающегося 
совершить преступление с эвентуальным умыслом, как правило {кроме случаев внезапно 
возникшего умысла), происходит известный более или менее" длительный процесс обдумывания, 
взвешивания, оценки отдельных благ, которые субъект получит от преступления, с одной 
стороны, и возможных неприятных последствий преступления — с другой. В результате этого 
процесса субъект или приходит к отрицательному решению, или к решимости совершить 
преступление.
Совершая преступление с эвентуальным умыслом, виновный сознает объективную реальность, 
сознает все совершаемое им, представляет себе фактические и юридические обстоятельства 
совершения преступления. Совершая поджог с целью мести, виновный сознает, что дом 
принадлежит его врагу, что он совершает действия, которые вызывают огонь, что огонь 
распространяется на поджигаемый дом, что поджог — это действие противоправное, что в доме 
находится ребенок и т. д. В то же время виновный сознает, что в результате его действий дом 
сгорит, что может сгореть или неизбежно сгорит и ребенок, что в случае обнаружения поджога 
виновный будет привлечен к ответственности как за поджог, так и за убийство ребенка. Он знает, 
далее, что ему после совершения преступления придется симулировать пожар от случайной 
причины или даже придется заведомо ложно обвинить кого-либо в поджоге и т. д.
При исследовании этих психических процессов, происходящих в сознании субъекта, 
совершающего преступление с эвентуальным умыслом, внимание исследователей проблемы вины 
привлекают следующие вопросы:
1. Совершающий преступление с эвентуальным умыслом  сознает,  что он может достигнуть  
желаемой  цели
251

лишь при условии совершения им таких действий, которые связаны или с возможностью или с 
неизбежностью наступления определенных ненужных ему (не волимых им) общественно-опасных
последствий. Характерным для эвентуального умысла является, что для виновного эти 
последствия нежелательны, что они являются для него не самоцелью, а лишь вероятным или 
неизбежным побочным результатом его действий (гибель людей, находившихся в подожженном 
доме).*В психике лица, совершающего преступление с эвентуальным умыслом, должно иметься 
сознание связи между желаемым им результатом (получение определенной суммы денег, 
удовлетворение чувства мести в отношении определенного лица и др.) и совершаемым им 
преступлением (поджог дома, ранение другого человека и т. д.). -
Желаемая цель, ради достижении которой совершается преступление, может быть не только 
преступной, но и непреступной (например, цель лица — пустить ракету для фейерверка; лицо 
сознает, что ракета может вызвать пожар, но тем не менее идет на это и пускает ракету). Учебник 
Общей части уголовного права ВИЮН правильно указывает, что «Эвентуальный умысел на 
совершение данного преступления имеет место в тех случаях, когда лицо преследует какие-либо 
другие преступные цели или когда оно, осуществляя какие-нибудь сами по себе непреступные 
намерения, вместе с тем сознательно допускает возможность наступления данного преступного 
результата»К Но в том и другом случае в психике виновного имеется сознание, что достижение 
желательного для него результата может наступить лишь при условии вероятности или 
неизбежности наступления нежелательных для него преступных результатов.
М. М. Исаев утверждает, что психическое состояние в виде эвентуального умысла «возможно и 
тогда, когда виновный и не преследует каких-либо иных преступных целей и когда преступные 
последствия его действий не являются «побочным» их продуктом» 

2

. Иными словами, по мнению 

М. Исаева, возможно положение, когда лицо

1

 Уголовное право. Общая часть, 1948 г., стр. 340. '

2

 М. М. Исае в, Вопросы уголовного права и уголовного процесса в 

Судебной практике Верховного суда СССР, 1948 г., стр. 61.
252

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..