можна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю» ' (разрядка наша. —
В. У.).
Классики марксизма-ленинизма дали много примеров общественной оценки человеческого
поведения, показав при этом принципиальное различие в исходных положениях, которые служат
масштабом, критерием оценки. Так, например, Ленин в феврале 1918 г. писал: «Положим, Каляев,
чтобы убить тирана и изверга, достает револьвер у крайнего мерзавца, жулика, разбойника,
обещая ему за услугу принести хлеб, деньги, водку.
Можно осуждать Каляева за «сделку с разбойником» в целях приобретения орудия смерти?
Всякий здоровый человек скажет: нельзя. Ежели Каляеву негде было иначе достать револьвера и
ежели дело Каляева действительно честное (убийство тирана, а не убийство из-за грабежа), то
Каляева не порицать надо за такое приобретение револьвера, а одобрять.
Ну, а ежели один разбойник в целях совершения убийства из-за грабежа достает за деньги, за
водку, за хлеб револьвер у другого разбойника, то можно ли сравнивать (не говоря уже
отождествлять) этакую «сделку с разбойником» с Каляевской сделкой? .. Всякий здоровый
человек скажет: добыть куплей оружие у разбойника в целях разбойных есть гнусность и
мерзость, а купить оружие у такого же разбойника в целях справедливой борьбы с насильником,
есть вещь вполне законная»
1
.
Ленин неоднократно давал морально-политическую оценку различным преступным актам. Так, он
называл жуликов «паразитами»
2
, взятку —■ врагом. Ленин считал в отношении различных
преступлений необходимой публичную огласку, т. е. публичное осуждение
3
.
Товарищ Сталин дал образец отрицательной моральной оценки хищения социалистической
собственности: «Вор, расхищающий народное добро и подкапывающийся под интересы народного
хозяйства, есть тот же шпион и предатель, если не хуже»
4
. ,
1
Ленин, Соч., т. XXII, стр. 273—274.
2
Там же, стр. 164.
3
Ленинский сборник, VIII, стр. '535.
4
И. Сталин, Соч., т. 8, стр. 136.
93