максимально ограничить роль закона за счет усиления произвола суда как при определении
преступного, так и при назначении наказания.
Философскую базу для этого криминалисты — идеологи германского империализма искали у
реакционных философов-идеалистов: у Канта, у неокантианцев (так называемые фрейбургская и
марбургская школы).
Агностицизм Канта, его разрыв между явлениями и сознанием человека, разрыв между объектом и
субъектом, с одной стороны, и между сущим и должным — с другой, был тем ценен реакционным
философам и юристам империалистической Германии, что он открывал самые широкие
возможности для всевозможных субъективно-идеалистических концепций.
Для реакционных юристов особенно заманчивые перспективы открывала так называемая
фрейбургская школа-.
Как известно, фрейбургская школа в каждом суждении видит наличие одобрения или осуждения,
признания или непризнания, т. е. момент оценки. В оценке, в оценочных суждениях фрейбургская
школа усматривает основу для активного волевого практического характера человеческого
познания.
Если субъективный характер оценки сулил реакционным немецким криминалистам возможность
использования этого момента для оправдания судейского произвола, то учение Рикерта об
абсолютных ценностях — нормах, о «подлежащем отрицательной оценке суда» «упречном» или
«неодобрительном» поведении обвиняемого, о порицании того, что «деятель вел себя
определенным образом, в то время как он должен был и мог вести себя по-иному», и т. д. и т. п.,—
давали им в руки ряд абстрактных формул, как-то: «справедливость», «культура», «культурные
ценности» и т, д., под которыми фактически скрывались хищнические интересы немецкой
империалистической буржуазии.
Сами фрейбургцы, создавая свою систему абсолютных ценностей —норм, являющихся верховным
критерием истинности познания, не забывали и о праве. Они говорили о «ценностях руководящей
деятельности», т. е. о хозяйстве, праве и нравственности.
На этой философской базе, т. е. на базе реакционного неокантианства, в интересах немецкого
империа-
117