ковский), что буржуазные криминалисты говорят об оценочной деятельности буржуазного суда.
Вопрос, прежде всего, в том, кто и с каких классовых позиций оценивает поведение подсудимого.
Это различие прекрасно показал А. Я. Вышинский. Он указывал, что было бы глубоко
неправильным выступать против субъективизма советского суда только потому, что в буржуазном
суде субъективизм реакционен. А. Я. Вышинский остро раскритиковал «объективистов»,
желающих вычеркнуть из советского уголовного процесса внутреннее судейское убеждение на
том основании, что буржуазия вложила в содержание внутреннего судейского убеждения чуждое
советскому уголовному процессу содержание. А. Я. Вышинский показал, что, вместо того чтобы
разоблачить фальшь и лицемерие буржуазии в этом вопросе, «наши объективисты ополчились
против теории внутреннего судейского убеждения из-за того содержания, которое буржуазия
вложила в эту теорию» '. Это полностью относится и к вопросу о вине.
Нетрудно убедиться в том, что оценочные теории вины в советской науке уголовного права ни с
точки зрения философского обоснования, ни с точки зрения политической ничего общего с
буржуазными реакционными неокантианскими оценочными теориями, как выше уже отмечалось,
не имеют.
Если философской базой оценочных теорий в буржуазном уголовном праве является кантианская
философия, а политической базой — реакция, являющаяся неизбежным признаком империализма,
то политической базой советских оценочных теорий являются интересы социалистического
государства в его борьбе со всеми действиями, мешающими выполнению задач по постепенному
переходу от социализма к коммунизму, а их философской базой — ленинско-ст&линское учение о
партийности в философии, во всякой науке и в практике социалистического строительства.
Нормативные неокантианские «теории» сводят «оценку» к совершенно произвольному,
независимому от доказанных фактических обстоятельств, т. е. от объективной
1
А. Я. Вышинский, «Проблемы уголовной политики», вып. IV, стр. 19.
85