Уголовное преследование за одни только преступные мысли или за одну только преступную волю
сохранялось вплоть до падения феодализма. Марксу пришлось еще в 1843 г. бороться в Германии
с преследованием не за действия, а за мысли. По поводу запрещения «Лейп-цигской всеобщей
газеты» Маркс писал: «Никто не может быть заключен в тюрьму или лишен своих имущественных
или каких-либо других прав на основании его морального характера или его политических и
религиозных убеждений... Мы требуем неприкосновенности прав всякого бесчестного существа не
потому, что оно бесчестно, а постольку, поскольку его бесчестность не идет дальше его образа
мыслей, для которого не существует ни судов, ни кодекса. Мы таким образом противопоставляем
бесчестный образ мыслей, для которого не существует судилища, бесчестным деяниям, для
которых в случае их противозаконности существуют суды и уложение о наказаниях»
1
.
Таким образом, введение в уголовное право института вины повело в эпоху феодализма к
использованию этого института в классово-политических интересах господствующего класса,
оказалось направленным главным образом против народа и играло глубоко реакционную,
антинародную роль.
Появившаяся на исторической арене буржуазия не была заинтересована в феодальной юстиции с
ее произволом и бесправием, в частности, с произволом, основывавшемся на придании
решающего значения воле и помыслам обвиняемого.
Реакция против злоупотребления внутренней стороной преступления нашла выражение и в той
второстепенной роли, которую отводили вине криминалисты (наиболее типичные представители
доимпериалистической буржуазии) —представители так называемого классического направления,
и в том значении, которое они придавали объективной стороне преступления.
Для «классиков» специфично придание первенствующего значения самому преступному деянию и
его последствиям. В выдвижении на первый план объектив-
1 Маркс и Энгельс, Соч., т. I, стр. 300—301.
109